Краткое содержание пьеса в деревне. «Месяц в деревне», анализ пьесы Тургенева. Ислаева признается Алексею в своих чувствах

Пьесу «Студент» Тургенев задумал в 1848 году. Он тщательно работает над ней и в 1850 году отправляет Некрасову в Петербург. О скором выходе пьесы Тургенева уже объявили, и все ждали ее с нетерпением. Но цензура не допустила ее к печати. Лишь в 1855 году он смог напечатать комедию в «Современнике» под названием «Месяц в деревне».

Впервые пьеса была поставлена в 1872 году в Москве в Малом театре. В 1879 году - в Александровском театре. Роль Верочки исполнила М. Г. Савина, актрису настолько увлекла эта маленькая роль, что ее исполнением она поразила даже создателя комедии: «Неужели эту Верочку я написал?!» Тургенев был изумлен, увидев Верочку в исполнении Савиной. Пьеса прошла с огромным успехом и стала репертуарной.

Драма или комедия?

Пьесу «Месяц в деревне» Тургенев в подзаголовке назвал «комедия». Но по приметам жанра, по содержанию это, скорее, драма. Сам автор называл пьесу повестью в драматической форме. Многие критики также отмечали, что пьеса длинна и скучна, не постановочная, так как нет в ней драматической жилки. Замечали, что пьеса не совсем комедия, а, скорее, повесть в диалогах.

Несомненно, любовная коллизия, в которой оказались герои, напоминает, скорее, традиционный комедийный сюжет. Но Тургенева отличает редкое умение передать все душевные движения своих героев через их слова. Внимательный зритель увидит за ними переживания и мысли. Казалось бы, герой толкует о постороннем, а перед читателем раскрывается целая драма. Так проявляется душевное состояние и в реальной жизни. Именно в этом ценность произведения Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание пьесы приводится ниже.

Герои пьесы

Беляев Алексей Николаевич - студент-разночинец. Ему двадцать один год. Он еще молод и неопытен, но искренен, естественен и прост. По своей наивности он не замечает разыгравшейся любовной интриги вокруг его персоны.

Ракитин Михаил Александрович - дворянин, друг дома Ислаевых, собеседник Натальи Петровны. В тридцать лет он не имеет своей семьи, своей судьбы. Это особый тип «лишнего человека», «приживалы». Он честен, умен, интеллигентен, но по-своему несчастен.

Ислаев Аркадий Сергеич - тридцатишестилетний помещик и хозяин усадьбы, где происходят события. Сердечный, скромный и добрый, он предупредителен и нежен со своей супругой Натальей Петровной.

Наталья Петровна - двадцатидевятилетняя хозяйка дома, жена Ислаева. Умная, страстная женщина, она не может сдержать свои чувства к Беляеву. Любовь толкает ее на подлые поступки, заставляет врать и изворачиваться. Она делает несчастными других.

Остальные участники пьесы Тургенева «Месяц в деревне» (в кратком содержании их имена также упоминаются):

  • Верочка - семнадцатилетняя воспитанница Ислаевых. Она чиста и невинна. Коварное поведение Натальи Петровны вынуждает девушку согласиться на брак с Большинцовым.
  • Большинцов Афанасий Иванович - сорокавосьмилетний претендент в мужья Верочке. Неплохой кандидат для брака по расчету, но глупый и тяжелый человек.
  • Шпигельский Игнатий Ильич - сорокалетний доктор, который легко идет на компромисс со своей совестью ради выгоды.
  • Анна Семеновна Ислаева - мать Аркадия Сергеича.
  • Лизавета Богдановна - компаньонка Анны Семеновны.
  • Коля - десятилетний сын Натальи и Аркадия Ислаевых.
  • Шааф - немец-гувернер.
  • слуги - Матвей и Катя.

Новый учитель

В усадьбе Ислаевых происходит действие пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание и первое действие начинается с описания гостиной, где играют в карты Анна Семеновна, Лизавета Богдановна и гувернер Шааф. Наталья Петровна занята вышивкой, Ракитин читает ей «Графа Монте-Кристо». Вскоре невнимательная слушательница перебивает его и начинает разговор о новом учителе сына - студенте из Москвы, которого наняли на лето. В комнату вбегает Коля и с восторгом рассказывает, что учитель сделал ему лук и стрелы и обещает научить плавать. Следом за ним входит Беляев, приветствует всех присутствующих и уходит с Колей кормить лошадей.

Слуга Матвей докладывает о приезде доктора Шпигельского. Наталья Петровна жалуется ему на плохое настроение. Тот рассказывает о девице Вереницыной, которая не может сделать выбор между двумя избранниками. На что Наталья Петровна отвечает: «Можно любить и двоих». Анна Семеновна и Лизавета Богдановна выходят в сад. Ракитин утешает проигравшегося гувернера. Шпигельский говорит Ислаевой, что его знакомый хочет жениться на ее воспитаннице Вере. Наталья Петровна удивлена, поскольку считает семнадцатилетнюю девушку еще ребенком. На этом заканчивается первое действие комедии Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание второго действия описано ниже, где сцена разворачивается в саду Ислаевых.

Ракитин догадывается о чувствах Ислаевой

Служанка Катя занята сбором ягод. Матвей добивается от нее ответа на его предложение руки и сердца. Завидев Шаафа, идущего с удочкой, он уходит. Катя продолжает собирать малину, когда в сад выходят Беляев с Верой. Они садятся на скамейку и пытаются приделать хвост бумажному змею. Верочка спрашивает Алексея об учебе, о Москве и рассказывает о себе. Приходят Ракитин с Натальей Петровной, и Беляев с Верой уходят искать Колю.

Ислаева с Ракитиным присели на скамейку. Он пытается узнать у нее, почему она в последнее время раздражительная. Наталья Петровна злится и уходит. Михаил подозревает, что она увлеклась Увидел Беляева и завязал с ним разговор. Возвращается Ислаева, заметно расцветает при виде Беляева и уводит Алексея запускать бумажного змея. Ракитин мрачно бредет следом.

Шпигельский и Большинцов присоединяются к компании. Доктор говорит Михаилу, что им необходимо переговорить. На этом заканчивается второе действие пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание третьего акта начинается с беседы Ракитина с доктором. Действие происходит в гостиной.

Наталья Петровна узнает о любви Веры

Шпигельский просит Ракитина посодействовать в вопросе замужества Веры и признается, что за благополучный исход Большинцов обещал ему тройку лошадей. Завидев Наталью Петровну, выходящую из кабинета, доктор уходит. Ислаева начинает говорить о Беляеве, но Ракитин прерывает неприятный ему разговор и просит Наталью Петровну решить судьбу воспитанницы сейчас же. Он вызывает Веру и оставляет их беседовать. Ислаева прямо спрашивает девушку, согласна ли она выйти за Большинцова. Вере кажется нелепым это предложение, и она признается Ислаевой о своих чувствах к Алексею. Наталья Петровна не в силах скрыть свою ревность.

Входит встревоженный Ракитин, он уверен, что единственно правильный выход - отослать Беляева, тот должен уехать. Наталья Петровна плачет на плече Михаила, и в комнату входят Аркадий с Анной Семеновной. Ислаева убегает, а Ракитину устраивают допрос. Взволнованный Михаил обещает дать им ответ позже.

Ислаева заявляет Алексею, что вынуждена отказать ему от места по причине того, что ее воспитанница влюблена в него. Услышав в ответ, что тот считает Веру всего лишь ребенком, Ислаева говорит, что Алексей может не торопиться с отъездом. Они прощаются, и монологом Ислаевой заканчивается третье действие пьесы «Месяц в деревне» Ивана Тургенева. Краткое содержание четвертой части описано ниже. Действие происходит в сенях, в описании автор указал, что наступил вечер.

Ислаева признается Алексею в своих чувствах

Служанка Катя поджидает в сенях Алексея. Начинается дождь. В дом вбегают Шпигельский и Лизавета Богдановна. Катя прячется. Доктор предлагает Елизавете Богдановне выйти за него замуж. Дождь закончился, и они вернулись в сад. Появляется Алексей, и служанка приводит Веру. Девушка знает о предстоящем отъезде Беляева и пришла проститься. Он заверяет девушку, что с его отъездом не все решено.

Входит Наталья Петровна, и Вера начинает ее стыдить, что, открыв Алексею ее тайну, та совершила некрасивый поступок. Даже ревность это не оправдывает. Вера в слезах убегает. Беляев потрясен и одновременно смущен. Наталья Петровна признается ему в своих чувствах. Алексей совершенно растерян. Разговор прерывает Ракитин. Алексей, уверенный в том, что должен немедленно уехать, уходит. Входит Аркадий и видит, что жена наедине с Ракитиным и сильно взволнованна. Но вопросов не задает. Четвертое действие пьесы «Месяц в деревне» Тургенева заканчивается тем, что Ислаев беспечно берет Наталью Петровну под руку и приглашает всех пить чай.

Дом пустеет… Все уезжают…

Ислаев пытается работать, просматривает бумаги. Но мысли о Наталье и Михаиле не дают ему сосредоточиться. Он просит слугу пригласить к нему Михаила. Едва тот входит, Ислаев требует у него объяснений. Ракитин признается, что уже давно влюблен в его жену. Ислаев возмущен, но уверен в его порядочности. Ракитин заверяет Аркадия, что завтра же покинет их дом.

Михаил объявляет о своем отъезде, но Наталья Петровна холодна с ним. Ракитин уходит собирать вещи. Алексей выходит вслед за ним. Ислаева пытается просить у Верочки прощения. Но та не желает проявлять видимость благополучия. Шпигельский уговаривает Веру обратить внимание на Большинцова. К его удивлению, она не противится, так как в этом доме оставаться больше не может. Она соглашается на брак, и Шпигельский спешит получить свою тройку.

Приходит проститься Беляев и просит Веру передать Ислаевой прощальную записку, так как он немедленно отправляется в Москву. Как только Наталья Петровна появляется на пороге, Вера вручает ей послание. Ислаева глубоко потрясена: Алексей даже не пришел проститься. Супругу пытается утешить Аркадий, вполголоса ругая Ракитина. Он уверен, что она расстроена из-за Михаила. Вера уводит побледневшую Наталью Петровну.

Вбегают испуганные Анна Семеновна, Шааф, Лизавета Богдановна, Шпигельский и Коля. Им сообщили, что Наталье Петровне стало плохо. Аркадий уверяет их, что все в порядке. Коля ищет своего учителя, но Ракитин сообщает, что Алексей уезжает. Потрясенный Ислаев выходит их проводить, а Шпигельский берется их подвезти до города на новой тройке. Коля уходят с Шаафом на урок. Анна Семеновна вздыхает, что дом совсем пустеет. Лизавета Богдановна скромно говорит: «...и мне недолго здесь оставаться... и я уезжаю». Этими словами заканчивает Тургенев «Месяц в деревне». Содержание пьесы показывает, что все покидают этот дом.

Анализ произведения. Душевная драма или эгоизм?

Характеры тургеневских героев раскрываются не столько в действии, сколько в монологах и диалогах. Комедия «Месяц в деревне» не стала исключением. В первом действии перед читателем - гостиная Ислаевых. Ракитин читает книгу. Это все обыденный фон, но через него проступает истинная сущность происходящего. Наталье Петровне все не по душе, ее раздражает и то, что муж за все принимается с жаром, и то, что Ракитин с ней безоговорочно соглашается во всем.

Похоже, что ей ненавистна эта скучная гостиная, «кружево» умных разговоров, и хочется ей естественных чувств и искренних поступков. Поэтому ее потянуло к молодому студенту с «веселым, смелым взглядом». В разговоре с Ракитиным она подчеркивает, что Беляев на них нисколечко не похож, что он человек другого мира. Читатель уже готов поверить ей: что она женщина, рвущаяся на простор, на волю от умных, но апатичных собеседников.

Но тут появляется Шпигельский с историей о девице Вереницыной. И проницательный доктор на жалобы Ислаевой, что ей скучно, говорит: «Барыня вы моя, кто же вас рассмешит? Вам теперь не того нужно». Имея мужа, она четыре года удерживает возле себя Ракитина, теперь появился студент, смущающий ее покой. Отсюда учащенный пульс, нервы, желчь. Шпигельский прописывает ей капли, но на вопрос Анны Семеновны, здорова ли Наташа, отвечает: «Совершенно».

С его точки зрения, все любовные переживания Ислаевой - просто барская блажь. Он ее не одобряет, но не медлит воспользоваться в своих корыстных целях. Она отвергла предложение о замужестве Верочки, утверждая, что та совсем дитя. Но, гонимая ревностью, Ислаева возвращается к разговору о ее замужестве.

Наталья Петровна терзает Ракитина загадками, обращается к нему за помощью. Но в то же время не скрывает своего отношения к Беляеву. Это стремление захватить как можно больше внимания и привязанностей говорит не столько о ее чувствах, сколько об эгоизме. Слыша ее монолог о презрении к себе, обещание любить только мужа, о ревности, об угрызениях, читатель уже не верит в глубину ее переживаний. Именно этим умением Ивана Сергеевича и восхищались его современники. Как мастерски, в диалогах и монологах раскрывает драму в «Месяце в деревне» Тургенев.

Анализ произведения. Всеобщее бегство или осуждение?

Теперь не только Шпигельский видит в Ислаевой хищницу, но и Верочка, испытавшая на себе ее эгоизм. Разбитая судьба девушки не трогает Ислаеву, и если она и просит прощения у нее, то только для собственного спокойствия. Доверчивая Верочка в один день нравственно созрела. В день, когда была разрушена ее вера в людей, ее любовь. Ракитин, услышав, что Верочка и Беляев любят друг друга, восклицает: «Бедная женщина!» Самозабвенно преданный Ракитин искренне сочувствует Ислаевой. Но в конце концов ее эгоизм гонит и его из этого дома.

Жизнерадостный, искренний Беляев внес в дом струю свежего воздуха. Коля, не знавший настоящего детства, с первого же дня полюбил учителя. Настоящей радости жизни и искреннего общения не знала и Вера. Даже Ислаева, глядя на Алексея, поняла, что никогда не была молодой. Для Беляева Наталья Петровна была чем-то недосягаемым, «высшим существом». Он и не помышлял о сближении с ней. Тем не менее ее признание застало молодого человека врасплох: он надевает новый сюртук, вставляет в петлицу цветок. Он меняется, становится другим. И только насмешка Ракитина отрезвляет его.

Беляев принимает решение уехать. Перед отъездом говорит Верочке, что полюбил ее. Это их объединяет, это их общая моральная победа. Верочка тоже не желает больше оставаться здесь. Оскорбленный отношением Ислаевой Ракитин покидает дом. Давно озлобленный на бар Шпигельский заявляет, что его «присутствие здесь не требуется». Даже Лизавета Богдановна сообщает о своем скором отъезде. Ее последней фразой в «Месяце в деревне» как бы подчеркивает, что всеобщее бегство не что иное, как всеобщее осуждение. И только добряк Ислаев, скромный и сердечный, продолжает по-прежнему любить свою Наташу.

Когда в деревне появляется новое лицо - это считается событием. Однажды летом в богатое имение Ислаевых приехал новый домашний учитель.
С самого первого дня Алексея Николаевича полюбил его ученик Коля Ислаев, которому было десять лет. Учитель сделал лук ему, соорудил воздушного змея, а также он пообещал ему научить его плавать.


С новым учителем, также весело и легко семнадцатилетней Вере, которая является воспитанницей Ислаевых. Они смотреть плотину ходили, пытались белку поймать, очень долго гуляли. Служанка Катя тоже приметила молодого человека и даже переменила свое отношение к Матвею, который за ней ухаживал.
Что-то переменилось и в душе Натальи Петровны Ислаевой. Её Аркадий Сергеевич всегда занят, так как все время что-то строит, в порядок приводит. Наталье Петровне чужды хозяйственные заботы мужа. Также ей наскучили разговоры Ракитина, который является другом дома. У нее с ним отношения.


Ракитин беспокоится за Наталью Петровну, она всегда не в духе. Он подозревает, что у нее к нему изменилось отношение, а когда приходит Алексей Николаевич она оживляется. Это заметно даже Шпигельскому, который является уездным доктором, который приехал помочь Большинцову,чтобы Веру сосватать. Жениху сорок восемь лет, он далеко не умен, неуклюж, необразован. Наталья Петровна была очень удивлена такому предложению, так как Вера ещё достаточно молода. Но когда она увидела, что Вера шепчется с Беляевым, она вернулась к разговору о сватовстве.
Ракитин беспокоится о том, что не надоел ли он Наталье Петровне. Она поговорив с Беляевым, оживилась и на ее лице появилась веселость и живость. Она говорит о Беляеве то, что он на нее произвёл достаточно сильное впечатление.


Вера не желает выходить замуж за Большинцова. Вера признается в том, что ей нравится Беляев. В Наталье Петровне вспыхивает ревность. И она хочет Веру выдать за старика.
Ракитин считает, что нужно посоветовать учителю уехать. Приходит Ислаев. Он видит как жена оперлась на плечо Ракитина, и платок к глазам прижимает. Михаил Александрович говорит,что все объяснит позднее.
Наталья Петровна хочет сказать Беляеву о том, чтобы он уехал, а также разузнать еще и о том, что на самом дели нравится ли ему Вера. Поговорив с учителем она понимает, что он не любит Веру.
Мать Исаева, Анна Семеновна, тоже стала свидетельницей сцены, которая пробудила в ее сыне ревность. Об этом Лизавета Богдановна говорит Шпигельскому, но успокаивает и говорит о том, что Ракитин всегда был болтуном.


Благодаря случаю Беляев объясняется с Верой. Вере становится ясно, то, что он ее не любит. Вера понимает, что сама Наталья Петровна в учителя влюблена, вот именно поэтому она и хочет выдать Веру замуж за Большинцова. Беляев еще остаётся в доме. Вера понимает, что Алексей Николаевич, сам влюблен в Наталью Петровну. Об этом девушка рассказывает Наталье Петровне.
Ей становится стыдно. И она решает, что с Беляевым она встретится в последний раз. Она признается Беляеву в любви, а также говорит о том, что к Вере его ревновала.
Беляев не хочет уезжать, но Наталья Петровна настаивает на том, чтобы он уехал. Беляеву приходится уехать. Он уходит, но она неожиданно тихо говорит о том, чтобы он остался, и он обнимает ее, приходит Ракитин, чтобы узнать, о том, что Наталья Петровна насчёт Беляева решила. Она говорит, что пока ничего не решила. Ракитин увидел, как Беляев убежал.
Приходит Ислаев, и на его лице заметно удивление. Он хочет, чтобы Ракитин рассказал об их разговоре с Натальей Петровной. Исаев спрашивает Ракитина, о том, что любит ли он его жену. Ракитин хочет уехать. Приходит Беляев, и Михаил Александрович ракитин говорит ему, о своем решении.


В это время Наталья Петровна просит Веру ее простить и встает перед ней на колени. Девушке тяжело оставаться в этом доме. Девушка спрашивает у Шпигельского о том, что действительно ли Большинцов хороший человек. Доктор говорит, что хороший. Вера говорит о том, что выйдет за него замуж.
Беляев уходит и Вера видит сцену отчаяния Натальи Петровны о том, что он с ней даже не простился.
Вера старается успокоить Наталью Петровну.
Ислаев, застал жену в слезах. Он говорит Ракитину, что прежде чем сообщать ей о своем отъезде, нужно ее было подготовить. Наталья Петровна закрыв лицо руками выбегает. Ракитину нужно ехать, они прощаются с Исаевым, но вдруг узнают, что Алексей Николаевич куда-то пропал. Ракитин говорит отъезда Беляева.
Ислаев и Анна Семеновна ничего не понимают. Уехали и Ракитин и Беляев, и даже Шпигельский. Остаются только Шааф, учитель немецкого и Лизавета Богдановна, которая говорит о том, что ей тоже нужно уехать.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Месяц в деревне». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Пьеса "Месяц в деревне" - самое известное произведение в драматургическом наследии И. С. Тургенева. Именно с ней связано открытие и признание сценического таланта писателя в начале ХХ века, именно она по сей день является самой репертуарной из всех его театральных сочинений. Не случайно пьеса включается современным исследователем в список произведений ХIХ века, составивших "золотой фонд" русской драматургии, наряду с такими шедеврами, как "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Борис Годунов" А. С. Пушкина, "Бесприданница" А.Н. Островского, "Чайка" А. П. Чехова и "На дне" М. Горького (210; 154).

Пьеса "Месяц в деревне" - самое многострадальное сочинение Тургенева для сцены. Написанная в первой редакции в 1848 году, она вышла в свет только в 1855, сменив при этом два названия: "Студент", "Две женщины" и, наконец, - "Месяц в деревне". Когда пьесу в 1879 году захотела взять для своего бенефиса известная актриса Александринского театра М. Савина, то она добилась от писателя разрешения сократить текст произведения, чем и занялся весьма репертуарный драматург того времени В. Крылов. Несценичность "Месяца в деревне" казалась несомненной даже горячей поклоннице таланта Тургенева.

Пьеса "Месяц в деревне" - самое парадоксальное произведение писателя для театра. Изменения, вносимые автором по воле цензуры, не довольной остротой социальных выпадов, не снизили художественный уровень пьесы, а, наоборот, приблизили писателя к глубинной сути собственного дара, менее всего соответствующего функции общественного обличения. В конечном варианте произведение приобрело смысловое звучание, которое, если воспользоваться определением В. Марковича по отношению к тургеневским романам, "обнаруживает существование универсальных начал" (150; 130).

Еще один парадокс этой пьесы состоит в том, что именуется она "Месяц в деревне", а события в ней разворачиваются в течение четырех дней. Хронотоп, заявленный в названии, становится важнейшим содержательным центром пьесы, а несоответствие временного обозначения в заглавии и реальности сценической хронологии - значимым драматургическим приемом.

Деревня в европейской культуре со времен античности имеет устойчивое соотношение с идиллическими представлениями о жизни. Сельский пейзаж, первозданность природы - место, где человек равен самому себе, своему естеству, не стесняемому нормами этикетного поведения. В такую пространственную среду с лугом, лесом, озером и садом помещает Тургенев своих персонажей. Сами того не замечая, они постоянно в разговорах воспроизводят впечатления от всех этих природных красот, запахов и звуков. Вера с упоением рассказывает, как "Алексей Николаич за белкой на дерево полез, высоко-высоко, и начал верхушку качать (...), а потом он к нашей корове на лугу подкрался и вдруг ей на спину вскочил..." (249; II; 300); Ракитин сообщает, что видел хозяина дома на плотине и тот "вошел в песок по колена" (249; II; 288); Беляев прислушивается к крику коростеля в саду (249; II; 324); Катя, служанка, угощает всех собранной только что крупной и сочной малиной (249; II; 311).

Пространство пьесы дышит, светится, обволакивает летней негой. Вопрос лишь в том, способна ли гармония природы спасти человека от душевных метаний, и что такое человек в тождественности самому себе и своему естеству. В поисках ответа Тургенев проводит людей через испытание любовью.

Образ любви в ее однозначно аллегорическом прочтении возникает в пьесе почти с первых минут сценического действия. Десятилетний сын хозяев дома Коля вбегает в гостиную с луком и стрелами в руках, с восторгом демонстрируя изделие своего учителя, приглашенного в имение Ислаевых месяц назад. Избитость и банальность выражения "стрела Амура" в современной лексике не должна заслонить от нас его семантики, связанной с зависимостью от чужой, не подвластной сопротивлению силы, с болью, которая возникает от ранения стрелой.

Мотив болезни, недуга, напасти не раз возникает в репликах персонажей пьесы. "Я не знаю... Я, должно быть, не совсем здорова",- прислушивается к своим чувствам Вера (249; II; 314); "Оба мы с вами не слишком здоровы", - отмечает Наталья Петровна в разговоре с Ракитиным (249; II; 318); "Помогите мне", - просит женщина Михаила Александровича, не в силах справиться со своим чувством (249; II; 337); "Вы здоровы?" - интересуется Вера, заметив непривычную бледность Ислаевой (249; II; 339); "Словно мне яду дали", - констатирует Наталья Петровна (249; II; 345); "Я словно чуму занес в этот дом", - подведет итог Беляев (249; II; 391).

"Сто пудов любви" в тургеневской пьесе. Не охвачены душевным недугом только "старый да малый": сын и мать Аркадия Ислаева. Остальные персонажи так или иначе заражены сердечным волнением, что создает в пьесе лабиринт взаимосвязей и взаимовлияний со сложной системой ходов и ориентиров.

Аркадий Ислаев искренно и глубоко любит жену. "А ведь я бы, пожалуй, не пережил!" - признается он, представив на минуту необходимость расставания с ней (249; II; 382). В Наталью Петровну влюблен и давний друг дома Ракитин.

Познакомившись с Ислаевой несколько лет назад, он оказался не в силах противиться ее очарованию, и вот уже который год постоянно находится при семье друга. Наталья Петровна любит Беляева, молодого учителя своего сына; ему же отдано сердце Веры, воспитанницы Ислаевой; даже служанка Катя заглядывается на студента, что осложняет ее отношения с давно предлагающим руку и сердце Матвеем.

Молодой человек, появившийся в доме Ислаевых месяц назад, ни о каких делах сердечных и не помышлял, пока Наталья Петровна открыто не призналась ему в любви. Душевное смятение охватывает и Беляева. К Вере сватается соседский помещик Большинцов, а к Лизавете Богдановне, компаньонке матери Ислаева, - доктор Шпигельский. Правда, последний не обманывает будущую супругу относительно романтических чувств к ней, но его расчетливость, граничащая с цинизмом, как нельзя лучше вписывается в общую атмосферу человеческих притяжений и отталкиваний в пьесе. Кружевное сплетение сложных отношений мужчин и женщин, их борьба друг с другом и друг за друга составляет фабульную основу пьесы.

К изображению подобных столкновений Тургенев уже обращался в своих пьесах и драматургических замыслах. В "Неосторожности" выведена ситуационная схема: муж - жена - друг дома и друг дома - жена - молодой мужчина, сумевший вызвать ответное чувство женщины. Главным инициатором развернувшейся драматической борьбы в пьесе явился друг дома Сангре. Он, любя донью Долорес, был спокоен, пока видел ее скуку и томление в браке, но как только на горизонте появился настоящий соперник, Сангре вступил в непримиримую схватку с женщиной, чтобы не допустить ее счастья с другим. Это был поединок мужчины за женщину, дабы сохранила она себя в чистоте и непогрешимости идеального облика. Донья Долорес при этом являлась противником бессознательным, не понимающим степени своего влияния на Сангре.

В пьесе "Где тонко, там и рвется" активную и осмысленную борьбу ведут противники, равные друг другу и интеллектуально, и масштабом личностных притязаний. Здесь главное направление событийной линии строится по схеме - он и она: кто выиграет. В "Неосторожности" исход борьбы был предрешен заранее в пользу сильного, безжалостного и умного соперника. В светской комедии "Где тонко, там и рвется" победитель так и не обнаружится, оба участника поединка - в проигрыше. Счастье не суждено обрести никому.

В наброске пьесы "Две сестры" (1844) Тургенев обращался к теме соперничества женщин за обладание мужским сердцем. Несмотря на недоработанность драматургического эскиза, в нем четко прослеживается акцентировка жестокости и непримиримости поединка представительниц прекрасного пола, готовых ради любви к одному мужчине забыть даже о родственных связях, соединяющих их.

В пьесе "Месяц в деревне" Тургенев собирает в единый узел рассмотренные в предыдущих драмах модели взаимоотношений мужчины и женщины. Во-первых, мы находим в произведении три любовных треугольника: муж (Ислаев) - жена (Наталья Петровна) - друг дома (Ракитин); друг дома (Ракитин) - жена (Наталья Петровна) - молодой учитель (Беляев); хозяйка дома (Наталья Петровна) - молодой учитель (Беляев) - воспитанница (Верочка). Во-вторых, в пьесе есть еще три дуэтные группы, формирующиеся на наших глазах в будущие супружеские пары: Верочка и Большинцов, Шпигельский и Лизавета Богдановна, Катя и Матвей. В-третьих, в уже давно сложившихся отношениях обитателей поместья Ислаевых существуют свои психологические дуэты: муж (Ислаев) - жена (Наталья Петровна), жена (Наталья Петровна) - друг дома (Ракитин), муж (Ислаев) - друг дома (Ракитин), хозяйка (Наталья Петровна) - воспитанница (Верочка), хозяйка (Наталья Петровна) - учитель (Беляев), друг дома (Ракитин) - учитель (Беляев).

Как же осуществляется взаимодействие фигур в этой драматической шахматной партии, что обеспечивает динамику сценического действия в пьесе?

В научно-исследовательской литературе сложилось мнение, что событийным центром произведения является соперничество двух женщин. Первым на это обратил внимание Е. Цабель. Л. Гроссман указал на сходство "Месяца в деревне" и пьесы Бальзака "Мачеха",в которой французский автор повествует о борьбе падчерицы и мачехи за любовь молодого человека. Л. Лотман расширила список произведений, возможно повлиявших опосредованно или прямо на формирование замысла Тургенева показать соперничество женщин в качестве главной движущей силы драматического конфликта. Исследовательница называет пьесу О. Арну и Н. Фурнье "Преступление, или Восемь лет старше", в которой тоже речь идет о борьбе зрелой женщины и юной девушки за право завоевать мужское сердце (141; 178). При этом, конечно, обращается внимание на то, что Тургенев в "Месяце в деревне" сумел преодолеть мелодраматические штампы, свойственные пьесам-предшественницам. Но главенство интереса русского писателя к теме женского соперничества в любви не оспаривается.

Действительно, центр внешнего действия пьесы "Месяц в деревне" держится на истории о том, как выдали замуж воспитанницу Ислаевых Веру. Сам будущий супруг, помещик Большинцов, активного участия в событиях не принимает, интересы его представляет доктор Шпигельский, которому за хлопоты обещана тройка пристяжных. Хозяйка дома сначала восприняла такую перспективу для Веры со смехом и недоумением: "Да помилуйте, она еще ребенок; какое странное поручение" (249; II; 298). Но затем, видя взаимную расположенность Веры и молодого учителя, - Наталья Петровна очень быстро к этой мысли привыкает сама, а затем пытается приучить к ней и девушку, которая находится в полной материальной зависимости от Ислаевых. Она выпытывает сердечную тайну у Веры о ее любви к Беляеву, рассказывает об этом юноше, добившись признания от него, что к Вере он никаких чувств, кроме братских, не испытывает. Вера наносит ответный удар - говорит Беляеву о любви к нему хозяйки дома. Девушке открылась эта истина параллельно прозрению Натальи Петровны относительно себя самой. Ничего не остается воспитаннице, как принять предложение Большинцова.

Однако внешний конфликт пьесы "питается" глубокими внутренними противоречиями душевной жизни одного персонажа - Натальи Петровны. Развитие любовного чувства Ислаевой и является сюжетным центром пьесы. Тургенев фиксирует логику его вызревания: от кажущейся безмятежности поведения, через неосознаваемые поначалу причины раздражительности, повышенной эмоциональности и внезапно прорывающуюся ревность в первых сценах - к четкому пониманию того, что влюблена в молодого учителя своего сына. Невольное соперничество с Верой, в которое вступает Наталья Петровна, собственная изворотливость, коварство и жестокость по отношению к бесхитростной и доверчивой девушке, находящейся в полнойее власти, поражают Ислаеву не меньше, чем любовь.

Женщина, начиная понимать себя, перестает узнавать себя: "До чего я дошла? Что это я делаю? Я бедную девочку хочу замуж выдать... за старика!... (Содрогается и вдруг поднимает голову.) Да что это, наконец? Я к Вере ревную? Я... я влюблена в него что ли? Боже мой, не дай мне презирать самоё себя!" (249; II; 345-346).

С этого монолога, родившегося после разговора с Верой, начинается мучительный процесс самопознания Натальи Петровны и разворачивается жестокий поединок с собой не только в рамках "долга и чувства", но и борьбы за сохранение себя в страсти. Она пытается уговорить себя "забыться" в объятиях мужа, умоляет о помощи и поддержке Ракитина, влюбленного в нее, а потому способного как никто и посочувствовать.

И действительно, Михаил Александрович не отворачивается, не обвиняет Наталью Петровну. Он подтверждает: "Да, вы влюблены, бедная женщина... Не обманывайте себя" (249; II; 347), - и предлагает выход: Беляеву и ему, Ракитину, надо уехать от Ислаевых, оставить супругов одних. Наталья Петровна соглашается, но вместо этого открывается учителю в своем чувстве. А когда в последнем акте все случается, как советовал Ракитин, светская дама почти с ненавистью кричит близким: "...все вы прекрасные люди... все, все... и между тем... (Она вдруг закрывает лицо руками, толкает дверь комнаты и быстро уходит)" (249; II; 394).

Примечательно, что в рецензиях и отзывах на знаменитый спектакль Московского Художественного театра "Месяц в деревне", поставленном Станиславским в 1909 году, исполнительницу роли Натальи Петровны О. Книппер-Чехову часто упрекали в излишней резкости актерского рисунка и в доказательство приводоли этот неаристократический жест, который многим казался "нетургеневским", придуманным режиссером и актрисой.

Тем не менее, сам автор пьесы именно этой ремаркой выводил героиню из действия. Ее последний жест - невысказанное отчаяние и безысходность. Тургеневу принципиально важно, чтобы в сознании читателя и зрителя Наталья Петровна осталась в беде, от которой нет спасения, и о которой не известно близким. Те, кто знает об истинных причинах душевных метаний Ислаевой, уезжают: Ракитин, Беляев, Верочка, собравшаяся замуж за Большинцова. Муж Натальи Петровны, видя ее страдания, мучается сам, но предполагает, что жена печалится от расставания с Ракитиным. По-настоящему довольны своим положением в конце пьесы только Шпигельский и Лизавета Богдановна, договорившиеся о супружестве по расчету и не помышляющие о высоких материях: "церемониях, нежностях, вздохах" (249; II; 360). Их складывающийся союз, с одной стороны, травестирует любовные переживания остальных персонажей, а с другой - демонстрирует без прикрас и околичностей общепринятую модель взаимоотношений мужчины и женщины: брак - торг, брак - необходимость, запечатленный в фольклоре формулой афористичного успокоения "стерпится - слюбится".

По такой схеме определяла свое будущее супружество Вера, героиня пьесы "Где тонко, там и рвется", принимая решение выйти замуж за Станицына, к подобной мысли приходит и ее тезка из "Месяца в деревне", соглашаясь на брак с Большинцовым. Подчиняясь укорененному жизненному распорядку, выходила замуж и Наталья Петровна. Супружество не реализовало душевных запросов, материнство не стало смыслом существования этой женщины. Отсюда и благосклонность к Ракитину, иллюзия любви к нему, но скука все-таки томит, "и сердце глупо ноет, словно голодно" (249; II; 289).

Вот этот голод сердца и заставил месяц назад обратить внимание на студента, прибывшего для обучения сына. Свободный, естественный и непосредственный, он привлек внимание Ислаевой своей непохожестью на других. Иное воспитание, иная среда, сформировавшая его, молодость, наконец, определили первоначальный интерес Натальи Петровны к Беляеву.

Алексей Николаевич, не желая того, выступил в роли наставника не только по отношению к десятилетнему Коле - он стал учителем и для матери мальчика. Не подозревая ни о чем, Беляев открывает Наталье Петровне тайну любви. Он узнает, что такое "кружение сердца" (Герцен): "Ну да... я поражена... мне это в диковинку... это в первый раз... я... да! ... в первый раз! Я в первый раз теперь люблю!" (249; II; 346). Месяц чувство вызревало, душевный голод утолялся "пищей роковой", чтобы в последние три дня пребывания Беляева в деревне поставить женщину еще перед одной загадкой: какая я, Наталья Петровна, в чем моя защита и опора от безудержности любовного порыва?

Включив прошедший отрезок времени в название пьесы и придав ему важное мотивационное значение, Тургенев по сути дела обратился к организации драматургического материала на основе принципа аналитической композиции, когда завязка событий отнесена в прошлое, а непосредственное сценическое действие представляет развитие последствий и осмысление причин. Среди мастеров "новой драмы" приверженностью к такому типу действия славился Г. Ибсен ("Привидения", "Нора"), а истоки его обнаруживаются в античном театре, яркий пример чему - "Царь Эдип" Софокла, где главный герой ценой страданий оплачивает познание истины о себе и мире.

Симптоматично, что в тургеневской пьесе возникает образ дочери Эдипа Антигоны. "Я до самой кончины батюшки осталась покорною дочерью... он называл меня своим утешеньем, своей Антигоной... (он ослеп в последние годы своей жизни)", - говорит о себе Наталья Петровна. Месяц в состоянии влюбленности превращает женщину из уверенной, нравственно сильной и благородной Антигоны в сломленную и раздавленную страстью Федру. При этом Тургенев заставляет свою героиню с упорством и целеустремленностью Эдипа проследить и осознать собственную метаморфозу.

Наталья Петровна постоянно наблюдает за собой и честно называет вещи своими именами, не щадя собственного самолюбия. К такому виду драматургической рефлексии Тургенев уже прибегал в пьесе "Где тонко, там и рвется", когда Горский в пространных монологах пытался разобраться в причудливых изгибах своей души. Ислаева после объяснения с Верой тоже получает от автора большое количество монологов, в которых она не только раскрывает свои чувства, но и объясняет их, дает нравственную самооценку, как, например, в кульминационном монологе (финал IV акта): "Что я сделала? И какое имела я право разгласить любовь этой бедной девочки?... Как? Я сама выманила у ней признание... полупризнание, и потом я же сама так безжалостно, так грубо... (Закрывает лицо руками). Как я хитрила, как я лгала перед ним. Я чувствую, я дойду до того, что я потеряю всякое уважение к самой себе" (249; II; 337).

В процессе самопознания Наталья Петровна открывает темные бездны своей души. Результат ужасает ее. Она упирается в некую силу, с которой не может совладать. Любовь подчинила себе и нравственно разрушила женщину, не подарив никакой надежды на спасение и возрождение души. "Боже мой, боже мой! пошли мне смерть", - умоляет в отчаянии Наталья Петровна (249 ; II, 346).

Столкновение глубинных, подсознательных основ личности с моральными принципами, темного естества человеческих страстей с требованиями духовной культуры определяет суть внутреннего конфликта пьесы.

Психологические противоречия любовного чувства Натальи Петровны являются основополагающими в развитии действия "Месяца в деревне". Для их сценического обнаружения Тургенев прибегает к традиционным приемам открытого, аналитического психологизма в драматургии (объясняющие монологи и большие количество ремарок, указывающих на психологическое состояние персонажей), которые "подтекст" поведения действующих лиц делают совершенно ясным. На эту особенность подтекста Тургенева в сопоставлении с поэтикой чеховских пьес уже давно обратили внимание исследователи. В частности, А. Чудаков считает необходимым отметить, что "у Чехова "второй план" не поддается однозначной интерпретации, а у Тургенева второй смысл ясен и определен" (278; 218), т. е. другими словами, "подтекст" в "Месяце в деревне" обязательно становится "текстом".

Но тургеневская прозрачность и четкая определенность причинно-следственных связей неукоснительно приводит к убеждению в трагичности бытия, в его враждебности по отношению к человеку, где даже любовь не спасает, а губит, не озаряет счастьем, а разрушает душу. Тургеневская ясность подтекста подводит к пониманию того, что существуют в структуре личности начала, не подвластные узде разума и этикетных навыков. В "Месяце в деревне" писателем вскрыты те стороны конфликтности существования человека, которые не уступают по глубине и жесткой откровенности коллизиям фрейдовского психоанализа, В. Топоров это называет "фрейдовским до Фрейда в Тургеневе" (236; 97).

В этой связи показательно утверждение Л. Колобаевой, которая, рассуждая об особенностях психологизма в литературе нашего столетия, приходит к следующему выводу: "Основная и общая тенденция в эволюции психологизма ХХ века - это отталкивание от способов аналитических в пользу синтетических, уход от прямых и рационалистических приемов в пользу косвенных, сложно опосредованных и все пристальнее обращенных к сфере подсознательного" (119; 8).

Тургенев в пьесе "Месяц в деревне" продемонстрировал возможность аналитических способов психологизма в "обращении к сфере подсознательного". Причем свои выводы писатель открыто не декларирует, для этого он слишком художественно целомудрен. Отсюда - достаточно распространенное мнение об элегичности и мягкости его драматургического письма. Э. Бентли пишет: "Пьеса Тургенева заканчивается спокойным расставанием и столь же спокойным отъездом в коляске" (28; 193). В. Волькенштейн видел в пьесе пример того, как отсутствие внешней напряженности отражает нединамичность внутреннего действия. Известный теоретик драмы считает, что в "Месяце в деревне" "скудость внешнего действия указывает на относительную вялость внутреннего" (29; 96).

А. Скафтымов настаивает на мысли о поэтизации писателем дворянского быта как главной художественной установке автора: "Для эстетически настроенного Тургенева многие стороны психики и быта деревни становятся своеобразно преломленным предметом красивой мечты" (215; 140).

Этим объясняется и нежелание исследователя видеть в пьесе "Месяц в деревне"произведение, в котором конфликт является "принадлежностью жизни". По Скафтымову, быт, его подробности у Тургенева "составляют только аксессуар, внешнюю обстановку. Никакого отношения к существу переживаний действующих лиц эти детали не имеют. Драматическая заинтересованность у Тургенева проходит вне их и мимо них" (215; 419).

Однако для Тургенева "эпический покой дворянской жизни" (Станиславский), внешняя размеренность ритуальных отношений, бытовой комфорт - не повод для любования, а способ выявления "трагизма повседневности".

Тургенев был одним из первых в европейской драматургии авторов, кто своей художественной задачей считал обнаружение внутренней напряженности, изначальной конфликтности в безмятежном течении внешней жизни. Вызревание такой тенденции в театре второй четверти XIX века подтверждают и слова Бальзака о замысле пьесы "Мачеха": "Речь идет не о грубой мелодраме. Нет, я мечтаю о драме салона, где все холодно, спокойно, любезно. Мужчины играют в вист при свете свечей, приподнятых над мягкими зелеными абажурами. Женщины болтают и смеются, работая над вышивками. Пьют патриархальный чай. Словом, все возвещает порядок и гармонию. Но там, внутри, волнуются страсти, драма тлеет, чтобы потом разразиться пламенем пожара" (цит. по: 110, II; 51).

Но в построении действия Бальзак воспользовался типичными приемами мелодрамы. В "Мачехе" оно держится на острой интриге, которая разрешается самоубийством молодых влюбленных, после чего обнажается подлинная суть событий для окружающих.

Французский писатель, декларируя необходимость новых драматургических форм, не мог на практике отказаться от старых приемов. Он считал, что в пьесе нельзя увлекаться психологическим анализом, как в романе, иначе разрушается динамика действия и драматургическое произведение лишается театральности.

Тургенев, не вдаваясь в теоретические объяснения, нашел драматургический эквивалент содержанию, считавшемуся уделом эпических форм литературы. Объясняя читателям пьесы свое вторжение на "чужую территорию", он в предисловии к первой журнальной публикации "Месяца в деревне" подчеркнул: "Собственно, не комедия, - а повесть в драматической форме" (249; II; 647).

Тургенев лишил свою пьесу яркой внешней событийности. В ней отсутствуют роковые злодей, нет непредвиденных стечений обстоятельств, кардинально меняющих положение дел, - внимание автора сосредоточено на психологическом движении любовного конфликта.

Несоответствие внешней размеренности существования людей, бытового уюта и конфликтности их внутренней жизни в пьесе "Месяц в деревне" становится важной чертой драматургической поэтики произведения. Как пишет театровед Е. Сальникова, "Ракитин и Беляев уезжают, но кому становится от этого легче. Разомкнутому миру соответствует разомкнутый, без конца и края, конфликт. А бездонность конфликта &;lt;...&;gt; замешана еще и на иррациональном ощущении, что жизнь вообще не бывает иной, что конфликт из жизни невозможно изъять ни на мгновение. И даже нечего к этому стремиться. Стоицизм тут сливается со скепсисом, мудрость - с безверием" (210; 155).

В центр трагических коллизий бытия в пьесе Тургенева поставлена женщина. Впервые в русской драматургии женский образ занял главенствующее место в системе персонажей пьесы, впервые мир женской души в литературе для сцены стал предметом глубокого художественного исследования. "И уже эта одна подробность, - отмечает Б. Варнеке, - приобретает особое значение для того, что дал Тургенев русскому театру" (44; 3).

Приезд в усадьбу нового домашнего учителя Алексея Николаевича вносит смятение в привычную жизнь местных обитателей. В молодого человека влюбляются и воспитанница Вера, и хозяйка усадьбы Наталья. Муж, конечно, ревнует к юноше… Всё рушится, все стремятся покинуть этот дом, ведь все должны остаться людьми чести.

Главная мысль

Пьеса о трудностях светских людей. С одной стороны, прекрасные отношения, благополучие дома – показное, поэтому так легко рушится, с другой, ни у кого не хватает сил и смелости, чтобы изменить положение вещей.

Читать краткое содержание Тургенев Месяц в деревне

Начинается пьеса с забавной сцены чтения романа «Монте Кристе». Невнимательная слушательница Наталья скоро прерывает чтеца, говоря, что теперь может ответить соседке, мол, в книжке никакой прелести нет. Зато, её цель достигнута. Здесь становится понятно, что Наталья заботится только о внешнем впечатлении.

Новый учитель, по сравнению особенно со стариком немцем, похож на глоток свежего воздуха. Алексей бодр, оптимистичен, строит прекрасные отношения с маленьким воспитанником Колей. Они вместе даже играют.

Веру очень впечатлил новый знакомый. Молодые люди вместе запускают змея, беседуют. Девушка влюблена, она очень внимательна к собеседнику. Выясняется, что оба они сироты, значит, по её мнению, должны стать родными душами.
Но взрослая Наталья тоже влюблена, оказывается, в первый раз за всю жизнь. Ревнуя, она стремится выдать Веру за кого-нибудь… Но даже нет достойных кандидатов в их глуши.

Устыдившись, Наталья понимает, что всё-таки не может совладать со своими чувствами. Тем боле что выясняется – Алексей отдал бы предпочтение более зрелой женщине, «девчонка» его не интересует. Но развод также недопустим!

Учителю придётся уехать, чтобы ссоры, интриги в доме прекратились. Каждый старается сохранить своё лицо, несмотря на своё сердце.

Вариант2

В маленькой деревне происходит событие: появляется новый репетитор. Его появление нарушает складывавшийся годами быт имения Ислаевых. С первых дней новый учитель заинтересовал ребят, десятилетнего Колю и семнадцатилетнюю Веру своим непосредственным общением, интересными наблюдениями и работами.

Но еще больше новый человек заинтересовал женское население дома Ислаевых: его жену Наталью, да ее прислужницу, двадцатилетнюю Катю. Наталье Ислаевой давно наскучил однообразие их быта, пресытилась она и легким флиртом с другом дома Ракитиным.

Но увидев, как Вера общается с Беляевым (такова фамилия этого репетитора), она вспыхивает ревностью, сватает свою дочь за старого, но богатого купца, а после они вместе с Ракитиным, который ищет свою выгоду уезде соперника, решили просить учителя уехать.

И в круговерти этих любовных интриг вдруг все выясняется: Беляев поговорил с Верочкой, и они признались друг другу в своих чувствах, Ракитин, которого Ислаев застал с женой, объяснил свое поведение – и вдруг все покинули имение, спешно, не объяснив причин отъезда, Ведь их честность претила им заниматься адюльтерами, участвовать в любовных интригах.

Картинка или рисунок Месяц в деревне

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Книжный вор Зузак

    Главный рассказчик в произведении – Смерть. Персонаж ужасно устал от своей работы, поскольку начинается Вторая мировая война и работы действительно много. Смерть пристально наблюдает за жизнью Лизель.

  • Астафьев

    1 мая 1924 года в Красноярском крае родился Виктор Петрович Астафьев. Его семья была крестьянской. Он был третьим ребенком. Когда мальчику было 7 лет, отец попал в тюрьму. Спустя пару лет он остался и без мамы, она погибла

  • Краткое содержание Белов Малька провинилась

    Главной героиней рассказа является собака по кличке Малька, живущая по соседству с автором у Лилии, торгующей молоком.

  • Краткое содержание Соловьиный сад Блока

    Главный герой поэмы тяжело работает на берегу моря, он добывает камень, который возит на осле к железной дороге. По пути он идет поблизости от приятного и прохладного сада с цветами и «соловьиным напевом».

  • Краткое содержание Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке Жуковского

    В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять

Появление нового лица в деревне - всегда событие. Когда летом 184... в богатом имении Ислаевых появился новый домашний учитель, уже сложившееся равновесие оказалось некоторым образом нарушенным или, во всяком случае, поколебленным.

С первого же дня полюбил Алексея Николаевича его ученик - десятилетний Коля Ислаев. Учитель смастерил ему лук, ладит воздушного змея, обещает научить плавать. А как ловко лазает он по деревьям! Это вам не старый нудный Шааф, преподающий ему немецкий.

Легко и весело с новым учителем и семнадцатилетней воспитаннице Ислаевых Вере: ходили смотреть плотину, ловили белку, долго гуляли, много дурачились. Двадцатилетняя служанка Катя тоже заметила молодого человека и как-то переменилась к Матвею, ухаживающему за ней.

Но наиболее тонкие процессы произошли в душе хозяйки - Натальи Петровны Ислаевой. Её Аркадий Сергеевич постоянно занят, вечно что-то строит, усовершенствует, приводит в порядок.Наталье же Петровне чужды и скучны хозяйственные заботы мужа. Скучны и разговоры друга дома Ракитина, Да и вообще, он всегда под рукой, его не надо завоевывать, он совершенно ручной,неопасный: "Наши отношения так чисты, так искренни [...] Мы с вами имеем право не только Аркадию, но всем прямо в глаза глядеть..." И все-таки подобные отношения не совсем естественны.Его чувство так мирно, оно её не волнует....

Ракитин беспокоится, что в последнее время Наталья Петровна постоянно не в духе, в ней происходит какая-то перемена. Не по отношению ли к нему? При появлении Алексея Николаевича она явно оживляется. Это заметил и Шпигельский, уездный доктор, приехавший помочь Большинцову сосватать Веру. Претенденту сорок восемь лет, неуклюж, неумен, необразован. Наталья Петровна удивлена предложению: Вера так ещё молода... Однако, увидев, как Вера шепчетчто-то Беляеву и оба смеются, она все же возвращается к разговору о сватовстве.

Все больше беспокоится Ракитин: не начинает ли он надоедать ей? Ничего нет утомительнее невеселого ума. У него нет иллюзий, но он надеялся, что её спокойное чувство со временем... Да,сейчас его положение довольно смешно. Вот Наталья Петровна поговорила с Беляевым, и сразу в лице живость и веселость, какой никогда не бывало после разговора с ним. Она даже по-дружескипризнается: этот Беляев произвел на нее довольно сильное впечатление. Но не надо преувеличивать.Этот человек заразил её своей молодостью - и только.

Наедине с собой она как бы спохватывается: пора прекратить все это. Верины слезы в ответ на предложение Большинцова как будто вернули ей способность видеть себя в истинном свете. Пусть девочка не плачет. О Большинцове нет уже и речи. Но ревность вспыхивает вновь, когда Вера признается, что Беляев нравится ей. Наталье Петровне теперь ясно, кто соперница. "Но погодите,не все ещё кончено". И тут же ужасается: что это она делает? Бедную девочку хочет замуж выдать за старика. Неужели она ревнует к Вере? Да что она, влюблена, что ли? Ну да, влюблена! Впервые.Но пора опомниться. Мишель (Ракитин) должен помочь ей.

Наталья Петровна собирается сама объявить Беляеву о необходимости уехать. Заодно узнает(удержаться невозможно), точно ли ему нравится эта девчонка? Но из разговора с учителем выясняется, что он вовсе не любит Веру и сам готов сказать ей об этом, только вряд ли после этого ему удобно будет оставаться в доме.

Между тем Анна Семеновна, маменька Ислаева, тоже была свидетельницей сцены, пробудившей ревность сына, Лизавета Богдановна сообщает эту новость Шпигельскому, но тот успокаивает: Михайло Александрович никогда не был человеком опасным, у этих умников все язычком выходит, болтовней. Сам же он не таков. Его предложение Лизавете Богдановне походит на предложение деловое, и оно выслушано вполне благосклонно.

Случай объясниться с Верой представился Беляеву быстро. Вере ясно, что он не любит её и что Наталья Петровна выдала её тайну. Причина понятна: Наталья Петровна сама влюблена в учителя.Отсюда и попытки выдать её за Большинцова. К тому же Беляев остается в доме. Видно, Наталья Петровна сама ещё на что-то надеется, ведь Вера ей не опасна. Да и Алексей Николаевич, может быть, её любит. Учитель краснеет, и Вере ясно, что она не ошиблась. Это свое открытие девушка преподносит Наталье Петровне. Она уже не кроткая молоденькая воспитанница, а оскорбленная в своем чувстве женщина.

Сопернице вновь стыдно своих поступков. Пора перестать хитрить. Решено: с Беляевым они видятся в последний раз. Она сообщает ему об этом, но при этом признается, что любит его, что ревновала к Вере, мысленно выдавала её за Большинцова, хитростью выведала её тайну.

Беляев поражен признанием женщины, которую почитал за существо высшее, так что теперь он не может заставить себя уехать. Нет, Наталья Петровна непреклонна: они расстаются навсегда.Беляев подчиняется: да, надо уехать, и завтра же. Он прощается и хочет уйти, услышав же тихое"останьтесь", простирает к ней руки, но тут появляется Ракитин: что Наталья Петровна решила насчет Беляева? Ничего. Их разговор следует позабыть, все кончено, все прошло. Прошло? Ракитин видел, как Беляев смешался, убежал...

Появление Ислаева делает положение ещё более пикантным: "Что это? Продолжение сегодняшнего объяснения?" Он не скрывает недовольства и тревоги. Пусть Мишель расскажет об их с Наташей разговоре. Замешательство Ракитина заставляет его спросить напрямую, любит ли он его жену? Любит? Так что же делать? Мишель собирается уехать... Что ж, придумано верно. Но он ведь ненадолго уедет, его ведь здесь и заменить некому. В этот момент появляется Беляев, и Михаил Александрович сообщает ему, что уезжает: для покоя друзей порядочный человек должен чем-тои жертвовать. И Алексей Николаевич поступил бы так же, не правда ли?

Тем временем Наталья Петровна упрашивает Веру простить её, становится перед ней на колени.Но той трудно преодолеть неприязнь к сопернице, которая добра и мягка только потому, что чувствует себя любимой. И Вера должна оставаться у нее в доме! Ни за что, Ей не снести её улыбки,она не может видеть, как Наталья Петровна нежится в своем счастии. Девушка обращается к Шпигельскому: точно ли Большинцов хороший и незлой человек. Доктор ручается, что отличнейший, честнейший и добрейший. (Его красноречие понятно. За Верино согласие обещана ему тройка лошадей.) Что ж, тогда Вера просит передать, что принимает предложение. Когда Беляев приходит проститься, Вера в ответ на его объяснения, почему ему никак нельзя оставаться в доме,говорит, что она сама недолго останется здесь и мешать никому не будет.

Через минуту после ухода Беляева она становится свидетельницей отчаяния и гнева соперницы: он даже не хотел проститься... Кто ему позволил так глупо перервать... Это презрение, наконец... Почему он знает, что она никогда бы не решилась... Теперь они обе с Верой равны...

В голосе и во взгляде Натальи Петровны ненависть, и Вера пытается успокоить её, сообщив, что недолго будет тяготить благодетельницу своим присутствием. Им вместе жить нельзя. Наталья Петровна, впрочем, опять уже опомнилась. Неужели Верочка хочет её оставить? А ведь они обе спасены теперь... Все опять пришло в порядок.

Ислаев, застав жену в расстройстве, упрекает Ракитина за то, что тот не подготовил Наташу. Надо было не так вдруг объявить о своем отъезде. А понимает ли Наташа, что Михаил Александрович - один из лучших людей? Да, она знает, что он прекрасный человек и все они прекрасные люди... И между тем... Не договорив, Наталья Петровна выбегает, закрывая лицо руками. Ракитину особенно горько такое прощание, но поделом болтуну, да и все к лучшему - пора было прекратить эти болезненные, эти чахоточные отношения. Однако время ехать. У Ислаева на глазах слезы:"А все-таки... спасибо тебе! Ты - друг, точно!" Но конца сюрпризам будто не предвидится. Пропалкуда-то Алексей Николаевич. Ракитин объясняет причину: Верочка влюбилась в учителя, и тот, как честный человек...

У Ислаева, естественно, голова кругом. Все улепетывают, а всё потому, что честные люди. Анна Семеновна недоумевает ещё больше. Уехал Беляев, уезжает Ракитин, даже доктор, даже Шпигельский, заторопился к больным. Снова рядом останутся только Шааф да Лизавета Богдановна.Что она, кстати, думает обо всей этой истории? Компаньонка вздыхает, опускает глаза: "...Может быть, и мне недолго придется здесь остаться... И я уезжаю".



error: Контент защищен !!