«Всю свою душу, все силы и знания он вкладывал в наших детей. Печальная новость: ушел из жизни руководитель межрегионального объединения “суворовско-ушаковские сборы” александр львович кононенко

22 июня отошёл ко Господу Александр Львович Кононенко – бессменный организатор межрегиональных Суворовско-Ушаковских военно-патриотических сборов…

Как этому невысокому, щуплому на вид, заметно прихрамывающему немолодому уже человеку удавалось тащить на себе весь воз связанных с организацией таких сборов проблем, я не представляю до сих пор! Не имея собственных средств, постоянных благотворителей, какой-то материальной базы; не обладая (на мой взгляд!) необходимой деловой хваткой, «нужными связями», даже просто физическими силами и богатырским здоровьем и много чем ещё, он каждый раз, казалось, совершал чудо! Вдруг находились деньги, помощники; удавалось договориться с проживанием, питанием ребят и даже раздобыть призы для победителей.

Львович, как мы звали его между собой, любил награждать детей и каждый раз мальчишки и девчонки увозили со сборов во все концы страны: на Алтай, к Белому морю, в Карелию и на Волгу кучи грамот, ворох медалей, пачки художественной и исторической литературы, нехитрое военное и тактическое снаряжение и конечно памятные фирменные значки.

Удивляла его завидная работоспособность, терпение и неутомимость, ведь едва закончив очередные сборы, которые давались ему (что сегодня уже очевидно) слишком дорогой ценой, он принимался готовить очередные! В этом ему помогали люди, которых он самым удивительным образом находил и сплачивал вокруг не столько себя, но Идеи. Мне не известны все его даже явные помощники и благотворители, но многие из них, включая Героев России, ветеранов боевых действий, действующих офицеров и генералов запаса, представителей казачества составили бы честь недавно созданному по указанию сверху военно-патриотическому движению «Юнармия».

Постепенно проект расширял свои исторические и географические рамки: так появились Скобелевские сборы, военно-тактическая игра «Штурм Сен-Готарда», летние военно-патриотические лагеря «Кухмарь» на берегу легендарного Плещеева озера и «Серафимов дар» в Тульской области; а Суворовско – Ушаковский стяг сборов поднимался на флагшток на Балтике и в Суздале, в Борисоглебске и Переславле, над Бородинским полем и в Санаксарском монастыре, в имениях Александра Суворова и его потомков в Фетинино, Лакинске (Ундоле) и даже Швейцарских Альпах. В планах Львовича были Крым и другие регионы, связанные с именами великих, боготворимых им полководцев. Но и этого Кононенко было мало. Он – отец ещё и нескольких военно-патриотических клубов, с кажущейся лёгкостью рождаемых им там, где только ступала его нога!

Откуда у него – человека по сути невоенного такая любовь к Армии, к её славе, героям? После службы в Вооружённых Силах в конце мирных 70-х, Александр Львович, поступает в престижный МГИМО, затем работает в таможне; в лихие 90-е занялся бизнесом. А потом, как он объяснял в одном из немногочисленных

телеинтервью, его вдруг «накрыло» – он пришел к Богу, к вере. Вернее сказать, Бог тихо позвал его на служение себе…

Наверное, этим и можно объяснить, что наш Львович, буквально следуя суворовским заветам, во главу угла всех мероприятий, ставил Христа и Его Церковь. Все сборы обязательно начинались с получения благословения на них правящего архиерея и молебна, а заканчивались Божественной Литургией и Причастием Святых Даров большинством участников сборов. И в этом он, в общем то готовый к компромиссам, совсем не жёсткий человек, был на удивление твёрд и непоколебим! И так же требовал от руководителей команд неукоснительного соблюдения чинопоследования вечернего и утреннего правил по образцу Русской армии и горе было тому, кто их нарушал. Тогда тихий и тактичный, снисходительный в некоторых других, как он считал мелочах, Львович превращался в настоящего Тигрыча – так за глаза звали его некоторые ребята. А он просто не мог поступить иначе, переступив через обретённые однажды дорогие ему идеалы.

Каюсь, последние года два я в силу разных причин не бывал на сборах. Казалось, что ещё успею. Не в этот раз, так в следующий. Что там может случиться? Последние, XIV по счёту Cуворовские сборы прошли в начале года под Суздалем. Их открытие было в Спасо-Евфимьевом монастыре у склепа героя Отечества Дмитрия Пожарского… Неужели на этом оборвётся славная история такого удивительного проекта, автором которого почти 15 лет бессменно был воин Христов Александр Львович Кононенко?

СпасиБог за твои труды, брат, и вечная тебе память!

Роман Илющенко, подполковник запаса, член Объединённого Суворовского комитета


Молебен

22 октября 2016 года в зале Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами состоялся ежегодный осенний Большой благотворительный Суворовский сбор.

Главный вопрос повестки дня - работы по восстановлению Храма святителя Василия Великого , построенного великим сыном России, непобедимым русским полководцем Александром Суворовым в селе Кистыш Суздальского района Владимирской области в память о своем отце Василии Ивановиче, и задачи на ближайшую перспективу.

Организаторы : Объединённый Суворовский комитет, РОО «ОМОФОР - Суворовский призыв», МРОО «Суворовско-Ушаковские сборы».

Вёл заседание генерал-майор Александр Владмирович Черкасов .

В заседании приняли участие педагоги Москвы («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры).

ПРОГРАММА
(возможны изменения и уточнения)

В 12.30 - молебен в Храме Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами. Затем переход в Конференц-зал Синодального отдела, где предполагается рассмотреть итоги работы за период, прошедший с предыдущего Сбора, который состоялся 23 апреля с.г. и обсудить задачи на ближайшую перспективу.

Доклады :

1. Председателя Совета РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», генерал-полковника Баранова Валерия Петровича - 15 мин.

2. Председателя Попечительского Совета РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», руководителя Инициативной группы по восстановлению Храма святителя Василия Великого, построенного великим сыном России, непобедимым русским полководцем Александром СУВОРОВЫМ в селе Кистыш Суздальского района Владимирской области в память о своем отце Василии Ивановиче Суворове, крестнике Петра Первого, генерал-майора Черкасова Александра Владимировича - 15 мин.

Музыкальное приветствие члена Совета РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», заслуженной учительницы России, Бурмистровой Ларисы Валентиновны с песней «ВЕРА», лауреатом фестиваля «Защитили Москву - отстояли Россию!»

Выступления :

1. Члена Попечительского Совета РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», руководителя Инициативной группы по восстановлению Храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Хавки Веневского района Тульской области, Фокина Дмитрия Викторовича - 7 мин.

2. Члена Попечительского Совета РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», руководителя проекта «СЕРАФИМОВ ДАР», Пелецкого Николая Григорьевича по теме: ««Православное артельно-общинное строительство и лагерь «Суворовский призыв» в экомире «Серафимов дар» - 7 мин.

3. Члена Попечительского Совета РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», вице-президента Международной ассоциации подразделений антитеррор «АЛЬФА», Верещак Василия Захаровича - 7 мин.

4. Нашей соратницы по РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», руководителя Всероссийского добровольческого проекта «НАВИГАТОР ПАМЯТИ: МЕНЯЕМ КОРОТКУЮ ПАМЯТЬ НА ВЕЧНУЮ», Дороховой Татьяны Александровны - 7 мин.

5. Заместителя Председателя Совета РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», руководителя проекта «ВОИНСКИЕ ПОХОДНЫЕ ХРАМЫ», Салякина Геннадия Александровича - 7 мин.

6. Члена Совета член РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», руководителя проекта «Алтарь Отечества: Москва-регионы», председателя Совета ассоциации учителей Основ Православной культуры города Москвы, Петраковой Татьяны Ивановны по теме: «Взаимодействие общественного объединения “Алтарь Отечества” и РОО “ОМОФОР - СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ”».- 7 мин.

7. Заместителя Председателя Совета РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», руководителя Межрегиональной общественной организации «СУВОРОВСКО-УШАКОВСКИЕ СБОРЫ», Кононенко Александра Львовича - 7 мин.

8. Нашей соратницы по РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», руководителя проекта издания для детей книги-учебника «АЗБУКА СУВОРОВА», Еновой Лидии Александровны - 7 мин.

9. Нашего соратника по РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», Финоченко Евгения Александровича - 5 мин.

10. Нашего соратника по РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ», руководителя студии Боевой песни «ЧинЪ», о роли песни в воспитании молодежи, Русанова Евгения Александровича - 5 мин.

11. Члена Попечительского Совета РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИ ПРИЗЫВ», руководителя Автономной некоммерческой организации развития духовно-нравственных начал общества «СИМВОЛИК», Можей Святослава Леонидовича - 5 мин.

12. Разное - 10 мин.

Начало работы в 13.00. Соборная молитва.

В ходе работы Суворовского Сбора планируются выступления нашего соратника из Суздаля, члена Союза писателей России, поэта, автора и исполнителя своих песен Евсеенко Анатолия Алексеевича .

Завершение работы в 16.30. Соборная молитва, братское чаепитие.

Замечательные сборы у суворовцев! Мужественные одухотворённые лица, рассказы о конкретных делах на благо Отечества, тёплая домашняя атмосфера, задушевный разговор, в центре которого - образ великого Суворова, - всё это вызывает вдохновение, прилив сил, желание трудиться на благо Родины и ближнего, во славу Божию. Благодарны Александру Владимировичу Черкасову за приглашение на это и другие мероприятия суворовцев, за совместные молитвы и дела, в которые «ОМОФОР» нас вовлекает, главное из которых - восстановление Суворовского храма в с. Кистыш. Безмерно благодарны за надёжное мужское плечо! В работе по патриотическому воспитанию, которую проводят московские педагоги, без истинных патриотов - настоящих мужчин, воинов, рыцарей, нам никак не обойтись!

Имена наших ближайших соратников:

Александр Владимирович Черкасов , генерал-майор

Евгений Александрович Финоченко , суворовед

Александр Львович Кононенко

Вячеслав Алексеевич Бочаров , Герой России

Александр Владимирович Римм

Азаров Владимир Алексеевич, писатель

Александр Сергеевич Чубаров , генерал-майор

Борис Владимирович Тарасов , генерал-лейтенант

Арсений Александрович Замостьянов , писатель

Сергей Иванович Савинков , гл. редактор журнала «Юный краевед»

Геннадий Александрович Салякин


Вера и Время


Материалы по теме:


Большой Суворовский сбор

От детей надо учиться. Надо их любить.
Без любви вообще к воспитанию не приступать.
А.Л. Кононенко

Беседа с Руководителем Межрегионального объединения
"СУВОРОВСКО-УШАКОВСКИЕ СБОРЫ"
Александром Львовичем Кононенко

Беседу ведет член Союза писателей России,
полковник Вадим Арефьев

– Представьтесь, пожалуйста.
– Кононенко Александр Львович. Руководитель Межрегионального объединения «Суворовско-Ушаковские сборы».
– Расскажите, пожалуйста, о себе. Как так получилось, что Вы стали приверженцем благочестия, Православия? Вы сейчас занимаетесь тончайшим делом – воспитанием молодого поколения. Воспитатель, как известно, сам должен быть воспитан. До этого тоже надо дорасти. Как всё начиналось? Что Вас сделало таким, какой Вы сейчас есть?
– Вопрос очень объёмный. Спасибо за него. Над этими вопросами сам часто задумываюсь – «кто я?», «что я?». Отец ветеран Великой Отечественной войны. Дед также всю жизнь в строю. Прошёл Гражданскую и Отечественную. Оба кадровые офицеры. В них, несомненно, «военная косточка» нашей семьи. Благодарен, прежде всего, им за то, что они меня наставляли. Деда застал ещё живым. Он прошёл серьёзную школу испытаний: 1937 год; остался жив и продолжал служить, едва не погиб.
– Представьте их, пожалуйста. Как звали отца, деда?
Отец: Лев Александрович Кононенко, полковник. Сейчас ему за 90 лет. Талантливый человек. Прекрасно рисует, пишет стихи. Интересно, что учился он в балетной школе в одном классе с Майей Плисецкой. Они танцевали вместе в спектаклях на сцене Большого Театра (сохранились афиши). Александр Дмитриевич родом из Таганрога. Особая судьба у этого человека.
– Это дед?
– Да. Был при больших чинах. Заместитель Уборевича. Ему лично Ворошилов снял все ромбы, все ордена, все должности в кабинете. Ждали, что будет хуже. 1937 год – всё, что угодно, могло быть. Господь миловал, он остался в строю. Продолжал преподавать, после понижения майором, во время Великой Отечественной войны – полковником.
– Какое звание было у него?
– Два ромба – это командир дивизии. После всех этих перипетий он не озлобился. Как я его помню – он всегда был скромный, добропорядочный человек, настоящей военной закваски. Однако, в тоже время, простой, не злопамятный. Пошёл на войну. Служил зам. ком полка, зам. ком. дивизии. Остался жив и воевал параллельно с моим отцом. Отец летал на штурмовике «ИЛ-2». Ему везло. Бывал во всяких переделках. После 9 мая война для отца не закончилась. Он потом воевал в Японии и Корее также, как штурман. Как он рассказывал: прилетал с боевого вылета – самолёт весь изрешечён осколками, пулями, а у него ни одной царапины. Он сейчас воцерковился. Бабушки за них молились.
– Носителями духа Православия были бабушки?
– Да. Мы жили на Арбате. Там всю войну храм не закрывался. Вот и моя мама Лариса Константиновна всегда была верующей, но почему-то прятала иконы под подушкой. Боялась, видимо, за отца: он служил в Министерстве Обороны. Про маму можно сказать так: человек жертвенный. Всю себя отдавала людям. Всем помогала. Даже дворникам.... Пишет мемуары. Я уже гораздо позже, когда работал в таможне и на других работах, пришёл к выводу, что Бог есть. Он меня знает, любит, а я много времени потерял зря и решил это время наверстать. Приходя на наши православные собрания, которых было много в девяностых годах, и, где, почему-то, ничего не слышно о том, как собираются воспитывать и приводить к Богу нашу молодёжь? Меня это очень задевало. Уже тогда казалось недостаточным только чаепитие. Когда где-нибудь давали слово, говорил: где тут слова о молодёжи? Почему мы, православные, об этом не печёмся … крайне же мало форм работы с подростками? Будучи в гостях у отца Игоря Любченко – это мой духовный наставник. К тому времени, когда мы познакомились, он уже восстановил храм в Фетинино – это имение дочери Суворова – Суворочки. Я приехал уже на всё готовое. Храм уже стоял. Поговорили с батюшкой. Это было в начале 2000 года. Как-бы сам по себе зашёл разговор о Суворове. Эта тема на меня как-то свалилась. Весь этот гигантский объём. По прошествии 15 лет ещё не знаю, на каком этапе я нахожусь, хотя последние годы посвятил изучению суворовской школы – «Науке побеждать». Батюшка меня надоумил: «Давай сборы молодёжные организуем в этом селе».
– Фетинино – это Владимирская область?
– Да. Это здесь недалеко находится. От Кистоши это километров 80 по дорогам. Первые Суворовские сборы состоялись в 2004 году в Фетинино. Все последующие сборы (до 6) там же были. До сих пор те же команды ездят с обновлёнными составами. В тех полях, лесах с Николаем Кирилловичем Юдиным, ветераном боевых действий – десантником, вдвоём мы это организовали. Потом присоединились к нам помощники.
– Благословил владыка Евлогий?
– Да. На каждые сборы мы благословлялись у него отдельно. Эту тему надо было как-то озвучить, хотя бы в рамках Владимирской епархии, у которой три места памяти Суворова. Это немало. Был такой случай с владыкой: он сам рассказал: «Приезжают люди привозят материал о Суворове. Я их спрашиваю: «А есть у Вас данные о святости полководца? Так, что Вы думаете, через какое-то время привозят целый фолиант конкретно о святости А.В. Суворова!»
– Фетинино, Кистошь и Лакинск любимые места полководца?
– Мы с Александром Владимировичем Черкасовым и Евгением Александровичем Финоченко и другими историками сходимся в том, что это были равноценные места для его души. Эти имения он поднял, построил храм. Мы славим Суворова. Он его построил в честь отца. Он не себя увековечил, а отца.
– Это как раз та пятая заповедь, которую Александр Васильевич вспоминал – чти отца и мать своих. Ваши бабушки по отцовской и материнской линии – как их звали? Чем они занимались по профессии?
– По линии отца прабабушки из Рязани. Одна София моя прабабушка по отцовской линии, а другая Мария – это её сестра. Обе Батаковы. Из дворян. Чем занимались не могу точно сказать. Они жили вместе и умерли в 1945 году, отмолив своего неверующего зятя (моего деда) и внука (моего отца). Они похоронены в Москве на Крестовском кладбище. Дед тоже там. Это Александр Дмитриевич Кононенко – комдив. Я его хорошо помню. Он меня воспитывал.
– В этом воспитании, что на Вас особенно повлияло?
– Впоследствии исследованием я больше занимался со слов отца. Ему сейчас за 90-то, как уже сказано он в доброй памяти – может и о деде рассказать, и о войне. Я у него выпытываю. В детстве, в школе, да и в институте я особо ничего не понимал. Серьёзных вопросов не задавал. Дед на меня влиял своим присутствием. Звание у деда было минимум генерал-лейтенант. В начале войны спас целый курс своих учеников. Успел вывести из Беларуссии. В общем-то геройский поступок!
– Всё-таки, Александр Львович, давайте вернёмся к Вам. Расскажите, где родились, когда были крещены, где учились, когда пришли в Православие?
– Важна современная ситуация. С Богом вся предшествующая жизнь насыщена. И школа, и армия, и институт. С Богом всё связано, всё едино. Сегодняшнее состояние мало связано с прошлым. Там, в прошлом, больше было, о чем можно сожалеть.
– Где Вы родились? Где учились? Служба в армии?
– В Москве, на Пресне. 2 февраля 1961 года. Окончил среднюю школу, служил в армии, в Барыбино, в Подмосковье. В бригаде связи. Обслуживали учения Министерства обороны. По специальности радиорелейщик. До армии несколько раз сдавал экзамены в МГИМО. В одной группе с внуком Брежнева. Он с первого раза поступил.
После армии пошел в форме и меня не мучили. Поступил на вечернее отделение. Перед армией женился, дети. Институт закончить не смог. Пошел работать в таможню.
– В МГИМО какой факультет у Вас был?
– Экономический. Учились на совесть. В конце восьмидесятых не знал, что делать. Были разные работы, не по специальности. Потом пришёл в Православие.
– Вы крещены были в младенчестве?
– Или в 6, или в 11 лет. По моим данным в 11-ть, а моя мама пишет – в 6-ть. Она вообще любитель писать семейную хронику. Так, например, в нашей родне есть преподаватель в Монино, герой Советского Союза Василий Кононенко. Он вместе с моим отцом летал. В его честь на стене института висит памятная доска. Это звание он получил за количество боевых вылетов в разведке. Это наиболее сложная дальняя авиационная разведка. Кажется, при Рокоссовском. Мама воспитывала меня на советских фильмах.
– Все-таки советское кино было очень серьёзным.
– Да, великолепное. Сейчас мы их своим ребятам в военно-патриотическом лагере показываем. Наш лагерь находится в Переславле-Залесском на Плещеевом озере. Он выполнен по всем требованиям санэпиднадзора. Сейчас вообще пошла тенденция на закрытие таких лагерей. Если что-то не будет выполнено, его могут просто приехать и закрыть. Поэтому у нас есть вода, газ, электричество, осуществлены и другие мероприятия согласно всем требованиям. Можем даже научить, как организовать такие лагеря и как преодолеть все заслоны. Каждый православный приход заинтересован, куда детей вывезти летом.
– Там же нужен и специальный штат, и финансирование?
– Штат постоянно ищем. Платят родители. Набираем только из тех, кого знаем. Кому-то отказываем. С детьми у нас даже переизбыток. Думаем две смены сделать. В нашем лагере профиль военно-патриотический. У нас есть современный проектор, на нем мы показываем советские фильмы. На этом воспитываем.
– У Вас было образование в МГИМО, таможня – всё это очень престижно. Что Вас «развернуло»?
– Нужда. Занимался коммерцией. В 1990 годы это было опасно – сплошной бандитизм. Всё это прошли. Там я далеко не заходил. Моих некоторых друзей убили за то, что были честными. Это всё на глазах было. Имелся маленький бизнес, в большой не тянуло. Он давал небольшое подспорье. Жена не работала. Детей надо было поднимать. Всё это только для прокормки. Потом Православие. Там неограниченная сфера приложения своих сил. В 2000 году я поступил в Тихоновский богословский университет. «Развернуло», как Вы говорите, конкретно и в 2007 году закончил его по специальности «теолог». Бизнес окончательно заглох. Увлёкся паломничеством. Хотел работать в школе, но не получилось. В то время уже внуки появились. Отец Игорь посоветовал и пригласил к себе поработать, помогать при храме. Его в то время перевели из Фетинино в Ставрово, это недалеко. Под Владимиром. Я там несколько лет с ним провёл.
Это очень интересное место. Там улицы расположены крестом. Это вотчина Всеволода большое гнездо. Все места – Фетинино, Калитеево, Марьино – вотчины княжеские. Владимир перешел в Московское княжество при Иване Калите. Меня отец Игорь просвещал. Рассказал, что Фетинино произошло от Фотинии – дочери Ивана Калиты. В округе сёла связанн с такими именами как: Всеволожские, Голицыны, Шереметевы и Сперанские. У Суворова, в его родословной, также известные имена – Голицыны, Шереметевы, Голенищев-Кутузов, Столыпины.
– Это говорит о некой породе?
– Несомненно. Также всё продолжалось и по линии детей и внуков Суворова. Хотя он сам получил свои привилегии за боевые заслуги. Он и графа, и князя получил сам – за свои боевые подвиги. С Суворовым все хотели породниться, а дочь, Наташа, одна.
Кстати, у моего деда орден Суворова 2 степени – он давался высшему командованию. Он в траншее получил боевой опыт. Награды у него заслуженные. Это самое дорогое, что у него есть. Получить орден Суворова 2 степени – это достижение.
– Как у Вас в дальнейшем шёл процесс воцерковления? Вы пришли к отцу Игорю Любченко, он определил Вас алтарничать?
– Да, я стал алтарничать. У него не было алтарника – есть там такой чин – чтец, иподьякон. Отец Игорь хотел, чтобы я стал священником. Хотел пойти по стопам отца Игоря, который несет в себе образованность, организованность и духовность.
– Он человек глубочайшей веры и жертвенности.
– Да, такой вот он молодец. Все эти навыки он обращает к своему приходу. Там в основном бабушки. Он со всеми терпеливо, внимательно обходится.
– Купола позолотили, а приходы маленькие: 5-6 человек. Прихода нет.
– Думаю, что здесь в Кистоше будет что-то другое.
– Да, здесь будут приезжать. Сделают хорошие дороги, стоянки. Может, здесь будут воскресные мощные службы. Может, будет центр Суворовского туризма. А в Фетинино хороший храм?
– Да удивительный.
– Суворов там не был?
– Не был по той причине, что с Зубовыми не дружил. Зубов приложил свою руку к устранению царя, видимо, об этом знал и Суворов. Отец Игорь имеет отношение и к Лакинскому храму Казанской иконы Б.М. Сейчас там даже Суворовский музей имеется. В Москве нет, а здесь пожалуйста.

Как этому невысокому, щуплому на вид, заметно прихрамывающему немолодому уже человеку удавалось тащить на себе весь воз связанных с организацией таких сборов проблем, я не представляю до сих пор! Не имея собственных средств, постоянных благотворителей, какой-то материальной базы; не обладая (на мой взгляд!) необходимой деловой хваткой, «нужными связями», даже просто физическими силами и богатырским здоровьем и много чем ещё, он каждый раз, казалось, совершал чудо! Вдруг находились деньги, помощники; удавалось договориться с проживанием, питанием ребят и даже раздобыть призы для победителей.

Львович, как мы звали его между собой, любил награждать детей, и каждый раз мальчишки и девчонки увозили со сборов во все концы страны: на Алтай, к Белому морю, в Карелию и на Волгу кучи грамот, ворох медалей, пачки художественной и исторической литературы, нехитрое военное и тактическое снаряжение и конечно памятные фирменные значки.

Удивляла его завидная работоспособность, терпение и неутомимость, ведь едва закончив очередные сборы, которые давались ему (что сегодня уже очевидно) слишком дорогой ценой, он принимался готовить очередные! В этом ему помогали люди, которых он самым удивительным образом находил и сплачивал вокруг не столько себя, но Идеи. Мне не известны все его даже явные помощники и благотворители, но многие из них, включая Героев России, ветеранов боевых действий, действующих офицеров и генералов запаса, представителей казачества составили бы честь недавно созданному по указанию сверху военно-патриотическому движению «Юнармия».

Постепенно проект расширял свои исторические и географические рамки: так появились Скобелевские сборы, военно-тактическая игра «Штурм Сен-Готарда», летние военно-патриотические лагеря «Кухмарь» на берегу легендарного Плещеева озера и «Серафимов дар» в Тульской области; а Суворовско - Ушаковский стяг сборов поднимался на флагшток на Балтике и в Суздале, в Борисоглебске и Переславле, над Бородинским полем и в Санаксарском монастыре, в имениях Александра Суворова и его потомков в Фетинино, Лакинске (Ундоле) и даже Швейцарских Альпах. В планах Львовича были Крым и другие регионы, связанные с именами великих, боготворимых им полководцев. Но и этого Кононенко было мало. Он - отец ещё и нескольких военно-патриотических клубов, с кажущейся лёгкостью рождаемых им там, где только ступала его нога!

Откуда у него - человека по сути невоенного такая любовь к Армии, к её славе, героям? После службы в Вооружённых Силах в конце мирных 70-х, Александр Львович, поступает в престижный МГИМО, затем работает в таможне; в лихие 90-е занялся бизнесом. А потом, как он объяснял в одном из немногочисленных телеинтервью, его вдруг «накрыло» - он пришел к Богу, к вере. Вернее сказать, Бог тихо позвал его на служение себе…

Наверное, этим и можно объяснить, что наш Львович, буквально следуя суворовским заветам, во главу угла всех мероприятий, ставил Христа и Его Церковь. Все сборы обязательно начинались с получения благословения на них правящего архиерея и молебна, а заканчивались Божественной Литургией и Причастием Святых Даров большинством участников сборов. И в этом он, в общем то готовый к компромиссам, совсем не жёсткий человек, был на удивление твёрд и непоколебим! И так же требовал от руководителей команд неукоснительного соблюдения чинопоследования вечернего и утреннего правил по образцу Русской армии и горе было тому, кто их нарушал. Тогда тихий и тактичный, снисходительный в некоторых других, как он считал мелочах, Львович превращался в настоящего Тигрыча - так за глаза звали его некоторые ребята. А он просто не мог поступить иначе, переступив через обретённые однажды дорогие ему идеалы.

Каюсь, последние года два я в силу разных причин не бывал на сборах. Казалось, что ещё успею. Не в этот раз, так в следующий. Что там может случиться? Последние, XIV по счёту Cуворовские сборы прошли в начале года под Суздалем. Их открытие было в Спасо-Евфимьевом монастыре у склепа героя Отечества Дмитрия Пожарского… Неужели на этом оборвётся славная история такого удивительного проекта, автором которого почти 15 лет бессменно был воин Христов Александр Львович Кононенко?

Спаси Бог за твои труды, брат, и вечная тебе память!

Роман Илющенко , подполковник запаса, член Объединённого Суворовского комитета

Памяти Александра Львовича Кононенко

В «Животворящей силе купаленки» я назвала его «гидом». Теперь и не узнаю, насколько не согласился бы он с таким определением, потому что Александр Львович Кононенко ушёл из нашей жизни, так же внезапно, как и появился в ней. Ушёл, чтобы вернуться, быть может, Ангелом - незримым Помощником, дарованным Небесами. И счастлив будет тот, кто удостоится такого служения. Сохраняющее жизнь и преумножающее её таинства, и ныне оно напоминает о значимости жившего среди нас человека, - самодельно вырезанной бумажной фигуркой Вострубившего Ангела, сборником текстов «Православие для всех», Открыткой-Иконостасом православного воина, бережно хранящихся в нашем доме.

В контексте времени важны для меня и эпизоды, запомнился по которым самозабвенно любивший Россию, почти не знакомый мне соотечественник.

Встреча Первая.

Он появился как из-под земли. Хотя его уже ждали расположившиеся в авто туристы. Мы ехали в Дивеево белоснежным лайнером, билеты на который были куплены на Петровке, в офисе «Паломника», куда с дочуркой мы загодя и пришли за «первым местами». Для нас «проводниковые», они и были спасительными в сакральной поездке по достопримечательностям Руси. И только в пути мы «озарились» догадкой, что занимаем «экскурсоводные» кресла. Впрочем, Александру Львовичу, исполински стоявшему всю дорогу и рассказывавшему «путеводную летопись» страны и мира, они были без особой надобности. Нас поразили и знания, и неутомимость, и намоленность современно и как с иголочки одетого человека. Он мистически располагал к себе и сокровенно делился советами. Казалось, что его родные места и Владимир, и Нижний Новгород, и Санаксары, и Арзамас, и Гороховец, и, конечно же, Дивеево. Родниковая вода, Купаленка словно окрестили нас заново. Исповедально сроднили и храмы, в одном из которых мы и получили из рук Александра Львовича «подсказочную» книжечку «Православия для всех».

Встреча Вторая.

В кинотеатр «Эльбрус» мы пришли по приглашению Александра Львовича, заранее вкушая вдохновение от выступлений Нины Карташовой и Евгении Смольяниновой. Но застали Кононенко убирающим разбитое стекло и мусор. Шёл «передел» и «освоение» соцсобственности, когда вандалы не стеснялись в выборе средств. К тому же, в здании кинотеатра были перебои с электричеством. И, всё равно, харизмой Александра Львовича всё состоялось. А после концерта, в доверительной обстановке, приглашённые даже пообщались в тогдашнем кабинете Николая Бурляева. Тогда-то мы и получили в подарок легкокрылого Ангела. Каждодневно, который год, как и у икон, я прошу у него благословения.

Встреча Третья.

Влюблённые в Москву, однажды мы отправились на экскурсию, что проводил Александр Львович. Главными достопримечательностями в ней стали, конечно же, храмы, что «сорока сороками» не перестают удивлять от мала до велика. Запомнились хорошо знакомый мне старинный храм в Малом Предтеченском на Пресне, куда на службу и пришёл молодой отец с маленькими сыновьями. Крестным знамением перед иконами они осеняли себя особо трепетно, словно предостерегая чужаков: «Не замай!». Второй же храм, допетровского монастыря, что на Рождественке, открылся для меня «жгучестью» свечей, что обжигали, когда капали, оставляя след в самом сердце. Оно и вспоминает Александра Львовича Кононенко, ушедшего от нас 22 июня 2017 года. Сколько было ему лет? Не знаю. Высчитала только, что сегодня, 1 августа, в День Преподобного Серафима Саровского, Сороковины Почившего в Бозе и любившего Его, раба Божия Александра.

Уже после кончины Александра Львовича была в Медведково, что встретило колокольным звоном, будто в его честь. Храмы, что почитал он Родиной, остаются, как и часовенка Вячеслава Чешского, намоленная и суворовцами. С ними, юными и преданными Отечеству, бывал он и в Альпах, совершая походы по местам Боевой Славы Русского Воинства.

Кто, как не мы, вспомнит, поблагодарит, помолиться.

Вечная Память и Царствие Небесное.

Животворящая сила купаленки.

Туристические поездки по святым, а потому памятным для сердца русского человека, местам я совершала и раньше. Но эта многим была не похожа на предыдущие. Не всей семьёй, а только с дочерью. Не на своём авто, а на экскурсионном. Не по близлежащим московским или подмосковным храмам и монастырям, а в отдалённую Серафимо-Дивеевскую обитель, путь к которой пролегал через мордовские леса, чащи, болота.

Страшновато было отправляться из всегда любвеобильной, комфортабельной и в тот день по-особенному солнечной, тёплой и нарядной Москвы в места провинциальные, и, как казалось мне, совсем глухие и невзрачные, коих и в современной России ещё много. И всё же, хорошо зная географическую карту и умея по-штурмански ориентироваться в картографических изысках, я предвкушала встречи с древними городами России: Владимиром, Нижним Новгородом, понимая, что главное для паломника в них - храмы.

Как и заинтригованного иностранца, меня всегда тянуло прикоснуться к тайне, которую олицетворяли наши соборы с их радужным колокольным звоном и богослужебным песнопением, как музыкой, застывшей даже в камне, стремящемся ввысь гигантских размеров купольными свечами. Таинство храмового искусства Руси, которое учит доброму общению даже на расстоянии, оставляя восторг в сердце, всегда сначала завораживает, а потом покоряет, пленяя коленопреклоненным отношением к нему. Потому, войдя в храм, трудно заставить себя выйти обратно в огнедышащую и всепоглощающую домну цивилизации.

И вот мы с дочуркой в зеркально-белоснежном экспрессе, которому предстоит взбороздить просторы затерявшейся в необозримых российских далях Мордовии. У нас первые места. И рядом с нами гид, как мы его тогда называли. Ему-то мы и будем обязаны всю свою оставшуюся жизнь чудом, свершившимся с нами близ священной купаленки Серафима Саровского.

Собственно, чудес, доказавших мне убожество моего представления о России, было много. К ним я отношу и красоту мордовского пейзажа, пленившего меня непролазными дебрями с одной стороны дороги, где верхушками лесных айсбергов поблёскивал снег, и появившимися на солнечной кромке нашего пути первыми подснежниками, воочию убеждавшими, что весна-красна не заставила себя ждать и в местах лагерных поселений. Именно там, как островок благочестия и святости, возник когда-то Санаксарский мужской монастырь, на территории которого покоится прах Фёдора Фёдоровича Ушакова. Сюда стремился адмирал при жизни, а уйдя в отставку, и поселился в родовом имении, которое с пригорка вглядывается в храмовые выси монастыря. Необходим он здесь, как светоч веры, как поводырь для слепого…. Подъезжая к монастырю, мы были ритуально омыты ливнем.

Особое чувство благоговейности в обычной, светской для нас, жизни - большая роскошь. В монастыре это почти бездыханное, невесомое состояние присутствовало во всём. Словно оказавшись в другом измерении, робко, еле заметно, поглядываешь на чёрные облачения монахов, добровольно отказавшихся от мирской суеты ради спасения не только своей души, но и всего мира. Как исполины, не шелохнувшись, стояли они в отстранённости от всего земного на вечернем богослужении. «Богатыри, - не мы…» - невольно вспоминаешь слова классика. И понимаешь, что есть они, Осляби, Пересветы, и сегодня. Есть, как чудо, способное и на земле по-доброму хлопотать, и в заоблачные дали воспарять силой своего духа, для укрепления которого и мы отправились подальше от московской обыденности.

Затемно, уже поздно ночью мы въехали в Дивеево, ошеломившее нас храмами-великанами. Ослепительной белизной своих стен они смело врезались в густую темноту дивеевской ночи. Позади - чудесное хлебосолье Санаксарского монастыря, впереди - дивеевские купаленки. Они опоясывают монастырь как роднички святости. Целебная сила каждого из них возвращает из телесной и духовной немощи всякого, кто уверует.

Помнили и мы, что дали, отъезжая, обет, во что бы то ни стало не только окропиться святой родничковой водой, что мы и сделали, но и омовиться в самой купаленке преподобного Серафима.

Но непостоянство дивеевской погоды, которое оцениваешь прежде всего мистически как противоборство света и тьмы, добра и зла, тепла и холода, укрепило нас в мысли, что не в этот приезд мы совершим таинство погружения в святую воду с троекратным: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» Думалось, достаточно молитвенного обхода канавки, исповеди, милостыни….

Когда подъехали к купаленке, тучи ещё больше скучились, пошёл дождь. Нас предупредили, что из-за непогоды купаленка вышла из берегов, и подойти близко к ней по сухому мосточку невозможно. Это тем более послужило оправданием для нас. Поклонившись крестику Преподобного Серафима, мы попросили благословения у Святого. Полюбовавшись красотами земли русской, вспомнив васнецовские и нестеровские полотна, окунув руки в почти ледяную воду, мы с чувством исполненного долга хотели возвращаться обратно, к автобусу. И, вдруг, голос нашего гида, окликнувший мою дочь по имени призывом: «Надо купаться!» И чудодейственно мой ребёнок, спешно бросая меня, летит в отведённое для переодевания место, облачается в специально купленную для купания рубаху, за ней и я с неосознанным страхом проделываю всё то же…

И вот мы гуськом, друг за дружкой (она - первая, а я - поодаль, но неотступно за ней), в обжигающей ноги воде. Сделав несколько шагов, я понимаю, что не дойду: судорогой сведёт ноги…. А вода все выше. И вот сама купаленка, в которой уже моя дочь, окунающаяся с головой и троекратно произносящая: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»… Затем и я, немного лихорадочно от охватившего меня всю холода, сначала забивающего дыхание, а потом уходящего в небытие, окунаюсь, всё больше чувствуя тепло и благодать святых Отеческих объятий…

…Вышли из купаленки мы вдвоём, умиротворённые, будто согретые Вышней Силой. И, о чудо, нам улыбалось солнце! Тучи расступились, и мы ощутили так явственно первый раз в своей жизни благословение небес, ради которого и отправились в столь неблизкий путь.

Возвращались домой, в Москву, после омовения в купаленке батюшки Серафима, счастливыми, по-ангельски окрылёнными, с благоговейной молитвой на устах. Вспоминалось: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…» Алексея Константиновича Толстого. В сердце было особое ощущение причастности к родному и великому как части огромной России…. России - везде прекрасной и сокровенной, понять и сберечь которую необходимо нам, - становящимся всё более и более зависимыми от научно-технического прогресса и информационного наркотика. Нам, пока не совсем понимающим, что никакая машина не способна заменить тёплого человеческого общения, благодаря которому узнаёшь всё то лучшее, что есть в твоей стране, в твоём народе.

Проводником к лучшему остаётся человек, его божественные слова, дела и мысли, приводящие к церкви Покрова на Нерли, Гороховцу (городку на древней владимирской земле, каждый домик которого - образец самобытного русского зодчества в стиле деревянного барокко), затерявшимся в московских двориках храмам, отдалённым монастырям и лаврам.

Таким близким нам человеком и стал давно уверовавший в красоту, силу, благословение Небес столичный гид. Он, невольно, теперь и есть наш духовный креститель, увозивший нас в то раннее московское утро по городам и весям нашей необъятной России и доказавший «фомам-неверующим», что существует она - неразрывная связь двух миров - мира горнего и мира дольнего.



error: Контент защищен !!