Династия Чжоу в Китае: культура и правление. Династия чжоу Народ Чжоу и основание династии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Социальная модель общества Династии Чжоу

Глава 2. Династия Чжоу

2.1. Укрепление и упадок центральной власти

2.2. Экономика и хозяйство

Заключение

Введение

Тема моей контрольной "Китай при династии Чжоу". Эта тема интересна для меня, и она актуальна на сегодняшний день (сейчас про Китай создают очень много худ. и познавательных док. фильмов). Цель моего исследования является увидеть Китай в совокупности при династии Чжоу.

Немного истории.

По прошествии длительного периода первобытного общества примерно в XXI в. до н. э. появилась первая в китайской истории династия -- Ся, при которой начал складываться рабовладельческий строй. На смену Ся пришла династия Шан, затем Западная Чжоу (продолжал развиваться рабовладельческий строй). Последовавшие далее эпохи Весны и Осени и Воюющих царств (или Восточная Чжоу) были периодом постепенной смены рабовладельческих отношений феодальными. В конце 3 в. в Китае возникла централизованная империя Цинь, её сменила империя Хань.

Китайские императоры (династия Чжоу).

1027-256 Династия Чжоу

1027-771 Западная Чжоу

770-256 Восточная Чжоу

1027-1025 У-ван

1024-1005 Чэн-ван

1004-967 Кан-ван

966-948 Чжао-ван

947-928 Му-ван

927-908 Гун-ван

907-898 И-ван

897-888 Сяо-ван

887-858 И-ван

857-842 Ли-ван

841-828 Гун-хэ (регентство)

827-782 Сюань-ван

781-771 Ю-ван

770-720 Пин-ван

С 1122 по 770 г. до н. э. китайская историческая традиция относит ко времени древнекитайского государства Западное Чжоу. В отличие от войн Шан-Иньской эпохи, носивших характер вооруженных набегов, походы чжоусцев с самого начала имели целью захват новых территорий, перекачивание из них рабочей силы. Показательно обращение к войскам перед битвой в Муэ чжоуского предводителя, ставшего затем первым западночжоуским монархом под именем У-вана ("Воинственного царя"): "Вперед, бравые воины! Не убивайте тех, кто сдастся, пусть потрудятся на наших западных полях!" ("Шуцзин"). Пафос великодержавности звучит в строфах раннечжоуской оды из "Книги песен" ("Шицзина"): "Широко кругом простирается небо вдали, но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя!"

китай династия чжоу

Глава 1. Социальная модель общества Династии Чжоу

Правители (ваны) династии Шан создали стройную систему управления, поддержали земледелие, что дало возможность иметь большое войско. Появление методов обработки бронзы (около 1500 г. до н.э.) способствовало быстрому развитию техники. В этот период на основе искусства мантических знаков жрецов-прорицателей начало создаваться китайское знаковое письмо. Крестьянство в древности поклонялось земледельческим божествам, например "Князю 3емли" и "Господину Просо". Для господствующих слоев общества царь был одновременно и верховным жрецом, так как считалось, что он непосредственно связан со своими божественными предками. Его власть основывалась не на происхождении, а на "божественном поручении" властвовать. Это представление о "божественной миссии", идущее от древнего обычая избрания предводителей, облегчило представителям племени чжоу свержение последнего правителя династии Шан (Инь).

В 1122 г. до н.э. чжоусцы захватили и уничтожили шан-иньскую столицу Аньян. После долгой борьбы была основана династия Чжоу. В доказательство своего "божественного права" на власть новая династия установила в противовес прежнему культу верховного первопредка Шан-ди новый государственный культ "Неба" (Тянь).

Вывод: огромную роль имела божественная база.

Глава 2. Династия Чжоу

После разгрома шан-иньского объединения (точная дата чжоуского завоевания не установлена). Ученые датируют это событие в диапазоне от 1137 до 911 г. до н.э. Столь же условна и хронология дальнейших событий государства Западное Чжоу до 841 г. до н.э. чжоусцы отправили часть "строптивых иньцев" на сооружение своей второй столицы г. Чэнчхоу (около Лояна, в Хэнани), где потом, видимо, использовали в качестве подневольных работников на городском строительстве и в царском хозяйстве. Тринадцать самых знатных иньских родов были порабощены и пожалованы ближайшим родичам У-вана.

Западное Чжоу по структуре представляло собой весьма рыхлое и этнически пестрое государственное образование, в котором местные владетели были обязаны данью и военной помощью верховному чжоускому правителю, но автономно управляли выделенными им областями. Территории, захваченные чжоусцами, либо отдавались в управление (го) членам правящего чжоуского дома, либо оставлялись в подчинении прежних правителей, поставленных под надзор "наблюдателей" чжоуского вана. Титул вон был унаследован верховными царями Чжоу от шанцев. Подвластных западному дому Чжоу местных владетелей (чжухоу) традиция исчисляет десятками и сотнями (есть даже версия Ван Чуна о 1973), 71 из их владений (го) было закреплено за членами Чжоуского царского рода. Участие каждого из хоу в завоевательных походах против шанцев документировалось специальной записью на отлитом в честь этого события ритуальном сосуде

В войне с китайцами считалось должным (хотя принцип этот нередко нарушался) не нападать не неподготовившегося к атаке противника, но в борьбе с варварами подобных правил если и придерживались, то очень редко. Для того чтобы победить, а иногда и полностью истребить то или иное племя, на него не только нападали тогда, когда оно менее всего этого ожидало, но и использовали всевозможные "хитрости". Однажды государство Цзинь отправило к реке Лэ чиновников в сопровождении конвоя с тем, чтобы совершить жертвоприношения реке. Стоявшее неподалеку племя жунов сохраняло полную безмятежность, пока цзиньская армия не обрушилась на них. Вождь племени бежал, а большая его часть попала в плен; один из чиновников чжоуского вана предвидел такой поворот событий и тоже расположил поблизости воинов, так что своя доля пленных досталась и правителю Чжоу. Через несколько лет группа людей, одетых, как торговцы рисом, остановилась на отдых перед воротами главного города одного из племен белых ди. Внезапно они раскрыли мешки, которые несли, выхватили оружие и взяли город. Как оказалось, это были воины царства Цзинь. Правителя увели в плен, а земли отдали в управление цзиньскому сановнику. В 590 г. до н. э. чжоуский ван заключил договор о мире с жунами. Но сразу же после этого его брат, рассчитывая на то, что жуны будут чувствовать себя в безопасности, повел армию в поход против одного из жунских племен. Но на этот раз он просчитался -- жуны одержали верх Так, китайцам порой удавалось лестью и красноречием одержать верх над теми, кого они ни за что не одолели бы на поле боя. Царство Лу, в котором родился Конфуций, считалось самым высококультурным из всех. В 482 г. до н. э. луский придворный -- знакомый Конфуция, хотя и не приходившийся ему родственником -- участвовал в споре с правителей царства У. Могущественное государство У, располагавшееся на юго-востоке, было "варварским". Оно делало только первые шаги на поприще дипломатических игр, Но уже стремилось к ведущей роли. Посланник царства Лу непреклонен В том, что его государство не смирится с тем ничтожным положением, которое У стремится ему приписать. И с помощью лести и казуистики ему удается отстоять свою точку зрения. Потом, однако, когда правитель У понимает, что его просто-напросто перехитрили, он приходит в ярость и отдает приказ бросить луского придворного в тюрьму, но в конце концов тому удалось вырваться на свободу. Китайцы вовсе не всегда одерживали победы в противостоянии с варварами. Набеги последних случались довольно часто и порой имели весьма разрушительные последствия. Так, в 660 г. до н. э. варвары-ди захватили столицу государства Вэй, чем поставили его на грань исчезновения. А в 649 г. до н. э. одно из жунских племен напало уже на столицу Чжоу; изгнать их удалось лишь через несколько месяцев. Южное царство Чу, прокладывая себе путь на север, аннексировала столько земель китайских государств, что последние не без оснований опасались -- дело может кончиться тем, что Чу сменит Чжоу у руля управления всей Поднебесной. В "Речах царств" приводится пространный диалог, предположительно имевший место между чэнским Хуань-гуном, занимавшим пост Управляющего работами при Ю-ване, и придворным Великим Секретарем. Записан он был, по крайней мере в том виде, в каком он дошел до нас, гораздо позднее западночжоуского времени. Тем не менее он интереcен в том плане, что дает нам доханьский анализ произошедших событий. Хуань-гун говорит Великому Секретарю, что власти Чжоу жить недолго и что он хотел бы знать, где можно было бы найти спасение. Великий Секретарь подхватывает, что некоторые наиболее сильные китайские государства утратили расположение к чжоускому дому, а многие варварские племена являют собой внушительную силу. И предсказывает, что Западная Чжоу падет от рук варваров. История конца Западной Чжоу, описанная в "Речах царств" и "Исторических записках", окрашена в мистические тона, но в ней вполне могут упоминаться и подлинные события. Если опустить преувеличения, то картина будет примерно такой. Ю-ван и правитель царства Шэнь стали заклятыми врагами. Вспомним, что Шэнь создавалось как "опора Чжоу" и "защитная стена" от варварских племен. Тем не менее правитель Шэнь объединился с двумя племенами варваров, напал на чжоуского вана и убил его. Наследник его был возведен на престол в восточной столице и оставлен под присмотром владетельных князей. Так закончилась эпоха Западной Чжоу.

2.1 Укрепление и упадок центральной власти

Эпоха правления династии Чжоу делится на два этапа. В этот период в Китае существовала вассальная система, которая постепенно ослабляла центральную власть. Между отдельными областями страны участились войны. В эпоху Западного Чжоу (1050-841 гг. до н.э.) земли были розданы во владение князьям - правителям областей, а те разделили их между своими вельможами. Сверх того, царь даровал князьям и воинов, так что некоторые окраинные области стали вскоре довольно могущественными.

Каждый из князей, численность которых достигала 1700, обычно владел укрепленным городом с прилегавшими землями. Несмотря на то, что существовали отработочные повинности, в Китае еще не было рабов. В 841 г. до н.э. несколько могущественных князей принудили царя Ли-вана (правил в 878-841 гг. до н.э.) покинуть столицу. Вероятно, в 771 г. до н.э. вассальная система распалась, власть перешла к князьям. Формально династия Чжоу еще продолжала править до 249 г. до н.э., но фактически ее власть распространялась на округу своей резиденции в Лояне (эпоха Восточного Чжоу). Время, наступившее после ослабления власти династии Чжоу (771-481 гг. до н.э.), Конфуций назвал периодом "Вёсен и Осеней". Из множества мелких княжеств образовалось 11 государств.

В VI в. до н.э. вместо прежнего обычного права внедряются новые государственно-правовые нормы. Свод законов Чжоу-ли юридически закрепил основу организации китайского общества. Царь возглавлял государство как посланник и сын Неба. Государством управляло дворянство на основании своего происхождения. Крестьяне находились в зависимом положении, жили патриархальными семьями и не допускались к общественным делам. Социальные, военные и правовые вопросы решали министры. Однако эта идеальная структура власти была далека от реальной: чаще князья правили неограниченно. Развитие торговли способствовало возникновению нового слоя - горожан, который хотя и не стоял высоко на общественной лестнице, но по своим жизненным стандартам был, вероятно, все же выше, чем аналогичный слой в античной Греции.

В дальнейшем, в эпоху "Воюющих царств" (481-221 гг. до н.э.), в ходе непрерывных войн образовались семь государств, которые и продолжили борьбу за верховную власть над всей страной. Долгое время ни одно из них не было достаточно сильным, чтобы подчинить все Срединное царство (как назывался Китай со времен династии Чжоу).

Хорошо организованная система орошения, высокие урожаи давали возможность правителям государств Китая содержать войска, иметь стратегические запасы и, следовательно, продолжать войны. Наконец, правители западного царства Цинь подчинили себе все окрестные государства. После битвы у Хань-Пиня (259 г. до н.э.) циньский князь Ин Чжэн (правил с 246 г. до н.э.) начал завоевание всего Китая. В 230 г. до н.э. этот "тигр из Чжэна" захватил царство Хань, в 228 г. до н.э.- царство Чжао, в 225 г. до н.э. - царство Вэй, в 223 г. до н.э. - царство Ци и в 222 г. до н.э. - царство Янь. Так Китай впервые объединился под властью одного правителя.

2.2 Экономика и хозяйство

В I тысячелетии до н. э. в Китае продолжалось дальнейшее развитие земледелия в древнем Китае. Значительные масштабы приобрело использование оросительных сооружений. Довольно широко было распространено рабство. Рабами становились не только пленники, но и несостоятельные должники из состава свободных общинников. Значительную роль играли организуемые государством общественные работы по расширению и поддержанию в порядке ирригационной системы и т. п. В социальной сфере произошли значительные изменения. Все большую роль стало играть сословие воинов - ши, за службу получавших право пользоваться трудом крестьян.

В середине I тысячелетия до н. э. (одновременно со Средиземноморьем) в Китае началось распространение железа. Это дало толчок дальнейшему расширению оросительной системы, увеличению посевных площадей. Улучшилась техника земледелия, игравшего уже ключевую роль в хозяйстве страны. Стали применяться органические удобрения, существенно повысилась урожайность, развивались ремесло и торговля. Гончарное дело продолжало традиции предшествующей эпохи. Высокого уровня мастерства достигли изготовители лаковых и бронзовых предметов, в том числе произведений искусства. Строились каменные здания высотой до девяти этажей. К этому же времени относится начало введения новой формы повинности - натурального налога с членов крестьянской общины, которая считалась коллективным владельцем обрабатываемой ею земли. Постепенно, правда, общины утратили статус собственников земли, и вся земля стала считаться владением вана.

Так как китайская история чжоуского периода еще недостаточно изучена, существуют определенные разногласия по вопросу о датировке начала развития феодальных отношений в Китае. Некоторые исторические школы относят начало этого процесса еще к периоду Западной Чжоу, другие -- к периоду Восточной Чжоу. Однако несомненно то, что уже вскоре после установления династии сначала на периферии, а затем и в центральных районах страны возросла власть местных правителей, а чжоуский ван, постепенно теряя реальную верховную власть, превращался едва ли не в номинальную фигуру. Примерно через два столетия после учреждения новой династии в государстве начались усобицы между региональными князьями, которые фактически поделили между собой не только административную, но и военную власть в отдельных частях Китая. К 8 в. до н. э. относится начало династии Восточной Чжоу, а также периода Чуньцю ("Весна и осень"), продлившегося до середины 5 в. до н. э. В другой традиции этот период именуется также Лего ("Разделенные царства").

В период Чуньцю Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, номинально подчинявшихся чжоускому вану, а фактически независимых. Фактически на китайской исторической арене в этот период остаются лишь семь почти полностью независимых от вана государств: Чу, Цинь, Чжао, Ци, Вэй, Янь и Хань. Эти царства, постоянно конфликтуя между собой, зачастую образовывали непрочные союзы, преследовавшие цель нанести максимальный ущерб общему противнику. Однако в течение долгого времени на территории Китая сохранялся известный баланс сил, и ни один из местных властителей не мог добиться принципиального преимущества над своими соперниками.

К концу периода, однако, царство Цинь, одно из наиболее крупных и экономически развитых, усилилось настолько, что смогло политическими и военными средствами объединить страну. Усилению Цинь в немалой степени содействовали реформы, проведенные в 358 - 348 до н. э. (существуют другие датировки) талантливым администратором и государственным деятелем Шан Яном. Было введено новое административно-территориальное деление, положено начало фактическому разрушению патриархальной семьи, разрешен свободный коммерческий оборот земли. Циньские правители свергли династию Чжоу, просуществовавшую почти тысячелетие, и положили начало новой династии -- Цинь.

Вывод: существенное технологическое, военное и экономическое превосходство империи Чжоу перед соседями.

Заключение

На смену эпохам династии Ся и Шан пришла эпоха Чжоу. Это третья эпоха китайской древности, начавшаяся в 1027 г. до н.э. В 256 г. до н.э. на смену Чжоу пришла династия Цинь. Эпоха Чжоу длилась 770 лет. Границей Чжоу служит перенесение в 771 г. до н.э. столицы шанов на восток, в г. Ло-и (нынешний Лоян). Первый период --- Ранняя (Западная Чжоу; ? в. --- 771 г. до н.э.) второй период --- Поздняя (Восточная Чжоу; 771 --- 256 гг. до н.э.) Восточная Чжоу делится на периоды Чуньцю и Чжаньго.

Западная Чжоу просуществовала с 1027 по 771 г. до н.э. и длилась 257 лет. После перенесения столицы в город Хао (в настоящее время северо-западный район г. Чаньань пров. Шаньси), первый западночжоуский монарх, сын Вэнь-вана (его звали Фа), вошедший в историю под именем У-вана, возглавил войска и в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана-правителя Чжоу Синя. Вскоре после победы над Шан У-ван умер, оставив правителем-регентом при малолетнем сыне Чэн-ване своего брата Чжоу-гуна. Именно Чжоу-гун успешно решил проблему закрепления власти чжоусцев. Он совершал походы с целью захвата новых территорий.

Список использованной литературы

1. Всемирная история в 24-х томах. - т. 15. - Минск, 1999

2. Зельдич Ю.В. Династия Чжоу.//Звезда.-1998,-№2.

3. Митрофанов П. История Древнего мира. Ч. I (С древнейших времен до 1972 г.) - С-Пб.

4. Новая история стран Европы.//Под ред. Е.Е.Юровской и И.М. Кривогуза. - М., 1997

5. Пристер Е. Краткая история Китая. - М., 1952

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ранние правители Чжоу. Политический строй и экономическая система государства. Особенности общественного развития. Период правления первых чжоуских правителей. Внутренняя структура вновь возникших царств и княжеств во многом копировала чжоуский центр.

    реферат , добавлен 22.12.2008

    Восточное Чжоу. Появление в Китае железа. Идейно-ментальная и социально-политическая трансформация в Чуньцю. Укрепление позиций наследственной клановой знати. Административно-экономические перемены. Проблемы ответа государства на вызовы модернизации.

    реферат , добавлен 22.12.2008

    Четыре периода истории Древнего Китая и характеристика династий, правящие в каждый из них: Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань. Общественный и государственный строй иньского правления. Характеристика периодов Западного, Восточного Чжоу и "воюющих царств".

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Экономическая, социальная и политическая обстановка в Китае в V-III вв. до н.э. Методы управления и реформы Шихуанди в империи Цинь. Предпосылки и причины быстрого падения династии. Роль правления династии Цинь в истории древнекитайского государства.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2011

    В середине 1 века к власти пришла военная группировка китайско-варварской знати Северо-Западного Китая, а его их военачальник Ян Цзянь был провозглашен императором новой династии, получившей название Суй. На смену ей пришла новая династия Тан.

    реферат , добавлен 23.12.2008

    Обстоятельства прихода Романовых к власти, смены поколений. Носители царственной фамилии Романовых, которые восходили на русский трон на протяжении трех столетий. Последние дни Романовых, продолжение династии после 1917 года, современники о династии.

    реферат , добавлен 22.11.2009

    Первая половина правления минской династии была отмечена энергичной внешней политикой, говорившая о том, что Китай утверждает себя центром мировой цивилизации. Также были попытки расширения влияния в регионах, которые не были сферой интересов страны.

    реферат , добавлен 25.12.2008

    Государственный строй империи Сун зиждился на политических устоях, унаследованных от прежней династии, и новая власть, стремившаяся упрочить свое положение, по традиции обращалась к истокам конфуцианства, придавая свою трактовку его первозданной мудрости.

    реферат , добавлен 25.12.2008

    Род Романовых - Юрьевых - Захарьиных - Кошкиных. Прекращение династии Рюриковичей. Князья Шуйские и российский трон. Земские соборы Русского государства. Боярские цари, самозванцы и оккупация. Восхождение на престол первого царя династии Романовых.

    реферат , добавлен 24.04.2013

    Политическое объединение страны при Цинь Ши хуанди. Древний Китай эпохи Хань. Империя старшей династии Хань. Эксплуатация земледельцев и формы присвоения в Древнем Китае. Главные реформы Ван Мана. Восстание "желтых повязок" и падение империи Хань.

Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122-742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770-403 гг. до н. э.), период «воюющих царств» (403-221 гг. до н. э.).

Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением Численности рабов, развитием крупного землевладения. Укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура.

Общественный строй. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия , к которой относились чжоуская наследственная и военная знать, часть иньской рабовладельческой аристократии, уцелевшая после покорения.

Собственником земли по-прежнему был царь (ван ). Он распоряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось крупное землевладение. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность, хотя формально во владении землей сохраняется зависимость от воли царя. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев на владение землей в право собственности на землю.

Большую роль в период Западного Чжоу продолжало играть общинное землепользовани е. Сохранилась упомянутая выше система «колодезных полей». В целом земледельцы (нунфу) влачили жалкое существование.

В самом низу общественной лестницы находились рабы , число которых увеличивалось за счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственных преступников, при этом возрастало число частных рабов. Рабский труд широко использовался в различных отраслях хозяйства.

Государственный строй .

Верховная власть находилась в руках наследственного царя (вана).

В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала большое количество чиновников, имеющих самую разнообразную компетенцию: чиновник, ведающий конюшнями вана, писец, начальник царского архива, хранитель царской сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом, и т. д.

Государственный аппарат складывался из приближенных личных слуг вана, а иногда и доверенных рабов. Высший сановник (сян) возглавлял государственный аппарат. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной . Высшие чиновники (дафу) делились на три разряда: старшие, средние, младшие.

Главными советниками царя являлись «три гуна»: «великий наставник», «великий учитель» и «великий покровитель» (из их числа назначался сян). Кроме того, значительную роль в государстве играли три управителя: один ведал культом, другой возглавлял ведомство общественных работ (в его ведении находились земельный фонд и ирригационная система), третий («великий начальник лошадей») управлял военным ведомством . Видную роль в Западном Чжоу играли жрецы и гадатели. Существовали должности верховного жреца и «великого гадателя».

Армия не была полностью постоянной. Она состояла из двух частей: небольших кадровых отрядов и ополчения, собираемого во время войны.

Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями .

Территория княжества делилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родо-племенного деления. Низшей административно-территориальной единицей являлась сельская община .

Неудачные войны с кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу, и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.

Период Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих родовых земельных владений, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю . Крупное землевладение образуется за счет не только пожалований за постоянную службу и особые заслуги, но и насильственных захватов.

Развитием крупного землевладения отмечен и следующий период в истории Китая - период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога : вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.

В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит победителем из борьбы с другими царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство.

Государство Цинь

Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна - сановника Циньского государства.

Была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. Распад общины ускорил реализацию закона о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу . Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли . Было перевооружено и реорганизовано войско , создано 18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Жизнь в государстве подчинялась общим правилам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу.

Главой государства был император (ху-анди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империей осуществлял разветвленный государственный аппарат, в состав которого входили десятки тысяч чиновников. Во главе аппарата управления стояли левый и правый ченсяны (министры). Заместителями ченсянов были секретари. К высшим государственным чиновникам относились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

После завоевания древнекитайских царств в империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна. Границы прежних царств были уничтожены. Огромную территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин (низшая административная единица). Во главе каждой области стояли два управителя - представители военной и гражданской власти , которые назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены императором. Старые аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Были введены очень суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия - Ханьская

Государство Хань

Основателем новой династии был сельский староста ЛюБан , один из руководителей восстания. В начале своего правления он осуществил ряд реформ , направленных на смягчение положения рабов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен поземельный налог и т. д.). Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения

В конце I в. до н. э. императором Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и земли у крупных собственников: никто не мог иметь земли больше 138 га, рабов должно было быть от 30 до 200 в зависимости от социального положения собственника.

Структура центрального и местного государственного аппарата осталась прежней. Стремления царской власти были направлены на централизацию страны. Этому способствовало новое административное деление Китая. Страна была поделена на 13 крупных округов, возглавляемых наместниками императора - окружными ревизорами, осуществлявшими контроль за местной администрацией. Увеличилось число областей, округов, уездов.

Во главе областей и уездов стояли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.

Более решительная попытка смягчить классовые противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.

Сущность реформ сводилась к следующему. Запрещалась купля-продажа земли , все земли были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван Ман не только не сделал попыток ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право государства владеть рабами. Численность государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии.

Все это способствовало сосредоточению всех источников доходов, в частности значительной части ссудных операций, в руках государства.

Ван Ман стремился к тому, чтобы создать сильную бюрократическую империю. Был увеличен государственный аппарат, установлена продажа должностей . Государственные служащие для занятия должности сдавали экзамен, причем они должны были в совершенстве знать учение Конфуция.. За нарушение «новых законов» были введены суровые наказания, и десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов.

Но реформы Ван Мана не дали желаемого результата. Они не ослабили, а, напротив, углубили, обострили классовые противоречия, привели к разрушению экономики страны. Доведенное до отчаяния население в 18 г. н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания «Краснобровых ». В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маномханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Существенные изменения произошли в государственном аппарате. Функции по управлению страной были разделены между пятью ведомствами, при императоре создан высший совещательный орган - императорский совет.

Во второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому политическому кризису. Хозяйственная система страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. Оно было подавлено ценой огромного напряжения сил - погибла значительная часть населения, опустели земли, были разрушены некоторые крупные города. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства.

Очередной виток цивилизационного развития Древнего Китая связан с эпохой династии Чжоу (XI в. 256 г. до н.э.). На реке Вэй, притоке Хуанхэ, к западу от Шанского протогосударства обитало воинственное племя чжоу. Создав мощный союз племен, чжоу на рубеже II-I тыс. до н.э. завоевали шанцев и утвердили свое господство в бассейне Желтой реки. Ключевые события произошли в период полувекового правления чжоуского правителя Вэнь-вана и его старшего сына У вана, который в 1027 г. до н.э. в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана Чжоу Синя, окончательно победив великий город Шан. На смену Шанской цивилизации приходит цивилизация эпохи Чжоу, в развитии которой традиционно выделяется два этапа Западное Чжоу (XI в. 771 г. до н.э.) и Восточной Чжоу (771 221 гг. до н.э.).

Западночжоуская цивилизация сформировалась на обширной территории от Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от Шеньси на севере до реки Янцзы на юге. Именно здесь было создано сравнительно большое государственное образование, политическое устройство которого в течение нескольких столетий определяло особенности цивилизационного развития этого региона.

После свержения власти Шан во главе нового государственного образования встали равные по статусу шанским правителям наследственные чжоуские правители. И хотя они приняли титул ван, который прежде принадлежал только правителю Шан, их власть не читалась легитимной. Потребность в идеологическом обосновании законности чжоуского вана завершилась оформлением учения о божественном происхождении царственности, т.н. теории Мандата Неба. Согласно ей легитимность правителя приобреталась покровительством бога Шанди, который жил на небе и олицетворял его. Но поскольку Шанди бог шанцев, а Небо не принадлежало никому, то поэтому именно оно делало легитимной власть того или иного правителя. Только добродетельный, мудрый и справедливый правитель мог получить от Неба Мандат на власть в Поднебесной, на управление всем тем, что находилось под властью Неба. Небо из места обитания обожествленных родовых предков династии Шан превратилось в абстрактный символ всего божественного.

Этический аспект взаимоотношений человека с предками и Небом отражало понятие дэ. Дэ как сакральную добродетель, харизму и благодать можно накапливать и утрачивать. Считалось, что если Небо удовлетворено правлением ванов, то оно никак себя не проявляет. Несчастья же были выражением неодобрения высших сил. Реакция Неба определялась особым отношением к шанским и чжоуским правителям. Утративших дэ шанских правителей Небо лишило власти, передав ее чжоуским правителям. Чжоуский ван был провозглашен Сыном Неба и Единственным земным воплощением его, наделенным магической силой дэ. Считалось, что Небо вручило ему землю и подданных, и поэтому он вправе властвовать над ними. Старший Сын Неба считался родоначальником Поднебесной, а все остальные правители, которые принадлежали к той же родовой фамилии, оказывали ему высшие почести.



Таким образом, в эпоху Западной Чжоу начала формироваться уникальная китайская государственность, которая выстраивалась не на религиозной, а на идеологической основе. Божественный характер власти вана внешне выражался в том, что даже высшие чиновники перед лицом правителя должны были совершать троекратный земной поклон. Древние легенды несли представление о сверхъестественном происхождении правителей, живущих в иной сфере, чем обычные люди. Идеология обоготворения власти правителей нашла выражение в культе предков вана, а также в пышных формах придворного этикета.

После завоевания Шан на протяжении первых 75 лет чжоуские правители пытались создать сильное централизованное государство. Первоначально их усилия были направлены на максимальное усвоение наследия шанцев, которых они переселили в район Лои. Здесь шанские мастера построили для чжоуских правителей новую столицу, которая стала местопребыванием многочисленной чжоуской администрации и главным военным центром, хотя ван со своим двором продолжал жить на западе, в районе родовых поселений чжоусцев.

Чжоусцы, используя опыт шанских чиновников, сумели наладить эффективную централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра. Вокруг вана выросла значительная группа титулованного аристократического чиновничества, занимавшего высшие должности в управлении государством. Было определено пять высших титулов гун, хоу, бо, цзы, нань. Высшими сановниками и ближайшими советниками вана считались трое гунов, которые стояли во главе трех важнейших ведомств. Один из них начальник множества управлял хозяйственной жизнью Чжоу (посевы, жатва, торговля, цены и порядок на рынках). Второй являлся начальником военного ведомства (военные наборы, военное обучение, снабжение войск, командование армией во время войны). Третий гун начальник общественных работ ведал земельным фондом и руководил водоснабжением государства. Выделение финансовых, военных и судебных ведомств и обособление должностей свидетельствуют об укреплении чжоуской государственности, которая, однако, для такой обширной территории была недостаточно прочна и стабильна. Само Западночжоуское государство не приобрело деспотической формы правления. Власть вана ограничивал сановный совет и чжоуская аристократия.

Надежды на создание централизованного государства разрушала и система наследственных уделов, которая впоследствии сыграла роковую роль в судьбе цивилизации Западного Чжоу. Государство Чжоу, кроме городов и областей, подчинявшихся лично вану и его наместникам, включало в себя огромную периферию, заселенную различными племенами. Эта территория не примыкала к резиденциям-столицам, но находилась под непосредственным политическим контролем чжоусцев. Она была поделена на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление родичам чжоуского дома, соратникам вана и крупным сановникам. Все они присягали на верность вану. Владельцы наделов, а число их составляло, чуть ли не более тысячи, обязаны были приносить дары чжоускому правителю, предоставлять в его распоряжение военную силу и регулярно бывать при дворе. В остальном они были вполне самостоятельны и даже могли передавать часть своих владений в управление подчиненным. Высшим должностным лицам при дворе вана поручалось следить за выполнением правителями этих полунезависимых областей их обязательств перед чжоуским домом. Был разработан специальный церемониал, который проходил в торжественной обстановке. Неправильное соблюдение этикета при поднесении даров означало неуважение и оскорбление династии. Впоследствии утвердилась тенденция сокращения числа уделов с их одновременным укрупнением и усилением. Постепенно они превращались в полунезависимые образования, чья зависимость от вана становилась все менее ощутимой.

Введение системы наделов сказалось и на социальной дифференциации чжоуского общества. Оно делилось на пять социальных групп. Во главе стоял правитель ван. Вторая группа состояла из представителей высшей аристократии чжухоу. Третья включала глав родоплеменных групп дафу, которые представляли население наследственного владения аристократии. Четвертая группа включала глав больших семей ши. Пятую, самую многочисленную, составляли простолюдины. Такое разделение было тесно связано и с системой общинного землепользования, на которую оказывало влияние родовое устройство Западного Чжоу.

Основу социальной системы и хозяйственной организации составляли, прежде всего, деревенские общины и общинная собственность на землю, с особой системой колодезных полей. Суть этой системы заключалась в том, что обрабатываемая земля делилась на 9 одинаковых участков, из которых один средний община обрабатывала сообща. Каждая семья обязана была трудиться на этих землях.

Относительно спокойная эпоха Западного Чжоу продлилась всего 340 лет, когда, сменяя один другого, правили 12 ванов. В бассейне реки Хуанхэ сложилась единая цивилизационная общность Чжунго (срединные государства). Сто родов собственно чжоуского населения, позаимствовав у шанцев культуру и пройдя через создание более совершенной государственности, к VIII в. до н.э. оказались перед катастрофой распада. По мере укрепления власти удельных правителей, усиливалось их стремление к независимости. Положение усугубляли вторжения в Западное Чжоу кочевых племен жунов. Не сумев выдержать напор племен, чжоусцы стали отступать со своих исконных земель. Ван перенес свою резиденцию в г. Лои, Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, и начался новый этап Китайской цивилизации эпоха Восточного Чжоу.

5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу

Когда распалось Западночжоуское государственное образование и чжоусцы, переселившись на восток, образовал в районе г. Лои небольшое царство, Китайская цивилизация вступила в новый этап своего развития, длившийся более 500 лет. С VIII по III вв. до н.э. в среднем течении Хуанхэ и на Великой Китайской равнине завершилось формирование этно-культурной общности хуася, почти все сферы жизни которых были охвачены важными преобразованиями. Традиционно эпоха Восточного Чжоу делится на два периода.

Первый период (770 481 гг. до н.э.) называется Чуньцю (Весны и осени), Ле го (Множество царств) или Пяти гегемонов. Для него характерно ослабление власти вана и усиление территориальных правителей. Более полутора сотен княжеств вели ожесточенную борьбу за господство, и в ходе этих междоусобных войн выделяется десяток наиболее значительных, в том числе и Восточное Чжоу. Сложился единый культурно-политический комплекс, получивший название срединные государства Чжунго. Этот термин и в настоящее время служит официальным названием Китая. Основу цивилизационного единства срединных государств составляли общее чжоуское происхождение этих государств и славная история династии Чжоу. В это же время возникло представление о превосходстве срединных государств над остальным обитаемым пространством миров варваров четырех стран света. В сознании древних китайцев (хуася) эти представления стали играть доминирующую роль.

Номинально в этот период продолжала господствовать династия Чжоу, фактически же значение этого дома с VIII в. до н.э. заметно падало. Восточное Чжоу превратилось в небольшое государство в районе города Лои и, занимая скромное место в политической жизни, продолжало почитаться главным образом как культовый центр Поднебесной. Сохраняя престиж и сакральную святость, ван по-прежнему именовался Сыном Неба и этот титул носили только представители династии Чжоу. Правители других государств, входящих в Чжунго, считались подчиненными правителями чжухоу.

Период Чуньцю ознаменован упадком власти вана и борьбой за гегемонию между наиболее влиятельными царствами. Самые могущественные государственные образования, правители которых претендовали на единоличное господство над всей Поднебесной, провозглашали себя гегемонами. Формально гегемоны признавали главенство правителя Чжоу вана, считая его воплощением божественной власти, представителем Неба на земле. Но фактически реальная власть целиком находилась в их руках. Традиция выделяет особый отрезок в истории Восточного Чжоу время владычества Пяти гегемонов. Это были царства Ци, Цинь, Чу, У, Юэ. В обстановке постоянной междоусобной борьбы отдельные царства создавали совместные союзы ради порядка в стране и ради защиты от внешних нападений. Их девиз Почитание вана и отпор варварам. Однако эти коалиции носили временный и непрочный характер. Пять гегемонов, стремившихся к преобладанию, с трудом удерживали равновесие сил. Число пять к тому же имело не буквальный, а, скорее, метафизический смысл соперничавшие правители олицетворяли влияние на судьбу государства пяти природных стихий. Царства-гегемоны были решающей силой, влиявшей на судьбы остальных царств Поднебесной.

Войны, распри и соперничество между отдельными царствами сопровождались борьбой аристократических кланов внутри каждого из царств. Политическая жизнь эпохи Чуньцю насыщена конфликтами, интригами и постоянной внутренней борьбой. В значительной мере тому способствовала и сложившаяся к этому времени многоступенчатая иерархическая социально-политическая структура.

Вершину иерархической лестницы занимал глава Поднебесной ван. Ему подчинялись правители царств, которые, раздавая уделы своим родственникам и сподвижникам. Сформировали всесильные кланы наследственных властителей. Кланы возглавляли титулованные аристократы цины. Между удельными аристократами-цинами шла постоянная борьба за высокое положение и влияние. Эту же ступень иерархической лестницы занимали дафу т.н. древнекитайские рыцари, которые не имели владений и жили за счет службы. Следующее звено состояло из тех, у кого не было ни титула, ни должности, но кто имел неплохое образование и связи. Здесь могли быть и выходцы из низов, сделавшие успешную карьеру. Эта прослойка верных и преданных правителю людей называлась ши. Дафу и ши жили по законам и нормам аристократической чести, суть которых сводилась к строгому соблюдению иерархии, учету степени кланового родства, преданности своему господину и строгому следованию принятых норм поведения в соответствии с занимаемым статусом. Дафу и ши своеобразный слой китайских дворян. Они играли решающую роль в усилении власти правителей.

Место у основания социальной лестницы принадлежало простому народу крестьянам, ремесленникам и торговцам, а также слугам и рабам. В условиях политической нестабильности от этой массы простых людей многое зависело. В период Чуньцю оформилось представление, что Поднебесная это страна для всех, где правящие верхи и простой народ составляют единую большую семью, в которой каждый имеет свое дело и свои обязанности. Подобный взгляд на социум постоянно напоминал о неразрывной связи верхов и низов как части единого живого организма. Такое представление, действуя ненавязчиво, предотвращало образование в Китае замкнутых сословий, помогало и давало шанс продвижения умному, амбициозному и способному человеку.

Время Чуньцю знаменательно обогащением потомственной знати. Стремлением к роскоши в быту и погребальном обряде. В питании преобладали растительные, мясные и рыбные блюда при полном отсутствии молочных продуктов. Пищу брали руками, а палочки для еды появились значительно позже. Одежда хуася состояла из нескольких слоев юбок и халата. Лишь в IV в. до н.э. у северных кочевников были заимствованы штаны.

Заканчивалась эпоха Чуньцю и в развитии Китайской цивилизации наступило время серьезных политических и духовных перемен.

Второй период Эпохи Восточного Чжоу Чжаньго или Предимперский (481/403 221 гг. до н.э.) сопровождался идейно-ментальной и социально-политической трансформацией Китайской цивилизации. На 500 лет позже других древних цивилизаций китайцы подошли к железному веку, расставаясь с бронзовым. Широкое освоение техники обработки железа преобразовало ландшафт, сделало возможным массовое освоение новых земель, привело к серьезным сдвигам в развитии ремесла и земледелия. С освоением техники литья появился плуг с железным лемехом, который давал возможность делать более глубокую вспашку земли. Что значительно увеличивало урожаи.

Железная лопата облегчала строительство больших каналов, плотин и дамб. Начиная с V в. до н.э. развернулись крупные дренажные и оросительные работы. Создавались обширные водохранилища. Пропускная способность водных путей регулировалась шлюзами. В бассейне Хуанхэ и верхней Янцзы началось расширение обрабатываемых земель и более интенсивное их использование. Развитие культуры поливного земледелия стало важнейшим фактором прогресса Китайской цивилизации.

Основные залежи железа находились на севере, на территории царств Чжао, Хань, Янь и Ци. Его добыча и умение обрабатывать стимулировали быстрый подъем ремесел шелкоткацкого, керамического, деревообделочного, лакового, металлургического, кораблестроительного.

Ремесло и торговля стали чрезвычайно прибыльными занятиями. В городах, бывших раньше лишь административными центрами. Появились открытые рынки. Впервые металлические монеты получили признание как всеобщий эквивалент при обмене. Они имели различную форму квадрата, ножей, мечей и лопат. Отливались и круглые деньги с квадратным отверстием посередине. Между царствами были установлены таможенные границы. Появление денег и денежного обращения привело к развитию ростовщичества. В некоторых царствах уже официально разрешалась купля-продажа земли и создавались крупные частные хозяйства, ориентированные на рынок. Именно в этот период сложилась концепция, признававшая землю единственным источником богатства.

В ходе этих преобразований начала формироваться новая знать, которую в основном составляли выскочки из низов. Этот торговый люд, не имевший ни родового происхождения, ни титулов, приобретал все больший вес в обществе, теснил наследственную аристократию. Новая знать покупала должности чиновников и, получив доступ в государственный аппарат, добивалась проведения реформ для укрепления своего положения и развития частной торговли.

Чжаньго это почти два столетия заключительного этапа правления Чжоуской династии, наполненные активной борьбой между отдельными царствами за господство в Поднебесной. Отсюда и другое название этого периода Борющиеся царства. В ходе ожесточенного соперничества от почти двухсот государственных образований осталось менее трех десятков, среди которых выделились семь могущественнейших Хань, Вэй, Чжао, Цй, Чу, Янь, Цинь. Централизованные формы правления, профессиональная бюрократия, введенная государством система налогов разрушали отношения, основанные на родоплеменных связях, традициях и обычаях.

В борьбе за власть и в поисках разрешения сложившихся между отдельными царствами противоречий рождался новый мир, формировалась ментальность людей Китайской цивилизации. Напряженная интеллектуальная жизнь Восточного Чжоу с широкой и открытой борьбой идей сформировала систему социальных, этических и духовных ценностей. Создала определенную модель государства, претендующую на универсальность. По сути, в эпоху соперничества ста школ обозначились основные тенденции внутренней трансформации Китайской цивилизации. Искали ответы на вопросы: как объединить страну, как сохранить мир, каким должно быть государство, какими качествами должен обладать человек для укрепления и процветания страны. Свои ответы на эти вопросы давали конфуцианство, даосизм, легизм, последователи учений о инь и янь, о Пяти началах, моисты и представители других направлений общественной мысли рационально-прагматичных эпох Чуньцю и Чжаньго.

Наиболее важную для Китайской цивилизации систему взглядов и решения острых проблем предложила школа книжников, возникшая на рубеже VI-V вв. до н.э. Ее родоначальник Конфуций (Кунцзы) (551 479 гг. до н.э.) создал этико-политическое учение о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственности и соблюдении ритуала (правил поведения). Атмосфере морального упадка своего времени Конфуций противопоставлял идеал благородного мужа, бескорыстного рыцаря безупречной морали, готового на все во имя истины, обладающего такими нравственными достоинствами как человечность, сознание долга, умение соблюсти ритуал, глубоко почитающего мудрость старших и способность совершенствовать знание. Конфуций не ставил знатность и богатство выше всего. Главным он считал нравственное достоинство, достигаемое благодаря собственным усилиям. Тех, кто не стремился к такому идеалу, он относил к роду людей недостойных.

Конфуций предлагал начать моральное совершенствование с самого себя, наладить должные отношения в семье, а затем и в государстве, которое, по его мнению, та же семья, только большая. По убеждению Конфуция, от правителей следует требовать высшей степени нравственного совершенства, которое в сочетании с разумным управлением позволит создать этически безупречное и социально гармоничное общество.

Конфуцианство, как называли школу книжников, требовало строгой дисциплины и социально-иерархического подчинения. Утверждалось, что структура мира и общества вечна и неизменна, и каждый человек должен знать свое место. Сюньцзы, один из учеников Конфуция, утверждал: Естественно. Что один знатен, другой низок Правитель должен быть правителем, отец отцом, сын сыном, старший брат старшим, младший брат младшим. Земледелец должен быть земледельцем, служилый служилым, ремесленник ремесленником. Торговец торговцем разделение обязанностей источник великой пользы для Поднебесной.

Предопределенное свыше разделение общества выступало основой высоконравственного правления. Считалось, что мудрое правление создает гармонию между Небом, Землей и людьми. Оно осуществлялось путем соблюдения ли Этикета, Ритуала, Обрядности и Церемонии. Как для человека, так и для общества наличие ли обязательно. Только с ли человек достоин звания человека. Учение о ли определяло объем прав и привилегий для каждого. Соблюдение пяти принципов или пяти установлений (у цзяо) способствовало сохранению патриархального уклада. Пять установлений это отцовские и сыновние родственные чувства, исполнение долга государем и подданными, распределение обязанностей между мужем и женой, уважение младших к старшим, искренность среди друзей. Конфуцианство ориентировало человека на прошлое, придавая огромное значение культу предков, посмертная слава которых сулила возвышение их потомкам.

Конфуцианство, оправдывавшее социальное неравенство и напоминавшее об обязанностях человека перед государством, подверглось резкой критике и осмеянию в даосизме. Даосизм как система воззрений возник в VI в. до н.э. и его возникновение связано с именем Лао-цзы. Если конфуцианство, помня о Небе, устремляло все помыслы на Землю, то даосизм, помня о Земле, устремлял все помыслы на Небо. Главная идея даосизма это учение о Великом Абсолюте дао (путь). Дао понимается как изначальный принцип, основа и источник всего сущего, всеобщий закон развития природы, мать всех вещей. Даосизм утверждал, что Вселенной, природой и человеком управляет некая божественная сила, направляющая жизнь человека в нужное русло, и ему остается лишь соблюдать определенный космический порядок, жить согласно дао. При этом, прежде всего, имеются в виду простота, скромность и естественность.

Один из важных принципов даосизма недеяние как высшее мастерство жизни, т.е. умение в соответствии с ходом вещей наладить жизнь таким образом, чтобы все шло естественным путем без вмешательства человека. Если человек отступал от дао, то нарушалась природная гармония, что вело к конфликту души и тела и возбуждению ненужных страстей. Как идеология даосизм выражал неприятие расколотого общества Чжаньго, осуждал угнетение простого народа богатыми и знатными, провозглашал утопический идеал возврата к первобытной простоте и равенству.

Почти одновременно с конфуцианством и даосизмом сформировался легизм (фа цзя). Настаивая на необходимости объединения Поднебесной, легисты предлагали свою теорию политического и государственного устройства, выдвинув идею фа (закона) как орудия государственного управления. Все легисты были министрами-реформаторами, которые полагали, что культ закона и дифференцированная система поощрений и наказаний будут способствовать укреплению государства и усилению личной власти правителя. По их мнению, законы это дао государства, в котором государь правит на основании закона. Стоя на позициях этатизма, усиления роли государства во всех областях жизни, легисты выступали за естественное разделение занятий и обязанностей. Сторонники сильного бюрократического государства, они требовали гласности закона: В государстве просвещенного правителя всех обучают закону.

Оригинальную систему взглядов представляло и учение моистов сторонников философа Мо Ди (ок. 480 ок. 390 гг. до н.э.). Выходец из среды бедных ремесленников, Мо Ди предлагал заменить аристократию, обладающую наследственной властью, и поручить государственное управление наиболее способным и деятельным людям. Высшей инстанцией, по учению моистов, являлось Небо, одинаково любящее все сущее и справедливо распределяющее награды и наказания между людьми. Люди, в свою очередь, должны следовать небесному образцу и относиться друг к другу равно с любовью, независимо от социального положения, которому конфуцианцы придавали такое значение. Моисты призывали всех старательно трудиться и быть бережливыми. Осуждая роскошь нарядов, отличавшую знатных, расточительность похорон и даже обрядовую музыку, они выступали не только против аристократов, но и против конфуцианцев, столь ценивших ритуал. Те, кто следовали учению Мо Ди, протестовали против захватнических, крайне разорительных войн, оправдывая оборонительные.

Противоречивая эпоха Восточного Чжоу завершила еще один цикл истории Китайской цивилизации, объединив страну, посеяв в человеке веру в судьбу, в благородного человека, проникнутого уважением к старшим, к предкам, к традиции, к владыке, к существующим правилам поведения.

Династия Чжоу

В XI в. до н. э. с запада на иньскую территорию пришли завоеватели, принадлежавшие к племени чжоу. От этого момента китайская историография начинает отсчет периода династии Чжоу. Чжоусцы по языку были близки к создателям иньской цивилизации и очень быстро освоили их культуру: бронзолитейное производство, иероглифическую письменность, использование легких боевых колесниц.

Древнекитайские мыслители сильно идеализировали порядки, сложившиеся при ранней династии Чжоу (XI–VIII вв. до н. э.). Они искали в глубокой древности такое государственное устройство, которое соответствовало бы их социально-политическим пристрастиям. Согласно их описаниям, при Чжоу установилась строгая система социальных рангов. Лишь один человек – чжоуский ван – имел высший ранг, и он передавал его по наследству старшему сыну. Формально вся земля в государстве (т. е. вся полнота власти в стране) принадлежала вану. Его младшие сыновья получали более низкий ранг знатности: они считались «правителями наследственных владений». Земля (и власть над подданными) распределялась между этими князьями. Лишь старшие сыновья князей наследовали ранг отца и связанные с ними привилегии, посты и доходы, а младшие опускались еще на ранг ниже, являясь руководителями крупных кланов (действовала одна и та же схема). За ними следовали главы больших патриархальных семейств. Наконец, к последнему рангу относились многочисленные простолюдины.

Принадлежность к тому или иному рангу знатности строжайшим образом регламентировала внешний быт человека и его семьи: одежду; размеры и убранство дома, формы взаимных приветствий между старшими и младшими по положению, даже количество деревьев, которые должны быть посажены на могиле.

В этом смысле чжоуские ранги были похожи на индийские касты, для которых одежда, еда, ритуальные церемонии тоже должны были точно соответствовать месту человека в социальной иерархии.

Однако принадлежность к рангу определялась не просто рождением в той или иной семье, а «генеалогическим родством». Потомки вана в младших линиях с каждым поколением опускались на ранг и в конечном счете становились простолюдинами, поскольку ниже уже никого не было. В идеале все государство представлялось китайцам огромной патриархальной семьей, главой и родоначальником которой был сам ван. Можно сомневаться, насколько точно эта информация передает социальную реальность. Но для идеологии и психологии китайцев отождествление порядков в семье и в государстве всегда было очень важным.

Чжоуское общество было строго аристократическим. Знать резко отделяла себя от народа, гордясь не только своим родословием, но и наследственными традициями, культурой, и попасть в этот социальный слой было весьма непросто. Ремесло и торговля считались обслуживающим трудом, и те, кто им занимался, причислялись к простолюдинам. Даже если человеку удавалось разбогатеть коммерческим путем, это никак не могло сказаться на его общественном положении, которое оставалось не престижным.

Простой народ был объединен в территориальные общины. Земля считалась находящейся в общем владении и подлежала регулярным переделам между семьями. Как правило, семьи эти были большими, т. е. взрослые сыновья оставались под патриархальной властью отца (а порой семейное имущество не делилось даже после его смерти).

Принципиальные изменения произошли уже в VIII в. до н. э., когда под давлением западных соседей столицу государства пришлось перенести на восток. Начался период династии Восточной Чжоу, продолжавшийся формально до III в. до н. э. Но фактически чжоуский ван уже с конца VIII в. до н. э. сохранял лишь номинальную власть над князьями. Поэтому даже древнекитайская историография называет конец VIII–VI в. до н. э. периодом «многоцарствия». Речь идет примерно о полутора сотнях крошечных самостоятельных или полусамостоятельных уделов.

Это время совпало со значительными переменами в экономике: в Восточной Азии начинается «железный век». При помощи железных орудий труда осваивались твердые почвы на Великой Китайской равнине, проводились широкие ирригационные работы. Население быстро росло и, видимо, уже тогда исчислялось миллионами человек. Происходила ассимиляция местных народностей, шел процесс становления единой древнекитайской культуры, китайского этноса.

Менялся и характер социальных отношений. Развивались городское ремесло и торговля между различными областями Китая, появилась монета. В древнекитайских государствах монеты имели своеобразную форму: в одних – бронзовой мотыги, в других – меча, в третьих – круглую с квадратным отверстием посередине (их было удобно носить связками). Часть представителей того слоя, который традиционно причислялся к простолюдинам, обогащалась, и, естественно, прежний социальный статус их уже не устраивал.

Общинные связи в деревне ослабевали, земельные наделы уже не перераспределялись, а передавались по наследству: появлялась частная собственность на землю, неизбежным следствием чего становилось расслоение земледельцев на богатых и бедных. Состоятельные люди не прочь были сделать и служебную карьеру, но система наследственных рангов знатности закрывала им путь наверх. Между тем обладание рангом знатности обеспечивало не только почет и привилегии (например, в характере наказаний за проступки), но и – самое главное – известный уровень доходов, поскольку давало власть и право сбора податей с определенной территории.

В результате бесконечных междоусобных войн некоторые знатные роды оскудевали и совсем сходили с исторической сцены. Зато появилась возможность отличиться новым людям. Но старая, аристократическая система занятия государственных должностей не позволяла талантливому и смелому человеку занять то место в государстве, которое ему принадлежало по праву.

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

6.6. Дальновидный военачальник Чжоу Яфу При ханьском императоре Цзине (157–141 до н. э.) семеро феодалов подняли восстание и напали на верного императору военачальника Чжоу Яфу (ум. 143 до н. э.); он вынужден был укрыться в городе. Когда войска восставших напали на юго-восточный

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Эпоха от 1066 до 1327 годов н. э. Нормандская династия, затем анжуйская династия. Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского правления и вся первая часть исторического периода 1066–1327 гг. - это правление нормандской династии (, с.357): от 1066 до 1153 (или 1154) годов.

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Из книги 100 великих монархов автора Рыжов Константин Владиславович

ЧЖОУ-СИНЬ Чжоу-синь был младшим сыном императора И из династии Шан, но в то время, как старшие братья были рождены от наложниц, его произвела на свет законная супруга государя. Поэтому в 1154 году до Р.Х. после смерти отца именно Чжоу-синь занял престол. По свидетельству всех

автора Коллектив авторов

ЗАПАДНАЯ ЧЖОУ (1027-771 гг. до н. э.) Правление династии Чжоу традиционно разделяется на два периода: Западная Чжоу (1027-771 гг. до н. э.), две столицы которой (Фэн и Хао) располагались в западной части Китая, близь совр. г. Сиань) и Восточная Чжоу (770–221 гг. до н. э.) - эпоха

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ЭПОХА ВОСТОЧНАЯ ЧЖОУ (771–256 гг. до н. э.) ПЕРИОД ЧУНЬ-ЦЮ Эпоха Восточной Чжоу, сменившая Западную Чжоу, традиционно делится на два различающихся подпериода. Название первого - Чунь-цю (букв. «Летопись “Вёсны и осени”») (771–476 гг. до н. э.) - восходит к названию хроники

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Мао и Чжоу - Китайцы нам все долги отдали. Они в свое время, сразу после войны, нам вернули металлами ценными за всю нашу помощь, они очень честные в этом отношении.- Как вам показался Мао Цзэдун?- Чаем поил. И разговаривал насчет того, что вот надо бы встретиться со

Из книги Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги История Древнего Востока автора Вигасин Алексей Алексеевич

Династия Чжоу В XI в. до н. э. с запада на иньскую территорию пришли завоеватели, принадлежавшие к племени чжоу. От этого момента китайская историография начинает отсчет периода династии Чжоу. Чжоусцы по языку были близки к создателям иньской цивилизации и очень быстро

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Западное Чжоу Период Западного Чжоу насчитывает четырнадцать царствований, включая правление «двух гунов» (гун хэ) после свержения одиннадцатого (считая от Вэнь-вана) правителя Ли-вана.В период Восточного Чжоу от Пин-вана (770–720 гг. до н. э.) и до Нань-вана (314–256 гг. до

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

3.7. КИТАЙ В ЭПОХИ ШАН И ЧЖОУ В настоящее время считается, что появление земледелия в Китае относится к V тысячелетию до н. э., и некоторые специалисты полагают, что оно появилось в результате постепенного расселения земледельцев с Ближнего Востока. Обширная долина Хуанхэ

автора

Начало Чжоу Одержав победу, У-ван повел себя на сторонний взгляд довольно странно. Первым делом он совершил обряд не в честь своих предков, а направился в главный храм захваченной столицы и почтил там предков династии Шан – шан-ди. Однако в этом был глубокий смысл: все

Из книги Китайская империя [От Сына Неба до Мао Цзэдуна] автора Дельнов Алексей Александрович

Западное Чжоу Следующий период, названный «Западное Чжоу», царство управлялось из прежнего центра Цзунчжоу, находившегося на исконных племенных чжоуских землях. Дальновидный политик Чжоу-гун хотел, чтобы в качестве столицы утвердился отстроенный им Ло-и – он

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Ю-ван (781-771) и конец Западного Чжоу Конец Западного Чжоу был обозначен, впрочем, не только влиянием процесса децентрализации и феодализации чжоуского государства, но и резким обострением взаимоотношений между Чжоу и окружавшими его варварскими племенами, с которыми шла

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Династия Шан-Инь. В соответствии с двумя независимыми источниками насчитывается 30 правителей династии Шан-Инь, однако даты их правления не совпадают. По данным одного из них, начало правления династии Шан-Инь приходится на 18 в. до н.э. и завершается в 12 в. до н.э. Другой источник указывает, соответственно, на начало 16 в. до н.э. и середину 11 в. до н.э.

После того как Ли – правитель государства Шан-Инь – сверг династию Ся и принял имя Тан, на первый план выдвинулись новые социальные факторы. Охотничьи племена Шан, по всей вероятности, пришли из северных районов Центрального Китая. Для них были характерны тотемизм и матриархальные отношения. В религии того периода главенствующую роль играл дух Земли. Земля («Она») определенно соотносилась с женским началом, представлялась в виде кобылицы и занимала более почетное место по сравнению с Небом, обозначавшим мужское начало.

Территория, подвластная Тану, охватывала значительную часть современного Китая. Центр ее располагался в Хэнани, на западе она включала по меньшей мере центральные и южные части современных провинций Шаньси и Шэньси, на юге занимала территорию провинции Хубэй до самой р.Янцзы, а может быть, и южнее. Наконец, на востоке она распространялась на южную часть провинции Хэбэй, бóльшую часть провинций Шаньдун и Аньхой и часть провинции Цзянсу. Управление столь обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям. Тан предоставил главам племен и местным феодальным владыкам неограниченные права в пределах владения каждого из них с условием, что они не станут выступать против центральной власти и через определенные промежутки времени будут являться ко двору с подарками, символизирующими преданность шанскому правителю.

История династии Шан-Инь подтверждена целой серией археологических данных. В конце 19 в. совершенно случайно, а затем в результате систематических раскопок были найдены гадальные кости. Предсказания по рисунку трещин, образующихся на кости в результате ее нагрева на огне, были типичными уже для культуры Луншань, однако в Шанский период эта практика применялась весьма широко. Помимо лопаточных костей различных млекопитающих, для данных целей использовался панцирь черепахи. В Шанский период на кости сначала писали вопрос, а затем – содержание полученного предсказания (иногда надпись ограничивалась только предсказанием).

Династия Чжоу. Племена чжоу, которые нанесли поражение Шанскому государству, создали свою империю не позднее последнего столетия шанского правления. Эта империя располагалась вдоль западных границ государства Шан. В антропологическом плане племена чжоу представляли собой западную разновидность прототюркского типа с возможной примесью прототибетских черт. Предки народов Чжоу оставили в наследство своим потомкам способ хозяйствования преимущественно скотоводческого типа. Однако за несколько поколений до захвата государства Шан они перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием в обстановке, которая предполагала проведение ирригационных работ.
Общественный строй государства Чжоу. На завоеванной территории Чжоу создали социальную структуру, которую часто определяют как чжоуский феодализм. Постепенно экономика, присущая обществу полукочевого типа, основу которой составляли охота и подсечно-огневое земледелие, была вытеснена системой оседлого земледелия. Строительство ирригационных сооружений потребовало усиления контроля над районами, обслуживаемыми гидротехническими системами. Постепенный рост поселений сопровождался усложнением социальной и административной структуры.

Феодалы в пределах своих владений располагали сравнительно широкой свободой действий, тогда как чиновничество при императорском дворе находилось под более строгим контролем. Чтобы занять достойное положение при дворе, чиновник должен был обладать значительными административными способностями, знаниями в области стратегии и дипломатического искусства, а потому талантливых чиновников вскоре стало не хватать. С самого начала чиновничий класс в значительной степени определял весь внешний облик двора и пути решения политических проблем.

Ниже феодальных князей и крупных чиновников в иерархической структуре находился класс «рыцарей», состоявший из представителей утратившей свои позиции знати и потомков бывших правящих группировок. Однако в эпоху Чжоу китайский рыцарь не мог позволить себе какой-либо самостоятельности или существовать за счет чужого богатства. Его уделом было оставаться на службе; представители этой группы составляли основу контингента воинов боевых колесниц в армии и занимали чиновничьи посты среднего и низшего уровня. Со временем слово «рыцарь» стало означать «ученый». Именно из этого слоя чиновничества выходили книжники, составители хроник и философы.

На нижней ступени социальной лестницы находился «народ», т.е. крестьяне. Помимо производства продуктов питания крестьянство занималось подсобными промыслами. Изготовление пеньки и различных волокон для выделки ткани было обычным делом в каждой семье. Сельскохозяйственные орудия и предметы домашнего обихода также изготавливались крестьянами и обменивались на другие товары на регулярно проводившихся ярмарках. Хотя производство предметов роскоши и торговля ими процветали и ранее, на период Чжоу, судя по немногим уцелевшим образцам, приходится расцвет этого ремесленного искусства.

Упадок могущества Чжоу. Степные народы, часть которых, возможно, имела то же происхождение, что и население Чжоу, постоянно совершали набеги на северо-западные районы. Меры по укреплению обороны, военные экспедиции и кампании ложились на плечи населения императорских владений более тяжелым бременем, чем на жителей других владений и поместий. Такая нагрузка на императорскую вотчину наряду с ослаблением уз личной преданности снизили прочность позиций императора в его отношениях с феодальными князьями. В поздний период правления династии Чжоу в документальных материалах все более частыми становятся упоминания о случаях отказа от выплаты дани. В период правления императора Юя (781–771 до н.э.) была предпринята попытка восстановить былое императорское величие строительством крупных ирригационных сооружений. Однако привлечение большого контингента населения на принудительные работы привело к ослаблению сил защитников пограничных рубежей. В результате западные варвары совершили набег на столицу (в долине р.Вэйхэ близ города Сиань) и убили императора.

Империя Чжоу не смогла оправиться от этого удара. Столицу страны пришлось перенести на восток, в Лоян, на территорию нынешней провинции Хэнань (поэтому более ранний период истории правящей династии Чжоу традиционно называется Западным Чжоу, а более поздний – Восточным Чжоу). В 771 до н.э. фактическое правление династии Чжоу завершилось, хотя формально она продолжала существовать до 256 до н.э.

Политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. После 771 до н.э. феодальные князья договорились между собой о разделе страны на несколько государств при сохранении номинального правления династии Чжоу. Со столицей на востоке и императорским наделом на западе этот главный экономический район Китая в течение многих лет не мог встать на ноги, а затем покорился государству Цинь, которое постепенно стало самым сильным среди многих государств, составлявших империю в позднейший период существования династии Чжоу.

Зарождение товарно-денежных отношений привело к трансформации всей экономической системы. Началось становление класса свободных торговцев и ремесленников, защищать права которых зачастую брались сами правители. Конечно, уровень экономического развития в разных районах Китая был неодинаков. В одних местах сохранялись традиционные порядки, в других выросла финансовая аристократия, вступившая в борьбу с феодалами за власть и собственные интересы.

Параллельно изменениям в экономике происходили и перемены в административной структуре. Феодальная система наделения властью постепенно заменялась более строгой системой административных назначений. Различные государства-княжества подразделялись теперь не на вотчинные владения, а на административные единицы разной площади. Эти административные единицы напрямую подчинялись центральному правительству, и все должности там чаще всего заполняли официально назначенные чиновники, а не вассалы.

Видимость национального единства в этот период поддерживалась съездами феодальных князей, на которых, по крайней мере в начальный период, по-прежнему председательствовал император династии Чжоу. На съездах обсуждались проблемы общегосударственного значения и принимались решения об организации карательных экспедиций. Самый влиятельный из феодальных князей занимал положение «главного князя», что признавалось и императором и прочими князьями. Однако между княжествами все чаще вспыхивали войны, в результате чего малые княжества поглощались более крупными. Государства, которые изначально не входили в состав китайской империи, например государство Цинь на западе (бывшая территория Западного Чжоу) и государства Чу и У в центральной части долины р.Янцзы, постепенно превратились в мощные агрессивные державы.

Из литературных памятников Западного Чжоу сохранились три произведения, позднее включенные в число конфуцианских канонов. Хотя, возможно, они «пострадали» от рук последующих издателей, в них все же ощущаются дух и традиции раннего периода эпохи Чжоу. Ицзин (Книга перемен ) – сборник предсказаний и наставлений, основанный на приверженности концепции, в соответствии с которой судьбы человека и общества определяются не капризами богов или велениями слепой судьбы, а системой, в которой вселенная и закономерности происходящих перемен составляют единое целое.

Шуцзин (Книга истории ), частично составленная в эпоху раннего Чжоу, включает речи императоров и других политических деятелей в определенные исторические моменты. Шицзин (Книга поэзии , или Книга песен ) – сборник гимнов, стихов и песен духовного и светского характера. В этот сборник включены оды и баллады, прославляющие великих героев, лирические произведения и песни.

Последние столетия эпохи правления династии Чжоу были самым плодотворным периодом развития китайской философии. Уже в 7 в. до н.э. на одном из конгрессов правителей феодальных княжеств было решено гарантировать ученым высокое социальное положение. Куда бы ученые ни приходили, они повсюду могли рассчитывать если не на политический пост, то как минимум на обеспеченную жизнь. Во взаимной борьбе научных течений эти ученые-администраторы стремились приспособить традиции к складывающейся новой политической и социальной обстановке либо пытались доказать неизбежное исчезновение той или иной традиции. Вместе с тем даже самые традиционные из этих течений отказались от веры в сверхъестественные силы и приверженности принципу феодальной зависимости.

Даосизм как философское учение, наиболее строго придерживающееся изложенных в Книге перемен традиций, основывался на концепции существования в природе вечного и неизменного начала. Концепция «дао» оказалась настолько сильной и влиятельной, что ее стали заимствовать и другие философские школы. Особенно интересной представляется школа т.н. легистов (законников), в учении которых принцип действия естественных законов был превращен в рациональный закон, из которого логически выводились правила руководства государством.



error: Контент защищен !!