Территория туманов и тайн

Территория туманов и тайнТерритория туманов и тайн. Именно так — «Страной тайн и загадок» — называли Крайний Север путешественники, в разное время побывавшие на суровых берегах «Молочного океана». В последние годы у нас много говорят о развитии туристической индустрии, вспоминают древнюю историю «земель полуночных», но чаще всего она, по каким-то причинам, ограничивается прошлым древнего Пустозерска: первым форпостом Российского государства, мятежным Протопопом Аввакумом и «ссыльными страдальцами», проведшими последние годы своей жизни в ямах, вырытых вдоль берегов Городецкого озера.

Но ведь история северного края имеет более глубокие корни. Здесь до сих пор «живы» памятники древнейших культур аборигенов этих мест. Это не просто места бывших культовых святилищ, сохранившиеся в ненецких географических названиях, но и сами объекты культуры древних самодийцев и сихиртя, которых судьба «соединила» на древних просторах наших таинственных и туманных тундр.

Куда бегут Сюрберта’’ и кто живет в озере мертвых?

Как ни странно, но многие из жителей нашего округа даже и не задумываются, употребляя в речи то или иное ненецкое название, что оно обозначает, какая древняя история с ними связана. А ведь это так интересно.

Например, на Канине есть большое количество удивительных мест, с каждым из которых связана отдельная легенда. Есть в Канинской тундре (в стороне Белого моря) в райне Сядэй седа (Болванской сопки) очень странное место, куда оленеводы опасаются подъезжать близко. Они с древних времен это место обходят стороной, потому что считают его опасным для живого человека. Называется это плато «СЮРБЕРТА’’».

На каменном выступе расположено около десятка камней с человеческий рост. Расставлены они кем-то в определенном порядке. Люди, проезжающие мимо этих статуй, всегда отмечают, что вокруг них сосредоточено густое облако тумана, а сами каменные исполины при появлении людей как будто бы начинают перебегать с места на место. Таким образом они отпугивают людей, не давая им приблизится к древнему святилищу.

Отсюда и произошло название этого (то ли природного, то ли рукотворного) комплекса: «СЮРБЕРТА’’» в переводе с ненецкого означает «БЕГАЮЩИЕ». Есть у него еще и другое название — СИРТИ’’. Ненцы считают, что эти камни прикрывают вход в таинственный мир исчезнувшего народа сихирти.

Еще одним из загадочных мест Канина можно назвать самый высокий горный хребет, издревле называемый в народе ПАРАВОДА’ ХАРАД, в переводе с ненецкого «ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ». Действительно, вершина этого горного хребта покрыта вечными нетающими льдами, и каждый раз, когда солнце поднимается над линией горизонта, оно начинает освещать эту ледяную шапку, и тогда вся гора сверкает золотом, как царский дворец.

В предгорьях священной горы находится Хальмер то — озеро мертвых, так переводится название загадочного водного объекта. Оно находится выше уровня тундры и, скорее всего, питается водами ледника и горных речек. Обычно, канинские ненцы кочевали мимо этих мест осенью. Так вот, с наступлением сумерек каждый день на протяжении многих веков со дна озера поднимается светящийся столб. Он имеет бледно-желтый цвет, а ненцы говорят, что зажигается этот загадочный огонь лишь с наступлением сумерек, когда в мире наступает время мертвых. Среди канинских ненцев живы две легенды, связанные со светящимся столбом Хальмер то.

По одной из них этот огонь идет из печи бога подземного мира — НГА, так он заманивает к себе живых, чтобы армия зла становилась еще больше и сильнее. Ведь по преданиям наших предков, умерший человек становился служителем сил зла в царстве НГА, по этой причине древние самодийцы никогда не посещали могилы своих усопших родственников. Да и могил-то, в понятии современного человека, раньше не было: были «тины» — деревянные ящики, которые оставлялись на поверхности земли вместе с личными вещами умершего. В эпосе говорилось, что нельзя было оставлять в чуме живых вещи усопшего, поскольку он обязательно за ними вернется да еще и за собой кого-нибудь уведет.

По второму преданию, светящийся столб на Хальмер то — это огонь трубы, идущей от очага, который растапливают люди сихиртя, ушедшие под землю и живущие там отдельно от всего мира. Говорят, что этих людей нередко встречают в тундре, иногда слышат их гортанные крики из-под земли, когда они ездят на своих упряжках. Рассказывают, что они очень бледные, кожа напоминает рыбью, настолько она бескровна и прозрачна. Иногда в голодные годы они даже поднимались наверх и тайком заходили в чумы.

Говорят, если ночью ты случайно услышишь стук ложек, кружек или рукомойника, скрип лат в чуме, не пугайся и не показывай виду, что ты услышал эти звуки. Сихиртя любопытны, они сами боятся людей, но если человек их напугает, заругается или крикнет громко, сирти могут крикнуть так, что человек может оглохнуть и даже лишиться рассудка. В одной из легенд сказано: «его голос немой, звучит только в моей голове, он похож на свист летящей стрелы — МУНГ, звенящей тетивы НЫН ИНЯ. Он разит тебя наповал, потому что вся сила СИРТИ в этом немом звуке, сшибающем с ног».

Загадочные туманы и «зеленые нетленницы»

Жителей тундры уже давно не удивляют загадочные туманы, перемещающиеся по тундровым просторам НАО. Они могут появиться когда угодно и где угодно и, главное, иметь различный окрас: от молочно белого, окружающего людей с такой плотностью, что в двух шагах человек не в состоянии чего-нибудь увидеть, до зеленоватых и желто-оранжевых. Молочные туманы имеют, фактически, осязаемую основу — они липкие и холодные и, что удивительно, способны поглощать звук человеческого голоса.

Первые упоминания о них появились в письменных документах еще в XVI-XVII веках, когда полярные тундры начали приходить представители других народов. Известный документалист Александр Рухлов писал об этом так: «Несколько столетий назад за Полярным кругом новгородец Строганов организовал на Новой Земле колонию по добыче морского зверя и пушнины. Сперва колония процветала, но потом внезапно все колонисты начали погибать один за другим. Чиновник Архангельского губернатора Клингстенд после общения с местными коренными жителями Новой Земли указал в качестве причины «смертоносный желтый туман»». В древних легендах северных народов говорится, что такой туман появляется на земле внезапно, если люди нарушают священные заповеди предков. Этот туман Тас СИНЕ состоит из душ людей, не принятых Полярной звездой. По рассказам очевидцев, он то распознается по огромным пространствам, то сжимается, гасит все звуки, не дает ничего разглядеть, сводит с ума, убивает на месте или навеки «заволакивает». Единственно, кого не коснулась беда — были аборигены этих мест, их туман не тронул, в то время, когда все «строгановские» погибли. Они приняли смерть поселенцев как должное наказание за их недобрые проступки и дела. Главное, они нарушили табу — начали искать в реках «зеленую нетленницу» — святыню этих мест.

На Руси издревле славился разноцветный жемчуг: белый, светло-голубой, красноватый и черный. Он использовался как для украшения икон, церковных нарядов и утвари, так и в различных вышивках, украшениях и парадных одеждах. Но он имел один недостаток — быстро терял блеск, угасал и крошился. Мифическая «зеленая нетленница» — особый жемчуг, вечный, неувядающий, немеркнущий. В древнем самодийском эпосе он назывался не иначе как «семсюга», возможно, это слово производное от жемчуга, а может это слово имеет и какие-то иные, более древние корни. Такие необычные свойства полярная жемчужина приобретает лишь в реках Крайнего Севера, получая свою силу от Полярной звезды. Северные шаманы говорили, что зеленая жемчужина сама выбирает себе хозяина и может, как осчастливить, так и навлечь на него беду.

По самодийским легендам, в скалах Новой Земли, Вайгача, горах Канина, Тимана и Полярного Урала есть глубокие пещеры с теплыми озерами, там когда-то жили, а может, и сейчас живут загадочные древние воины — САРАСУТЫ, выходящие на поверхность в виде тумана. Они, как и много веков назад, поклоняются Полярной звезде и собирают зеленые жемчужины, жестоко наказывая тех, кто на них посягает. Именно по этой причине пропали все строгановские зверобои, гласит древняя самодийская легенда.

2012: что покажет нам Илирта

Недалеко от Кии есть большая песчаная сопка, ее хорошо видно даже из Шойны.

Говорили, что «туманная гора» предупреждает о грядущих бедах и несчастьях, постоянно меняя свою форму. В лучах солнца она может предстать перед людьми то в виде креста, то в виде человеческого лица, то в виде оленеводческого стойбища, а перед Великой Отечественной вой-ной она несколько дней пугала жителей тундры и ближайших деревень, приподнявшись над землей в виде миража с четкими очертаниями гроба. Даже сегодня многие старожилы Канина вспоминают это жуткое явление и стараются как можно реже смотреть на Илирта хой, мало ли что еще эта таинственная гора может показать людям в канун 2012 года

О чем плачет УРЕР хой?

Ненецкое словосочетание Урер хой хорошо известно в России по названию города Уренгой. Но мало кто знает, что Урер хой есть не только на Ямале, но он есть и в тундрах НАО. С ненецкого название горы переводится как Гора рыданий, Гора слез.

Одни связывают их происхождение с легендарными сихиртя: мол, народ, ушедший под землю, все время рыдает в своих каменных жилищах о потерянной родине. Другие считают, что холмы образовались на местах древних кровопролитных сражений, во время которых гибли целые ненецкие семьи и исчезали самодийские рода. Курганы, которые стали Урер хой, доносят до нас слезы и голоса ушедших поколений.

Ходить по Урер хой нельзя — страшно. Даже наши современники, напичканные со школьных лет всякого рода атеистическими идеями, опасаются приближаться к ним. Говорят, стоит человеку подойти поближе к холмам, как из-под земли сначала начинают доноситься разговоры, а затем раздается плач. Иногда, это мне рассказывали женщины из Нельмина Носа, рядом с их Малоземельским Урер хой проступают очертания предметов: котелки, ножи или ножны, колокольчики и даже персти (нуда еся). Так обитатели Горы заманивают к себе новых людей: стоит заинтересоваться, приблизиться — и человек может пропасть навсегда. И еще, одной из обязательных составляющих этих курганов является наличие камней. Маленькие и большие камни располагаются рядом с Урер хой в определенном порядке. Я разговаривала с известной ненецкой художницей Ниной Валейской. Она рассказала мне, как однажды, еще ребенком, поехала с родными за ягодами и потерялась рядом с Малоземельским курганом.

— Я собирала морошку, — рассказывала Нина Васильевна, — иду, ягод много. Потом голову поднимаю, а рядом со мной полоса густого тумана и большой камень, место показалось совсем незнакомым. Решила повернуть назад, потому что стало как-то страшно: начала кричать, звать родных — в ответ тишина. Потом услышала какие-то голоса, как будто кто-то невдалеке переговаривается. Я еще пуще закричала: голоса стихли, и я осталась совсем одна. Сумерки очень быстро наступили, и я вспомнила совет своей мудрой бабушки, что в тундре в сумерках бесполезно искать вслепую дорогу домой, лучше переждать, а то неровен час, можно пропасть навсегда. Промучилась всю ночь, не помню, спала или бодрствовала от страха. К камню прислонилась, глаза закрыла — и будь, что будет.

Каково же было ее удивление, когда с лучами солнца она увидела, что упала фактически в 50 метрах от своих товарищей. Оказывается, они искали ее полночи, кричали, звали, но ни к ним, ни к самой Нине голоса живых не прорвались. Удивительно, но туман никогда не забирает детей, ведь по рассказам стариков они еще чисты, как белый снег, поэтому и в «армию каменных гуриев Урер хоя» попасть не могут.

Те таинственные места нашего округа, сохранившие через века историю наших предков, достойны того, чтобы навсегда быть вписанными в Красную книгу культовых мест древних самодийцев на территории НАО.

Автор — Ирина Ханзерова

Ссылка на источник — nvinder.ru от 18 августа 2011 г.