Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и Придаточное обстоятельственное образа действия примеры

Придаточные образа действия, меры и степени раскрывают способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака главной части предложения. Каждое из значений принадлежит отдельному виду придаточной части.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени имеют в главной части местоименные слова, значения которых конкретизируются придаточной, присоединяемой обычно при помощи союзов. Поэтому предложения с придаточными данного типа чаще всего являются местоименно-союзными соотносительными. Таким образом, несмотря на различие в семантике, подчас очень тонкое и слабо уловимое, данные предложения едины по строению. Структурное единство определило порядок расположения частей: придаточная часть всегда следует за главной.

В предложении Трое офицеров, бывших в столовой, поздоровались с ним сухо и заговорили между собой вполголоса, так, чтоб он не слышал (Купр.) придаточная часть содержит указание на качество действия.

В предложении Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел (П.) придаточная часть обозначает степень проявления признака. В предложении Он наловил столько рыбы, что трудно было перечесть придаточная указывает на меру действия, обозначенного в главной части предложения.

Придаточные образа действия, меры и степени присоединяются к главной посредством союзов что (в соотношении с так, до того, настолько, таким образом, до такой степени), чтобы (в соотношении с так, таким образом), словно, точно (в соотношении с так, таким образом), а также союзного слова как (в соотношении с так).

Придаточные с союзом что осложняются следственным оттенком значения: Потом он встал, потянулся так, что хрустнули кости... (М. Г.); Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует (Арс.); Грей так задумался, что позабыл о хозяине (Грин).

Придаточные с союзом чтобы (при сослагательном наклонении) имеют дополнительный целевой оттенок значения: Надо только стать таким образом, чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней св. Георгия (Купр.).

Придаточные с союзами словно, точно приобретают сравнительный оттенок значения: Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости (М. Г.).

Тот же оттенок значения заключается и в предложениях с соотношением так - как: Земля запахла так, как она всегда пахнет перед дождем в июне (Троян.). Усиливается сравнительный оттенок, приобретающий характер уподобления, частицами, помещенными при наречии так: До сих пор думалось так же легко, как ехалось до узловой станции (Никул.).

Переход от качественной характеристики действия (или признака) к количественной подчас бывает настолько неуловим, что можно усматривать совмещение этих значений.

Это характерно для предложений с соотношением так - что: На дворе за окнами стало тихо, - так тихо, что где-то в двух шагах, в темноте, соловей вдруг залился громкой, беззаботной трелью (Купр.).

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью меры и степени могут быть местоименно-соотносительными в том случае, если придаточная присоединяется к главной части союзными словами насколько, сколько, поскольку соотношении с настолько, столько, постольку). Например: Она выработала себе схему практики, а теории лишь постольку интересовали ее, поскольку могли сгладить пред братом ее сухое, скептическое отношение к жизни и людям (М. Г.); Он потратил столько времени, сколько нужно было, чтобы хорошо подготовить задание.

Придаточное предложение меры и степени

Придаточное предложение, отвечающее на вопросы насколько? в какой мере? до какой стене н и? и указывающее на степень качества или степень действия; прикрепляется к главному предложению при помощи союзов что, чтобы, словно, точно, союзных слов насколько, поскольку и др.; иногда имеет дополнительные оттенки значения следствия, сравнения. Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого- не заметить (Пушкин). Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует (Арсеньев). Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю (Шолохов). До сих пор думалось так же легко, как ехалосъ до узловой станции (Никулин).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "придаточное предложение меры и степени" в других словарях:

    Придаточное предложение это зависимая часть главного предложения в сложноподчинённом предложении. Пример: Петя убежал с урока, чтобы не пропустить концерт. По аналогии со второстепенными членами предложения (определениями, дополнениями и… … Википедия

    Придаточное предложение,поясняющее содержание главного предложения путем сравнения, основанного на каких либо ассоциациях; прикрепляется к главному предложению путем союзов как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, как если бы и др …

    Предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Не жалко сил, если они дают такие результаты (Н. Островский). Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть (Л. Толстой). Подчинительная связь… … Словарь лингвистических терминов

    Нареч., частица и союз. I. нареч. 1. вопросительное. Обозначает вопрос об обстоятельствах, образе, способе действия: каким образом? [Чацкий:] Ах! как игру судьбы постичь? Грибоедов, Горе от ума. Как эта замазка попала ему в карман? Чехов, Степь.… … Малый академический словарь

    - (указательные) слова. Указательные и определительные местоимения и наречия, находящиеся в главном предложении и прикрепляющие к себе придаточное предложение, которое конкретизирует их значение. Особенно страшно было то, что над огнем в дыму… … Словарь лингвистических терминов

    1) чего, чему, что, чем, о чём, мест. 1. вопросительное. Обозначает вопрос о предмете, явлении, признаке и т. п. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Лермонтов, Парус. Чего тебе: чаю или кофе? Эй, Афанасья, кофе доктору, да… … Малый академический словарь

Урок №40. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени. 9класс

Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»

Цели

Обучающие:

    познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных – образа действия, меры и степени;

    формировать умения находить данные виды придаточных, определять средства их связи с главным предложением;

    формировать умение различать оттенки значения многозначных придаточных;

    формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изучаемыми видами придаточных, составлять их схемы.

Коррекционно-развивающие:

    различать изученные виды придаточных предложений;

    закреплять умения находить подчинительные союзы и другие придаточные предложения, определять их виды;

    формировать умение самостоятельной работы;

    создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитывающие:

    пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка;

    способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать умение работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний по изученной теме «СПП с придаточными предложениями».

    Куда ни обращаю взор , кругом синеет мрачный бор. (прид. места)

    Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя . (изъяснит.)

    В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. (опр.)

    Хороша земля, если рук не жалеть.(условия)

    Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ. (причины).

    Лишь только мы вступили в этот очаровательный сад , усталость была забыта. (времени)

    Мальчик рассеянно повторял слова молитвы, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах. (места)

    Несмотря на то, что у меня не было ни одной свободной минуты, я решил помочь своему другу. (уступки)

III. Объяснение нового материала. Определение цели урока обучающимися. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы изучим ещё несколько видов СПП и должны будем научиться отличать их от других видов СПП и друг от друга, правильно ставить знаки препинания внутри предложений, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения одного из придаточных в тексте.

В стилистическом отношении сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени отличаются большей экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных. Они широко используются в разговорном, художественном, публицистическом стилях, где очень важна качественная характеристика действия. Сложные предложения с этими придаточными - одно из ярких средств образной конкретизации и эмоциональной оценки явлений действительности.

IV . Используя материал учебника §20, стр. 88, вместе заполним таблицу. (у каждого на парте)

Составление таблицы «Виды придаточных предложений по значению».

Образ действия

Мера и степень

Как? Каким образом?

Как? Насколько? До какой степени? Сколько?

Союзы и союзные слова

как, что, чтобы, словно, как будто, точно, как

что, чтобы, будто, словно, точно, как будто, как, сколько, насколько, поскольку

Указательные слова

так, таким образом (могут быть опущены)

так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько

Место в предложении

Находятся после главного предложения

[Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец). [Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда).

[Она знала жизнь до того плохо], (будто ей было совсем немного лет). [Я огорчился настолько], (насколько это только было возможно

Отвечают
на вопрос

Союзные
слова

К чему
присоединяется?

Указательные
слова

Образа действия

каким образом?

как, будто

Сказуемое, обстоятельство образа действия…

так, такой, таким образом…

насколько?

что, чтобы…

насколько?

К главному при помощи союзов …

Местоимения

такой, таков

до какой степени?

как будто, словно...

насколько?

К главному …

указательные слова, наречия

настолько…

Примеры

[Он мечтал прожить жизнь так], (как его отец).

[Я от него ушёл так], (как будто мы расстались навсегда).

[Она знала жизнь до того плохо], (будто ей было совсем немного лет).

[Я огорчился настолько], (насколько это только было возможно).

Башня была построена так, что никто не смог бы подкрасться к ней незамеченным (образ действия)

С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (образ действия) Выполняют задания. [гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).

Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (степень) [кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.

[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).

Как? Каким образом?

[ …глагол + указательное слово], (союзное слово как…….)

Как? В какой степени?

[ … указательное слово +наречие ], (союз что………………)

V. Закрепление

1.Выполнение упр.141(1-2) на стр. 88.

2. Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.

    На войне солдаты поступали так, как велел им долг.

    Из груди так сильно била кровь, что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.

    Мина взорвалась так неожиданно, что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.

    Засмеялся он, точно сталь зазвенела.

    Ветер дул так сильно, что стоять на ногах было невозможно.

    Где-то рядом грянуло так, что задрожала вся улица.

    Это были люди настолько страшные, что они были закутаны и одеялами и платками.

VI. Рефлексия.

Все ли вам было понятно сегодня на уроке?

Какие затруднения вы испытывали?

Какой материал показался вам сложным?

Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями? (повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее работать на уроке, задавать вопросы и т.д.) - Какие задания были для вас интересными?

VII. Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу.

О чём мы сегодня говорили?

Чтобы окончательно убедиться в ваших познаниях, я раздам небольшие задания для каждого. На их выполнение даю вам 5 минут.

Упражнение с самостоятельной проверкой.

Определите вид придаточного предложения (А - Отвечают на вопрос, выполняют задание придаточное места; Б - придаточное времени; В - придаточное уступительное; Г - придаточное образа действия; Д - придаточное условия; Е - придаточные меры и степени).

1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.

2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

3) Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.

4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.

5) Служите мне, как вы ему служили.

6) Мать плачет, что река льется.

7) Раз дал слово, нужно его держать.

8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.

10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.

VIII. Домашнее задание:

    Выучит правила §20, стр.88, повторить § 14-19, 1группа - упр. 141(3-5предлож.).

    Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными образа действия, меры и степени.

Цель: Формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока “Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными”. Цель нашего урока заключается в том, чтобы в ходе поиска прийти к выводу: что общего между этими придаточными и в чем их различие. Всем понятна цель урока? Значит, нам нужно максимально сконцентрироваться и работать в темпе, так как у нас много работы.

Словарная работа.

А сейчас проведем словарную работу. Смотрим на экран: кано нада. Это слово заимствовано из французского языка. Лексическое значение – продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий. Запишите это слово.

Повторение изученного материала.

Теперь 1-й вариант составит сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, 2-й вариант – сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Хорошо. Ответьте на следующие вопросы: На какие группы делятся сложноподчиненные предложения? Сколько видов придаточных обстоятельственных?

Объяснение нового материала.

Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие.

1. Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.
2. Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.

  1. Найдите грамматические основы.
  2. Определите главные и придаточные предложения.
  3. На какие вопросы отвечают придаточные?
  4. Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?
  5. При помощи чего прикрепляются придаточное к главному предложению? Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.
  6. Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.

На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.

Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени?

Ответы учащихся.

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.

Закрепление.

Выполнение упражнения 127 на странице 60. Первый вариант работает со сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия. Второй вариант со сложноподчиненными предложениями с придаточными степени.

[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).

Продолжение объяснения нового материала.

Внимание. Вот третье предложение.

Еще долго не умолкала победная канонада, словно война не хотела покидать русскую землю.

  1. Найдите грамматические основы предложения.
  2. Определите главное и придаточное предложения.
  3. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
  4. Что поясняет придаточное?
  5. При помощи чего прикрепляется придаточное сравнительное?

Проверяем. Итак, схема вашего предложения должна выглядеть так.

Придаточные сравнительные, ребята, прикрепляются только при помощи союзов. Ответьте на вопрос: Чем отличаются сравнительные придаточные от придаточных образа действия и степени?
На первый взгляд легко. На самом деле очень часто путают. Итак, сделаем самый главный вывод на этом уроке.

Придаточные сравнительные поясняют все главное предложение, а придаточные образа действия и степени – словосочетания. Придаточные сравнительные отвечают на один вопрос как, а придаточные образа действия и степени на пары вопросов. В сложноподчиненном предложении с придаточными сравнительными нет указательных слов, в сложноподчиненных предложениях с придаточными образа действия и степени указательные слова обязательны. Еще один одно главное отличие: в основе СПП с придаточными сравнительными лежит сравнение, а в СПП с придаточными образа действия и степени нет даже намека на сравнение.

Воспитательный момент.

Ребята, прочитайте еще раз эти три предложения и посмотрите на них с другой точки зрения. Что между ними общего?

В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы над фашистской Германией. Мы с вами должны чтить погибших и уважать память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Закрепление.

Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.

  1. На войне солдаты поступали так как велел им долг.
  2. Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
  3. Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
  4. Засмеялся он точно сталь зазвенела.
  5. Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.
  6. Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.
  7. Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.

Проверка задания. Еще раз вернемся к выводу. Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия и степени? Ответы учащихся. На следующем уроке продолжим изучение этой темы.

Домашнее задание. Знать отличия СПП с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Упражнение по учебнику № 130, 168.

Спасибо всем за урок. Выставление и комментирование оценок.



error: Контент защищен !!