Где было создание израильского царства. Израиль: история создания государства. Израильское царство. Провозглашение независимости Израиля. Обострение межнациональной борьбы

Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство

В начале I тысячелетия до н. э. положение дел в Палестине определялось тремя силами - Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в Позднебронзовый период.

Израильский племенной союз пережил в конце XIII в. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа

израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце XIII в. покинула эту страну и поселилась на Синае, что

отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа XIII-XII вв. до н. э. израильские группы воссоединились (по-видимому, при значительной культурной и организационной гегемонии выселенцев из Египта) и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление Израильского союза племен с Моисеем, а вторжение в Палестину - с Иисусом Навином.

В XII в. до н. э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди - «шофеты» («судьи») являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля в это время, несомненно, носил обычный языческий характер. В качестве верховного бога ими был к этому времени принят Яхве - местное доизраильское божество одной из горных местностей Южной Палестины.

В начале XI в. до н. э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа, а значит, в производстве вооружения. Израильская племенная система продемонстри- ровала свою неспособность к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные

предводители или просто разбойники, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из

них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. надплеменным наследственным прави- телем (конец XI в. до н. э.); как обычно, становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначал своих приближенных тыся- ченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от фи- листимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (ок. 1000- 965 г. до н. э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления


страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев - критян и фили- стимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были

«падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965-928 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных

произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным

монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам

прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал

Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.

); называют его южным царством в отличие от израильского – северного. Ему платили дань (хотя и не всегда) идумеяне, филистимляне и бедуинские племена в пустыне Фаран (. ).

Таким образом иудейское царство было значительно менее израильского, и это последнее удержало за собою название израильского народа – Израиль, израильское царство; тем не менее иудейское царство есть законный, так сказать, наследник израильского царства Давида и Соломона и его история есть прямое продолжение истории неразделенного еврейского царства. Не Иуда отпал от Израиля, а Израиль отпал от Иуды, от дома Давидова. Так именно смотрят на разделение еврейского царства пророки и не иудейские только, напр. Исаия (7, 17), но и израильские Амос (9, 11. 12) и Осия (3, 5. 8, 4. 10, 10). Так смотрят на разделение царства писатели книг, 3-й Царств (12 гл.) и 2-й Пар. (10 гл.). Так оно следует и из хода израильской истории. В царстве иудейском находился Иерусалим, завоеванный войсками всего Израиля и бывший столицею во время двух славных царствований Давида и Соломона. В нем был блестящий храм, долженствовавший стать воплощением закона о единстве места богослужения и с течением времени действительно ставший таковым. В храме этом совершало служение Богу назначенное для этого законом священство из дома Ааронова и колена Левиина, Цари этого царства происходили из дома Давида, с именем которого и с именем Соломона соединялись воспоминания о самом блестящем периоде еврейской истории. Давиду дано было обетование о том, что род его всегда будет занимать израильский престол. Все это объясняет, почему именно пророки и вообще лучшие люди в израильском царстве смотрели на иудейское царство, как на действительное продолжение израильского неразделенного царства; тогда как пророки иудейского царства обличают иудейских царей за их общение с израильскими царями и обличают последних (), – израильские пророки располагают жителей израильского царства к добрым отношениям к иудеям () и благосклонно относятся к иудейским царям (). Этим же объясняется и то, что жизнь иудейского царства идет гораздо ровнее и спокойнее, чем в израильском. Правда, и в нем бывают отпадения от Иеговы и – при существовании здесь законного служения Иегове – они выступают здесь даже резче, но в конце концов религия Иеговы выходит из борьбы победительницею и самые эти отступления способствуют большему и большему раскрытию ее внутреннего содержания. Бывали в иудейском царстве и политические смуты, приводившие к умерщвлению царей. Но смуты эти направлялись не против царствующей династии, а против того или другого царствующего царя и заканчивались тем, что на место убитого царя воцаряем был его сын, законный его наследник. Всем этим объясняется, наконец, и то, что иудейское царство существовало дольше, чем на столетие, израильского царства.

История царства иудейского может быть разделена на два периода: 1) от разделения царства до падения израильского царства и 2) от падения израильского царства до плена вавилонского.

I). В первое время раздельного существования иудейского и израильского царства и до вступления на престол Ахава, царя израильского, между ними происходили почти не прекращавшиеся войны. Пророк Самей успел убедить Ровоама, царя иудейского, не начинать междоусобной войны тотчас после совершившегося разделения (. ). Тем не менее между Ровоамом и Иеровоамом, царем израильским, происходила, – очевидно, мелкая, – война во все дни жизни Ровоама (. ). Ровоам укрепил несколько городов в коленах иудином и вениаминовом и снабдил их оружием и запасами (). По это не спасло его царства от нашествия египетского царя Сусакима (Шешонка), который в пятом году Ровоама вторгнулся в пределы иудейского царства, взял Иерусалим, ограбил храм и дворец царский, но этим, кажется, и ограничился. Правильного подчинения Иудеи Египту, кажется, не последовало (. ). Это нашествие египетского царя дееписатель выставляет, как наказание Ровоама за отступление его и его народа от Господа () . В первое время своего царствования Ровоам верно служил Иегове; в его царство перешли священники из рода Аарона и левиты из израильского царства, не захотевшие принимать участие во введенном Иеровоамом служении тельцам (). Но с течением времени он и его народ оставили закон Господа. В стране появились „высоты, статуи и капища“, сначала, быть может, служение Иегове на высоких местах под чувственным образом, а потом и языческое идолопоклонство с позорным служением блудников (кедешей ).

Преемник Ровоама Авия (956–954 г.; Кампг. 920 – 918 г.) продолжал враждебные отношения к израильскому царству и одержал даже значительную победу над Иеровоамом (). В этой войне он стоял в союзе с дамасским царем Тавримоном (). Пред большим сражением с Иеровоамом. Авия хвалится тем, что иудеи не оставляли Господа и что у них священнодействуют сыны Аарона и левиты (), тем не менее дееписатель говорит о нем, что он ходил во всех грехах своего отца, а о жене его (Милхе-Ане) пряма говорится, что она устроила в Иерусалиме срамный истукан Астарты (. ).

Реакция этому идолопоклонству наступила, при Асе, преемнике Авии (954–913 г.; Кампг. 917–877 г.). Поддерживаемый пророками Азариею и Ананиею, он истребил всех идолов и жертвенники языческих богов в городах Иудеи, изгнал „кедешей“ из Иудфи и даже свою мать-царицу лишил ее достоинства за ее нечистое служение Астарте, а самый истукан Астарты изрубил и сжег (. ). В 15-й год своего царствования Аса собрал в Иерусалиме весь народ для жертвенного праздника, и здесь весь народ торжественно и клятвенно обязался служить только одному Богу отцов своих, подвергая себя, в случае нарушения обещания, смертной казни (). Но высоты, – надо полагать, посвященные Господу, – не были отменены (. ). В политическом отношении Аса укрепил несколько городов и усилил войско, одержал победу над эфиопским царем Зараем (Озоркоп?) и вышел победителем из борьбы с израильским царем Ваасою, хотя не без унизительного союза с дамасским царем Венададом I. За союз этот обличил Асу пророк Анания, но Аса разгневался на пророка и заключил его в темницу, преследовал некоторых и из народа; в болезни своей он взыскал не Господа, а врачей (3 Дар. 15, 16–22. ).

Преемник Асы Иосафат (913 – 888 г.; Кампг. 876–852 г.) продолжал религиозную политику своего отца Асы, истребляя уцелевшие еще остатки язычества (). Но он пошел далее. Иосафат старался познакомить свой народ с содержанием книги закона, назначив для этого особую комиссию, которая должна была ходить с книгой закона по стране иудейской, а потом и сам лично принял участие в этом деле (). Он заботился и о правосудии (). Впрочем, служение на высотах продолжалось и при нем (. ). Внешней политике Иосафат дал новое направление: он именно заключил оборонительный и наступательный союз с Ахавом, царем израильским, закрепив даже его женитьбою сына своего Иорама на дочери Ахава Гофолии (. ). Союз этот, впрочем, принес не пользу, а скорее вред иудейскому царству, ибо вовлек Иосафата в войны: а) Ахава с дамасским царем (. ), б) Иорама, сына Ахавова, с моавитянами (). Можно думать, что и собственная война Иосафата с моавитянами, аммонитянами и маонитянами, окончившаяся для него благополучно (), стояла в связи с войнами, веденными им в союзе с израильскими царями. Неудивительно поэтому, что пророк Ииуй обличал его за союз с Ахавом (). Свое царство Иосафат усилил построением крепостей и содержанием большого войска, и он пользовался уважением со стороны соседей: филистимляне и аравитяне приносили ему дары; идумеяне были ему подчинены (. ). Господство над Идумеею дало Иосафату возможность построить флот для возобновления торговли с Офиром, но корабли разбились почти на месте, и Иосафат отказался от попытки снова построить корабли, не смотря на предложение Охозии, царя израильского, помочь ему в этом деле (. ).

Та высота, какой достигло иудейское царство при Иосафате, была утеряна им почти сразу при сыне его Иораме (888 – 881 г.; Кампг. 851–844 г.). Женатый на дочери Ахава и Иезавели Гофолии Иорам пошел нечестивым путем израильских царей. Он умертвил своих братьев и некоторых из князей иудейских (), ввел служение Иегове под образом тельца и даже построил в Иерусалиме храм Ваалу, в котором служило особое жречество (. ), хотя и законное служение Господу продолжало существовать в иерусалимском храме. Внутренния нестроения отражались и на внешнем положении царства. Идумеяне отложились от Иуды, попытка Иорама вернуть их к подчинению не увенчалась успехом, отложился город Ливна; филистимляне и аравитяне вторглись даже в пределы Иудеи, взяли Иерусалим и ограбили его и царский дом, забрав с собою жен и сыновей Иорама, за исключением Охозии. Сам он умер от болезни внутренностей, согласно с пророческим предсказанием(. ).

Преемник Иорама Охозия (881 г.; Кампг. 843 г.) стоял под решительным влиянием своей матери Гофолии и потому служил политике дома Амврия. Он принял участие в войне Иорама израильского с Азаилом дамасским и погиб от руки возмутившегося против Иорама Ииуя; но не он один, а почти все члены Давидова дома пали жертвою связи с домом Амврия: Ииуй умертвил еще 42 родственников Охозии, а заступившая место последнего на иудейском престоле Гофолия умертвила оставшихся в живых членов Давидова дома. Только один Иоас, сын Охозии, еще не достигший однолетнего возраста, спасен был от общей резни сестрою Охозии Иосавеф и скрываем был в храме.

Наступило время царствования Гофолии (881–875 г., Кампг. 842–837 г. . ). Конец ее господству положил первосвященник Иодай, при помощи царских телохранителей и левитов воцаривший семилетнего Иоаса, при чем Гофолия была умерщвлена, разрушено капище Ваала и умерщвлен жрец его Матфан (4 Дар. 11, 4–21. ). Иоас (875 – 836 г.; Кампг. 836–797 г.) в первые годы своего царствования стоял под сильным влиянием первосвященника Иодая. Этот, при воцарении Иоаса, взял с него и народа торжественное обязательство служить исключительно Иегове, как своему Богу (4 Дар. 11, 17. ). И хотя служение Господу на высотах продолжалось, но царь и народ делали угодное в очах Господних. Иоас возобновил храм, поврежденный при Гофолии. После же смерти Иодая Иоас дозволил вельможам, по их просьбе, совершать открыто идолослужение и даже умертвить во дворе храма сильно обличавшего их Захарию, сына первосвященника Иодая. Наказание не замедлило последовать. Царствование Иоаса было вообще мирное и в первую большую половину даже счастливое; но через год после умерщвления Захарии дамасский царь Азаил пошел войною против Иерусалима, и Иоас лишь дорогою ценою сокровищ дворца и храма мог спасти свою столицу от завоевания и разрушения. Этот несчастный исход столкновения с дамасским царем и умерщвление Захарии были, – надо полагать, – причиною недовольства Иоасом, закончившегося заговором против него в среде придворных служителей и убийством его (. ). Преемник Иоаса Амасия (836 – 807 г.; Кампг. 796 – 778 г.) наказал убийц своего отца, но детей их, согласно закону Моисееву, пощадил. Он шел лучшим путем отца своего в служении Иегове, хотя высоты и при нем не были отменены. Непонятным только образом он после победы над идумеянами стал служить богам идумейским, а обличавшему его за это пророку грозил смертию. Ослепленный победою над идухмеянами, он вызвал на войну Иоаса, царя израильского. Этот сначала довольно пренебрежительно предостерегал Амасию, а когда предостережения не подействовали, разбил иудеев в сражении, взял в плен Амасию, разрушил часть северной стены Иерусалима, ограбил храм и дворец и, взяв заложников, возвратился в свое царство. Амасия получил свободу и остался на престоле. Впрочем, с этого времени в иудейском царстве начались внутренние смуты, заставившие Амасию убежать в Лахис, где он и был убит заговорщиками (. ).

На место Амасии воцарен был народом сын его Озия, – он же Азария (804 – 755 г.; Кампг. 777 – 736 г.). Царствование Озии было самое счастливое со времени разделения царства по смерти Соломона. Озия докончил начатое отцом подчинение Идумеи и снова овладел Елафом, победил филистимлян и в областях их поселил иудеев; счастливо воевал с аравитянами и аммонитянами, заставил платить дань себе и аммонитян; он (по надписям Азария), быть может, стоял во главе сильного союза сирийских и палестинских царей против ассирийского царя Феглафелассара (II или III). Феглафелассар победил союзников и наложил на них подати; последнего не говорится об Азарии, и это может свидетельствовать о его могуществе. Благосостояние иудейского царства при нем значительно возросло. Но такое благосостояние сильно испортило иудеев в религиозно-нравственном отношении, как это видно из первых глав книги Исаип. Исаия должен даже предсказать, что иудеи будут слепы и глухи ко всем пророческим увещаниям и тем навлекут на себя самое строгое наказание (Иса. 6, 9–13). Сам Озия делал угодное в очах Господа; но его попытка воскурить фимиам на алтаре кадильном в святилище, что по закону могли делать только священники, показывает, что его послушание закону было не безусловное. За эту попытку он был наказан проказою в храме же, оставался с нею до конца жизни и потому должен был передать правление своему сыну Иоафаму (. ). Преемник или, быть может, точнее – соправитель Озии Иоафам (755–739 г.; Кампг. 750–735 г.) шел добрым путем отца своего, причем замечается прямо, что „он не входил в храм Господень», – нужно думать, – подобно отцу своему для каждения в святилище. Он сделал некоторые пристройки в храме, построил несколько городов. Принудил платить дань аммонитян, которые, вероятно, отказались было от этого. К концу царствования его иудейское царство стали беспокоить сирийский царь Рецин и израильский Факей (. ).

Цари эти перешли в решительное наступление против иудейского царства при преемнике Иоафама Ахазе (739–724 г.; Кампг. 734–715 г.). Кажется, они хотели привлечь иудейское царство к союзу с собою для противодействия ассирийскому царю. Но Ахаз, как и Иоафам, уклонялись от него. Рецин и Факей решились заставить силою иудейское царство присоединиться к ним и низвести даже дом Давида с царского престола. Они вторглись в Иудею и осадили Иерусалим, хотя и безуспешно. Попытка Ахаза воспользоваться разъединением союзников после отступления от Иерусалима и разбить израильского царя окончилась для него страшным поражением. Бедствием Иудеи воспользовались филистимляне и идумеяне, которые не только отложились от нее, а даже вторглись в нее и произвели опустошения и завоевания. Напрасно пр. Исаия еще при вести о приближении царей сирийского и израильского успокаивал Ахаза тем, что эти враги не страшны, и уверял его в этом даже знамением, напрасно грозил и опасностию со стороны ассирийского царя, к которому Ахаз хотел обратиться за помощию. Ахаз не послушался пророка. Ассирийский царь Феглафелассар (Тиглатпилезер II или III) помог Ахазу, но за то с этого времени Ахаз стал вассалом ассирийского царя, платящим подать. Не менее политического состояния было бедственно и религиозное состояние иудейского царства при Ахазе. Он покровительствовал служению Иегове под чувственными образами (тельцов); он ввел и прямое идолопоклонство: служение богам дамасским, Ваалу и Молоху и богам ассирийским ( сл. сл.). Законному служению Иегове в храме он некоторое время не препятствовал, но он лишил его значительных украшений и некоторых сосудов, чтобы иметь возможность платить дань ассирийскому царю; потом повелел первосвященнику Урии заменить старый медный жертвенник всесожжений во дворе храма каменным, сделанным по образцу виденного им в Дамаске жертвенника, и наконец запер святилище, ограничив таким образом служение Иегове жертвами, приносимыми во дворе храма на новом жертвеннике (. . Иса. 7).

II. При преемнике Ахаза Езекии, именно в 6-й год его царствования (), ассирийский царь Оаргон завоевал Самарию и положил конец израильскому царству (722 г. до р. Хр.). С этого времени иудейское царство, загораживаемое прежде от Ассирии израильским царством, вошло в непосредственное с нею соприкосновение, тягость и опасность которого обнаружились уже при Езекии. Езекия (724–696 г.; Кампг. 714–686 г.) составлял противоположность своему отцу. Тогда как Ахаз не верил обетованиям Иеговы и служил другим богам, Езекия на Иегову возлагал все свое упование, служил Ему одному и заботился о том, чтобы и народ Ему только служил. Уже в первый день нисана первого года своего царствования он повелел открыть запертый Ахазом храм и очистить от всего нечистого, причем был истреблен и медный змей, сделанный Моисеем, ставший предметом суеверного почитания. Во второй месяц того же года с особенною торжественностию совершено празднование пасхи; к участию в нем приглашены были и жители прежнего израильского царства. Религиозное воодушевление присутствовавших на празднике было так велико, что на обратном пути домой они разрушали все встречавшиеся им на пути предметы языческого служения. Сам Езекия разбил статуи, срубил дубраву (Ашеру) и отметил высоты (– последнего не могли сделать бывшие прежде него цари –) и таким образом восстановил служение Господу в одном только иерусалимоком храме. Он восстановил чреды священнослужения и повелел уплачивать следуемые священникам и левитам по закону десятины и начатки; заботился и о религиозно-нравственном просвещении народа (). За такую ревность к служению Господу Господь наградил его успехом в его политических делах. Он изгнал филистимлян из городов, занятых ими при Ахазе; пользовался покоем в то время, когда израильское царство было разрушено ассириянами, терпеливо неся иго ассирийское, добровольно принятое на себя отцом его, и поддерживаемый в этом пр. Исаиею; наконец, отложился от Ассирии вместе с некоторыми палестинскими царями и, хотя подверг свою страну страшному опустошению и должен был уплатить большую дань Сеннахириму, но Иерусалима не сдал, как того требовал Сеннахирим, и, кажется, в конце концов остался свободным от ассирийского ига. Чудесное освобождение Иерусалима от грозившей ему опасности прославило имя Господа Бога Израилева, возвеличило и царя Езекию (4 Дар. 18–20. . Иса. 30. 31. 36–39).

Можно было думать, что религиозная реформа Езекии пустит в народе глубокие корни, а между тем уже при сыне его Манассии язычество снова и с большею, чем прежде, силой появляется в иудейском царстве. Манассия (695–641г.; Кампг. 685–641), как 12-летний мальчик, стал, – надо полагать, – под вредное влияние своих вельмож. Он не только восстановил обычное служение на высотах, но ввел и прямое язычество двух родов: древне-хананейское и вавилоно-ассирийское и дал ему место в самом иерусалимском храме. Ваалу и Астарте он построил в храме и на других местах жертвенники с обычными при них символами; идол Астарты был поставлен даже в святилище. С служением Астарте вошло в храм и его нецеломудрие. В долине Енномской был устроен „тифет», на котором сам царь принес в жертву Молоху одного из своих сыновей. Явились в стране волшебники и вызыватели мертвых. У ассириян Манассия заимствовал служение звездам: он устроил им жертвенники на обоих дворах храма и на крыше ворот храма. Служило языческим богам особое жречество, и в среде его были не только левиты, но и потомки Ифамара, сына Ааронова (). Служение Иегове законное не было, кажется, отменено; но господствующее положение занимало не оно, а язычество, которое и удерживало его за собою почти в течение 70 лет. Пророки и другие благочестивые люди восставали, правда, против язычества и в защиту Иеговы, как единственного истинного Бога, но их голос был затопляем в их собственной крови. Манассия развратил иудейский народ до крайности (), чему особенно способствовало то, что продолжительное его царствование (50 л.) было вообще мирное. Манассия, кажется, добровольно подчинился снова ассирийскому царю, в подданстве которому он находится по ассирийским надписям, и этим подчинением обеспечил для себя мир в то время, когда Асаргаддон и Ассурбанипал предпринимали поход против Египта. Лишь к концу своего царствования, – быть может, за союз с вавилонским царем Самассумукином против Ассурбанипала, – он взят был в плен и отведен в Вавилон, но потом опять возвращен на престол. После своего возвращения он, покаявшийся пред Богом, предпринял было восстановление законного служения Господу в Иерусалиме, но, должно быть, вел его не энергично и имел мало времени для этого. Амон, его преемник (640–639 г.), шел первым его путем, служа всем истуканам, которым служил Манассия, его отец (. ). Даже в первые годы царствования благочестивого Иосии (638–608 г.) все шло по старому. Лишь с 8 года своего царствования Иосия стал прибегать к Богу Давида, отца своего, а с 12-го стал очищать Иудею и Иерусалим от языческих мерзостей; но более решительные меры против язычества приняты были только в 18 году – после того, как в храме найдена была книга закона Моисеева, страшными угрозами, содержащимися в ней, произведшая сильное смущение в царе. Под этим впечатлением все языческое было удалено из храма, Иерусалима и всей Иудеи, разрушено или сожжено и осквернено. Реформа распространена была и на пределы прежнего израильского царства, где было разрушено, между прочим, вефильское святилище Иеровоама I. Служившие на высотах в Иудее потомки Аарона были лишены права священнодействовать на жертвеннике Господнем в Иерусалиме, а жрецы Вефиля и других городов самарийских были даже умерщвлены. С большою ревностию Иосия заботился и о восстановлении законного служения Господу, в пример чего приводится празднование пасхи с точным соблюдением всех законных относительно ее предписаний (4 Дар. 22. 23, 1–28. ). Но и эта реформа не принесла ожидаемых от нее плодов. Более продолжительное царствование Иосии укрепило бы, быть может, народ в направлении реформы; но он прожил от 18 года своего царствования, – главного года своей реформы, – всего только 13 лет. Он умер от раны, полученной им в сражении при Мегиддо с фараоном, которому хотел загородить дорогу к Евфрату против ассирийского царя, после царствования вообще мирного, но зависимого от Ассирии (4 Дар. 23, 29. 30. ).

По смерти Иосии языческая партия снова усилилась и удерживала господство за собою до падения царства. На место Иосии народ воцарил сына его Иоахаза, миновав старшего Елиакима, но он царствовал только три месяца, делая неугодное пред Богом (. ), был низложен фараоном Нехао в Ривле, куда он отправился, кажется, для утверждения себя на престоле, и отведен в Египет.

Нехао воцарил Елиакима, переименовав его в Иоакима (607 – 597 г.), и наложил на страну значительную контрибуцию, которую Иоаким разложил на жителей страны. Но после поражения Нехао при Кархемише Навуходоносором иудейское царство подпало под власть этого последнего, который взял Иерусалим и Иоакима, но потом освободил его, оставив царем. Все обязывало теперь Иоакима верно держаться своего нового господина; но он после трех лет подчинения отложился от него и тем навлек на свое царство сначала набеги идумеян, моавитян и аммонитян, в отражении которых, быть может, нашел и свою смерть ( ).

На место Иехонии Навуходоносор поставил царем третьего сына Иосии Матфанию, переименовав его Седекиею (596 – 586 г.) и взяв с него торжественную клятву в покорности себе (Иезек. 17, 13. 16. 18. 19) . Седекия был государь в высшей степени слабохарактерный, который при всем своем желании следовать советам пророка Иеремии не может этого сделать и даже не может защитить его явно против нападок на него со стороны вельмож. Положение вещей требовало от него покорно нести иго царя вавилонского; это советовал ему и пр. Иеремия. Но большая масса народа с ее начальниками, поощряемая ложными пророками и пророчицами, сильно желала свержения этого ига. Быть может, в четвертом году Седекии в Иерусалиме являются послы идумеев, моавитян, аммонитян и финикиян за тем, чтобы заключить союз с Седекиею против халдеев. Союз не был заключен, только благодаря сильному противодействию со стороны пр. Иеремии (). Седекия даже лично являлся в Вавилон ко двору Навуходоносора () и посылал туда послов (), очевидно, с целию рассеять возможные подозрения и засвидетельствовать о своей верности. Но позднее, под напором вельмож и народа и полагаясь на египетского фараона (Офру), он отложился от вавилонского царя. Навуходоносор быстро осадил Иерусалим и держал его в осаде от 9-го до 11-го года Седекии. Египетское войско отвлекло было его на время от Иерусалима, но он опять вернулся к нему, и Иерусалим был наконец взят в 9-й день 4-го месяца 11-го года Седекии. Сам Седекия был схвачен на пути из Иерусалима к Иордану, был отведен в Ривлу к Навуходоносору, там ослеплен и в цепях отведен в Вавилон. Храм, царский дворец и все большие дома были сожжены огнем; стены города разрушены. Металлическая утварь храма была взята. Волее знатные пленники, в том числе первосвященник, – были отведены в Ривлу к Навуходоносору и там умерщвлены. Почти все население стран было отведено в плен; оставлены были в стране лишь самые бедные для возделывания полей и виноградников (. . ).

Так прекратило свое существование иудейское царство в 586 г., просуществовав по общепринятой хронологии около 390 лет. Но тень царства оставалась еще в Иудее. Навуходоносор вверил начальство над оставшимся в стране народом Годолии, сыну Ахикама, оказывавшего не раз услуги Иеремии. Около него стали было собираться разбежавшиеся по разным местам иудейские начальники со своими людьми. Но некто Измаил, из царского рода, по наущению аммонитского царя, умертвил Годолию и бывших при нем халдеев. Оставшиеся иудеи, опасаясь мести со стороны Навуходоносора, ушли в Египет, увлекли с собою и Иеремию вопреки его желанию и не смотря на его успокоения относительно халдеев (. ). Возмущения против халдеев и этим не окончились. Чрез четыре года Навузардан, начальник телохранителей, снова выселил 745 душ (). В Иудее все еще оставались, конечно, жители, но они и не убежавшие в Египет иудеи послужили тем корнем, из которого выросло новое общество иудейское; – таковым корнем явились иудеи, отведенные в вавилонский плен.

Проф. Протоиерей Ф. Я. Покровский

Израильское государство, по сравнению с империями того времени, было небольшим и просуществовало недолго.

Однако прародина израильского народа стала для евреев мощным духовным и политическим символом, помогла им пережить многовековое изгнание и рассеяние по миру, последовавшее после гибели их царства.

Древний Израиль

В Библии описано, как Моисей увел евреев из египетского плена в «обетованную землю» Ханаанскую – между рекой Иордан и Средиземным морем.

Там они жили племенами до тех пор, пока их не объединил первый царь Саул (правил в 1020-1006 до н. э.).

Следующим царем Израиля (1006-995 до н. э.) стал Давид. Он завоевал город Иевус, дал ему новое имя и поместил там ковчег Завета, сделав город политическим и религиозным центром израильтян.

Сын Давида Соломон (965-928 до н. э.) построил в Иерусалиме величественный Храм, который был отделан золотыми и бронзовыми украшениями. Для того чтобы оплачивать строительство, царь взвинтил , а его сын Ровоам продолжил жесткую финансовую политику.

Не желая мириться с таким тяжким бременем, северные племена отделились от царства, и образовалось два государства – Израиль на севере и Иудея на юге.

Между тем воинственные ассирийцы, обитавшие в долине реки Тигр, начали всерьез угрожать другим народам Месопотамии. У ассирийцев была мощная армия, где применялись такие нововведения, как осадные орудия и кольчужные доспехи.

В 721 г. до н. э. ассирийцы захватили Израиль, ослабленный внутренними раздорами. Иудея пережила разгром и осталась существовать как вассал великой Вавилонской империи, второй из великих держав Месопотамии.

В 598 г. до н. э. Иудея восстала против вавилонской власти, но вавилонский царь Навуходоносор II подавил восстание. Через десять лет войска Навуходоносора заняли Иерусалим, уничтожили город и Храм и переселили тысячи евреев в Вавилон.

Вавилон был великолепным городом, но для изгнанников пленение оказалось тяжким испытанием. Поэтому они с восторгом встретили разгром Вавилонской державы персами (539 до н. э.) под предводительством Кира Великого.

Придя к власти в Вавилоне, Кир позволил евреям вернуться на родину, которая вошла в его империю. Одни вернулись домой, но другие так и остались в Вавилоне и , положив начало рассеянию (диаспоре) еврейского народа, продолжающемуся и по сей день.

Храм Соломона

Согласно описанию в Книге Царств, Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме для хранения ковчега Завета, состоял из трех помещений: притвор, святилище и святая святых, где и находился ковчег.


Первый Храм (Храм Соломона)

Царь Давид распространил свою власть на обширную территорию, но ок. 925 г. до н. э. она разделилась на два государства: Израиль (на севере) со столицей Самарией и Иудею (на юге) со столицей Иерусалимом.

Ковчег Завета

Ковчег Завета представлял собой ящик из «дерева ситтим» (акации) и золота, украшенный двумя резными изображениями херувимов и снабженный парой длинных ручек-шестов для переноски.

Согласно Библии, Бог дал Моисею точные указания, как сделать хранилище для скрижалей, где были записаны Десять заповедей. Когда израильтяне отправлялись на войну, ковчег всегда несли с войском; он служил высшим предметом религиозного культа, а также, по поверью, обладал способностью убивать людей.


Ковчег Завета

Царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, где он впоследствии хранился в Храме, построенном сыном Давида Соломоном. После того как вавилоняне в 586 г. до н. э. захватили Иерусалим и разрушили Храм, ковчег исчез.

Хотя герой фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981) и находит ковчег Завета, на самом деле о его местонахождении и вообще существовании никто доподлинно ничего не знает.

Кратко об Израильском царстве

Ниже приведена таблица с основными датами древнего Израильского царства.

Лет до нашей эры

Событие

1220 Евреи (израильтяне) поселяются в Ханаане.
1550 Израильтяне живут племенами, которые возглавляют старейшины – в библейской традиции «судьи».
1020 Первым царем израильтян становится Саул.
1006 Давид становится правителем Иудеи, а затем и всего Израильского царства. Столицей он делает Иерусалим.
965 Царем становится Соломон. Он устанавливает высокие налоги и за счет этого содержит роскошный двор и возводит внушительные постройки.
950 Соломон строит Храм в Иерусалиме.
930 Ассирийская империя становится доминирующей силой в долине Тигра.
928 Ровоам, сын Соломона, становится царем и сталкивается с недовольством северных племен. «Мой отец наказывал вас бичами, – говорит он недовольным, – а я буду бить вас скорпионами».
925 Северные племена восстают, отделяются от Иудеи и создают свое царство Израиль.
924 Вторжение в Иудею и Израиль войск фараона Шешонка I.
854 Израиль участвует в военном союзе против Ассирии. После битвы при Каркаре ассирийцы временно прекращают завоевания.
841 Израиль начинает платить дань Ассирии.
732 Ассирийский царь Тиглатпаласар III захватывает Дамаск. За 17 лет Ассирия делает своими вассалами не только Израиль и Иудею, но и Вавилон.
724 Осия, царь Израиля, поднимает восстание против ассирийской власти.
721 Ассирийцы овладевают Самарией, столицей Израиля.
612 Гибель Ассирийской империи.
600 Образование Нововавилонского (2-го Вавилонского) царства.
586 После продолжительной осады войска вавилонского царя Навуходоносора II захватывают и уничтожают Иерусалим; его жителей переселяют в Вавилон.
539 Кир II Великий побеждает халдеев, захватывает Вавилон и разрешает евреям вернуться на родину.
515 В возрожденном Иерусалиме построен новый Храм.

Если вам понравилась история Израильского царства – поделитесь ею с друзьями и подписывайтесь на сайт

И впадает в Мертвое море .

Мертвое море

Мертвым морем называется большое и очень соленое озеро — природный водо-ем, со всех сторон окруженный сушей. Морем его прозвали в древности за большие размеры, но оно нигде не соединяется с океаном . Озеро лежит на дне самой глубокой на Земле впадины. Уровень воды в озере на 395 м ниже уровня воды в океане.

Вода в Мертвом море в десять раз солёнее, чем, во многих настоящих морях. В такой соленой воде не могут жить ни рыбы , ни водоросли . Кристаллы слои блестят на его берегах, а люди , даже не умеющие плавать, не тонут. Соленая вода выталкивает их на поверхность.

История Древнееврейского царства

  • Ок. 1250 г. до н. э. — евреи вступают на ханаанскую землю.
  • Ок. 1020 г. до н. э. — Саул становится царем.
  • Ок. 1000-965 гг. до н. э. — правление царя Давида. Филистимлянам нанесено поражение.
  • Ок. 965-928 гг. до н. э. — правление царя Соломона. Постройка храма.
  • Ок. 926 г. до н. э. — единое царство Израиль раскалывается на два: Израильское и Иудейское.
  • 722 г. до н. э. — ассирийцы захватывают Израиль.
  • 587 г. до н. э. — вавилоняне разрушают Иерусалим. Народ Иудеи уводят в плен.

В Палестине, между Средиземным морем и рекой Иордан, жили с древних времен евреи. Древние еврейские племена кочевали по пустыне возле ханаанской земли. Они пасли коз и овец , выращивали хлеб. История еврейского народа представлена священной для многих народов книгой — Библией.

Великий исход

Во время сильной засухи , когда долго не было дождей, земля вы-сохла, а воды в реках и колодцах осталось совсем мало, евреи, спа-саясь от голода, переселились из Палестины на плодородные земли дельты Нила, в Египет.

Спустя много лет пророк Моисей привел их на землю предков. Ведомые Моисеем, они, спасаясь бегством, долго блуждали по пустыне между Крас-ным и Средиземным морями, затем пересекли пустыню и вступили на землю Ханаана. Долгое путешествие и чудеса, кото-рые случились с ними, описывает Библия. Побег евреев из Египта остался в анналах истории как Великий исход. Это древнейшее из изве-стных нам переселений народа.

Завоевание Ханаана

В огороде произрастали фасоль, чечевица, чеснок, лук и горох. В плодовом саду росли оливки, фиги, финики и гранаты. Козы давали молоко и шли на мясо.

Во дворе находилась печь для выпечки хлеба, рядом с которой девушки месили тесто. Также женщины давили оливки, чтобы приготовить масло, и пряли шерсть.

Древнееврейская архитектура

Храм царя Соломона в Иерусалиме

Храм царя Соломона в Иерусалиме построен из известняка. Стены были облицованы привезенным из Финикии кедром. По периметру крыши был возведён портик, а у входа в храм стояли две бронзовые колонны. Финикийские ремесленники помогали древним евреям возводить этот храм.

Краткий обзор истории царства Израильского (930–722 гг. до н. э.).

Хотя евреи разделились на два царства, все же между северными и южными племенами было много общего: они говорили на одном языке, верили в единого Бога - Иегову, хранили один закон и имели один храм в Иерусалиме. Поэтому можно было предположить, что еврейский народ разделился ненадолго и что скоро наступит счастливое время, когда они вновь протянут друг другу братские руки дружбы. Но не так думал Иеровоам - первый царь Израильский. Видя, как его подданные на религиозные праздники отправляются в Иерусалимский храм для жертвоприношений, он стал опасаться, что израильтяне вновь пожелают объединиться с коленом Иудиным, как в славные времена Давида. Чтобы предотвратить эту опасность, Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в городах Вефиле и Дане и по примеру Аарона отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Обращаясь к своим подданным, он сказал: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12:28). Ясно, что такая политика Иеровоама вела к открытому религиозному расколу, который еще больше разделил единокровный еврейский народ на два враждующих царства. Религия, которую насаждал Иеровоам в Израиле, была настоящей ересью и идолопоклонством, не имеющим ничего общего с религией Иерусалимского храма. Поэтому отступничество Иеровоама было встречено резким осуждением со стороны правоверных иудеев. Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя за идолопоклонство и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен: «Так говорит Господь Бог Израилев: … и выметут дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста» (3 Цар. 14:7:10). Предсказание пророка вскоре сбылось.

Преемники Иеровоама продолжали «ходить путями» его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав. Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелькорфа, построила ему храм в столице Израиля - Самарии. Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей Истинного Бога.

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари Салманассар, а затем Саргон II в 721 году опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, а десять колен израильских увели в плен в Ассирию, где они подверглись ассимиляции и перестали существовать, как еврейский народ. На опустевшую израильскую территорию ассирийские цари переселили язычников из Аравии и Вавилона. Смешавшись с остатками израильтян, эти племена образовали народ, который, по имени столицы Самарии, стал называться самарянами или самаритянами. Они говорили не на чисто еврейском языке, хотя и приняли иудейскую религию, но не оставляли своих прежних языческих верований. За это иудеи презирали самарян и всячески избегали общения с ними.

Итак, десять израильских колен не исполнили своего мессианского назначения, нарушили свое обещание, данное Богу при Синае, и исчезли с исторической арены. Царство Израильское просуществовало с 930 по 721 г. и имело девятнадцать царей.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

XXIV. Окончательное падение царства Израильского и Иудейского. После поражений, нанесенных царем Сирийским, Азаилом, когда “у Иохаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших”. (4 Кн. Цар. Гл. XIII, 7), царство Израильское значительно

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Краткий обзор истории Иудейского царства (930–586 гг. до н. э.). После разделения еврейского государства Иудейское царство, в которое входили только Вениаминово и Иудино колено, хотя и было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На

Из книги Обозрение пророческих книг Ветхого Завета автора Хергозерский Алексей Никитич

2. Пророчества об участи царства Израильского. Соединены в одну пророческую речь; в ней изображены пороки Израильтян и указано предстоящее нашествие Ассириян и рассеяние по Армении. За три нечестия Израильтян и за четыре не отвращуся, т. е. за непрестанно умножающиеся

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Падение израильского царства Бог долготерпеливо призывал израильтян, через многих Своих пророков, отстать от нечестия и пребывать верными Ему. Но ни цари ни народ не слушались их.Наконец, когда нечестие народа дошло до крайних пределов, Господь отступил от Царства

Из книги Книга о Библии автора Крывелев Иосиф Аронович

От возникновения Израильского царства до вавилонского плена Первый царь Израиля? Саул погиб в борьбе против филистимлян. Его преемником был Давид. Еще при жизни Саула он стал царем племени Иуды в Хеброне, а после смерти своего предшественника завоевал власть и над

Из книги Библейские сказания автора Косидовский Зенон

Правда и легенда о создателях израильского царства Самый блестящий период в истории Израиля приходится на 1040-932 годы до нашей эры и, следовательно, длится немногим более столетия. Если даже прибавить к этому правление Самуила, крупнейшего пророка после Моисея и

Из книги Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси автора Концевич И. М.

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

§13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета (по данным современной библеистики) 1. Почему Завет был дан в рамках одного народа. Книги Св. Писания не были созданы одной из прославленных и могущественных цивилизаций, но явились Откровением,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4. и Израильского царства 4. И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощи Умалится слава Иакова. Здесь разумеется то же Израильское царство, о котором шла речь в 3-м стихе.Тучное тело его. Эти слова указывают на силу и обширность Израильского

Из книги "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии автора Финкельштейн Израэль

7. Причина падения Израильского царства 7. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; 8. и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. 7-11.

Из книги Богоискательство в истории России автора Бегичев Павел Александрович

Суровый урок Израильского царства Мы никогда не сможем узнать, насколько надежны были традиции, тексты или архивы, используемые библейскими авторами при составлении своей истории Израильского царства. Их целью было не воспроизвести объективную историю северного

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора История Северного (Израильского) царства ОТ АХАВА ДО АССИРИЙСКОГО ПЛЕНА. ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙИ почил Амврий с отцами своими, и погребен в Самарии. И воцарился Ахав, сын его, вместо него.29 Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского,


error: Контент защищен !!