Покорение неба Арктики — 2

Покорение неба Арктики — 2

К 70-летию открытия воздушных трасс в Ненецком округе.

События тех лет скрыты завесой времени. Что за нею? Как было все на самом деле, в деталях и лицах? Приподнять этот «занавес за краешек» можно, заглянув в фонды окружного архива. Благодаря сохранившимся документам мы можем увидеть целостную картину минувшего. Нужно только искать.

Скажу сразу, через несколько недель упорных поисков мне неожиданно повезло. Я даже не поверила своим глазам, когда в фондах окрисполкома увидела объемную докладную записку под названием «Развитие авиации Ненэцкого Окрисполкома и ее воздушные трассы». Чуть ниже справа приписка: «Составил пилот С. Клибанов». Вот это находка! Храбрый авиатор был еще и аналитиком, причем серьезным и вдумчивым! Выводы Самуила Яковлевича могут и сегодня представлять интерес для новичков-летчиков. Кроме того, они позволяют по-новому взглянуть на некоторые страницы истории края. Документ, который никогда не публиковался, можно считать профессиональным наследием авиаторов Ненецкого окрисполкома. Сегодня вы, уважаемые подписчики «Няръянки», первые его читатели.

Развитие авиации Ненэцкого Окрисполкома и ее воздушные трассы
Составил пилот С. Клибанов.

Ненэцкий национальный округ по своей величине может оставить позади многие Западно-Европейские государства. Наибольшая его протяженность с запада на восток девятьсот километров, и с севера на юг – триста километров. Но, являясь отдаленным на Крайнем Севере, до недавнего прошлого малоизученным, имеет скверные пути сообщения. Для того, чтобы попасть в гор. Няръян-Мар из Архангельска зимой, нужно потратить пятнадцать-двадцать суток, т.к. движение происходит по почтовым трактам на лошадях, по маршруту Архангельск – Лешуконское – Устьцильма – Няръян-Мар. Или из районного центра Пёши в Няръян-Мар – четыре-пять дней. Летом пароходное сообщение Архангельск – Няръян-Мар от трех до пяти суток. А для того, чтобы попасть из Пёши в Н-Мар, приходится пароходом добираться до Архангельска и оттуда – в Н-Мар, что в общей сложности занимает до десяти суток. Подобная же картина в сообщении других пунктов в Н-Мар: Хоседа-Хард, Индига и проч.

Дорог грунтовых, шоссейных и железных нет в округе, если не считать железную дорогу от Воркутинского рудника до р. Усы, имеющую только местное значение, длиной около шестидесяти километров. Сообщение с Варандеем, Каратаихой, Амдермой и островом Вайгач происходит зимой на оленях и собаках, а летом – водное, главным образом, судами Главного Управления Севморпути.

В связи с ростом округа, больших средств, отпущенных партией и правительством на его хозяйственное и культурное развитие, возник вопрос о введении быстрой транспортной связи для переброски партийных, советских и кооперативно-торговых работников на периферию и связи с краевым центром г. Архангельском.

В 1934 – 1935 гг. Ненэцким Окрисполкомом был приобретен самолет СП, которым заложен фундамент для развития Ненэцкой исполкомовской авиации… И лишь в декабре 1935 г. после приобретения второго самолета СП был совершен перелет пилотами Сущинским и Клибановым, при бортмеханике Катушенок и пассажирах: председателе Ненэцкого Окрисполкома т. Выучейском, председателе Окрплана т. Капачинском, по трассе Архангельск – Няръян-Мар к месту своего базирования. С этого момента можно считать, что ненэцкая авиация подошла вплотную к поставленной перед ней задачей.

До этого времени самолеты на территории округа полеты почти не совершали, если не считать полеты т. Фариха по маршруту Москва – Юшар, когда он пересек дважды Большеземельскую тундру и имел вынужденные посадки у р. Лаи и в районе р. Каратаихи. Конкретного эти полеты для округа ничего не дали. На Канинском полуострове у Шойны имеется авиабаза Главного Управления Севморпути, обслуживающая зверобойные промыслы, тоже и на острове Моржовец. Самолеты имеют узкое значение и летают исключительно в вышеуказанных районах для разведки морского зверя, полеты над тундрой они не совершают. Кроме того, периодические полеты проводят самолеты ГУСМП в районе Карского моря для ледовой разведки, проводки судов и связи с островами. Полеты на территории Ненэцкого округа ими тоже не совершались. Таким образом округ в целом надо было считать необлетанным и предполагаемые трассы открывать впервые.

Летный состав Ненэцкой авиации вплотную столкнулся с проблемами навигации в условиях тундры. Надлежащих карт не было. Имевшиеся карты масштабов 10 верст в дюйме и 25-й верстки определенно имели погрешности по словам людей, бывшим в округе, и вызывали сомнение. В дальнейшем это подтвердилось, причем имелись грубые ошибки, например, Колоколковская губа и реки в нее впадающие: р. Шапкина, Большеземельская тундра в целом, Малоземельская тундра и еще много разных мест. Имеются явные искажения в очертаниях и географических положениях ряда рек и озер. Кроме того, летный состав, не летавший над тундрой, должен был приобрести опыт самолетовождения над нею, ориентировки, т.к. наличие низменностей и возвышенностей, совершенно лишенных растительности, создавали иллюзию полета над облаками, бедность земных ориентиров заставляла руководствоваться большими
линейными ориентирами, как, например, р. Печора, морские берега, кромка леса у тундры, т.е. заведомо уклоняться от маршрута.

Автор — Людмила КОРЕПАНОВА
Материал незначительно сокращен.
(В материале сохранена орфография географических названий, принятая в то время)

Ссылка на источник — nvinder.ru от 15 декабря 2005 г.

Комментарии для сайта Cackle