Этруски – таинственные предшественники Рима. Этруски и их влияние на римскую цивилизацию Этрусский язык и литература


Народ, населявший земли современной итальянской Тосканы чуть больше двух тысячелетий тому назад, называвший себя «расены», оставил следы удивительно быстрого расцвета, а еще – множество необъясненных загадок. Недостаток письменных и материальных исторических свидетельств, значительный временной период, отделяющий современность от эпохи этрусков не позволяют пока досконально изучить жизнь представителей этой цивилизации, но известно, что и на античные народы, да и на современный мир, этруски оказали весьма заметное влияние.

Возникновение и исчезновение цивилизации этрусков

Этруски появились на Апеннинском полуострове в IX веке до н.э. и уже через три столетия представляли собой развитую цивилизацию, которая могла гордиться высоким уровнем мастерства ремесленников, успешным земледелием, а также наличием металлургического производства.


Цивилизация Вилланова, первая из культур железного века на территории Италии, рядом ученых считается ранним этапом существования этрусков, другие же отрицают преемственность между двумя культурами, признавая версию об изгнании представителей Вилланова этрусками.
Происхождение этрусков – один из вопросов, вызывавших споры среди историков еще с античных времен. Так, Геродот утверждал, что этот народ пришел на Апеннины из Малой Азии – эта версия и сейчас имеет наибольшую популярность.


Тит Ливий предполагал, что родина этрусков – Альпы, и народ появился благодаря миграции племен с севера. Согласно же третьей версии, этруски ниоткуда не приходили, а жили на этой территории всегда. Четвертая версия – о связи этрусков со славянскими племенами – считается в настоящее время псевдонаучной, несмотря на свою популярность.
Интересно, что сами этруски предвидели закат и гибель своей цивилизации, о чем писали в своих книгах, позднее утерянных.


Причинами исчезновения народа называют как ассимиляцию с римлянами, так и воздействие внешних факторов – в частности, малярию, которая могла быть завезена в Этрурию путешественниками с Востока и распространялась благодаря комарам, во множестве населявших болотистые земли Италии.
Сами этруски молчат о своей истории – их язык несмотря на довольно успешную дешифровку надписей на надгробиях тем не менее продолжает оставаться неразгаданным.

Взаимодействие этрусков с другими народами

Как бы то ни было, около тысячи лет существования цивилизации этрусков оставили любопытные следы. Этрурия находилась в исключительно благоприятном с точки зрения природных ресурсов регионе. Здесь в изобилии встречались строительный камень, глина, олово, железо, росли леса, были разведаны залежи угля. Этруски, помимо высокого уровня развития земледелия и ремесел, преуспели и в пиратском деле – они слыли отличными кораблестроителями и держали в страхе суда других племен. Этому народу приписывают, помимо прочего, изобретение якоря со свинцовой перекладиной-штоком, а также медного морского тарана.


Однако взаимодействие этрусков с древними народами Средиземноморья не носило характер противостояний – напротив, жители Этрурии охотно перенимали ценности Древней Греции и особенности ведения быта. Известно, что древнегреческий алфавит был заимствован сначала этрусками, а от них – римлянами. Несмотря на то, что этрусский язык ученые пока не могут перевести, записан он тем не менее греческими буквами – как на табличках из города Кортоны, обнаруженных в 1992 году.


Считается, что ряд слов, употребляемых и современным человеком, имеют этрусское происхождение. Это, в частности, «персона», «арена», «антенна» (в значении «мачта»), «литера» и даже «сервис» (означало «раб, слуга»).
Этруски были большими любителями музыки – под звуки флейты, чаще всего двойной, они и готовили, и воевали, и отправлялись на охоту, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий ученый и философ Аристотель.


Тоги, украшения, строительство городов и цирков

Вероятно, под музыку они и одевались – интересно, что знаменитая римская тога с пурпурной каймой ведет свою историю именно от этрусков. Этот большой кусок ткани, как правило, из шерсти, появился благодаря эволюции от украшенных орнаментом плащей этрусских вождей.


Женщины носили пышные юбки и лифы на шнуровке, а кроме того, очень любили украшения – впрочем, как и мужчины. Сохранились браслеты, кольца, ожерелья этрусков, сделанные из золота. Особого мастерства этрусские мастера добились в создании фибул – застежек из золота чрезвычайно тонкой работы, которыми скрепляли накидки.


Отдельного упоминания заслуживает этрусское искусства строительства городов, оказавшее большое влияние на архитектуру Рима и античности в целом. В VII веке до н.э. возникло явление Двенадцатиградия – союза крупнейших этрусских городов, среди них Вейи, Клузий, Перузия, Ватлуна и другие. Остальные города Этрурии подчинялись ближайшему из входивших в Двенадцатиградие.


Начало строительства города этруски начинали с символического обозначения границы – ее должны были очертить запряженные в плуг бык и телка. В городе обязательно размещались три улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.


Есть также предположение, что знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведен самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были проведены царем Тарквинием Приском, который был родом из этрусского города Тарквинии в VI веке до н.э.


Что же касается боев гладиаторов – это древняя традиция берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить вместо того, чтобы принести их в жертву богам.


Смешение разных культур, взаимное влияние миров Древней Греции, Древнего Рима и Этрурии друг на друга приводили к обогащению опыта разных народов и одновременно к потере самобытности каждого из них. Этруски в античном мире – одна из важнейших составляющих, без них история человечества была бы иной.
Долгое время этрускам приписывали создание Капитолийской волчицы – знаменитой бронзовой скульптуры. Тем не менее, радиоуглеродный метод исследований показал, что произведение было создано не ранее XI века, а фигурки близнецов появились начиная с XV века. Впрочем, современными учеными развенчаны и

Порассуждаем, опираясь на факты.

Красивое русское слово мир . А сколько с ним связано в истории.

Все помнят нашу последнюю орбитальную станцию Мир . Старшее поколение граждан СССР ещё помнит лозунги на крышах домов: Миру мир , Мир во всем мире .

Смысл этого слова хорошо знали коммунисты, церковь и цари. Это слово притягивало тогда, магнитит и сегодня.

Ещё в школьной истории мы видим, как стремились к миру Византии наши князья. Сначала совершали набеги, словно мальчишки, которые знакомятся с девочкой подзатыльниками. Позднее Русь и Византия уже закрепляли связь династическими браками, а князья не сопротивлялись религиозному слиянию с Византией. Их не остановила даже потеря самобытности и части суверенитета. Утраты от , очевидны, но было что-то, что оказалось важнее этих потерь.

В нашей истории есть и таинственная неожиданность, с какой возникла философская идея «Москва - Третий Рим». Вроде бы ей и возникнуть неоткуда, но как ярко в грамотке смиренного монаха Филофея прозвучало: «Два Рима падоша по грехам своим, третий же стоит, а четвертому не бывать».

Не считали на Руси Парижи и Лондоны, а вот Римы сосчитали. Любопытно это. А ведь не просто сосчитали. С Римом даже свою географию связывали.

Прочтем мало известное стихотворение Тютчева «Русская география», 1886 года. Попытайтесь увидеть скрытый в нём смысл.

Москва и град Петров, и Константинов град -

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? И где его границы -

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги до Евфрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство русское… и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Оставим библейское пророчество и взглянем на град Петров , который у поэта - отнюдь не Петербург, а Рим! Город апостола Петра упомянут в одной строке со вторым Римом - Константинополем и третьим - Москвой.

За много веков до христианства,Первый Рим получил свое исконное первое название - Мир , и слово это как вы понимаете русское. Мир в обратном прочтении дает наше же звучание - Рим . А на любом иностранном языке он - Рома .

Интересная заморочка «Рим=Мир», стала предметом внимания ученых. А раскрытие этой тайны привело к обнаружению, может и большему чем просто страница в истории. Разумеется, этому открытию хода не дают. Потому что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Именно история Рима и является темой нашего сегодняшнего исследования.

Когда крестили страну, и когда создавали будущую Россию и СССР, все и Владимир креститель, и Иван III , и коммунисты действовали в русле одной идеи. Во все времена руководители страны считали себя восприемниками древней Империи. В истории тому множество свидетельств. Так, например, считал князь Святослав сын Великой княгини Ольги. Он заявлял: «Не любо мне жить в Киеве. Хочу жить на Дунае, в Переславце. Тот город есть середина моей земли...» . И как вы думаете, где эта земля с центром в Переславце? Тоже думал и Иван III , провозглашая себя правителем не существующего, а будущего государства . Он видел в составе Руси Балканы и черноморские проливы со Святой Землей. Вот выдержка из пасхалии Ивану III в 1492 году. «Сам Бог поставил Ивана III - нового царя Константина новому граду Константина - Москве» . Не отстали от них и коммунисты, когда в своей Конституции СССР 1924 года писали про Мировую Социалистическую Советскую Республику . Что бы считать себя наследниками Римской империи нужно иметь хоть какие-то для этого основания. И похоже они эти основания имели.

Кстати в те стародавние времена историки насчитали Киевов аж 16 штук. Про один из них ещё сказал Адам Бременский: «Киев — соперник Константинополя, славнейшее украшение… Греции » . Куда только та география подевалась из истории?

Продолжим про начало Империи Рима.

В статье В.А. Чудинова «Велитернский крест - раннее христианство или поздний ведизм?» сообщается:

«Слева мы читаем слово РИМ, справа - слово МИР, что еще раз убеждает нас в том, что РИМ = МИР, то есть, что город Рим, когда-то был назван русским словом Мир».

На изображении вынесены увеличенные фрагменты.

«При чтении этрусских надписей я понял, что город Рим был наименован русскими, которые его заложили и построили. МИР, однако, при чтении справа налево, которое тогда входило в моду, стали читать РИМ».

Это что же? Этруски предшественники римлян по паспорту оказываются русскими?

Начнем по порядку.

Историкам известен т.н. Велитернский крест.

Крест как артефакт,датируется VI веком н.э., обретен в центре Апеннинского полуострова.

По пропорциям это христианский католический крест! Языческие кресты равноконечные, этот вытянут в длину. Но по изображениям - крест славянский!

На обратной стороне все лики зооморфные; в центре лик Агнца-Яра, вверху лик сокола-Яра, слева - лик Агнца в качестве азиатского Исы, справа - лик Агнца-Христа, внизу - лик медведицы Макоши .

Так что это скорее крест Яра, чем Христа.

Теперь о названии города.

Славянское слово МИР как название города не случайно. Оно входит в гнездо славянских слов для наименования городов, например, Владимир = Владей Миром; Владикавказ = Владей Кавказом. И сегодня известен Мир — исторический город в Белоруссии.

Короткое название Мир в Белоруссии вовсе не случайно. Как мы увидим дальше, эта традиция принадлежит белорусским кривичам.

Как Мир стал Римом и Ромой.

Обратное произнесение слова отражает реально существовавшее противоречие чьих то интересов. Потому и слово «Рим» живет только в русском языке.

Каноническая формула латинских законодательных постановлений, выражаемая словами «Urbis et orbis» - переводимая как «городу и миру» имеет и ещё один вариант перевода дословный - «городу и его окружению». Так что латинские постановления имеют исходное русское значение «Миру и Риму», т.е. «русскому городу и окружающему его латинскому населению».

Сначала имело место этническое противостояние, выражавшееся в словесной форме. Из-за различия в языках русское название города Мир окружающими латинянами произносилось как А-мор .

Возникновение слова Амор объяснено В.А. Чудиновым («Боги меняются. Мои ответы Михаилу Задорнову»):

«…Ну вы знаете, как абхазы, они не могут сказать «магазин», они пишут «амагазин». Они не могут сказать «ларёк», а пишут «алариок». Так и тут».

Этническое противоречие русских горожан с окрестными латинянами проявилось и в лингвистических перестановках. Русский Мир , произносимый латинянамикак А-мор, при обратном прочтении превратился в известный всем Рома .

Итак мы имеем в истории РИМСКУЮ или МИРОВУЮ Русь с центром в городе МИР.

И это не красивая фантазия с обратными прочтениями. Подобные метаморфозы окружают нас и теперь. В литературе нередко можно встретить слово гой . Но при обратном прочтении по правилам идиш мы видим первоначальное сакральное слово йог .

Перед нами однозначная цепочка рассуждений. Русский Мир конфликтовал с латинским Римом и Рим в конце концов одержал верх. Этруски, а теперь кажется все-таки русские, утратили контроль над городом. Что было дальше пока неясно. Латиняне вроде стали хозяевами, но до VI века н.э славяно-христианские кресты на той же территории изготавливаются по славянской мифологии.

Ясно одно. (Цитирую Сомсикова)

В окрестностях города Мир латинское доминированние. В городе происходит изменение соотношения русского и латинского населения в сторону нарастания латинской составляющей. Процесс завершается латинским переворотом. Отныне город носит наименование от победителей. Нет больше никакого Амора, есть чисто латинский город Рома.

Это подтверждается метафорической историей двух братьев-близнецов Ромула (Рома) и Рэма (Рим). Здесь отражено традиционное русское отношение к окружающим, как к братьям. Русские князья обращались к равным себе и называли друг друга брат. Вспомним недавно существовавшие «братские» республики стран народной демократии. Это естественно именно для русского восприятия. Затем «брат» Ромул (Рома) убивает своего «брата» Рэма, т.е. окружающее латинское население врывается в город и истребляет русских. Русские (или этруские) естественно исчезают из истории Апеннинского полуострова и никогда более не упоминаются, зато возникает «научная загадка этрусков».

Предшественники римлян имели более высокую городскую культуру, и затем неведомо куда и как внезапно и навсегда «исчезают». Подобные «таинственные исчезновения» можно наблюдать в новейшей истории в городе Грозном, в котором после военных действий также «таинственно исчезли» русские жители. Не менее «таинственно» сокращается численность русских в когда-то тоже братских союзных республиках бывшего СССР.

Как видим «научная загадка этрусков» не такая уж и научная и вовсе не загадочная.

Как возник термин этруски .

Вероятно, русские и латиняне уверенно различались по внешнему виду. Предположительно русские были повыше ростом и более светловолосые. Недаром у римлян возник миф о высокорослых Атлантах. Южане-латиняне соответственно - ниже и чернее. Русские в толпе выделялись, что обозначалось указательными высказываниями «это русский» и «это русские» - слитное редуцированное произношение даёт «этЪруски».

Выбор между латинством и византийством.

Итак, наших предков победили латиняне, затем потеснили германцы и греки. Так же были «освоены» и прочие территории Руси, включая восточную Прибалтику с её городами, основанными русскими князьями.

Наши княжеские и царские предки про то ведали. А вот для нас все это удивительное открытие и где-то даже неправдоподобные. И теперь мотивы княжеских поступков, при установлении отношений с Римом и Константинополем становятся понятными. Рим - наш древний исторический враг, а Константинополь антипод Рима, и следовательно наш потенциальный союзник. Вот почему в ситуации выбора и не пожелали принять латинское католичество, а предпочли византийский обряд - Православие.

Этруски, кто они.

Справочники и энциклопедии сообщают следующее.

«Этруски (лат. Etrusci, самоназвание Rasenna) — древний народ, населивший в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова. Этруски создали развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Этруски подарили миру своё инженерное искусство, умение строить города и дороги, арочные своды зданий и бои гладиаторов, гонки на колесницах и погребальные обычаи. В VII веке до н.э. народы, населявшие Этрурию, владели письменностью».

А теперь взгляните на письмена этрусков. Буквы ничего не напоминают? А до Кирилла и Мефодия ещё более тысячи лет. Не говоря уже о государственном празднике «создания» греками славянской письменности. А здесь мы четко видим письмо, написанное справа налево. Взгляните на инвентарные музейные номера внизу фотографии. Перед нами свидетельство обращенного письма и обратного чтения у этрусков. Позднее на Велитернском кресте мы видим уже письмо протокириллицей слева направо. Данный пример конкретно подтверждает существование прямого и обратного письма на одной территории.

На лицо все основания выступить в ЮНЕСКО с предложением об учреждении памятника Славянам - основателям европейской письменности.

Рим находился под влиянием этрусков до середине VI в. до н.э. Около 510 г. до н.э. этрусские правители были изгнаны из Рима, а заодно и из истории .

Точных свидетельств о происхождении этрусков наука почему-то не знает, хотя археология располагает значительным количеством артефактов именно культуры этрусков, включая письменные свидетельства. Сообщается, что и письмена до сих пор также не прочитаны. Такое случается в науке всякий раз, когда на самом деле речь заходит о славянах и предков русских. Существует лишь современное «общепринятое» предположение, поддержанное ещё Папой Пием II о том, что этруски это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая.

Как утверждал в V веке до н. э. Геродот, этруски пришли на Апеннины с севера, когда рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть появление этрусков можно датировать XIII веком до н.э. Датировка связана с событиями, происходившими в соседних римлянам и грекам странах, где все друг друга хорошо знали. Но это вовсе не доказывает, что этруски пришли в будущую Италию от соседей по Средиземноморью. Странно, Геродот почему-то указывал на север. Но гордые патриции славян равными себе не признавали, что до сих пор отражается и в исторической науке.

Из версии Геродота былсоздан миф о том, чторимское государство основано героем Энеем после гибели Трои и его бегства на запад, и никаких этрусков учителей римлян. Но дело не так просто. Отсюда от Энея рукой подать до славян-венедов. А венеды у нас в истории Рима отметились очень ярко. Венеды исповедовали культ Венеры-Лады, который и принесли будущему Риму.

Венера в Древнем Риме почиталась как прародительница римского народа, а Рим основал троянец Эней - сын Венеры. Дальше лингвисты приводят нас к латинскому прочтению имени сына Венеры. Слог Aen в латинском написании Энея - Aenea читается как Ven, в русской транскрипции - Вен , и мы получим для Энея - Веней , для энейцев Aeneadae - венеды.

Сегодня эти сказания прячут в тень и наоборот выпячивают историю про волчицу вскормившую братьев Ромула и Рема. Но как мы уже видели, история братьев является метафорическим отражением того древнего противостояния этрусков и латинян.

Итак, создание Римского государства связано с предшествующей цивилизацией этрусков и переплетается с венедами в мифах самих римлян.

Процитируем фрагмент интервью академика В. Чудинова, данное газете Красная звезда, 18 апреля 2007 года:

«Этрусский язык - это разновидность белорусского языка. Они пришли от кривичей. Как известно, кривичи жили на востоке Европы...» (но севернее Апеннин, куда указывал ещё Геродот, прим А.Ш.). Далее Чудинов сообщает: «Приступая к дешифровке этрусской письменности, я исходил из гипотетического предположения, что этруски были славянами, а потом понял, что они ими и были. Это восточные славяне со Смоленщины».

Вот и явное подтверждение перевода . Этимология названия «кривичи» основана на санскрите, древнем варианте русского языка.На языке Ариев «кри» означает - письмо, письменность. А «вич» - значит «жизнь». Следовательно, термин кривичи можно понять как «живущие с письмом», или по-простому, - грамотеи. Ещё раз взгляните на колонну из Перуджи с этрусскими письменами кривичей. И после этого вы по-прежнему верите в этрусскую загадку, и в греческий письменный подарок славянам?

Продолжим цитировать Чудинова. «Позже стало выясняться, что они не только создали Рим, но и были первыми его обитателями, то есть в Риме первой прозвучала славянская речь».

Термины русский и славянин.

Определимся с терминами. В современном понятии и русских и славян в рассматриваемый период не было. Но существовали народы принявшие общую религиозную философию, определявшую их общий образ жизни. Генетически предки тех, кого мы сегодня именуем как славяне и русские это общность различных народов, но повторюсь принадлежавших к одной религиозной культуре, а отсюда и общность языка.

Кстати о языке. Этруски венеды оставили римлянам целый ворох своих слов памятников. Вот только некоторые их них. На латыни слово храм прозвучит как ведес (aedes), знаменитый латинский эфир (aether) - как ветер . И нас не будет уже удивлять, почему по-древнеримски топор - это секира от знакомого нам глагола сечь , а пастух - пастор от нашего же глагола пасти ; латинский окулист - от слова око , а юстиция - от слова устав , уста . Стоит задуматься, а такое ли римское это Римское право , на котором основана современная юстиция. "Мифы древних славян". М., 1993

Продолжение следует.

этрусская цивилизация римская культура

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ ЭТРУССКОМ ВЛИЯНИИ

Римская историография в лице Тита Ливия признавала, что этруски обосновались в Риме, а некоторые из них попали в правящую верхушку государства. С трудом приняв Сервия Туллия, которому была приписана латинская генеалогия, античные авторы были вынуждены оставить двух этрусских Тарквиниев в списке семи царей. Археология полностью подтверждает этрусское присутствие в Риме, в какой бы форме оно ни проявлялось. Многочисленные фрагменты керамики буккеро были обнаружены в различных частях Рима, и не только в центре, на Форуме или в Боариуме. Например, можно обратить внимание на удивительную керамику, выполненную техникой тонкого буккеро, обнаруженную близ Сен-Жан-де-Латран. Однако обнаружение этрусской или греческой керамики, даже в большом количестве, не достаточно, чтобы в точности говорить об этрусском или греческом присутствии на римской территории: всегда можно предположить, что это был всего лишь импорт. Но также верно то, что это свидетельствует об активной торговой деятельности.

Найденные этрусские надписи не оставляют никаких сомнений в том, что на римской территории присутствовали носители этрусского языка. Итак, в Риме было найдено порядка десяти надписей, выгравированных на керамике буккеро. Например, имя «Uqnus» можно прочесть на фрагменте буккеро из Форума Боариум, и в этом имени можно узнать латинское имя Окнус, который считался основателем Болоньи (этрусской Фелсины).

Но самая длинная и показательная этрусская надпись выгравирована на небольшой фигурке льва из слоновой кости: она была обнаружена в ходе раскопок в Сант Омобоно, на Форуме Боариум, в месте рыночной торговли на берегу Тибра. На этом изделии второй половины VI в. до н. э. выгравированы три имени -- «araz silqetenas spurinas». Первое из них -- хорошо известное этрусское имя Арат, а замена придыхательного t на z в конечной позиции очень характерно для римского варианта этрусского языка. Третье имя «spurinas» -- также очень известно и принадлежит аристократическому роду города Тарквинии. Эта фамилия встречается в надписях множество раз, в этой форме или же в форме «spurinna», более известной в латинском языке. Намного позднее, в I в. н. э., латинские надписи дают нам сведения о деяниях, свершенных, быть может, в V или IV вв. до н. э. представителями рода Спуринна. Один из них принимал участие в экспедиции на Сицилию, в ходе которой этруски оказали помощь Алкивиаду. Эта крупная этрусская семья из Тарквиниев не исчезла вместе с независимостью Этрурии: Цезарь избрал своим личным гаруспиком именно выходца из рода Спуринна, ведь для выполнения этой роли необходим был этруск знатного происхождения. Позднее с еще одним выходцем из этого рода -- военачальником Вестрицием Спуринной -- состоял в переписке Плиний Младший .

Второе слово в надписи из Сант Омобоно, «silqetenas», хоть ничего нам не напоминает на первый взгляд, но по суффиксу -nas можно определить, что это имя собственное. Было предположение, что это слово как-то связано с географическим названием, в данном случае -- с городом Сульчи в Сардинии. Действительно, этруски имели торговые отношения с этим крупным островом, находившимся напротив их основной территории. Что же касается имени Арат Спуринна, то исследование небольшой фигурки льва из слоновой кости, от которой до нас дошла лишь одна половина, приводит к выводу, что этот предмет был своего рода «паспортом», позволяющим идентифицировать его владельца за границей: вторая половина фигурки льва должна была прикладываться к первой, словно банкнота, разорванная пополам. Нам известен и другой пример такого этрусского «удостоверения личности» из Карфагена, также часто посещаемого этрусскими купцами, которые привозили туда множество изделий из керамики. Во всяком случае, небольшая фигурка из слоновой кости с надписью из Форума Боариум прекрасно показывает, что Рим был весьма интересен для одной из самых крупных этрусских семей.

Что касается Тарквиниев, необходимо процитировать последнюю надпись, хоть она была выполнена на латинском, а не на этрусском языке. На дне чаши в стиле буккеро, датируемой последней третью VI в. до н. э., была сделана надпись «гех». Исключительное положение надписи указывало на то, что этот предмет не использовался в быту, а был предназначен для ритуального действа, возможно, имевшего отношение к жрецам начала Республики. Однако нельзя исключать тот факт, что речь могла идти и о самом царе.

Спуринна, очевидно, был в Риме не единственным этруском. Их именем в Риме названа одна из улиц, расположенная между храмом Диоскуров и базиликой Юлия. Эта узкая улица -- всего лишь 4 метра в ширину, как и все улицы Форума, -- начиная с республиканской эпохи, имела дурную славу, поскольку, по словам Платона, именно там можно было встретить мужчин-проституток. Но там были также и лавки парфюмеров, а Гораций сообщает нам что там находилась знаменитая книжная лавка Сосиев. На этой улице также возвышалась статуя Вертумны, бога фруктовых садов и фруктов, о котором Варрон говорил как о главном боге Этрурии, а Проперций пространно описывал его в одной из своих элегий .

Влияние этрусков на римскую цивилизацию, согласно античным источникам, было многочисленным и разнообразным -- ив политической, и в религиозной, и в культурной жизни. Достаточно один раз почитать Тита Ливия, чтобы осознать размах градостроительных работ, предпринятых этрусскими царями и прежде всего Тарквинием Приском. Римский историк выделяет три крупных вида работ: осушение низин и болотистых местностей Рима, строительство храма Юпитера Капитолийского и сооружение Большого цирка (ипподрома).

Что касается первого пункта, то уже в Античности бытовало единогласное мнение, что этруски были «мастерами гидравлики». Они установили в своих городах целую сеть водостоков и канализационных канав. Больше всего впечатляют водостоки Марцаботто, идущие вдоль основных осей города. Этруски также сумели дренировать вулканические и непроницаемые для воды почвы Южной Этрурии с помощью сети подземных каналов. Именно таким образом они смогли противостоять эпидемии малярии, опустошившей окрестности Рима, -- эта болезнь вновь и вновь возобновлялась вплоть до новейшего времени. Нельзя сомневаться в этрусском происхождении восхитительного колодца в Перудже, имеющего глубину 37 м и ширину 5,6 м. После некоторых споров теперь считается, что «Понте Содо» («Крепкий Мост») в Вейях также был этрусским: этот туннель, вырытый в туфе, позволял откачивать воды с территории Вальчетты, часть земель которой была постоянно затоплена и, следовательно, непригодна для земледелия.

В Вейях и во многих других городах Южной Этрурии нет никаких сомнений в том, что куникулы, подземные каналы (1,70 м в высоту и 60 см в ширину), через которые откачивалась стоячая вода, поступавшая из вертикальных колодцев, были созданы в этрусскую эпоху. Известно, что римляне во время осады Вейев воспользовались одним из этих куникулов, чтобы проникнуть в этрусский город. Во время той же осады этруски сумели создать водоотводный канал из озера Албен, чтобы избежать затопления прилегающих территорий во время паводка. Не будем покидать территорию города Вейи, не отметив наличие огромного водоема архаического периода на акрополе Пьяцца д"Армии, который находился под открытым небом. Необходимо уточнить, что туф в этом регионе было весьма просто копать, и можно было сопоставить эти дренажные работы с дорожными: во многих городах к западу от озера Больсена этруски вырыли в туфе на многометровой высоте очень живописные дороги .

Однако форум не был единственной болотистой низиной в Риме. Та же проблема была и в долине Мурчи, что между Палатином и Авентином, где протекал ручей. Для строительства здесь Большого цирка необходимо было провести осушительные работы, чтобы вывести стоячую воду в Тибр. Именно этруски смогли это осуществить. Описание этого архаического цирка с его деревянными трибунами для знати, покрытыми тентом, данное Титом Ливием и Дионисием Галикарнасским, полностью подтверждаются этрусскими фресками из Тарквиниев. Их можно увидеть в гробнице Колесниц (рис. 14), датируемой примерно 500 г. до н. э.: зрители сидят на высоких скамейках, наблюдая за разными атлетическими соревнованиями и за гонками на колесницах (последние и дали название этой гробнице, обнаруженной в XIX в.). На этой этрусской фреске на почетных местах иногда фигурируют зрительницы, и нельзя не отметить разношерстный характер публики, что свойственно Риму, во всяком случае, в цирке. Для Овидия, в эпоху Августа, цирк оставался идеальным местом для попыток соблазна. У греков было другое отношение к атлетическим и конным состязаниям, и, вероятно, этруски были причастны к тому привилегированному положению, которое было даровано римской женщине, во всяком случае, в том, что касается спектаклей.

Этрусское влияние на римские игры и культурную жизнь не ограничивалось одними лишь постройками и оборудованием. Вся программа и технические элементы конных скачек были заслугой этрусков, и все это -- уже в эпоху царей. И когда Тарквиний Старший, по словам Тита Ливия, организует роскошные игрища в Риме после победы над латинскими народами, он велит доставить кулачных бойцов и лошадей главным образом из Этрурии. Весьма любопытно, что одна из расписных гробниц Тарквиниев, гробница Олимпиады (ок. 530 г. до н. э.), кажется, иллюстрирует это событие: на одной стене показаны боксерский поединок и скачки на колесницах. Однако детали еще более показательны: техника этрусских и римских возничих одинакова, они завязывали узлом вожжи вокруг талии, чтоб не выронить их во время скачек. Очень опасная техника при падении (поломке), которая совсем не использовалась греческими возничими. Снаряжение этрусских и римских возничих также очень сходно -- короткая туника, отличавшаяся от длинной тоги, которую носили их греческие коллеги, в частности возничий из Дельф. Естественно, цирковые выступления не были единственными, носившими этрусский отпечаток: считалось, что сценические представления также появились в Риме с приходом этрусских гистрионов, которые были в большинстве своем танцорами. Однако это происходило, вероятно, около 367 г. до н. э., то есть уже не в эпоху этрусских царей, как в случае с конными состязаниями.

В ряду масштабных работ царя Тарквиния не последнее место занимало строительство храма Юпитера на Капитолийском холме. Храм по своим внушительным размерам и убранству был крупнейшим в Центральной Италии в свою эпоху. Он был возрожден во всем своем величии благодаря современным раскопкам, проводимым вследствие реконструкции капитолийских музеев. Любопытно, что долгое время наиболее «этрусской» чертой являлась та, которую в настоящее время мы, скорее, назовем «римской»: этот храм, посвященный триаде Юпитера, Юноны и Минервы, характеризуется наличием трехнефной целлы, расположенной позади пронаоса, фронтальной колоннады. Витрувий, архитектор августовской эпохи, описал эту тройную целлу как типичную для тосканского храма. Однако теперь исследователи прекрасно осознают, что мало этрусских храмов имеют эту характерную черту. Она встречена только в храме Бельведера в Орвието и в храме А в Пирги (ок. 470 г. до н. э.).

Однако нельзя отрицать существование такого типа планировки в Этрурии. Тройные элементы можно обнаружить и в погребальной архитектуре (Цере -- гробница Кресел и Щитов, гробница Греческих Ваз), а также в домашней архитектуре (Акваросса). Что же до этрусских триад в религии и культуре, то исследователи часто хотят видеть их повсеместно, даже там, где их может не быть. Например, в Поджо Чивитат (Мурло), где американским археологам на терракотовых архитектонических плитах привиделась не одна, а целых две божественные триады: небесная триада, в которую входили Тиния (Юпитер), Юни (Юнона) и Менерва (Минерва), и хтоническая триада, состоящая из Цереса, Либера и Либеры. Коль скоро этот вопрос, архитектурный и религиозный одновременно, остается открытым, неоспоримо, что архаический римский храм хранил в себе отпечаток этрусской культуры в своей общей планировке, подиуме и, в частности, отделке. Внушительные размеры капитолийского храма Юпитера доказывают, кстати, что Рим в VI в. до н. э. ни в чем не уступал другим этрусским городам. Можно предположить, что Рим не просто был этрусским городом, но одним из крупнейших этрусских городов .

Общественная и сакральная архитектура не была единственной сферой, где вклад этрусков был подчеркнут традицией. Эта тенденция распространилась и на частное жилище: широко распространенные в италийском домостроительстве атриумы считаются этрусскими по происхождению. Само слово было сопоставлено Варроном с портом Адрией: определенно известный топоним, поскольку он подарил название Адриатике. Известно, что древние обожали слова фантастического происхождения, и все же странно, что атриум сопоставлялся, в общем то, со второстепенным и отдаленным от центра городом паданской Этрурии. Существует также понятие «тосканский атриум», в котором отсутствуют колонны. Отсутствие в ряде случаев центрального водоема заставляет некоторых современных исследователей полагать, что это был просто крытый двор, а не настоящий атриум. В настоящее время жилище, раскопанное на южном склоне Палатина, подарило нам прекрасный пример аристократического жилища с атриумом последней трети VI в. до н. э.

Культурные влияния на Рим со стороны этрусков этим не ограничиваются. Многие античные авторы считали сами символы римской власти (insignia imperii) этрусскими. Об этом вполне определенно пишет Страбон: «Говорят, что победные символы, знаки отличия консулов, и в целом знаки отличия магистратов были принесены в Рим из Тарквиниев вместе с фасциями, секирами, трубами, религиозными церемониями, искусством гадания и музыкальным сопровождением римских публичных мероприятий». К этому списку можно отнести скипетр, курульное кресло, пурпурную мантию и один из важнейших символов власти -- фасции (перевязанные пучки прутьев-розг, являвшиеся изначально непременным атрибутом высших магистратов).

В одном из произведений латинского поэта III в. до н. э. Силиуса Италикуса утверждается, что именно в Ветулонии впервые появились фасции. В одной из гробниц VII в. до н. э., открытой в 1898 г., была обнаружена фасция, или ее модель, из железных прутьев и двойной секиры. Этот тип секиры очень часто встречается в Этрурии, например, обоюдоострые топоры найдены в Тарквиниях, а в Ветулонии на знаменитой стеле изображен силуэт воина Авела Фелуске, держащего двойную секиру в правой руке. Гробница Ликтора в Ветулонии, похоже, подтверждает неожиданное утверждение латинского писателя; но иногда реальность этого открытия подвергается сомнению, поскольку во время открытия этой гробницы еще не осуществлялась настоящая научная фиксация находок. Кстати, в Этрурии практически нигде не были найдены фасции, сочетающие прутья и секиры, ни среди археологических источников, ни среди иконографических: каждый раз два этих символа власти были обнаружены отдельно и не составляли фасцию в римском значении. Если отвлечься от этрусского влияния на Рим, необходимо отметить, что помимо выше указанных примеров мы обнаружили множество символов власти в собственно этрусских погребениях. Можно упомянуть потрясающие бронзовые секиры, найденные в царских погребениях Казале Мариттимо, близ Вольтерры, а в иконографии погребальных фресок, в особенности в Тарквиниях, зачастую изображены символы власти, секиры, копья, жезлы, музыкальные инструменты и многочисленные кортежи, сопровождавшие покойных магистратов .

Согласно одной из современных теорий, этруски фактически были наставниками римлян в гоплитской тактике, этом революционном изобретении в военном искусстве, которое положило конец гомеровским аристократическим боям на колесницах. Но особое внимание уделяется военной музыке, которая в Риме также считалась музыкой этрусского происхождения. Это касалось рога и трубы. Этрускам были известны два типа последнего инструмента: прямая труба, по-латински «tuba», и труба с загнутым концом и расширяющимся мундштуком, которую по-латински называли «lituus». Бронзовая труба такой формы была найдена в Черветери. Во время раскопок, проводимых недавно в наиболее древнем поселении Тарквиниев, на плато Чивита, в погребении начала VII в. до н. э. была обнаружена очень красивая бронзовая «lituus», согнутая втрое. Она располагалась на бронзовой секире и щите -- совокупность предметов, несомненно, имела сакральный характер. Наиболее часто изображаемым инструментом был, несомненно, греческий «авлои» или латинский «tibiae», с двумя трубами, который мы зачастую переводим как «флейта», поскольку речь идет о язычковом инструменте, более близком к габою или кларнету. Кажется, что невелик список дел, которые этруски делали без музыкального сопровождения, в частности без этих «tibiae», будто тишина была самым редким явлением в этрусском городе! Некоторые греческие авторы, в том числе великий Аристотель, например, с удивлением (а иногда и с возмущением) констатировали, что этруски делали хлеб, били и стегали их рабов под музыку (изображения подтверждают первые два вида деятельности) .

Древняя цивилизация этрусков была хорошо известна ученым. Об их истории писали еще римский император Клавдий, в XV веке - монах-доминиканец Аннио де Виттербе, а сто лет спустя - ирландец Томас Демпстер. Этрускам был посвящен и ряд научных трудов, увидевших свет в XVIII веке. Однако только после открытий в Тоскане этрусская цивилизация предстала во всей своей мощи и неповторимой красоте.

Весной 1828 года недалеко от Тосканы произошло знаменательное событие. Неожиданно во время пахоты бык по самое брюхо провалился в глубокую яму. Он сломал передние ноги, и до слез расстроенному хозяину не оставалось ничего другого, как пристрелить несчастное животное. Но, вытаскивая тяжелую тушу из провала, он обратил внимание, что тот расходится в разные стороны. Недолго думая, крестьянин взялся за лопату и в тот же вечер принес домой мешок драгоценностей. Когда он вывалил на стол золотые вазы и кубки, серьги, кольца и браслеты, его жена потеряла дар речи. Как выяснилось позже, таинственный провал был древней этрусской гробницей, которая оказалась не ограбленной!

Нежданная удача Люсьена Бонапарта

Как всегда бывает с золотом, скрыть находку не удалось. Вскоре Информация о сокровищах дошла до хозяина здешних мест - Люсьена Бонапарта, князя Канино, родного брата Наполеона Бонапарта. Он быстро навел порядок: разогнал крестьян-кладоискателей и взял дело в свои руки. За два года он умудрился вскрыть сотни гробниц, не оставив в Тоскане ни одного целого захоронения. За это время он собрал около двух тысяч античных ваз, сотни золотых украшений, статуэток и сосудов. Часть своей коллекции Люсьен Бонапарт продал музеям Франции, Англии, Германии и Италии. Собственно, с этих находок и началось научное изучение этрусков - таинственных предшественников Древнего Рима.

Как оказалось, «сокровища Люсьена Бонапарта» были добыты в некрополе Вульчи - одного из самых богатых и значительных городов Древней Этрурии. В начале XIX века здесь насчитывалось около шести тысяч гробниц. Сейчас их сохранилось не более десятка - все остальные уничтожены кладоискателями.

«Этрусские Помпеи» - такое название получил город Спина, адриатический порт этрусков. Известно, что товары сюда стекались чуть ли не со всех концов тогдашнего мира. Этрурия вывозила отсюда вино, хлеб, а также железные и бронзовые изделия. Сам город активно торговал солью, добывавшейся в его окрестностях. В древности порт располагался в трех километрах от моря, с которым его соединял специально прорытый канал. Однако к I веку н. э. Спина... исчезла.

Спустя два тысячелетия мало кто верил, что удастся разыскать город. Но в 1913 году итальянское правительство приняло план осушения болот и лагун поблизости от средневекового городка Комаккьо. Мелиорация сулила вернуть городу былое благополучие, и осушение началось в 1919 году. Но едва прорыли первые каналы, как появились гробницы, очень схожие с этрусскими погребениями. На них обратили внимание, и вскоре мелиорация ушла на второй план, уступив место археологии. Надо отдать должное Муссолини: главной целью он считал возрождение могущества Римской империи, поэтому не жалел денег на раскопки. К 1935 году было открыто более 1200 гробниц, а число обнаруженных находок оказалось столь велико, что под их хранение пришлось выделить целый дворец в Ферраре (ныне Феррарский национальный музей археологии, в котором хранится одна из лучших этрусских коллекций).

После проведенных раскопок не было сомнения, что этот некрополь принадлежит Спине. Но куда же делся сам город- порт? Прерванные из-за Второй мировой войны поиски возобновились лишь в 1953 году и спустя три года увенчались успехом: Спина была все-таки найдена! Произошло это благодаря лишь одному человеку - будущему директору Феррарского музея Нерео Альфиери.

Когда он случайно узнал, что некий инженер из РавеннЫ проводит аэрофотосъемку трассы будущего осушительного канала, то сразу же помчался к нему. На полученных цветных снимках он сразу же увидел в километре от церкви Санта-Мария геометрически правильные контуры древнего города. Отчетливо прослеживались не только городские кварталы, но и широкий искусственный канал протяженностью около трех километров. С высоты птичьего полета Спина поразительно напоминала Венецию.

При последующих аэрофотосъемках Альфиери получил четкий план города с каналами, кварталами и площадями. Площадь, которую занимала Спина, составляла примерно 350 гектаров, население - до полумиллиона человек. Первые же раскопки дали замечательные результаты: были найдены фундаменты домов, тысячи расписных ваз века до н. э. и множество других находок. Так, с помощью аэрофотосъемки удалось, вернуть город-призрак из небытия и получить его карту до начала раскопок.

Наследие великого народа

От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов, некрополи, горбатые каменные мостики и водосбросы, оружие, домашняя утварь, фрески, статуи и более 10 тысяч надписей VII-I вв. до н. э. Достаточно хорошо известна и история этрусков, а также причины гибели их цивилизации. Не до конца ясно лишь происхождение этого народа, называвшего себя расенами. Греки именовали его тирренами или тирсенами, а римляне - тусками или этрусками. Последнее название и вошло в науку. Основная область обитания этрусков расположена на северо-западе Средней Италии. В Средние века ее стали называть Тосканой, и это имя сохранилось до наших дней.

Влияние этрусков на Рим несомненно. Искусные металлурги, судостроители, торговцы и пираты, они плавали по всему Средиземноморью, усваивали традиции различных народов. Мы знаем, что римляне приобрели от этрусков уникальные знания в строительстве, гидравлике и ирригации, именно этруски изобрели якорь и легион - знаменитую боевую единицу армии, архитектуру храмов, различную ремесленную технику и гадание по печени жертвенных животных, вспышке молнии и удару грома.

Этруски, занимались земледелием, скотоводством и обработкой металлов, особенно меди и железа. Здесь в отрогах Аппенин с поверхности земли и в шахтах добывались медь, серебро, цинк и железо. Свои города они обносили мощными стенами из огромных каменных блоков. В них имелись водопровод и канализация. Вода подавалась из источников по выложенным камнем трубопроводам и глиняным трубам. Этруски прославились созданием открытых каналов и подземного дренажа, укрепляли оползни подпорными каменными стенами. Достаточно указать, что Большая римская клоака - подземный сточный канал, построенный в VI в. до н.э. при этрусском царе Тарквинии, безотказно действует и поныне.

Основатели Вечного города

Господствующее положение в этрусском обществе занимала военно-жреческая знать. Влиятельные семьи гордились своим богатством и принадлежностью к древним родам. Об этом свидетельствуют их роскошные гробницы с фресками й дорогими изделиями. В период своей независимости Этрурия являлась федерацией двенадцати самостоятельных городов-государств, каждый из которых управлялся царем-лукумоном. Власть царя была пожизненной, но не наследственной.

Главными божествами этрусского пантеона были Тин, Уни и Минерва. Тин соответствовал римскому Юпитеру, а богиня Уни - Юноне. В образе Минервы отчетливо видны черты греческой Афины - покровительницы ремесел и искусств. Большую роль в религии играло и представление о мрачном загробном царстве Аита, который соответствовал греческому Аиду.

На погребальных тризнах в жертву богам приносили пленных. Предполагается, что этруски заставляли их биться между собой или травили зверями. Именно поединки рабов на похоронах знати привели к рождению гладиаторских игр, столь любимых в Древнем Риме.

Кроме многочисленных высших богов, этруски поклонялись также добрым и злым демонам, которые изображались на фресках в виде фантастических птиц и животных, а иногда и людей с крыльями за спиной. При этом добрые демоны, лазы, считались у них покровителями домашнего очага и представлялись в виде молодых женщин с крыльями за спиной. Этруски не только научили римлян многим полезным вещам, но и сами стали частью этого общества - к I веку н. э. они окончательно ассимилировались с Римом и навсегда исчезли из истории.

Евгений Яровой

Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты. Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория совр. Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда совр. Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна. В эпоху их наивысшего могущества, ок. 7-5 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры. Согласно традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати основных городов-государств, объединенных в религиозный и политический союз. В их число почти наверняка входили Цере (совр. Черветери), Тарквинии (совр. Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (совр. Волтерра) - все непосредственно на побережье или близ него, а также Перузия (современная Перуджа), Кортона, Вольсинии (совр. Орвьето) и Арретий (совр. Ареццо) во внутренней части страны. К числу других важных городов относятся Вульчи, Клузий (совр. Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле.

Происхождение этрусков

В VII веке до н. э. народы, населявшие Этрурию, овладели письменностью. Поскольку они писали на этрусском языке, правомерно называть регион и народ упомянутыми выше именами. Однако точных свидетельств, доказывающих какую-либо одну из теорий о происхождении этрусков, не существует. Наиболее распространены две версии: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой этот народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. К античным теориям можно добавить современное предположение о том, что этруски мигрировали с севера.

В пользу второй теории служат труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски - это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков.


Сторонники автохтонной версии происхождения этрусков отождествляли их с обнаруженной в Италии более ранней культурой Вилланова. Подобная теория была изложена в I веке до н. э. Дионисием Галикарнасским, но приведенные им доводы вызывают сомнения. Археологические раскопки свидетельствуют о преемственности, проходящей от культуры Вилланова I через культуру Вилланова II с импортом товаров восточного Средиземноморья и Греции до ориентализирующего периода, когда возникают первые свидетельства проявления этрусков в Этрурии. В настоящее время культура Вилланова ассоциируется не с этрусками, а с италиками.

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря».

По мнению А. И. Немировского, промежуточным пунктом миграции этрусков из Малой Азии в Италию была Сардиния, где с XV века до н. э. существовала весьма сходная с этрусками, но бесписьменная культура строителей нурагов.



error: Контент защищен !!