Харасавей – новое направление в арктических перевозках

Харасавей – новое направление в арктических перевозках

На днях пресс-служба Росморречфлота сообщила, что по итогам 8 месяцев нынешнего по сравнению с прошлыми годами грузооборот в портах Арктического бассейна сократился на 8 процентов

При этом, объём перевалки сухих грузов составил 19,1 миллионов тонн (- 6,9 процента), наливных грузов – 44,5 миллионов тонн (- 9,6 процента).

Однако, можно смело утверждать, что снижение грузопотока в Арктике не коснулось поселка Харасавей, расположенного на западном берегу полуострова Ямал. Напомним, в марте нынешнего года начато освоение Харасавейского газоконденсатного месторождения. Специалисты «Газпрома» тогда объявили: запасы месторождения – два триллиона кубометров, этого хватит, чтобы вести здесь добычу газа в течение десяти лет.

Месторождение было открыто в далеком 1974 году, но планов о его разработке в обозримом будущем не было. О появлении вахтового поселка вблизи мыса Харасавей в стране узнали, когда впервые был применен способ выгрузки морского судна на ледовый причал. Тогда дизель-электроход «Павел Пономарев» доставил груз к берегам Ямала, выгрузил его на автотехнику прямо у борта судна. Экспериментальный рей показал – сроки доставки груза на необорудованный берег уменьшаются многократно.

Многие десятилетия подряд про Харасавей вспоминали лишь изредка: два – три раза в год отправляли туда транспорт или танкер, чтобы обеспечить поселок минимумом необходимым для жизни на Крайнем Севере. Тем не менее, поселок мало-помалу рос, а в узкой протоке, отделяющей полуостров от Шараповых кошек, был построен речной причал. Перевозки на Харасавей активизировались прошлой осенью, когда было решено соединить трубопроводом Харасавейское и Бабоненковское месторождения. Из Архангельска на Ямал были отправлены сразу три судна с грузом труб большого диаметра.

Затем наступило затишье, которое было нарушено в середине лета. Известно,  прежде, чем природные богатства взять из-под земли, необходимо обеспечить производство по добыче газа оборудованием, стройматериалами, техникой и механизмами. К берегам Ямала из Архангельска с генеральными грузами один за другим отправились суда серии «река – море», малая осадка которых позволяла подходить к причалу.

Статистика показывает, что за два месяца стивидорами грузовых районов Экономия и Бакарица отправлено на Харасавей 16 судов, общим объемом более 33 тысяч тонн. Кроме судов, приписанных к нашему порту, в этих перевозках участвуют теплоходы из Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Санкт-Петербурга. Сегодня отход в рейс в этом направлении запланирован сразу у трех архангельских сухогрузов – «Надежда» (ИП Константинов), «Беломорский-17» (Транс-НАО), «Пур-наволок» (Белфрахт).

Автор — Анатолий МАКАРЕНКОВ. Фото автора

Ссылка на источник — Правда Севера за 19.09.2020 г.