Рельеф дна, течения. Мировой океан. Рельеф дна, течения ІІІ. Изучение нового материала

Урок - экспедиция «Рельеф дна Мирового океана»

Мотивация к учебной деятельности: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит необычный урок - урок -экспедиция. Но прежде чем начинать изучение нового, давайте вспомним, что мы изучали на последних уроках? (Горы и равнины) - рельеф какой части земли? (Рельеф суши). Но более 70 % земного шара занимает вода. Что это за вода? (Океаны и моря). Правильно! А знаем ли мы с вами, что находится на дне океанов? (Нет). Значит, что мы сегодня будем изучать на уроке? (Дно океана - Рельеф дна Мирового океана)

Какие цели мы с вами поставим? (Изучить дно Мирового океана, …..)

Цель урока:

Изучить рельеф дна Мирового океана

Научиться работать с картой океанов

Продолжать учиться работать вместе в группе

Актуализация знаний:

Каким образом в прошлом люди пытались получить сведения об океаническом дне? - Работа с текстом учебника стр. 66 (трос с грузом, Магеллан, «Челенджер»)

Слайд «Эхолот» Систематическое изучение рельефа дна Мирового океана началось с изобретением эхолота. Этот прибор излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке. Зная, как изменяются глубины по маршруту корабля, можно сделать вывод об изменении рельефа дна.

Слайд «Челенджер и Витязь» Британский корабль «Челленджер» в 1872-1876 году совершил кругосветную экспедицию, в результате которой была составлена первая карта дна океанов.

Научно - исследовательское судно «Витязь» с 1949 по 1979 год совершало экспедиции в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Были открыты и исследованы возвышенности, хребты, впадины и желобы на дне океанов.

Слайд «Триест и Мир» «Мир» — российский научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат для океанологических исследований и спасательных работ. Имеет глубину погружения до 6 км. С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.

«Трие́ст» — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину

Изучение нового материала: Слайд «Работа в маршрутных листах». Нам сегодня предстоит провести свои исследования дна Мирового океана. Мы работаем в группах по своим направлениям. Все результаты исследований заносим в свои маршрутные листы. Начинаем погружение!

Работа в группах по изучению элементов дна океана. (Задание № 1)

Ребята, отчитайтесь капитанам групп о сделанной работе.

Давайте посмотрим, каковы результаты ваших исследований. Всплываем!

Капитан исследовательской группы «Челленджер», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Подводная окраина материков». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна.

Капитан исследовательской группы «Трие́ст», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Переходная зона». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. У вашей группы есть небольшое сообщение - о чём оно? (Марианский желоб - показать на карте). Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Капитан исследовательской группы «Витязь», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Ложе океана» . На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Капитан исследовательской группы «Мир», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Срединно - океанические хребты». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. У вашей группы есть небольшое сообщение - о чём оно? (Чёрные курильщики). Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Вы хорошо поработали на глубине, давайте немного отдохнём. Физминутка «Положите руки на парты. Горы бывают высокие (руки вверх), равнины - широкие (руки в стороны).Мы идём долго-долго (шагаем пальчиками).Вершины гор высоко (смотрим вверх), видно с них далеко (вертим головой).

Первичное осмысление и закрепление изученного: Слайд « Работа с картой океанов». Продолжаем исследования. Сейчас от теоретических исследований мы с вами перейдём к практическим. Задание № 2: Я предлагаю закрепить полученные знания, работая с картой океанов в атласе на стр. 24. Погружаемся!

Работа в группах по карте океанов.

Капитаны групп, определите, кто выйдет к карте и отчитается о работе. Нужно показать на карте океанов те объекты, с которыми работали в группе.

Выполняем Задание № 3: устно («Челленджер» и «Триест» - Сред.- Атл. Хребет, «Витязь» и «Мир» - Вост - Тих. поднятие)

Если успеваем по времени, то читаем и беседуем о процессах, образующих рельеф дна (стр. 69, п.5)

Слайд « Проверим наши знания». Мы с вами долго работали на глубине, теперь пора всплывать. Давайте подведём предварительные итоги нашей работы и проверим наши знания. У вас в маршрутных листах есть Задание № 4: Выполните его, а ответы мы проверим вместе.

Заслушиваем ответы, проверяем ответы по слайду « Рельеф дна мирового океана», можно сразу самим поставить оценку в окошко.

Итоги урока. Рефлексия:

Мы с вами сегодня хорошо поработали, давайте Подведём итоги:

Какие цели мы с вами сегодня ставили? Достигли ли мы с вами своих целей? Слайд «Сегодня на уроке»

Сформулируйте своё домашнее задание - п.18 задания на стр. 70

Маршрутный лист

участника исследовательской группы «Челенджер»___________________________________________

Справка: Британский корабль «Челленджер» в 1872-1876 году совершил кругосветную экспедицию, в результате которой была составлена первая карта дна океанов.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 67 пункт 2 «Подводная окраина материков» и продолжите предложения:

1. Материковая отмель (шельф) - это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Её поверхность покрыта_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.На шельфе люди _____________________________________________________________________ и ловят _________________________________________________________________________________

4. Материковый склон - __________________________________________________________________

Задание № 2: По физической карте России рассмотрите материковую отмель (шельф) в Северном Ледовитом океане. Определите:

А) какие моря Северного Ледовитого океана расположены на шельфе _______________________________________________________________________________________

Б) какие острова Северного Ледовитого океана расположены на шельфе________________________________________________________________________________

Рассмотрите, как выглядит материковая отмель (шельф) Северного Ледовитого океана на карте океанов (атлас стр. 24), покажите её на карте у доски.

Задание № 3:

Задание № 4:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

б) материковый склон;

в) котловина.

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

а) котловины;

б) ложе океана;

а) материковый склон;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Мне было сложно

Маршрутный лист

участника исследовательской группы «Триест»______________________________________________

Справка : «Трие́ст» — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 67 пункт 3 «Переходная зона» и продолжите предложения:

1. Переходная зона расположена _______________________________________________________________________________________ и имеет ________________________________________________________________________________

2. Глубоководный желоб - это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Здесь часто происходят________________________________________________________________ и _____________________________________________________________________________________

Задание № 2:

А) Марианский желоб и определите, в каком океане он находится и определите его глубину_______________________________________________________________________________;

Б) Японские, Курильские и Алеутские острова в Тихом океане и определите, какие моря находятся рядом_________________________________________________________________________________;

В) Покажите на карте у доски Марианский желоб.

Задание № 3: Опишите по плану Срединно - Атлантический хребет

1.В каком океане и в какой его части находится?

2.В каком направлении протянулся и на сколько километров?

3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположен?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана - это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Мне было сложно

Маршрутный лист

участника исследовательской группы «Витязь»______________________________________________

Справка: Научно - исследовательское судно «Витязь» с 1949 по 1979 год совершало экспедиции в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Были открыты и исследованы возвышенности, хребты, впадины и желобы на дне океанов.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 68 пункт 4 «Ложе океана» и два абзаца на стр. 69 «Есть на дне океанов…» (до п.5) и продолжите предложения:

1.Ложе океана занимает ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.На ложе океана есть ___________________________________________________________________

3. Котловины - это______________________________________________________________________

4. Ещё на дне океана есть ________________________________________________________________

Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили

Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 - 25 найдите и запишите:

А) Подводные котловины___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Подводные хребты________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Покажите на карте у доски котловины на дне Тихого океана.

Задание № 3:

1.В каком океане и в какой его части находится?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана - это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Мне было сложно

Маршрутный лист

Участника исследовательской группы «Мир»________________________________________________

Справка: «Мир» — российский научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат для океанологических исследований и спасательных работ. Имеет глубину погружения до 6 км. С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 68 с абзаца «Важнейшим открытием в конце 50-х гг. …» до абзаца «ЗАДАНИЕ» и продолжите предложения:

1. Срединно-океанические хребты имеют длину____________________________________________ и ______________________________________________________________________________________

2.В центральной части срединно - океанических хребтов_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Здесь обнаружены удивительные творения природы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В районах срединно-океанических хребтов происходят____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили

Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 - 25 найдите:

А) Срединно - океанический хребет в Атлантическом океане. Он называется _______________________________________________________________________________________

Б) Срединно - океанический хребет в Тихом океане. Он называется_____________________________________________________________________________ и находится в ___________________________________________ части океана.

В) Покажите на карте у доски эти срединно - океанические хребты.

Задание № 3: Опишите по плану Восточно - Тихоокеанское поднятие:

1.В каком океане и в какой его части находится?

2.В каком направлении протянулось и на сколько километров?

3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположено?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана - это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Урок 27 Класс: 6

Дата: 29.09.2015

Количество часов: 1

Раздел 2. Оболочки Земли

Тема 1. Литосфера и земная кора

Тема: §25 Рельеф дна Океана

Цель: Сформировать представление о рельефе дна океана. Понятия о материковой отмели (шельфе), материковом склоне, ложе океана, срединно-океаническом хребте, желобе.

Задачи урока:

Образовательные : Способствовать формированию представлений о формах рельефа дна океана, таких как котловина, шельф, склон, сток, глубоководные желоба, островные дуги.

Развивающие : Формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.

Воспитательные : Воспитать чувства прекрасного через созерцание картины дна Мирового океана. Ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения : словесный, рассказ, объяснение, логико-опорная схема (ЛОС)

Форма организации: индивидуальная, коллективная, инклюзивная

Оборудование: физическая карта мира, полушарий, план местности, атлас, глобус, презентация

Приемы критического мышления: рефлексия, размышление, Географический тренинг-Игра «Самые – самые»

Критерии успешности:

    Уметь оперировать понятиями «Материковая отмель» - «шельф», «материковый склон», «глубоководные желоба», «ложе океана»- «котловина», «срединно-океанические хребты»

    Уметь правильно обозначать вулканы и горные системы на контурной карте

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

II. Этап повторения пройденного материала (5 минут)

ЗАДАНИЕ 1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

    Какие две крупные формы рельефа суши вы знаете?

    Как делятся горы по высоте?

    Какие бывают равнины по высоте?

    К каким формам рельефа относятся нагорье и плоскогорье?

    Самая низкая отметка высот на суше равна... (-400 м).

    Какова разница между наибольшей и наименьшей абсолютными высотами на Земле? (8848 м + 400 м = 9248 м.)

    Какие различия имеются в строении земной коры? (Она делится на океаническую и материковую. Океаническая кора имеет меньшую толщину и состоит из двух слоев; материковая кора состоит из трех слоев.)

ЗАДАНИЕ 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1. Обширные слабоволнистые пространства с небольшими колебаниями высот. (Равнины .)

2. Равнины с абсолютной высотой от 0 до 200 м. (Низменности .)

4. Форма рельефа, образованная временными водными потоками. (Овраг .)

5. Песчаные холмы, перемещающиеся под действием ветров и имеющие форму полумесяца. (Барханы .)

6. Насыпные горы, образованные деятельностью человека. (Терриконы .)

7. Равнина, расположенная между Уральскими горами и рекой Енисей. (Западносибирская .)

8. Участок суши, имеющий высоту ниже 0 м. (Впадина .)

9. Плоскогорье, занимающее полуостров на юго-западе Азии. (Аравийское .)

10. Крупное плоскогорье, расположенное на востоке России. (Среднесибирское .)

III. Изучение нового материала (20 минут)

Изучение новой темы сопровождается показом презентации

Давайте обратимся к истории изучения дна океана. Впервые сведения об океаническом дне получил Фернан Магеллан. Во время своего путешествия вокруг света в 1521 г. он бросал ручной лотлинь (прочный трос с грузом), вероятно до глубины 200 морских саженей (366 метров) в Тихом океане. Не достигнув лотом дна, он сделал вывод, что находится над самым глубоким местом в океане. На самом деле глубина дна в местах, где Магеллан делал промеры, составляет 4000 метров.

В 1872-1876 годах английские путешественники на судне «Челленджер » исследовали и в ручную промерили дно трех океанов, составили первую карту океанического дна, развеяв тем самым сомнения, что дно ровное и песчаное.

Позже французский океанолог Жак-Ив Кусто совершит множество открытий рельефа дна океана и его обитателей.

Во время второй мировой войны был создан аппарат эхолот, который был первоначально предназначен для слежения за подводными лодками противника.

Эхолот излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке.

рассмотрите рисунок 44 в учебнике

Исследование океанов с помощью эхолота, глубоководное бурение их дна позволили получить полное представление о рельефе дна Мирового океана. Сегодня ученые выделяют три основных зоны дна Мирового океана:

    подводная окраина материков

    ложе океана и

    переходная зона

Подводная окраина материков. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200 м, называется материковой отмелью или шельфом.

На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

Обычно она покрыта осадочными обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов волнами. На шельфе добывают полезные ископаемые – нефть, природный газ. Здесь находится основная зона мирового морского рыболовства. Шельф материков имеет различную ширину.

РАБОТА С КАРТОЙ:

Познакомьтесь с картой океанов в атласе, расскажите о ней по плану.

– по карте океанов определите, у каких материков и их частей: а) наиболее широкий шельф, б) узкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин

Каким цветом на карте океанов изображают шельф?

Учитель: Между подводной окраиной материка и ложем океана расположена зона, имеющая сложный рельеф. Она включает дуги островов и глубоководные океанические острова. Это длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000 метров. Самый глубокий океанический желоб – Марианский желоб в западной части Тихого океана. Его глубина 11 022 метра.

РАБОТА С КАРТОЙ:

    Найдите на карте океанов Марианский желоб

    Каким цветом на карте океанов изображают глубоководные желоба?

    В каких океанах нет глубоководных желобов?

Ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Те же вулканы, которые потухли, начали разрушаться, они имеют плоские, выровненные течениями вершины. В теплых водах на вершинах потухших вулканов поселяются колонии кораллов, образуя коралловые острова в форме кольца с внутренним водоемом – это атоллы.

Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва

На глубине 5000 метров уже темно, солнечный свет не попадает, обитают глубоководные обитатели, рельеф достаточно ровный это - подводные равнины или их называют котловинами.

РАБОТА С КАРТОЙ:

    пользуясь картой океанов, приведите примеры котловин и хребтов ложа океанов

Учитель: Важнейшим открытием в конце 50-х гг.20 в. стали срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км. Относительная высота их 3-4 км., ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом, представляющий собой ущелье глубиной до 3 км., шириной до 50 км. Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. Температура воды у дна ущелья очень высокая, поэтому растворенные в воде вещества начинают взаимодействовать друг с другом, образуя серную кислоту. Кислота взаимодействует с излившейся магмой, в результате чего возникают высокие конусообразные постройки. Над конусами образуются черные облака. Эти удивительные творения природы получили названия «черные курильщики».

На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.

Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане Восточно-Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

IV. Закрепление новых знаний, умений, навыков (10 минут)

ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ И ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ:

    Пользуясь картой океанов, найдите срединно-океанические хребты в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах.

    В каком океане срединный хребет самый широкий?

    Какой большой остров является частью Срединно-Атлантического хребта?

    Найдите острова, образованные вулканической деятельностью. (Курильские, Гавайские и др.)

    Найдите острова-атоллы, образованные деятельностью коралловых полипов (кораллов).

На картах они показаны красными скобками. Если постройки кораллов не достигли уровня поверхности океана, то это коралловые рифы. Самый длинный коралловый риф находится у северо-восточных берегов Австралии - это Большой Барьерный риф.

V. Рефлексия (3 минуты)

МЕТОДИКА НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

    Сегодня на уроке я узнал….

    Для меня было интересным…..

    Самым трудным было…..

    Теперь я могу объяснить, почему…..

VI. Домашнее задание (3 минуты)

§25 – ответить на вопросы. На контурную карту нанести крупнейшие горные системы Земли.

Спасибо за внимание! До свидания!

Методическая разработка

урока географии

в 6 классе

ТЕМА: «Рельеф дна Мирового океана»

(технология уровневой дифференциации, групповые, игровые и информационные технологии)

учитель географии

Зеленина С.В.

Цели урока

Обучающая:

Сформировать представление о формах рельефа дна океана.

Развивающие:

Объяснять происхождение таких форм рельефа как шельф, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба, происхождение островов;
- развитие логического мышления и памяти.

Воспитательные:

Формирование познавательного интереса к изучению географии и развитие любознательности;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Учебно-наглядный материал

Атласы, учебники, карточки с заданиями, физическая карта мира, профиль рельефа дна, презентация на тему «Рельеф дна океана» (Приложение ).

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

Учитель . На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

“Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами...”

“В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…” (Майков)

Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, “снежные шапки”, “ожерелье ледников”, снежные обвалы).

В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т. к. холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля.

Учитель. Чем являются горы и равнины? - это формы рельефа. Давайте проверим как вы выполнили домашнее задание.

ІII. Опрос домашнего задания.

6 человек работают с карточками разного уровня

А мы с вами работаем вместе.

РАЗМИНКА

Мы с вами продолжаем изучать тему «Литосфера». Я хочу проверить, насколько вы разбираетесь в отдельных понятиях по изученной теме.

- Я читаю вам группы слов, а вы должны найти лишнее и объяснить почему.

  • Ядро, впадина, земная кора, мантия
  • Вершина, склон, магма , подошва
  • Кратер, жерло, эпицентр , конус
  • Известняк, гранит , песок, уголь
  • Низменность, хребет , возвышенность, плоскогорье

Что же такое рельеф?

Какие формы рельефа вы знаете?

РАБОТА НА ЗНАНИЕ КАРТЫ

(НАЗЫВАЮТ, ИЩУТ В АТЛАСАХ, ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ У ДОСКИ)

Равнина на которой находится город Москва (Восточноевропейская равнина )

– Низменность, расположенная к востоку от Уральских гор (Западно-Сибирская равнина)

– - Самая большая низменность в Южной Америке (Амазонская низменность)

– Самая большая по площади низменность в мире, лежащая ниже уровня моря (Прикаспийская низменность)
– Плоскогорье в Сибири между реками Енисей и Лена (Среднесибирское плоскогорье )

III. Изучение нового материала

Послушайте стихотворение Сергея Дубцова.



Владения его необозримы.
Сокровища замками тайных рун
Закрыты намертво в местах недостижимых.

Подводный мир хранит седой Нептун.
Здесь горные хребты, атоллы, рифы.
О чудесах твоих под рокот струн,
Слагают люди сказки, песни, мифы.

(На экране картина океана ) (1). Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? Да, верно, об океанах. А раз мы изучаем Литосферу, о чем мы должны сегодня узнать? - О строении дна океана. Что вы уже знаете по данной теме?

Что бы вы хотели узнать по данному вопросу?

ЗАПОЛНЕНИЕ ЛИСТОВ САМОАНАЛИЗА

Как вы думаете, какой рельеф имеет дно океана?

Каких типов, бывает земная кора (материковой и океанической). Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши .(2)

Запишите в тетрадь тему урока.

(3, 4) Постановка цели.

1.Изучить строение рельефа дна Мирового океана;

2.Ознакомиться с географией расположения частей океана на физической карте;

3. Научиться определять и находить их на физической карте с помощью шкалы глубин.

Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Как вы думаете, что необходимо для погружения.

Давайте обратимся к истории изучения дна океана. (5)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Впервые сведения об океаническом дне были получены Фернандо Магелланом. Во время своего путешествия вокруг света в 1521 г. он бросал ручной лотлинь (Лотом называется прибор, служащий для измерения глубин с борта судна. Ручной лот состоит из свинцовой или чугунной гири 1 (рис. 31) и лотлиня 3. Гиря 1 имеет конусообразную форму, высота ее около 30 см, а вес от 3 до 5 кг. В верхней части гири имеется ушко 2, в которое продевается строп из линя для ввязывания в нее лотлиня 3. В нижней части гири сделана выемка, в которую вмазывают мыло или смесь сала с толченым мелом. При измерении глубины гиря ударяется о дно, частицы грунта пристают к салу или к мылу и это дает возможность одновременно с определением глубины определить характер грунта в данном месте.) вероятно до глубины 200 морских саженей (366 метров) в Тихом океане. Не достигнув лотом дна, он сделал вывод, что находится над самым глубоким местом в океане. На самом деле глубина дна в местах, где Магеллан делал промеры, составляет 4000 метров.

В 1872-1876 годах английские путешественники на судне «Челленджер» исследовали и в ручную промерили дно трех океанов, составили первую карту океанического дна, развеяв тем самым сомнения, что дно ровное и песчаное. Позже французский океанолог Жак-Ив Кусто совершит множество открытий рельефа дна океана и его обитателей.

(6,7) Во время второй мировой войны был создан аппарат эхолот, который был первоначально предназначен для слежения за подводными лодками противника. Но позже этот прибор стал использоваться для промера глубин. А в конце 50- х годов XX столетия был изобретен батискаф, способный погружаться на большие глубины.

Как вы думаете какие процессы формируют рельеф дна океана ?(8)

УЧЕБНИК С.64 рис. 45 (9)

Чтобы подробнее изучить глубины отправляемся в путь! (9)

По ходу урока учащиеся заполняют схему «Рельеф дна океана»

Профиль рельефа дна. (10)

Сегодня ученые выделяют три основных части дна Мирового океана:

  1. Подводная окраина материков.
  2. Ложе океана.
  3. Переходная зона.

Наше путешествие начинается от Тихоокеанского побережья России на юго-восток по Тихому океану. Сначала мы погружаемся на подводное продолжение низменной прибрежной равнины.

Определить по атласу глубину, на которую мы погрузились (0-200 м).

(11) Подводная окраина материков. Эта часть океана называется материковой отмелью или шельфом . Глубина 100-200 м. Здесь можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек. Шельф покрыт обломочными породами, принесенными реками с суши или образовавшимися при разрушении берегов. Здесь обнаружены и добываются полезные ископаемые – нефть, природный газ. Солнечного света здесь достаточно, поэтому эта часть океана полна жизнью. Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин. )

Самая большая площадь шельфа в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах. Но спуск продолжается. Материковую отмель и ложе океана соединяет материковый склон. Склон может опускаться до глубины 3000 м. Здесь расположены острова, которые образовались в результате затопления материка. Поэтому они называются материковыми островами. (о. Сахалин)

Внимание! На лодке объявлена готовность номер 1. Мы входим в сейсмически активную зону. Это переходная зона . Здесь очень сложный рельеф с особой формой – глубоководные желоба. (12). Это длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000 метров. Самый глубокий океанический желоб – Марианский желоб в западной части Тихого океана. Его глубина 11 022 метра (13).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Найти и рассказать, опускался ли в Марианскую впадину человек.

И всегда для желобов характерны островные дуги или просто острова.

В переходной зоне часто происходят землетрясения, именно здесь расположены многие действующие вулканы нашей планеты.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

(14) Ложе океана . На глубине 5000 метров уже темно, солнечный свет не попадает, обитают глубоководные обитатели, рельеф достаточно ровный это - подводные равнины или их называют котловинами. Найдите на карте крупнейшие подводные котловины .

Важнейшим открытием стали срединно-океанические хребты. (МАКЕТ) Они образуют горные системы высотой 3-4 км. В центральной части хребтов находится разлом, который представляет собой ущелье с крутыми склонами. Здесь постоянно происходят землетрясения и извержения вулканов. Температура воды у дна ущелья очень высокая, поэтому растворенные в воде вещества начинают взаимодействовать друг с другом, образуя серную кислоту. Кислота взаимодействует с излившейся магмой, в результате чего возникают высокие конусообразные постройки. Над конусами образуются черные облака. Эти удивительные творения природы получили названия «черные курильщики» (15).

Есть на дне океанов и одиночные горы – это конусы вулканов. Вулканы, которые поднялись над водой (16) ,образовали вулканические острова. Ярким примером могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой )

(17) Те же вулканы, которые потухли, начали разрушаться, они имеют плоские, выровненные течениями вершины. В теплых водах на вершинах потухших вулканов поселяются колонии кораллов, образуя коралловые острова в форме кольца с внутренним водоемом – это атоллы.

IV. Закрепление изученного материала

РАБОТА В ПАРАХ.

УЧИТЕЛЬ предлагает учащимся работу в группах (парах) –

Тренировочная работа с картой по определению изменения глубины на примере Индийского океана. (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

В заключение урока проведем небольшую проверочную работу. Перед вами профиль рельефа дна. Я вам буду называть цифру, а вы определите, какой тип рельефа.

4 - желоб
1 - шельф
3 - островные дуги
6 - СОХ
2 - материковый склон
5 - котловины
7 - вулканические острова

Заполнение листа самоанализа

V. Домашняя работа

ЗАДАЧИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ

Рельеф дна мирового океана очень разнообразный. Он на протяжении веков претерпел изменения, и продолжает изменяться, но уже из-за влияния человека. Природоохранные организации призывают беречь природу островов и их прибрежные воды, чтобы сохранить это подводное царство для путешественников и будущих поколений.

(Подвожу итоги урока, объявляю оценки. )


География 6 класс. Тема урока: "Рельеф дна Мирового океана"

23.12.2014 8289 686

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы

· материковая отмель (шельф),

· материковый склон,

· ложе океана,

· срединно-океанический хребет,

· глубоководная впадина (желоб),

· котловина.

2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.

3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих.

Дно Мирового океана не менее разнообразно, чем суша. Поэтому сегодня мы с вами совершим незабываемое путешествие в подводный мир океана. Станем участниками океанографической экспедиции. Цель нашей работы: узнать основные формы рельефа дна океана, познакомиться и их основными особенностями.

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

Учитель . На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

"Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами...”

"В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…” (Майков)

Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, "снежные шапки”, "ожерелье ледников”, снежные обвалы).

В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т.к холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля

Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.

Выйти к доске, и показать на карте, расположение:

1. Прикаспийская низменность
2. Амазонская низменность
3, Восточноевропейская равнина
4. Месопотамская низменность
5. Среднерусская возвышенность
6. Западно-Сибирская равнина
7. Среднесибирское плоскогорье
8. Индо-Гангская низменность

ІІІ. Изучение нового материала

Вы уже знаете что, что земная кора – это твердая оболочка Земли. Земная кора бывает двух типов материковая и океаническая. Чем отличается материковая земная кора от океанической?

С разнообразием рельефа материковой земной коры вы уже знакомы. Это горы, равнины, низменности. -Сегодня мы совершим путешествие на дно Мирового океана.

Как вы думаете, дно Мирового океана ровное или также как и материковая земная кора имеет неровности…

Сегодня на уроке мы познакомимся с рельефом дна Мирового океана.

Запишите в тетрадь тему урока: Рельеф дна мирового океана.

Учитель. Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.

Давайте обратимся к истории изучения дна океана.Впервые сведения об океаническом дне были получены Фернано Магелланом. Во время своего путешествия вокруг света в 1521 г. он бросал ручной лотлинь, вероятно до глубины 200 морских саженей (366 метров) в Тихом океане. Не достигнув лотом дна, он сделал вывод, что находится над самым глубоким местом в океане. На самом деле глубина дна в местах, где Магеллан делал промеры, составляет 4000 метров. 140 лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук на корабле "Челленджер" отправился в кругосветную экспедицию, продолжавшуюся четыре года. На борту корабля находились известные ученые разных специальностей. "Челленджер" полностью переоборудовали: с военного корабля в научный корабль океанографии. Ученые исследовали температуру воды на разных глубинах. Первый научный корабль прошел по многим морям и океанам, совершив кругосветное путешествие, и ученые собрали столько разнообразных сведений, что их пришлось потом обрабатывать 20 лет. английские путешественники на судне «Челленджер» исследовали и в ручную промерили дно трех океанов, составили первую карту океанического дна, развеяв тем самым сомнения, что дно ровное и песчаное. Позже французский океанолог Жак-Ив Кусто совершит множество открытий рельефа дна океана и его обитателей.

Но на этом исследования дна мирового океана не закончились. Во время второй мировой войны был создан аппарат эхолот, который был первоначально предназначен для слежения за подводными лодками противника. Но позже этот прибор стал использоваться для промера глубин. А в конце 50- х годов XX столетия был изобретен батискаф, способный погружаться на большие глубины.

Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ.

Специальное устройство, установленное в нижней части корпуса корабля, посылает звуковой сигнал. Звук достигает дна и отражается от него. Этот отражённый звук(эхо) улавливается эхолотом. Скорость распространения звука в океане – 1500м/с. С помощью эхолота ежегодно производят тысячи промеров глубины морского дна. Специальные приборы-самописцы ведут запись изменения глубин по ходу судна.

Работает он так. В основе действия – принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы дойти с борта корабля до дна и вернуться назад(скорость распространения звука в воде 1500 м/сек.)

Например, посланный с корабля звук возвратился через 4 секунды, значит до дна он шёл 2 секунды. Следовательно, глубина в этом месте 3000метров.

Запишите в тетрадь:

  • ЭХОЛОТ - Прибор для изучения рельефа дна МО
  • скорость распространения звука в воде 1500 м/сек

Как по физической карте можно определить глубины океана?

рельеф изображается на карте с помощью послойной окраски. Рельеф дна океанов и морей изображается различными оттенками синего цвета. Отметки глубин и высот показывают также цифрами. Например, самая большая глубина Чёрного моря равна 2210метров.

Сегодня ученые выделяют три основных части дна Мирового океана:

1. Подводная окраина материков.

2. Ложе океана.

3. Переходная зона.

Учитель. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель ( её называют ещё шельф) и материковый склон .

Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

Шельф материков имеет различную ширину. Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин

Каким цветом на карте обозначена шельфовая зона? (бледно голубым, белым)

Какая глубина шельфа?(100-200м)

Определите, у каких материков наиболее широкий шельф?

(в морях Северного Ледовитого океана, у северного побережья Австралии, в Беринговом, Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях шельф наиболее широкий, а у западных берегов Северной и Южной Америки тянется узкой полосой вдоль берега)

У какого океана зона шельфа самая большая?(у Северного ледовитого океана)

У берегов какого материка она меньше? (Африка.)

Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов. Это самая продуктивная его часть, так как именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ.

Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой)

Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.

Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км., ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом, представляющий собой ущелье глубиной до 3 км., шириной до 50 км.Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.

Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане- Восточно – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб - Марианский (11 022 м.)

Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.

Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.

Учитель. мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.

Какие процессы влияют на рельеф дна Мирового океана?

Вначале назовем и объясним внутренние процессы: движение земной коры, землетрясения и извержения вулканов, результат их деятельности- поднятия и опускания дна, разломы в земной коре, образование вулканических островов.

Поговорим о внешних процессах.

В океане дуют ветры? Часто ученики отвечают "да", нужно им объяснить, что имеем в виду дно океана. И они отвечают отрицательно.

Есть резкие перепады температур? Нет. Животные и растения могут сильно изменять рельеф дна океана? Нет.

Главный внешний процесс: это образование осадочных горных пород. Обломочные горные породы образуются на материковой отмели, а органические - на ложе океана. Материковые осадки образовались путем смытия их с суши. Они покрывают главным образом шельф океана, и местами их толщина достигает 4000 м. У самого берега здесь часто отлагается галька, песок, оседают самые мелкие частицы, образующие глину. Материковые осадки покрывают примерно 1/4 всей поверхности морского дна.

Ребята, а из чего в океане образуются органические осадочные породы?

Останки раковин моллюсков, скелетов животных, отмершие остатки водорослей, подходят к пониманию сложности процессов, происходящих в океане при формировании рельефа.

Океанические осадки, порожденные самим океаном, покрывают 3/4 поверхности морского дна, но толщина их не превышает 200 м. Это прежде всего остатки обитателей океана. Здесь же оседает и вулканический пепел, который при извержении вулканов разносится иногда на тысячи километров вокруг.

ІV. Закрепление нового материала Пользуясь картой океанов, назовите:

Срединно - океанические хребты Атлантического, Индийского и Тихого океанов

1.70% ложе океана занимают:

а) котловины;

б) желоба;

в) срединно-океанические хребты.

2. Единая система горных сооружений на дне океана это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:

а) ложе океана;

б) материковый склон;

в) шельф.

4. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

а) Филиппинский желоб;

б) Марианский желоб;

в) Зондский желоб.

6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:

а) на ложе океана;

б) в желобах;

в) на материковой отмели.

7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового

океана находится в точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.

а) материковая отмель (шельф);

б) срединно-океанический хребет;

в) желоб.

Ответы к тесту

IV. Итог урока

Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана. Какие виды рельефа встречаются на дне Мирового океана.

Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана?

рельеф дна Мирового океана также разнообразен как и рельеф материков

V. Домашнее задание. § 22, читать, отметить на контурной карте крупнейшие срединно-океанические хребты и котловины дна океана.

VI. Выставление оценок

Спасибо за урок. До свидания!

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Байдилдаева Динара Нурпеисова, КГУ "СШ имени Безродных", учитель географии.
География 6 класс

Тема урока: Рельеф дна Мирового океана
Цели:
Образовательная: изучение нового материала, введение основных понятий: «Материковая отмель» - «шельф», «материковый склон», «глубоководные желоба», «ложе океана»- «котловина», «срединноокеанические хребты»;
Развивающая: формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении. Продолжить формирование умения работать с географической картой, развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепления навыков самостоятельной работы с картой; продолжить работу над формированием установления причинно-следственных связей;
Воспитательная: воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку, повысить интерес к изучению географии.
Формы и методы: Объяснительно иллюстративный; частично поисковый; демонстративный, самостоятельная работа с учебником, беседа, работа с картой и атласом.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: презентация, карта океанов в атласе, учебник, физическая карта полушарий, “Рельеф дна Мирового океана” в учебнике и на доске, тесты.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Садитесь. Я прошу вас быть внимательными собранными во время урока т.к. многое при изучении темы будет зависеть от Вас.
ІІ. Опрос по домашнему заданию
ІІІ. Изучение нового материала:
Постановка целей урока.
-Сегодня мы совершим путешествие на дно Мирового океана.
Вы уже знаете что, что земная кора – это твердая оболочка Земли. Земная кора бывает двух типов материковая и океаническая. Чем отличается материковая земная кора от океанической?
- Схему земной коры нарисует на доске
- С разнообразием рельефа материковой земной коры вы уже знакомы. Это горы, равнины, низменности.
Как вы думаете дно Мирового океана ровное или также как и материковая земная кора имеет неровности
Сегодня на уроке мы познакомимся с рельефом дна Мирового океана.
Запишите в тетрадь тему урока: Рельеф дна мирового океана.

Рассказ учителя о истории изучения рельефа мирового океана.
- 140 лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук на корабле "Челленджер" отправился в кругосветную экспедицию, продолжавшуюся четыре года. На борту корабля находились известные ученые разных специальностей. "Челленджер" полностью переоборудовали: с военного корабля в научный корабль океанографии. Ученые исследовали температуру воды на разных глубинах. Первый научный корабль прошел по многим морям и океанам, совершив кругосветное путешествие, и ученые собрали столько разнообразных сведений, что их пришлось потом обрабатывать 20 лет.
В результате полученных сведений была создана первая карта дна океанов.
- Но на этом исследования дна мирового океана не закончились.
- Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ.
Специальное устройство, установленное в нижней части корпуса корабля, посылает звуковой сигнал. Звук достигает дна и отражается от него. Этот отражённый звук (эхо) улавливается эхолотом. Скорость распространения звука в океане – 1500м/с. С помощью эхолота ежегодно производят тысячи промеров глубины морского дна. Специальные приборы-самописцы ведут запись изменения глубин по ходу судна.
Работает он так. В основе действия – принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы дойти с борта корабля до дна и вернуться назад (скорость распространения звука в воде 1500 м/сек.)
Например, посланный с корабля звук возвратился через 4 секунды, значит до дна он шёл 2 секунды. Следовательно, глубина в этом месте 3000 метров.
Запишите в тетрадь:
ЭХОЛОТ - Прибор для изучения рельефа дна МО
скорость распространения звука в воде 1500 м/сек
- Как по физической карте можно определить глубины океана?
рельеф изображается на карте с помощью послойной окраски. Рельеф дна океанов и морей изображается различными оттенками синего цвета. Отметки глубин и высот показывают также цифрами. Например, самая большая глубина Чёрного моря равна 2210метров.
Работа с учебником.
В настоящее время выделяют три части дна Мирового океана:
подводная окраина материков
переходная зона
ложе океана
Подводная окраина материков.
На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельфом) и материковый склон.
Материковая отмель мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.
Шельф материков имеет различную ширину.
Работа с картой – по карте океанов
Откройте атласы на странице.
-Какая глубина шельфа? (100-200м)
- Каким цветом на карте обозначена шельфовая зона? (бледно голубым, белым)
-Определите, у каких материков наиболее широкий шельф?
Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин. (в морях Северного Ледовитого океана, у северного побережья Австралии, в Беринговом, Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях шельф наиболее широкий, а у западных берегов Северной и Южной Америки тянется узкой полосой вдоль берега)
-У какого океана зона шельфа самая большая? (у Северного Ледовитого океана)
- У берегов какого материка она меньше? (Африка.)
Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов. Это самая продуктивная его часть, так как именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ.
Материковый склон.
Эта часть океанического дна лежит ниже границы шельфа (от бровки) до глубин в 2000 метров. Она имеет крутые склоны в 15-20°, а иногда и до 40°. Для материковых склонов характерна повышенная сейсмичность, активны оползни. Материковый склон занимает 12% площади Мирового океана. Продуктивность его значительно ниже, чем у шельфа. Растительный мир беден из-за недостатка света. Животные ведут придонный образ жизни. Материковый склон переходит в ложе океана.
Работа с учебником с 65. Переходная зона
Откройте учебники прочитайте (можно по цепочке) абзац №3 Переходная зона.
- Какие формы рельефа в переходной зоне? (глубоководные океанические желоба)
- Дайте определение понятию «Глубоководный океанический желоб» (длинные узкий понижения дна океанов глубиной свыше 6000м)
- Назовите самый глубокий на Земле океанический желоб. (Марианский желоб)
- Он находится в западной части Тихого океана
- Найдите на карте атласа глубину Марианского желоба.
Рассказ учителя.
Ложе океана.
Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Срединно-океанические хребты занимают важнейшее место в рельефе дна океана. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.
На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.
Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане - Восточно – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).
Большой вклад в изучение дна Мирового океана внесли и вносят русские ученые. В 2007 году, летом была организована экспедиция по изучению дна Северного Ледовитого океана. В неё вошли самые знаменитые географы нашей страны. Ими были сделаны исследования дна океана, движение льдов в нем, прогнозы по освоению богатств Северного Ледовитого океана, экологическая обстановка.
Процессы внешние и внутренние
Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана. Какие виды рельефа встречаются на дне Мирового океана.
Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана?
На формирование рельефа дна М.о и рельефа суши влияют внутренние и внешние процессы. Внутренние процессы - движения земной коры, землетрясения и извержение вулканов. Они создают, как и на суше, крупные формы рельефа. К внешним процессам, формирующим дно океана, относится осадкообразование, то есть оседание и накопление продуктов разрушения горных пород. Распределение и перемещение их происходит под влиянием океанических течений в Мировом океане.
IV. Закрепление изученного материала
Пользуясь картой океанов, назовите:
- срединно - океанические хребты Атлантического, Индийского и Тихого океанов
- океан где срединно-океанический хребет разветвляется на два хребта
- самый широкий срединно-океанический хребет
Выберите правильный ответ: шельф, материковая отмель, глубоководный желоб, Марианский желоб, срединно-океанический хребет, эхолот. 11022м, 22011м
Часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200м называется
Длинные узкие понижения дна океанов глубиной свыше 6000м
Самый глубокий на Земле океанический желоб
Единая горная система образованная на дне океана общей длиной свыше 60тыс.км
Современный прибор для измерения глубин Мирового океана
Глубина Марианского желоба
V. Итог урока
-Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана.
Какие виды рельефа встречаются на дне Мирового океана.
-Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана?
- Рельеф дна Мирового океана также разнообразен как и рельеф материков
VI. Домашнее задание: §25 вопросы в конце параграфа.



error: Контент защищен !!