Автоматизация звука х в словах и предложениях. Звук Х — проблемы произношения и коррекция. Всегда объясняем все непонятные слова

Чистоговорки с [Х], [Х"]:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками [Х], [Х"]:

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х"]:

Хомячок охрип от крика:

Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру! (А. Пудваль)

Хохотушка

Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

И смешинку потеряла. (Ф. Бобылев)

Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

– Что стало с ним, с его хвостом?

– Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста. (Е. Карельская)

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок -

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать! (А. Каменчук)

Хорь охотник

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Нехороший тот курятник, плохой!.. (В. Суслов)

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой. (Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех! (В. Берестов)

Скороговорки со звуками [Х], [Х"]:

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Звук Х и Х".

В начале слова: Хаты, хан, халат, хаос, халва, хорёк, хомут, холод, ход, холм, хобот, худой, худоба, хутор, хурма. Хвоя, хвост, хворост, хлам, хлопья, хлопоты, хлопушка, хлыст, хлеб, хрен, хруст, хищный, хирург.

В середине слова : Уха, муха, папаха, эпоха, помеха, пряха, рубаха, ольха, черепаха, засуха, мачеха, неряха, стряпуха, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, ухабы, пахнет, шахматы, сухо, охота, пехота, ухо, уход, тихоня, охотник, поход, ледоход, вездеход, тихоход, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, вихрь.

В конце слова : Запах, размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, воздух, пастух, вслух, олух, мех, орех, смех, грех, наспех, стих, верх.

Словесная игра "Подбери слово". Тренировать ребёнка в подборе слов со звуком [х].

Слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай - попугаиХа и т.д.

То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Предложения со звуками Х и Х".

Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох. Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту. Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба. Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка готовить уху. Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох)

На грядках сеют (горох)

По утрам поет (петух)

В воздухе летает тополиный (пух)

В квартире большая, уютная (кухня)

Машина дала обратный (ход)

Дети перестали шуметь, стало (тихо)

Стадо пасёт (пастух).

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.

У страха глаза велики.

Хорошую речь хорошо и выслушать.

Хороший человек хорошо и работает.

Хорош ёрш в ухе, а лещ в пироге.

Хорошо сказал, хорошо и поехал.

Страх хуже смерти.

На словах тих, а на деле лих.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Кабы этот смех – да на всех.

Каков уход, таков и доход.

Делано наспех – и сделано на смех.

Хлеб за брюхом не ходит.

Хорош заяц белый, а охотник смелый.

Есть еще порох в пороховницах.

Худого не хвали, а хорошего не корми.

Снег на полях – хлеб в закромах.

Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.

Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Хороший товар сам себя хвалит.

Полон хлевец белых овец. (подушка)

Ходит, ходит, а в избу не заходит. (дверь)

Не пух, не всех, а оденет всех. (хлопок)

Слаще мёда, легче пуха.

Отдохни! – все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (лень)

Прохор и Пахом ехали верхом.

Ха - ха – ха – вкусная уха!

Ху – ху – ху – мы едим уху.

Ох - ох - ох –на болоте мох.

Хе – хе – хе – сидит птичка на ольхе.

"Х" все ходит, ходит, ходит,

Места, что ли не находит?

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Не вынеся этого смеха,

Он встал и уехал.

Хохотушка – буква "Х"

Засмеялась: ха – ха – ха.

Хомяку сказал хорёк:

"Хвост твой узок, мой широк"

Не хочешь великаном стать?

На ходули надо встать.

Охи, охи, хохот, смех –

Скоморохи выше всех.

Был в саду переполох – там

Расцвел чертополох.

Чтобы сад не заглох

Пропололи чертополох.

Рассказ "Хомяк – хвастун"

Жил был хомяк-хвастун.

Каждый вечер на холме собирались множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

Хотите, верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего. Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не видел, что ли?" А он: "хрю-хрю", да "хрю-хрю". Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил и забросил на самую верхушку дерева.

Ух ты! – восхитились хомяки.

Что, что потом!? – хором спросили хомяки.

Я… потом…

Да не тяни же ты! – взмолились хомяки.- Хорошенькое дело! – обиделся хвастунишка. – Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?

Стихи на букву (звук) - Х.

ха-ха-ха, ха-ха-ха

Есть у нас два петуха,

хи-хи-хи, хи-хи-хи

Всё дерутся петухи,

ху-ху-ху, ху-ху-ху

Клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи

Хватит драться, петухи!

ха-ха-ха, ха-ха-ха

Без хвостов два петуха.

Хорь.

Хмурый-хмурый ходит Хорь –

На него напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть.

Ни вздохнуть, ни охнуть!

Смотрит хитрая куница

Сверху с пихты на Хоря:

– Ты сходил бы, Хорь в больницу,

Не вздыхал, не охал зря.

У тебя, наверно, Хорь –

Корь!

В. Суслов.

На охоте

Шёл охотник на охоту,

увидал в кустах кого-то.

Он затвором щёлк да щёлк,

и на снимке вышел волк.

В. Викторов

Тихо, тихо снег идёт,

белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

во дворе лопатой.

М. Познанская

Ходики ходят,

они на ходу.

Ходики встали:

попали в беду.

Ходит по лесу хорёк -

хищный маленький зверёк.

С. Маршак

Костя хлеб жуёт сухой. -

Ты бы ел его с ухой!

Мох - тот же мех. К чему меха?

Мне шубу сшил портной из мха.

Мягка, легка... Один лишь грех:

совсем не греет этот мех.

В. Лунин

Хомяк не хочет в зимний холод

ходить, испытывая голод,-

хитрец холодною порой

храпит в хоромах под землёй.

Хороши цыплятки у Хохлатки!

Хохлатка квохчет, кудахчет:

Ах, вы мои милые

не хворые, не хилые,

хорошохонькие!

Ах! Ах!

Тихо, тихо...

Тихо, тихо,

тихо, тихо

мы по комнате пройдём.

На диване тихо, тихо

мы усядемся вдвоём.

Посидим с тобою тихо,

может, час, а может, два.

Говорить мы будем тихо

очень тихие слова.

За окошком тихо, тихо

клён о чём-то шелестит.

Всюду тихо, тихо, тихо,

потому что мама спит.

В. Орлов

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок -

полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

и выходит на зарядку:

раз, два, три, четыре, пять,

хочет Хомка сильным стать!

А. Каменчук.

На охоту хорь в курятник ходил,

да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

на Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

Нехороший тот курятник, плохой!..

В. Суслов

Хотел бы я выучить птичий язык

Хотел бы я выучить птичий язык!

Хотел бы я птичьи заботы понять,

хотел бы их крики и споры унять,

хотел бы от хищников их охранять,

хотел бы их песни вовсю распевать!

Я птицам сказал бы:

Спасибо вам, птицы,

было бы очень тоскливо!

Е. Карганова.

Медвежье ухо

Зайчихе заяц говорит:

Пропали мы, старуха:

в траве смотри-ка, что торчит.

Что? Что?

Медвежье ухо!

Медведь! Как выскочит сейчас!

Как зарычит! Как схватит нас!..

Нет, нет, не так уж я проста,-

Зайчиха отвечала,-

чтобы медведя от куста

совсем не отличала...

Медвежье ухо - это куст.

Я ем его! Ты слышишь хруст?

А. Шибаев.

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

Г. Сапгир.

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех!

В. Берестов.

Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала

И смешинку потеряла.

Ф. Бобылев.

Хомяку сказал хорек:

«Хвост твой узок,

мой – широк!...»

Б. Тимофеев.

Был в саду переполох –

Там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

Вкусная халва –

мастеру хвала.

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Сердце так и гложет страх!

Ах!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Вот и ждет меня доска.

Притворюсь-ка, что я глух.

Хоть бы в классе свет потух!

Ух!

Ах!

Эх!

Ох!

Ух… не вызвали.

Ц. Ангелов.


Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….
КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.
КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.
КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.
Посложнее, - в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.
«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.
Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:
«Животные и их детёныши» : кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.
«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.
Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам :
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!
Скороговорки , - это высший пилотаж в произношении любых звуков:
Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!
Карлик Карл кувыркался на ковре.

Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

Купи кипу пик.
Курит турка трубку, клюёт турка крупку.
Наша река широка, как Ока.
Как Ока, широка наша река.
Так, как Ока, широка наша река.

Около кола колокола.
Я сидела у Оки, ела яблоки.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой - и нам домой.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Константин констатировал.
Коли Коля около колли,
То и колли около Коли.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках:
Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
П. Воронько.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
С. Маршак.
– Котик-кот, иди к доке,
Расскажи о колоске!
– Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
Г. Виеру.
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет.
А. Шибаев.

Закрепление звука [Г] в речи ребёнка

Закрепление звука [Г] идёт в той же последовательности, что и [К]: слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.
ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.
ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.
ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.
Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?
Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.
Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.
Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»
Стихотворные тексты со звуком [Г]:
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
(Г. Виеру)
Гусь
— Га-га-га! — гогочет гусь.
— Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу, не нагляжусь!
(Н. Коётарев)
Снегири сидят в снегу:
Сядут в снег – и ни гу-гу.
Зря сычи их стерегут
На заснеженном лугу.
(А. Пудваль)
Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается-
Неплохо получается.
(А. Пудваль)
Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:
В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.
Ганна съела галушку, Герман – горбушку.
Шлёпают гуськом гусак за гусаком.
Свысока смотрит гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…


Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара

Итого гагар – пара..

Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:
Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.
Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, - теперь беги!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.
На звук Кь
У мышки в норке
Крошки и корки.
В кладовке у мышки
Кусочки коврижки.
У мышки-норушки
Шкварки в кружке.
У мышки в кадушке
Грибочки-волнушки.
В миске у мышки
Остатки закваски,
А в погребочке
Сырки и колбаски.
На двери – крючочки,
Цепочки, замочки…
(И. Лопухина)

Закрепление звука [Х, ХЬ] в речи ребёнка

Чистоговорки с [Х], [Х"]:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.
Фразы со звуками [Х],[Х"]:
Собери сухой хворост.
Хитрый хорь поймал хомяка.
У хамелеона длинный хвост.
Харитон собирал хворост.
Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х"]:
Хомячок охрип от крика:
- Разве хорь болеет гриппом?
Ой, хорёк, какой ты врун,
Я от хохота умру!
(А. Пудваль)

Хохотушка
Хохотала звонко Мила,
В рот смешинка угодила.
Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала
И смешинку потеряла.
(Ф. Бобылев)
Хвастливый хамелеон.
Хвастался хамелеон своим хвостом
Хвостатым хищникам. Потом…
– Что стало с ним, с его хвостом?
– Ни хамелеона, ни хвоста.
Ведь нет у хищников поста.
История, увы, проста.

(Е. Карельская)

Хомячок
Хомка, хомка, хомячок —
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Чистит лапки, воду пьёт.
Прибирает Хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет Хомка сильным стать!
(А. Каменчук)
Хорь охотник
На охоту хорь в курятник ходил,
Да хохлаток впопыхах разбудил.
Да проснулся Петух,
На Хоря сверху бух!
Хорь со страху еле ноги унёс.
Ох, и больно, и обидно до слёз!
И сидит он, и ворчит под ольхой:
— Нехороший тот курятник, плохой!..
(В. Суслов)
Хорек ходил на елку к волку,
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает, словно пушкой.
(Г. Сапгир)
Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)
Скороговорки со звуками [Х], [Х"]:
Вкусная халва – мастеру хвала.
Хохотушка буква Х
Хохотала: «ха-ха-ха!»
Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Закрепление и автоматизация звука "Х" Речевой материал. Ответь на вопросы. 1. Чем виляет собака? (Хвостом) 2. Где живут коровы и козы? (В хлеву) 3. Из чего делают ткани? (Из хлопка) 4. Как называются сухие ветки? (Хворост) 5. Как называются листья ели и сосны? (Хвоя) 6. Спортивная игра на коньках (хоккей) 7. Небольшая гора, возвышенность (холм). 8. Громкий смех (хохот). 9. Кто пишет картины? (Художник) 10. Фрукт оранжево – красного цвета (хурма). Отгадай загадки. В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник) Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Легкий, а не пух, Мягкий, а не мех, Белый, а не снег, Но оденет всех. (Хлопок) Закончи предложения. У слона длинный …..(хобот). Мы купили в магазине …..(холодильник). Мальчики и девочки поют в …..(хоре). Белка собирает грибы и ……(орехи). Дети пошли в …..(поход). В шахте работают…..(шахтеры). Миша и Алеша играют в ……(шахматы). В огороде растет …..(горох). Повтори предложения. Хозяйка испекла хороший хлеб. Харитон несет охапку хвороста. Петух и хохлатка ходили между лопухами. Хитрая хищница унесла петуха. В хлебнице лежит хлеб, а в сахарнице сахар. На холме стоит хата. В холодильнике лежит холодец. В воздухе кружится пух с ольхи. У хозяйки хрустальная сахарница. Мальчики плохо пели хором. Дети хрустят сухарями и орехами. Вокруг облепихи летали мухи. Под ольхой вырос мухомор. Мама сшила халат их хлопка. Повтори пословицы и поговорки. Не пой худой песни при добрых людях. Храни себя от бед, пока их нет. Хлопот полный рот. У ленивой пряхи нет для себя рубахи. Хорош павлин, да ногами худ. Плох обед, пока хлеба нет. Дело наспех, сделано на смех. Снег на полях, хлеб в закромах. Хорошей хозяйкой дом стоит. Хороший товар сам себя хвалит. Хоть ноги длинные у спеха, но не доводит до успеха. Лето – собериха, зима – поедиха. Повтори скороговорки. Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали; -Ха! ха! ха! ха! Прохор и Пахом ехали верхом. Вкусная халва - мастеру хвала. Хохотушка буква Х рассмеялась: «Ха – ха – ха!» Муха – горюха села на ухо. Был в саду переполох- Там расцвел чертополох. Чтобы сад твой не заглох, Прополи чертополох. Повтори тексты. Храбрый охотник охотится на хорька. Хорек не выходит из своей норы. Пастух пасет колхозных овец. Рядом находятся хлебные поля. Повариха сварила уху. Хороша уха. Дети водили хоровод. Вдруг хлопнула хлопушка. Они сказали: «Ох»! Повтори считалку. Бах – бух, тях – тюх, Зайчик – ух, Во весь дух, Полетел от зайки пух. Хуп – хоп, зайке в лоб, Шум, звон, поди вон! Повтори потешки Поехали, поехали, С орехами, с орехами. Ехали, ехали, Обратно приехали. Ехал пан, ехал пан, Шагом, шагом, шагом; Ехал пан, ехал пан, Рысью, рысью, рысью; Ехал пан, ехал пан, Махом, махом, махом, - Бух! Произнеси чистоговорки Ха – ха ха – мы поймали петуха. Хи- хи – хи – Маша нюхает духи. Хе – хе – хе – рыба плавает в ухе. Ах – ах – ах – очень холодно в горах. Ох – ох – ох – мы посеяли горох. Ух – ух – ух - с тополей слетает пух. Их – их – их – я люблю сестер своих. Эх – эх – эх – в гости мы позвали всех. Материал подготовила Екатерина Конева.

Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.

Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:

баман — панам — банан — банам;

ваван — даван — диван — ванан;

альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;

витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

Задание 2 . Знакомство с предлогом под.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:

— договорить предложения:

Лампа висит над... Ручка упала под...

— выбрать нужный предлог:

Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;

— исправить ошибку:

Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;

— составить предложения из заданных слов:

Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;

— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

Задание 3 . Знакомство со звуком [X].

Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

светло — темно, жарко — ...(холодно).

хлеб, холодно, хоккей, ходули.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:

губки и зубки свободны;

кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

горлышко «молчит».

Символ звука: дедушка храпит: XXX... .


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:

х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:

хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

Не вкусно без соли,

Не сытно без... (хлеба)

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (Хлопок)

Назвать последний звук в слове:

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

С красным гребнем,

Посадили зернышко,

Выросло солнышко. (Подсолнух)

Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.

Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

Задание 13 . Выучить чистоговорки:

Ха-ха-ха — испугали петуха.

Ху-ху-ху — ели мы уху.

Их-их-их — ветерок затих.

Ох-ох-ох — зеленый мох.

Задание 14. Знакомство со звуком .

Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:

хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).

хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

Задание 18 . Выучить чисто говорку:

Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)

молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Задание 20 . Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать.

О. Гофман

На что похожа буква X?

Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

муха — мухи; хата — хатка — хатки.

Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

У Хомы хата.

Звук [б]
ба – бо – бу – бы
бо – бу – бы – ба
бу – бы – ба – бо
бы – ба – бо – бу
Занятие 2.
ба
багаж, база, бак, балет, балка, банка, бант, банан, баня, басня, башня, бал, баян, бачок, бачки, бакен, бар, баран, баранка, балалайка, багульник, барсук, баранки, балкон, батон, башлык, базар, бадья, баклажан, балык, бальзам, бассейн, башмак, кабан, усадьба, свадьба, рубанок, изба, дамба, губа, шайба, труба, кабачок, табак, дамба, румба, клумба, резьба, стрельба, глыба, Люба, шуба, жаба, абажур, собака, рыба, рубашка, верба, рыбак, забава;
Занятие 3.
бо
бой, бок, бокс, боксёр, больной, босой, босиком, бор, борьба, борода, борт, Боря, боровик, бот, боты, бокал, большой, боль, боец, борец, бойцы, бочка, бочонок, болт, больно, борщ, борт, богатырь, ботинки, болото, ботва, болтун, суббота, любой, небо, спасибо, самбо, футбол, клубок, робот, прибой, грибок, выбор, альбом, забота, уборка, свобода, хобот, соболь, забор, набор, работа;
Занятие 4.
бу
бугор, будильник, будка, бук, буква, букет, буфет, бутон, булавка, буханка, булка, бутылка, бутыль, бузина, буран, бур, бурный, бурка, бусы, буря, бунт, букварь, бухта, будни, буйвол, бумага, бульон, бульдог, букашка, буран, булькать, обувь, незабудки, азбука, автобус, арбуз;
бы
бык, былина, быль, былинка, быт, бычок, бычки, быстро, был, забыл, зубы, крабы, дубы, рыбы, шубы, трубы, вербы, губы, столбы, грибы.
Занятие 5
благо, блок, блокада, блокнот, блондин, блуза, клумба, блины, блюдо, зяблик, зябнуть, резьба, блюдце, обжора, облачко, яблоки, яблоня, рубль, трубка, брак, брань, бронза, брови, броня, бросок, брошка, брынза, брус, брусок, брусья, брызги, обрыв, грабли, рёбра, бритва, бричка, брякнуть, брякать, бред, тумба, вобла, фабрика, зебра, брюки, зубры, брусника, блинчик, абрикос, сабля, блин, клубника, каблук.
Звук [б"]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
бя – бё – бю – би – бе
бё – бю – би – бе – бя
бю – би – бе – бя – бё
би – бе – бя – бё – бю
бе – бя – бё – бю – би
бя
бязь, бяка, ребята, жеребята, любят;
бё
гребёнка, избёнка, ребёнок, жеребёнок;
би
бидон, бивень, билет, бинокль, бинт, бить, бил, бис, бич, бирка, бирюза, битва, бизон, бисер, Бишка, биточки, бисквит, биатлон, бигуди, кубик, грубить, тюбик, голуби, рябина, кабина, кабинет, забитый, забияка, любить, любимец, собирать, рубить, Сибирь, обида;
бе
бег, бега, беда, бедняк, бедный, бедность, белила, белый, белка, белуга, бельё, беляк, бензин, берег, беседа, беседка, бегун, бедро, берёза, бегемот, бетон, беляк, беглец, белизна, берет, берлога, беркут, ябеда, щебет, гребень, гребешок, победа, лебеди, обед, обедать, забег, обезьяна, воробей, щебетать, табель, мебель, лебеда;
бюджет, бюро, бюст.
Занятие 4. Четко произносить слова с двумя звуками.
Бабушка, бобы, бамбук, бомба, борьба, бублик, бубны, бубен, бубенчик, библиотека, библия, бобры, бобёр, барабан, барабанщик, Бобик, Барбос, бабочка, балаболка, балбес, баобаб, барбарис, Барби, бобыль, баба, бабуин.
Ба-ба-ба – тут большая рыба.
Ба-ба-ба – к нам пришла Люба.
Ба-ба-ба – звонкая труба.
Ба-ба-ба – из окна торчит труба.
Ба-ба-ба – мама, мама! Вон труба!
Ба-ба-ба – вот стоит изба.
Бо-бо-бо – надела я сабо.
Бо-бо-бо – отлежала я свой бок.
Бу-бу-бу – купите мне трубу.
Бу-бу-бу – дядя, дайте мне трубу.
Бу-бу-бу – навещали Любу.
Бы-бы-бы – в лесу растут грибы.
Бы-бы-бы – за окном дубы.
Бы-бы-бы – как болят зубы.
Бы-бы-бы – крашу столбы.
Бы-бы-бы – я несу грибы.
Бы-бы-бы – во дворе стоят столбы.
Занятие 7. Четко произносить чистоговорки.
Би-би-би – гудит машина, не поеду без бензина.
Би-би-би – громко не труби.
Би-би-би – ты меня люби.
Бе-бе-бе – я играю на трубе.
Бе-бе-бе – снова мы идём к тебе.
Занятие 8. Четко произносить словосочетания:
большие дубы белые грибы
зубная боль белая бочка
большой букет сдобная булка
большой блокнот быстрая белка
большой выбор борзая собака
белый лебедь белые голуби
забавная обезьяна белые бараны
белый бант белая бумага
белая бабочка большая берёза
Занятие 9. Четко произносить предложения.
У Бори булка.
У брата блокнот.
Люба любит бананы.
У Любы болят зубы.
Бабушка купила Боре букварь.
Ребята набрали белых грибов.
Бабушка сварила к обеду бобы.
Белка сушит грибы на зиму.
В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.
Мы получили багаж.
В бак налили свежую воду.
У девочки большой бант.
В магазине продают бананы.
На башне развивалось знамя.
Бомба разрушила дом.
В бору мы искали грибы.
Занятие 10.
Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.
Белые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
– Бе-бе-бе, – барашек белый блеет, больше букв не разумеет.
Бегемот разинул рот, булку просит бегемот!
Занятие 11.
На горе растут дубы, под горой растут грибы.
Все бобры добры для своих бобрят.
Идут бобры в сыры боры.
Бобры храбры, для бобрят добры.
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, не выболтала.
Занятие 12. Четко произносить строки стихотворений. Выучить (по выбору).
Бычок
Маленький бычок,
Рыженький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает:
«Где же стадо? Му-у-у!
Ску-у-учно одному-у-у!»
Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
Г. Сапгир
Барабан
боднул баран.
Бух! – и лопнул
барабан.
Г. Виеру
У нашей Мэри есть баран,
Собаки он верней.
В грозу, и в бурю, и в туман
Баран бредёт за ней…
С. Маршак
Занятие 13- 15. Четко произносить тексты. Пересказывать (по выбору).
Баба
Вот баба. Баба у дома. У дома Бобик и Вова. Бобик лает на бабу: «Ам-ам!» Бобик, не лай!
Люба и барашек
Летом Люба была у бабушки в деревне. У бабушки был барашек Бунька. Люба пасла барашка Буньку.
Бобры
Бобры – на болоте. Они строители. У бобров зубы острые, как бритва. У бобров на болоте плотины из стволов осины.
Боря и Бобик
Боря маленький, но знает буквы. Позвал он Бобика: «Смотри, Бобик, вот буквы!» А собака зевнула и уползла в будку. Не хочет Бобик учить буквы.
Барабан
У Бори был барабан. Он очень громко бил в барабан. У бабушки от грохота барабана заболела голова. Она попросила Борю больше не играть на барабане. Он послушался бабушку.
Бабочка
Люба бегала по лугу и ловила бабочку. Там было много бабочек. Она долго не могла поймать ни одной бабочки. Наконец Люба поймала большую красивую бабочку. Вначале она обрадовалась, но потом ей стало жалко бабочку, и Люба её отпустила.
Звук [в]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
ва – во – ву – вы
во – ву – вы – ва
ву – вы – ва – во
вы – ва – во – ву
ва
вам, ваш, ванна, ваниль, варенье, варка, вата, ватка, вахта, вакса, вазелин, ватрушки, валенки, Ваня, Валя, Вася, Вадим, Варя, ваза, вагон, валик, валун, васильки, варежки, ватник, сова, халва, ива, нива, слива, айва, Нева, диван, Слава, Клава, канава, забава, кровать, ковать, голова, корова, трава, Лёва, мальва, крапива, клюква, тыква;
во
вобла, вода, вожак, воз, вол, волны, воля, ворона, Волга, волк, восемь, воск, воздух, волос, вот, вон, война, воин, войско, вопли, зарево, овощи, иволга, завод, повозка, новый, левый, ленивый, пиво, налево, кружево, дерево, направо, слово;
ву
вуз, вулкан, вуаль;
вы
выбор, выгон, выход, выдох, выезд, вызов, вымя, выпуск, вымыть, выучить, вышка, высь, вышина, выставка, выть, выдумщик, ивы, совы, сливы, коровы, оковы, гривы, травы, тыквы, канавы.
Со стечением согласных:
звук, влага, власть, внезапно, внизу, внук, внучка, внимание, вклад, вкладыш, включение, вкус, вкусно, квас, скворец, шиповник, крыжовник, Москва, клятва, листва, плотва, бритва, звание, враг, врач, деревня, павлин.
Звук [в"]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
вя – вё – вю – ви – ве
вё – вю – ви – ве – вя
вю – ви – ве – вя – вё
ви – ве – вя – вё – вю
ве – вя – вё – вю – ви
Занятие 2. Четко произносить слова:
ви
Витя, Вика, Виля, вино, вина, вить, видно, визит, визитка, визг, виноград, вишня, вид, вилка, вилла, винт, винтик, висок, витамин, вилы, повидло, новинка, пуговица, ежевика, чечевица, рукавица, правильно, брови, павильон, киви;
Занятие 3. Четко произносить слова.
ве
ветка, веник, вес, весь, весы, Веня, Вера, весна, вести, веселье, вешалка, венок, ветла, ветер, веер, верба, верста, век, веки, вена, великан, вечер, вещи, ведро, верблюд, ветчина, вездеход, верхушка, весло, вермишель, верхом, вершок, вели, велосипед, вертолёт, привет, ответ, ливень, навес, повесить, повесть, занавес, занавески, медведица, невежда, муравей, поверь, привет, ответ, увели, Павел;
Занятие 4. Четко произносить слова.
вё
вёсла, вёдра, вёсны, овёс, отвёртка, ковёр;
вя
вянет, вялый, вязы, вязкий, вязать, вяжет, вязаный, вяленый, связка, связать, святки, повязка, червяк;
вь
вьюга, вьюк, вьюн, вьюшка, деревья, поставь.
слова с двумя звуками.
Выводок, вывод, вывоз, вывозить, Вова, выставить, верёвочка, ветви, Вавила, вуалехвост.
Занятие 5. Четко произносить чистоговорки.
Ва-ва-ва – вот высокая трава.
Ва-ва-ва – хороша в лесу трава.
Ва-ва-ва – на суку висит айва.
Ва-ва-ва – на суку сидит сова.
Ва-ва-ва – вот летит сова.
Ву-ву-ву – в лесу видели сову.
Ву-ву-ву – васильков букет нарву.
Ву-ву-ву – не коси в лесу траву.
Занятие 6. Четко произносить чистоговорки.
Вы-вы-вы – трава выше головы.
Вы-вы-вы – нет травы.
Вы-вы-вы – любит Валя сливы.
Вы-вы-вы – есть совята у совы.
Ви-ви-ви – ты цветы в лесу не рви.
Ве-ве-ве – васильки видны в траве.
Занятие 7. Четко произносить словосочетания:
вязаные варежки ветки ивы
красивый веер ваза с цветами
вишнёвое варенье светлые волосы
красивый вид вяленая вобла
новая выставка вкусная ветчина
ленивый Лёва Валины мальвы
новая ванна новый вагон
Занятие 8. Четко произносить предложения.
Вот вата.
У Вавы вата.
У Вовы вата.
Вот вода.
У Вовы вода.
У Вавы вода.
В ванне вода.
Вера мыла Ваню в ванне.
Валя купила вазу.
В вазе васильки.
Занятие 9. Скороговорки.
Три вороны на воротах.
Вава купила айву.
В вазе Витя видит вишни, вишни видит Витя в вазе.
Летела овсянка на овёс, а Иван овёс унёс.
Занятие 10. Четко произносить чистоговорки.
У Ваньки у Встаньки несчастные няньки, несчастные няньки у Ваньки у Встаньки.
Варежки у Вари пропали на бульваре. Воротилась Варя вечером с бульвара. И нашла в кармане варежки Варвара.
Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
Занятие 11. Четко произносить строки стихотворений. Выучить (по выбору).
– Совушка, совушка,
Большая головушка.
Где ты живала?
Где ты бывала?
Воробей взлетел повыше.
Видно всё с высокой крыши.
Б. Тимофеев
Занятие 12-14. Четко произносить тексты. Пересказывать (по выбору).
Ива
Вот ива. Ива у воды. Вова у воды. Вова пил воду. Вова упал в воду. Ай! Вова упал в воду.
Вова и Валюшка
Выбегает Вова из ворот. А навстречу ему маленькая Валюшка с ведёрком. Столкнулись Вова с Валюшкой – и оба упали. Валюшка заплакала, а Вова взял её за руки, помог подняться, подал ей ведёрко.
– Не плачь, – говорит, – это я виноват.
Вытерла Валюшка слёзы, улыбнулась и отвечает Вове:
– Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами верчусь.
Занятие 15.
Повтори предложения:
Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу.
Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву.
Внизу лежит листва
Занятие 16
1. Повтори пословицы.
Всему свое время.
Всякой вещи свое место.
Волков бояться - в лес не ходить.
Много воды - много травы.
2. Выучи стихотворение.
Весенний воздух свеж и чист.
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
3. Игра «Назови ласково».
Ваза - (вазочка) слива - (сливка)
Вода - (водичка) завод - (заводик)
Вагон - (вагончик) диван - (диванчик)
Ива - (ивушка) голова - (головушка)
Занятие 17
Перескажи рассказ.
Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.
Занятие 18.Повтори предложения.
Скоро я увижу Вовика.
Весной деревья оживают.
Вовик несет отвертку.
Ветер качает ветку.
Бабушка вяжет коврик.
Внизу видна вся деревня.
Новичок увидел весь класс.
Внизу свистит свирель.
Вовик в классе новичок.
Мы повесили занавески.
Птицы свили на дереве гнездо.
Витя несёт вёдра.
От ветра качаются деревья.
Ты свистишь на всю деревню.
Витя завязывает шнурки.
Занятие 19. Пересказ.
У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом.
Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.
Занятие 20.
Витя и Ваня - друзья.
Вера сидит на диване.
Вовик в классе - новичок.
Внука зовут Витя. Вера едет в Литву.
За окном завывает ветер.
Валя повесила занавески.
Сова увидела добычу.
Ваня услышал свист.
На вербе зеленая листва.
Вера расчесала волосы.
Витя любит халву.
Весь вечер звучала красивая музыка.
Витя работает на заводе.
В этом вагоне едут Вася и Вера.
Вечером вода в реке холодная.
Вера купила вафли.
Валя видела красивый веер.
Ваня читает повесть.
Валя вяжет свитер.
Занятие 20.
Повтори чистоговорки.
Ва - вя - ва - желтая листва.
Вы - ви - вы - идут коровы.
Be - вэ - ве - краски дадим Вове.
Be - вэ - ве - похлопаем Савве.
Вы - ви - вы - поспели сливы.
Звук [ф]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
фа – фо – фу – фы
фо – фу – фы – фа
фу – фы – фа – фо
фы – фа – фо – фу
Занятие 2.
фа
фабрика, фаза, фазан, факел, фаланга, фамилия, фартук, фасоль, Фаня, фанта, фасон, фата, фантик, фанера, факт, факир, фауна, фара, фарш, фагот, олифа, арфа, сарафан, софа, алфавит, асфальт, кефаль, дрофа;
Занятие 3. Четко произносить слова.
фо
фон, фокус, фокусник, фольга, фонарь, фонарик, фонтан, форма, фото, форточка, Фома, фонд, форт, форель, фотоаппарат, телефон, патефон, магнитофон, плафон, сифон, симфония, светофор;
фу
фургон, футбол, футболка, футляр, фуга, фунтик, фугас, фура, фужер, тайфун, конфуз;
Занятие 4. Четко произносить слова.
фы
фыркать, фырчать, софы, рифы, арфы, шкафы, шарфы, жирафы, гольфы, мифы, сейфы, грифы;
аф
шкаф, жираф, граф, телеграф;
иф
лиф, миф, гриф.
флаг, флажок, флакон, флейта, флот, фраза, фрак, франт, фронт, фрукты, туфли, шарф, лифт, кофта, фляга, флоксы, фрамуга, Фрося, фруктовый, тафта, кафтан, фланг, суфле. Занятие 5
Игра «Один - много».
Фикус - (фикусы) ферма - (фермы)
Фиалка - (фиалки) графин - (графины)
пуфик - (пуфики) Филин - (филины)
буфет - (буфеты) Фигура - (фигуры)
Занятие 6
Пересказ:
Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки.
Феня каждый день их поливает, рыхлит землю.
Девочке помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята.
Занятие 7
Фомка - Фимка Форма - ферма
Фокус - фикус Форма - фирма
Фуга - фига Фурор - фюрер
Фон - фен Фунт - финт
Занятие 8 Повтори предложения.
Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.
Занятие 9.
Повтори чистоговорки.
Фе - фэ - фе - дядя мой живет в Уфе
Фы - фи - фы - не доехать до Уфы.
Фа - фя - фа - у нас большая арфа.
Фу - фю - фу - купили мы софу.
Занятие 10.
Повтори скороговорки.
У Фомки гость - Фимка,
У Фимки гость - Фомка.
У Фани – фуфайка. У Феди-туфли.
У Федота - фагот. У Фимы – мифы.
У кафе – Фома. У Фомы - кофе.
Звук [ф"]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
фя – фё – фю – фи – фе
фё – фю – фи – фе – фя
фю – фи – фе – фя – фё
фи – фе – фя – фё – фю
фе – фя – фё – фю – фи
Занятие 2. Четко произносить слова:
Федя, Феня, фен, фея, февраль, конфеты, ферма, Федот, фетр, феска, кафель, буфет, портфель, картофель, трюфель, кофе, кофейник, туфель, салфетка;
Филька, Филя, Фима, Филипп, филин, фильтр, фильм, фикус, финики, фиалка, финка, филе, Филат, финал, фигура, финиш, фитиль, финн, графин, пуфик, кефир, шарфик, офицер, зефир, афиша;
Занятие 3. Четко произносить слова с двумя звуками.
Фёдор, Фёкла, шофёр;
тюфяк.
Фанфары, фуфайка, фарфор, фотограф, фотография, фосфор, философ.
Фа-фа-фа – у нас большая арфа.
Фу-фу-фу – купили мы софу.
Фы-фы-фы – не доехать до Уфы.
Фе-фе-фе – дядя мой живёт в Уфе.
Аф-аф-аф – мы поставим в угол шкаф.
Занятие 5. Четко произносить словосочетания:
фиолетовая кофта фарфоровый графин
фамильный фарфор футбольная форма
фабричный буфет конфетный фантик
фантастический фильм конфетная фабрика
фабричная фуфайка фисташковая футболка
фланелевый сарафан фруктовая фанта
фиолетовый фартук фаршированная кефаль
Занятие 6. Четко произносить предложения.
У Фени туфли.
У Фани кофта.
У Феди кофе.
Федя работает на фабрике.
Моя фамилия Фёдоров.
Феня надела фартук.
Фокусник показывает детям фокусы.
Около дома горел фонарь.
Мальчишки играли в футбол.
Занятие 7.
Четко произносить строки стихотворений. Выучить (на выбор).
Федя полез за конфетой в буфет –
Факт, что в буфете не будет конфет.
В. Лунин
***
Продаётся очень срочно
Наш старинный граммофон.
Вот для справок телефон…
По Л. Каминскому
***
Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет.
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
В. Берестов
Занятие 8. Четко произносить тексты. Пересказывать.
Цветы
Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки. Феня каждый день их поливает, рыхлит землю. Фене помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята!
Занятие 9. Четко произносить тексты. Пересказывать.
Фабрика
Мама Феди работает на фабрике. На фабрике изготовляют кофты, фуфайки и шарфы. Папа Фроси – шофёр. Он отвозит товары с фабрики в магазины.
Занятие 10. Четко произносить тексты. Пересказывать.
Новый год
Папа Фёдор с сыном Федей украшают ёлку. Им помогает дедушка Филипп. Папа Фёдор – сын дедушки Филиппа. На ёлке флажки, фонарики, конфеты. Мама Фая с бабушкой Фёклой накрывают на стол. Мама несёт фрукты. Бабушка несёт зефир.
Звук [д]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
да – до – ду – ды
до – ду – ды – да
ду – ды – да – до
ды – да – до – ду
два – дво – две – дви – дне
дво – две – дви – дне – два
две – дви – дне – два – дво
дви – дне – два – дво – две
дне – два – дво – две – дви
Занятие 2. Четко произносить слова:
да
давка, дай, даль, дам, дама, дань, Данила, давно, дар, даром, дарить, дача, дачка, дата, Даша, Дуня, вода, еда, беда, победа, мода, удача, задача, передача, погода, Лида, Люда, среда, города, борода, свобода, порода, сода, медаль, миндаль, медальон, педаль, удаль, невидаль, колода, посуда, удар, карандаш, помада, команда, веранда, секунда, гирлянда, награда;
Занятие 3. Четко произносить слова:
до
дог, дождь, доза, доктор, доля, долька, дом, водопой, Дон, дол, долина, довольно, дочь, добрый, доски, домик, дочка, доярка, дойка, домино, дорога, донышко, гудок, бидон, удочка, ходок, молодой, ладонь, медовый;
дуб, дубок, дума, думать, Дуня, дупло, дуло, душ, душа, душно, дуга, дуэль, духи, радуга, подушка, иду, упаду, еду, воздух, одуванчик, градусник, кондуктор, сундук, какаду, пойду, найду, колдун, Федул, надул;
дым, дымка, дымок, дыня, дыра, дырка, дыхание, плоды, ягоды, пруды, ландыш, сады, ходы, годы, народы, следы, заводы, кеды, виды, походы, парады, наряды, снаряды, ряды;
два, двадцать, дважды, едва;
двое, двоение, двойка, двойник, двойной, двойня, двор, дворик, дворец, дворник, дворняга, дворовый;
дверь, дверца, дверка, дверной, двенадцать, двести;
двигать, двигатель, движение, движок, двинуть;
дневать, дневной, дневник;
дно, модно, поднос, судно, ладно, нудно, видно;
дни, днище, одни, водник.
Занятие 5. Повтори слова.
Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.
Занятие 6 Повтори слова
Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.
Занятие 7 Повтори предложения.
Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон - река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша - друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.
Занятие 8 Повтори чистоговорки.
Да - да - да - бежит вода.
Ду - ду - ду - тебя найду.
До - до - до - звучит гудок.
Ды - ды - ды - цветут сады.
Повтори пословицы и поговорки.
Один за всех - все за одного.
Шуба нова, да в подоле дыра.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Лесом шёл, а дров не видал.
Даром ничего не дают.
Ссора до добра не доведет.
Занятие 9 Выучи стихотворение.
Дрессировщики зверей!
Дайте сахару скорей!
Долго звери вас учили,
Чтоб награду им вручили.
Занятие 10.
Игра «Подскажи словечко».
Ходит мальчик наш с трудом,
В первый раз обходит... (дом).
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по... (домам).
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по... (дорожке).
Игра «Назови ласково».
Дом - (домик) дудка - (дудочка)
Дуб - (дубок) дыра - (дырочка)
Дорога - (дорожка) дым - (дымок)
Занятие 11. Пересказ
Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда - садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.
Дубок
Дети увидели около дуба маленький дубок.
– Ой, какой маленький дубок, – сказала Надя. – Откуда он?
– Этот дубок вырос из жёлудя старого дуба, – ответила Лида.
– Давайте пересадим дубок туда, где больше света, – предложила Надя.
– Не надо. Старый дуб защищает его своими ветвями от ветра и лучей солнца.
Звук [д"]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
дя – дю – ди – де
дю – ди – де – дя
ди – де – дя – дю
де – дя – дю – ди
Занятие 2. Четко произносить слова:
дятел, Надя, Вадя, Володя, Федя, медянка, бродяга, водяной, ледяной, бадья, ладья;
дюжина, Дюймовочка, дюны, дюйм, дюшес, гадюка, индюк;
диван, диво, дивный, дикий, диктор, будильник, диета, дичь, диплом, Дима, Дина, диск, гардина, крокодил, льдина, леди, один, люди, лебеди, мелодия, родина, говядина, комедия, удивление, гвоздика, садик, жёлуди, смородина, редиска, гвозди, радио, Эдик, холодильник, соседи;
Занятие 3.Четко произносить слова с двумя звуками.
дева, девять, дед, дело, дельфин, день, денёк, деньги, демон, дерево, деталь, девочка, десять, дежурный, декабрь, депо, десна, Демьян, деревня, идея, одеяло, удел, колодец, понедельник, неделя, пудель, одеколон.
Дождик, дважды, дядя, медведи, дедушка, диадема, дрозды, водопады, дудочка, дудеть, Додон, одежда, надежда, подводник, вездеходы, подвода, декада.
Занятие 4. Четко произносить чистоговорки.
Да-да-да – бежит вода.
Да-да-да – наша мама молода.
Да-да-да – не ходи, Вадим, туда!
Да-да-да – ой, холодная вода.
Да-да-да – гудят провода.
До-до-до – звучит гудок.
Ду-ду-ду – дети бегают в саду.
Ду-ду-ду – по саду я иду.
Ду-ду-ду – тебя найду.
Ду-ду-ду – я домой иду.
Ду-ду-ду – всё равно туда пойду.
Занятие 5. Четко произносить чистоговорки.
Ды-ды-ды – цветут сады.
Ды-ды-ды – знаю все ходы.
Дя-дя-дя – идёт дядя.
Дю-дю-дю – вот индюк.
Ди-ди-ди – сюда иди.
Ди-ди-ди – меня ты не буди.
Ди-ди-ди – ты домой иди.
Ди-ди-ди – ты ж одетый, не ходи!
Де-де-де – наступил день.
Де-де-де – быть беде.
Де-де-де – рады мы победе.
Де-де-де – Вот беда! Вадим, ты где?
Занятие 6. Четко произносить словосочетания:
диплом академика ведение дела
будит будильник проделки детей
дивная гвоздика деревянный колодец
дятел-задира ледяная водица
водитель вездехода сердитый индюк
седина родителей холодная погода
дождливый день далёкий дымок
два дня добрый дядя
десять домиков длинные гвозди
детские сады детский дом
холодный декабрь деревянный дом
давным-давно надутый Федул
медовая дыня холодная вода
девять дюймов седой дед
десять дельфинов диво дивное
добрый дог надо дойти
должен доделать холодный душ
Занятие 7. Четко произносить предложения.
У Димы дом.
У Дуни домик.
У Димы дыня.
Дима, дай дыню.
У деда дача.
Дача далеко.
Дача у пруда.
Наш дом на Дону.
По Дону идут суда.
В саду дуб.
Занятие 8. Выучить скороговорки. Повторять три раза подряд, ускоряя темп.
Скороговорки.
Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял мужик дугу.
Буду плыть я день-деньской по реке воды донской.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Загудела дудочка, дудочка-погудочка.
Занятие 9-10. Четко произносить строки стихотворений. Выучить (на выбор).
Совы летели,
Все люди глядели,
Совы садились,
Все люди дивились.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
С. Маршак
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Дождик, подожди
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
Е. Благинина
Занятие 11.Повтори предложения:
Надя, Федя, Володя - дети. Вадя несет желуди. Девочка Надя сидит на диване. Пудель залез под одеяло. Дети видели дельфина. Осталась одна неделя до декабря. В лесу живут дикие медведи. Дядя надел буденовку. Федя был один на льдине. Дети сажают деревья. Понедельник - первый день недели. Денис водил вездеход. Надю разбудил будильник. Володя заглянул в холодильник. Детей посадили на диван.
Занятие 12.
1.Повтори чистоговорки.
Дя - дя - дя - идет дядя.
Де - де - де - наступил день.
Ди - ди - ди - сюда иди.
Ди - ди - ди - не буди.
Де - де - де - быть беде.
Дю - дю - дю - вот индюк.
Дя - дя - дя - стучит дятел.
2.Игра «Один - много».
Дерево - (деревья) Дельфин - (дельфины)
Дятел - (дятлы) Индюк - (индюки)
Дело - (дела) Льдина - (льдины)
Занятие 13 Выучи стихотворение.
Лебеди, лебеди,
Белые лебеди.
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели,
Снова полетели.
Занятие 14-16. Четко произносить тексты. Пересказывать.
Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.
Помощники
В долине дом. Над домом дым. Видно в доме топят. В доме двое. Лида и Данил. Данил подмёл пол метлой, а Лида вымыла водой.
– Лида, довольно. Давай, мой ладони. Туалетное мыло в ванной.
Друг
У Димы есть собака. Её зовут Дик. Дима любит Дика и всегда берёт его с собой гулять. Они вместе ходят купаться на пруд. Дима бросает маленький мячик в воду, а Дик его достаёт. Игра Дику нравится. Потом Дима и Дик вместе плавают в пруду. Дети любят наблюдать за ними.
Индюк
По двору индюк ходит, надулся, как шар, и на всех сердится. Крыльями по земле бороздит и хвост широко развернул. А детишки шли мимо и давай его дразнить.
– Эй, индя, индя, покажись!
Индя по двору пройдись!
Звук [т]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
та – то – ту – ты
то – ту – ты – та
ту – ты – та – то
ты – та – то – ту
ат – от – ут – ыт – ит
от – ут – ыт – ит – ат
ут – ыт – ит – ат – от
ыт – ит – ат – от – ут
ит – ат – от – ут – ыт
ят – ёт – ют – ит – ет
ёт – ют – ит – ет – ят
ют – ит – ет – ят – ёт
ит – ет – ят – ёт – ют
ет – ят – ёт – ют – ит
тва – тво – тву – твы
тка – тко – тку – ткы
ста – сто – сту – сты
Занятие 2. Четко произносить слова.
таз, тайна, так, там, танк, танец, танго, Таня, Тася, тапки, тарелка, таблица, тачка, такси, талый, тара, Тамара, вата, мята, хата, бита, лопата, Ната, Никита, кофта, капитан, сметана, ракета, рота, Рита, нота, лапта, лента, монета, палата, минута, платан, металл, конфета, газета, ворота, плата, высота, карета;
Занятие 3. Четко произносить слова.
ток, тон, том, топ, Тоня, Тося, Тома, тонна, Толя, толпа, тоска, точка, топор, тонус, тополь, поток, потолок, лето, копыто, каток, моток, Антон, платок, молоток, пальто, веточка, сеточка, сито, автобус, цветок, лото, фото, потом, потому, потоп, автомат, автомобиль, место;
туз, тук, тулуп, туман, тумба, туннель, туша, тушь, тучи, Тузик, туфли, турник, натура;
ты, тыква, тын, тыл, тысяча, ноты, боты, соты, корты, коты, конфеты, шорты;
Занятие 4. Четко произносить слова.
мат, пат, самокат, канат, Марат, ватт, салат, халат, брат;
вот, пот, кот, лот, бот, мот, рот, крот, компот, молот, ропот, плот, плотва, отвес, ворот;
мазут, бут, бутсы, сутки, утка, шутка, шут, шутник, мишутка, кнут, плут, обут, надут, гаснут, мокнут, вянут;
кит, хит, кипит, ходит, Литва, битва;
идёт, поёт, пьёт, самолёт, вертолёт, полёт, лёд, налёт, пулемёт;
дует, бегает, думает, сонет, пишет, прыгает, валяет, жакет, жилет, пакет, букет.
Занятие 5. Четко произносить слова.
твой, творог; бинт, винт, зонт, бант, фант, рант;
ткань, ткач, ткачиха, нитка, метко, платки;
аист, куст, станок, сталь, стык, мосты, стычка, стон, стоп, стол, стул, стук, лист, пост, хвост, насест;
порт, март, портфель, торт, корт, борт, сорт;
метла, котлы;
трап, трава, трамвай, трон, тропа, утро, трос, трость, труба, трубач, трус, трусы.
Звук [т"]
Занятие 1. Четко произносить слоги:
тя – тё – тю – ти – те
тё – тю – ти – те – тя
тю – ти – те – тя – тё
ти – те – тя – тё – тю
те – тя – тё – тю – ти
· ать – оть – уть – ыть – ить – еть – ять
оть – уть – ыть – ить – еть – ять – ать
уть – ыть – ить – еть – ять – ать – оть
ыть – ить – еть – ять – ать – оть – уть
ить – еть – ять – ать – оть – уть – ыть
еть – ять – ать – оть – уть – ыть – ить
ять – ать – оть – уть – ыть – ить – еть
Занятие 2. Четко произносить слова:
тяга, тягач, тяжба, тяжёлый, тянучка, тяпа, тяпка, лентяй, Катя, Митя, Петя, Витя, Мотя, Костя, Настя;
тёс, утёс, тёрн, тёрка, тёлка, тёмный, тёплый, Тёма, котёл, монтёр, котёнок, утёнок;
тюбик, тюк, тюльпан, тюфяк, тюль, тюлька, тюлень, тюрьма, тюря, утюг;
Занятие 3. Четко произносить слова:
тик, Тина, Тима, тип, тина, тир, тиф, тиран, тихо, тихий, Тихон, Тишка, тишина, тигр, тигры, тире, сети, паутина, ботинки, картина, квартира, мотив, утиль, сатин, косметика, котик, зонтик, найти, фитиль, ватин, вести, мести, пусти, кости, пути, фантик, винтик, ботик;
Занятие 4. Четко произносить слова:
тело, тема, темно, темп, темя, тень, тепло, терем, теремок, тесьма, тесёмка, темень, телега, тесно, телёнок, телефон, телеграф, теперь, канитель, метель, плетень, постель, ветер;
Занятие 5. Четко произносить слова:
рисовать, благодать, кровать, мать, рать, платье, думать, бегать, поймать, махать, плакать, плавать, писать, спать, слушать, кушать, шагать, рыдать, решать, ломать, играть;
копоть, лапоть, ломоть, ноготь, колоть, пороть;
грудь, муть, путь, дуть, суть, гнуть, липнуть;
ныть, плыть, быть, забыть, мыть, выть, рыть;
Занятие 6. Четко произносить слова:
клеить, жить, бить, лить, нить, пить, пилить, ходить, ловить, удить, учить, купить, любить, лепить, месить, носить, косить, спешить, варить, говорить, белить, жарить, красить;
петь, плеть, видеть, смотреть, клеть, млеть, успеть;
обнять, паять, прядь, пять, мять, гулять;
новость, бедность, жадность, кость, власть, кисть, листья, весть, лесть, месть, гость, часть, масть, пусть, грусть.
Занятие 7. Четко произносить слова с двумя звуками.
Стоит, титул, тесто, тётя, тётушка, тёртый, тяжесть, топить, катать, латать, летать, топать, ртуть, титан, тетерев, театр, тягота, тянет, тявкает, телята, котята, утята, утятина, метеорит, укротитель, готовить, тыкать, тот, тут, тонет, торт, статный, трата, трость, тротуар, Тит, грустить, Тата, лепетать, топот, топтать, титул, тефтели, аппетит, батист, таблетка, турист, котлета, ответ, трактор.
Занятие 8. Четко произносить чистоговорки.
Та-та-та – хвост пушистый у кота.
Та-та-та – у нас дома чистота.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты – ко мне бегут коты.
Ат-ат-ат – берём с собой мы самокат.
Тя-тя-тя – вот идёт Витя.
Занятие 9. Четко произносить словосочетания:
тихая квартира летит метеорит
потеря тепла метёт метель
тёмные ботинки укротитель тигров
театр теней тёплый утюг
интересный мотив кисть мастера
цветение тюльпанов тюбик мастики
Петина тётя тёплые тефтели
тихий ветер жёлтые тюльпаны
Таины утята интересная тема
теперь тепло метель утихла
Занятие 10. Четко произносить предложения.
У Наты кот.
У Томы утка.
У Наты кукла Тата.
Ната катает Тату.
В таз налили воду.
В саду растёт мята.
По проводу идёт ток.
Ноты лежат на столе.
Ната покупает самокат.
Занятие 11. Выучить скороговорки. Произносить три раза подряд, ускоряя темп.
Тень, тень, потетень, выше города плетень.
Наш гость купил трость.
Сок с берёзы стёк, стёк с берёзы сок.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Не будь тороплив, а будь терпелив.
Занятие 12-13. Четко произносить строки стихотворений. Выучить (по выбору).
Сосны до неба
Хотят подрасти,
Небо ветвями
Хотят подмести.
И. Токмакова
Тигр
Тигр – свирепый зверь.
Но всё же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам её боится.
В. Лунин
Котик и козлик
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.
В. Жуковский
Сова
Летела сова –
Весёлая голова.
Вот она летела, летела
И села.
Да хвостиком повертела,
Опять полетела;
Летела, летела и села,
Да хвостиком повертела.
Народная присказка
Занятие 14-16. Четко произносить тексты. Пересказывать (по выбору).
Талант
У Таи талант. Тая поёт. Она поёт ноту «ля» и ноту «ми». Тая будет петь в концерте.
Котёнок
У тёти Кати есть пять котят. Одного котёнка она отдаёт маленькому Пете. У Пети будет свой котёнок. Петя будет любить котёнка и назовёт его Тяпа.
Лето
Таня и Тоня подруги. Таня живёт в Туле, и каждое лето приезжает к Тоне в деревню.



error: Контент защищен !!