Самоуправление в школьном коллективе. Самоуправление в школьном коллективе как средство развития и саморазвития личности школьника Самоуправление в школьном коллективе

Самоуправление - принцип организации жизнедеятельности коллектива, означающий права и обязанности его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон её жизни, активно участвовать в их реализации.

Цель самоуправления - обеспечить управление школьным коллективом, преподавателями и учениками на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Структура самоуправления :

ь Общее собрание коллектива (созывается по мере необходимости, избирает постоянные и временные органы самоуправления, решает вопросы организации и деятельности школы).

ь Совет справедливых (входят учителя и ученики школы, Справедливые избираются путём общешкольного голосования; при выборе учителей, опрашиваются ученики, при выборе учеников - учителя. Преимущества Совета справедливых: сюда может обратиться как ученик, так и учитель; совет состоит из людей, обладающих авторитетом и в среде учеников, и в среде учителей; решение, принятое Советом, будет справедливым, так как рассмотрено с различных позиций).

ь Совет старшеклассников (актив БРСМ, собирается 1 раз в месяц)

ь Совет БРПО (актив пионерской дружины, собирается 1 раз в месяц)

ь Творческая группа (пресс-центр, редколлегия, спортивный сектор, патриотический сектор, отряд «Милосердие»)

ь Совет старшин классов (собираются по мере необходимости, решают вопросы внутриклассные и внутрипараллельные, способствуют распространению информации, помогают классным руководителям и кураторам параллелей)

Работа совета справедливых в случае конфликтных ситуаций

СС обязан:

ь стремиться к выявлению подлинных причин конфликта и к примирению сторон;

ь при ведении дела избегать всего, что может вызвать новые конфликты;

ь пресекать недостойное поведение сторон при разбирательстве.

ь СС НЕ ИМЕЕТ ПРАВО:

ь давать наказания, оскорбляющие честь и достоинство обвиняемого;

Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива

Характеристика этапов

Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива

Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива

Функция самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др.

Определение цели и усвоение задач, распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов.

Оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование.

Тенденция развития самоуправления

Элементы системы ученического самоуправления

Задание, поручение, взаимоконтроль и др.

Учком, старостат, комиссии, бригады и др.

Коллективное планирование, проведение, анализ дела.

Способы привлечения учащихся к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путём

Участие каждого в организации дел в порядке очерёдности

Позиция педагога

Консультант

Характер деятельности педагога

Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы к деятельности; вырабатывает навыки самостоятельной работы учеников.

Передаёт ученикам организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций.

Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач.

Права школьников в организации самоуправления

  • 1. Избирать и быть избранным в органы УС.
  • 2. Участвовать в работе УС.
  • 3. Вносить предложения по улучшению работы школы.
  • 4. Свободно высказывать и отстаивать своё мнение.
  • 5. Представлять ученический коллектив в ОО.
  • 6. В случае необходимости обращаться за помощью в органы УС.
  • 7. Выступать с критикой и самокритикой.
  • 8. Оценивать работу коллектива класса, школы.
  • 9. Обращаться при возникновении конфликтных ситуаций за помощью в органы УС.

Обязанности школьников в организации самоуправления

  • 1. Творчески подходить к своим обязанностям.
  • 2. Активно участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий.
  • 3. Нести личную ответственность за работу своего класса.
  • 4. Развивать самостоятельность младших школьников.
  • 5. Отчитываться перед высшим органом УС за порученное дело.

Органы самоуправления поощряют учащегося за:

  • 1. прилежную учёбу;
  • 2. общественную работу;
  • 3. примерное поведение;
  • 4. выдающиеся достижения в учёбе, спорте, творчестве;
  • 5. трудолюбие, честность, отвагу.

Структура школьного самоуправления

Разделы: Классное руководство

В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.

Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.

В современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.

В детских объединениях лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.

Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Задачи школьного самоуправления:

  1. Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
  2. Развивать творческую индивидуальность учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
  4. Учить защищать права учащихся.

Я являюсь классным руководителем 7 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:

  • открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
  • равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;
  • добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
  • непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.

Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:

  • в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;
  • в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории, шефскую работу и т. п.;
  • в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

Детям можно поручать следующие области школьной жизни:

  • в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
  • в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
  • в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
  • в спортивной деятельности: организация и проведение спортивных мероприятий;
  • в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

Для создания органов самоуправления необходимо:

  1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
  2. Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
  3. Представить педагогическую поддержку и помощь.

Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Наша воспитательная программа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Важным условием в организации самоуправленческой деятельности учащиеся является партнёрство, которое даёт возможность включить ребят в выполнение реальных дел, в преобразование окружающей жизни. Это участие, в социально значимых проектах: «Милосердие», «Озеленение участка», экологической программе «Посади дерево», охране исторических и культурных памятников: «Вахта памяти», возрождение национальной культуры: научно – исследовательские работы, творческие и телекоммуникационные проекты.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.

Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.

В начале учебного года проходит предвыборная кампания. На классном собрании тайным голосованием выбирается лидер классного коллектива. Затем классный руководитель пишет слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений: библиотека, спортивный зал, редколлегия, праздники, корреспондент, труд, помощь, учёба и т. д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы иметь:

  1. Дежурная служба класса.
  2. Библиотечная служба класса
  3. Учебная служба класса.
  4. Пресс-центр и корреспондентская служба класса.
  5. Хозяйственная служба класса.
  6. Шефская служба класса.
  7. Сценарная служба класса.

Классный руководитель должен хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого ученика. Необходимо, чтобы все дети входили в ту или иную службу. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2-3 человека – его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 7 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.

По развитию ученического самоуправления использую разнообразные методы и формы работы (М. И. Рожков «Развитие самоуправления в детских коллективах»).

Один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению – коллективное планирование. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:

  • коллективно-творческое дело;
  • деловая игра;
  • конкурсы;
  • общественный опрос (диагностирование);
  • разведка полезных дел;

Например, дежурство по школе. Председатель данного органа заранее распределяет обучающихся по постам, обговаривая с каждым то место, где будет находиться дежурный. В течение дня председатель дежурной службы наблюдает за порядком в школе, контролирует дежурных, а в конце дня, когда дежурные учителя проставят оценки за дежурство и укажут на замечания, классный коллектив собирается на обсуждения прошедшего дня. В конце недели на линейке дежурство вместе с дневником передаётся следующему классу, где дежурный класс делает акцент, на что больше всего надо дежурным обращать своё внимание. Организует линейку по сдаче дежурства старший дежурный по школе. Он же делает продежурившему классу замечания и выставляет итоговую оценку за дежурство. В случае неудовлетвориельной оценки, дежурство продлевается.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно тогда, когда у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно учитель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

В возникновении конфликтов я использую форму дискуссии.

Дискуссия (обсуждение спорного вопроса).

Дискуссия – это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать своё мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и «больные» проблемы, намечаются пути их решения. И разрешению конфликтных ситуаций.

В настоящее время дискуссия находит применение в образовательном и воспитательном процессе школы как один из интерактивных приёмов.

В конце года провожу диагностирования среди обучающихся:

1. «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью».

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Результаты показали, что высокая степень удовлетворённости у 4 обучающихся, средняя – у 18 обучающихся, низкая – у 2 обучающихся.

2. «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе».

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Результаты показали, что развитие самоуправления в классном коллективе находится на среднем уровне.

Школа – наш второй дом. Школа для всех жителей маленькой республики одна, и всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить, сосуществовать, общаться, обладать толерантным сознанием – не та ли это цель, которую ставят перед собой воспитательные системы всех школ? Детские годы – это определённый жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитую личность.

Приложения:

  • Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (Приложение 1)
  • Классный час «Выбор актива класса» (Приложение 2)
  • Презентация «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе» (Приложение 3)

Список используемой литературы:

  1. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др., Методические рекомендации классному руководителю о самоуправлении в классе, Творческий центр, М., 2006
  2. Хочу быть лидером, пособие, Нижний Новгород, 2003
  3. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова , Справочник классного руководителя, «ВАКО», М. 2006
  4. М.И. Рожкова , Классному руководителю, «ВЛАДОС», М., 2001
  5. Е.П. Сгибнева , Классные часы в выпускных классах, «ФЕНИКС», Ростов-на-Дону, 2006

Наши дети - это наша старость.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы,

А. С. Макаренко

Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Bнедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чув-ства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к проис-ходящему в стране. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.

Моя задача, как классного руководителя - научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.

Именно классный руководитель непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Мечта любого классного руководителя - создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.

Свою задачу как классный руководитель вижу в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми.

Систему классного самоуправления начала формировать в 5 классе сразу, как только пятиклашки пришли в среднее звено школы. Вначале моё, как классного руководителя, основное внимание уделила изуче-нию индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Каждый учащийся получил свою сферу деятельности, и на него возложила ответственность за ее выполнение.

Можно выделить три этапа развития самоуправления:

1-й этап развития активности - зарождение:

Деятельность личности по добросовестному выполнению поруче-ния формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности - становление:

Выполнение общественных поручений, при которых он сам нахо-дит и использует некоторые способы его осуществления, формирует на-вык самоконтроля и требовательности к себе.

3-й этап развития активности - самосовершенствование:

Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; ха-рактеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

На каждом этапе достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления.

Цели и задачи самоуправления в классном коллективе.

Цель: формирование у учащихся готовности и способности к управленческой деятельности, создание отношений товарищества.

Задачи:

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков в планировании и организации деятельности;
  • создание условий для равноправного сотрудничества всех учащихся класса;
  • воспитание ответственности, организаторских и творческих способностей учащихся, стремления к самореализации;
  • создание в классе микроклимата сотрудничества учеников, учителей, родителей.

Принципы самоуправления в классном коллективе:

1. Принцип взаимодоверия;

2. Принцип взаимопомощи;

3. Принцип сотрудничества;

4. Принцип сменяемости актива;

5. Принцип единого планирования.

Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:

  • участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;
  • выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
  • дежурство по классу и по школе;
  • участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, классные и школьные вечера, праздники, спорт и спортивные мероприятия;
  • уборка пришкольной территории.

Высшим органом самоуправления является классное собрание

Главное назначение классного собрания - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса. Оно обеспечива-ет каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Главные функции классного собрания - стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Структура органов самоуправления в классе гибкая и вариативная (в течение года возможны изменения в совете класса), включает в себя различные сектора, обеспечивающие каждому ученику право участия в жизнедеятельности коллектива.

Староста класса

1. Замещает классного руководителя в его отсутствие.

2. Отвечает за состояние дисциплины на уроке.

3. Является представителем класса в школьных органах.

4. Формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий.

Помощник старосты

Помощник старосты выполняет функции старосты в его отсутствие, а также является представителем класса в системе школьного самоуправления.

Секторы классного самоуправления:

1. Сектор «Учебный»

1. Осуществляет контроль за наличием у учеников формы, соответствующей официально-деловому стилю.

2. Ведет контроль за успеваемостью.

4. Организует помощь отстающим в учёбе.

6. Отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке

7. Следит за наличием и проверкой дневников

2. Сектор «Спортивный»

  • Организуют участие в спортивных мероприятиях.

3. Сектор «Трудовой»

  • Следят за порядком, чистотой, правилами поведения на перемене;
  • Отвечают за организацию дежурства по школе;
  • Следят за цветами в классе;
  • Организуют ребят на генеральную уборку класса и распределяют фронт работ.

4. Сектор « Редколлегия».

  • Отвечают за оформление классного уголка;
  • Оформление класса к мероприятиям.

5. Сектор « Досуг».

  • Организация участия класса в мероприятиях различного уровня.

Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. От того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.

Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Возникает проблема: как организовать учебную и внеучебную деятельность учащихся, чтобы помочь адаптироваться на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие и саморазвитие, раскрытие возможностей каждого из них? С одной стороны, переход учащихся на новую ступень обучения меняет организацию их учебной деятельности (увеличилось количество учебных предметов, новые учителя - новые требованиями). Процесс обучения потребовал больших усилий, более высокой самоорганизации. С другой стороны, физиологические изменения усиливают стремление к самоутверждению среди сверстников, представителей противоположного пола, мнение которых становится для ребёнка более значимым.

В перспективе учащиеся должны научиться самостоятельному планированию внеклассной работы, оформительским навыкам, умению организовать свой досуг и привлекать ребят к этой деятельности.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.

Моя задача, как классного руководителя - помочь ребятам, поддержать их инициативу, видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.

Самоуправление в классе - необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях - адаптация школьников к не-прерывно изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности учащихся. Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны. Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

Где нет структуры – нет организации,

не может быть и управления.

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.

Самоуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии.

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные, классные мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.

В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.

Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.

Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.

Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Отсюда следуют два существенных вывода:

1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно-массовая деятельность учащихся;

2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.

Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу их функции по выполнению возложенных на них обязанностей.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. «Ничего так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитаешь традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, ... не может быть хорошей школой...»

Школьное самоуправление дает возможность ученику:

Приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;

Раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;

Ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.

В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления: создание благоприятных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирующую учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократичной культурой.

3. Самоуправление в школьном коллективе

Самоуправление - непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива - бесполезно говорить о самоуправлении.

Значит, самоуправление - не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива

В отношении к самоуправлению хорошо проявляется культура педагога, стиль его отношений с ребятами. Здесь преобладает не прямое, не лобовое воздействие учителя, воспитателя, а его скрытая позиция, сила его реального авторитета, такт и ум.

Нельзя переносить на органы ученического самоуправления структуры взрослых, не свойственные возрасту и психологии школьников бюрократические формы управления.

Каждый коллектив конкретной школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть и временные, есть такие, что создаются для подготовки и проведения всего одного дела. Хорошо, если состав органов обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны.

Виды самоуправленческой деятельности:

· участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива;

· участие в работе педсовета;

· работа в постоянных и временных органах самоуправления;

· выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;

· дежурство по школе, классу, спецпосту;

· деятельность советов классов;

· деятельность дежурных командиров (ДК);

· участие в работе лагерных сборов;

· работа педклассов.

Заметно улучшились самоуправленческие процессы в школьном и классных коллективах. Для приобщения к самоуправленческой деятельности возможно большего числа учеников в классах ввели должность дежурного командира. Он избирается большинством голосов открытым, прямым голосованием на общем собрании классного коллектива. Срок работы его - один месяц. По истечении этого срока класс обсуждает деятельность командира, оценивает ее и выбирает нового ДК на следующий срок. Права и обязанности дежурного командира определены специальным Положением. На время своей работы дежурный командир входит в состав совета отряда или комсомольского бюро.

Продумывая структуру школьного самоуправления, отказались от громоздкой сети штабов и комиссии, а пошли по пути разнообразных, гибких, временно действующих инициативных групп.

Tpи-четыре раза в году в школе собирается Большой совет. В него входит ученический, пионерский и комсомольский актив 5-11 классов с классными руководителями (они входят в актив класса), совет пионерской дружины, комитет комсомола и все «взрослое» руководство школы (директор, его заместители, секретарь партбюро, председатель профсоюзного комитета, секретарь учительской комсомольской организации). Обсуждая принципиально важные вопросы жизнедеятельности школьного коллектива, использовали такие приемы, как разговор на кругу, мозговую атаку, групповую дискуссию, прием моделирования.

Совершенно особое место в воспитательной системе нашей школы занимают трехдневный лагерный сбор aктива, окончательно оформившийся в лучших своих чертах и набравший силу именно нa втором этапе развития системы.

Итак, на втором этапе идет бурное развитие школьного коллектива, усложнение его деятельности, усложнение внутриколлективных отношений. В это время возможно некоторое ослабление классных коллективов, так как рамки класса для многих ребят становятся тесными. Но это явление временное и легко регулируемое именно в рамках системы. В педагогической среде все больше принципиального единомыслия: учителя к этому времени успевают оценить объективные достоинства упорядоченной воспитательной деятельности в школе. Они начинают осознавать роль взаимной зависимости и взаимной ответственности в достижении общих успехов. На третьем этапе развития системы значительно усложнили ее целевую установку: теперь учителя были в силах выйти на личность, уделить основное внимание личностному подходу в воспитании. Это вынудило обратиться к педагогической и психологической науке, начать формирование психологической службы в коллективе. Но пожалуй, самое главное - соединение воспитания и обучения в действительно единый, целостный процесс. Теперь учителям были по плечу сложные дидактические задачи, ведь к этому времени под учебный процесс была подведена мощная воспитательная база.

4. Дидактические и воспитательные системы в школе

В школе существуют дидактическая и воспитательная системы. Они могут существовать и развиваться параллельно, автономно или в некоторой связи. В этом случае уроки идут сами по себе, а послеурочная жизнь детей - сама по себе. Учебная работа идет в одной логике, воспитательная - в другой. Это вовсе не умаляет воспитывающей роли обучения. Она есть. Но воспитание на уроке чаще всего вытекает из учебного материала, из специфики предмета. С этим прекрасно справляются учителя-одиночки, мастера высшего пилотажа. Таким школьная система не нужна и вообще никто не нужен. У них воспитание на уроке подчинено дидактическим законам: источником является учитель, носитель определенной суммы знаний, имеющих и воспитательную ценность. Методические приемы в этом случае чисто дидактические – рассказ, эвристическая беседа, эффектная деталь, эмоциональное заражение от собственной личности, использование воспитательной ситуации. Реализация “воспитательного заряда” урока проходит под контролем и руководством учителя. Учитель, таким образом осуществляющий воспитательную функцию урока, результатами ее, как правило, не интересуется, ибо занят выполнением учебной программы, фиксацией знаний, умений и навыков.

Включение урока в воспитательную систему многое меняет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и задачам системы. Целью урока становится не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитанная средствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе возникает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе.

Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного процесса. В-третьих, на урок приходит жизнь ученика, которая до сих пор была отгорожена дверью класса. Происходит обогащение содержания, методики и системы отношений урока за счет собственно воспитательной работы. И, наконец, учитель, преподающий любой предмет не зависимо от уровня своего профессионального мастерства, становится носителем и исполнителем единой педагогической концепции. Воспитание на уроке становится делом каждого учителя.

Главным недостатком, учебной работы многих школ является отстраненность личности ученика от получаемых им знаний.

Современный школьник знает много и о многом, но меньше всего - о самом себе. Это и происходит потому, что знания существуют в отрыве от личности. Если бы воспитанники научились с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя - вот это была бы истинная радость познания! Но такое одними дидактическими методами не достигнешь, необходимо включать механизмы системного воспитания. Личность школьника, пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательной системой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идет от простого к сложному - от элементарного интереса к осознанию самоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности:

Разработка дидактических игр, создание дидактической игротеки;

Организация познавательных предметных путешествий (в страну Грамматики, в страну Математики и др.);

- «аукционы знаний», проводимые на специальных уроках;

Проведение научно-познавательных экспедиций, конференций, брифингов;

Организация общешкольных познавательных игр;

Деятельность классных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей;

Широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;

Привлечение ученического предметного актива к разработке наиболее сложных тем учебной программы, уроков по ним;

Проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя;

Введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр;

Разработка новых форм интегративных занятий, зачетов, экзаменов;

Организация праздников знаний в форме Читай-города.

Анализируя с педагогами и старшеклассниками сделанное, пришли к важным для себя выводам. Дидактический театр - это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника, ибо знания как бы пропускаются через эмоциональную сферу ученика, он переживает свою личную позицию.

Театр удовлетворяет естественную потребность школьников в ролевой игре, в самовыражении. Будучи дидактическим, он не предъявляет тех высоких сценических требований, которые обычно мы видим в драматических коллективах (внешность, голос, выразительность пластики). Кроме того, в дидактическом театре много таких ролей и действий, которые доступны любому ученику. Вместе с тем, в нем есть и привлекательность театра в традиционном смысле: костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление. Дидактический театр, с одной стороны, является добавлением и углублением учебной программы; с другой - источником новых знаний. Он дает образное, зрительное представление о том, что дети до сих пор представляли отвлеченно, абстрактно, умозрительно.

Будучи пограничной формой педагогического действия, находясь как бы между дидактической и воспитательной системами, он эффективно соединяет учебную и воспитательную работу в единый процесс.

Как уже было сказано, характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Значит, взаимодействие, сотрудничество возрастов стало чертой школьного быта, привычкой. Караковский решил использовать эту привычку в учебном процессе и попробовать новую форму занятий. Так появился в опыте школы межвозрастной (разновозрастной) урок. Как известно, спиральное построение школьной программы приводит к повторению одних и тех же тем на разном возрастном уровне (особенно по гуманитарным предметам). Такой урок может проводиться одновременно с двумя классами (например 4 и 7). В одном кабинете работают две половины двух разных классов, в другом со вторым учителем - остальные две части классов. В сумме получаются два разновозрастных коллектива, работающих по одному предмету. Работа в этих сводных классах идет группами, составленными из детей двух возрастов. Старшие учащиеся выступают в роли консультантов и руководителей. Такие уроки целесообразны при итоговом повторении или при объяснении материала по большой теме. Они значительно повышают общую активность школьников на уроке, способствуют обмену знаниями, развивают любознательность и творчество.

Итак, на третьем этапе заканчивается формирование системы. Возникшая в сфере досуга, она охватывает все больше и больше участков школьной жизни, постепенно включая в себя весь учебно-воспитательный процесс. Заметно меняется педагогический состав школьного коллектива. Он постоянно работает в творческом режиме, многие учителя естественно приобщаются к науке, в школе появляется новый тип педагога- педагог-исследователь.


И развитию ребенка. Проблема исследования: каковы особенности содержания воспитания, общения, управлении и организации воспитания как компонентов воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Объект исследования: детский оздоровительный комплекс и особенности его деятельности. Предмет исследования: организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере. Цель...

Педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся. Качественные показатели эффективности воспитательной системы: Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе. ...

Не обладает достаточными возможностями и потребностями проникать в сущность явлений, вскрывать их причины. Отметим, что полное овладение такими умениями и не должно выступать целью воспитательной работы в начальной школе. Однако, в этом периоде необходимо начинать ту самую "закладку" этих умений на доступном и соответствующем возможностям детей уровне организации воспитательной работы. Вместе с...



Разного типа и реализация разных направлений воспитательной работы требует конструирования разнохарактерных систем ее организации. Отличаясь по содержанию и направленности, воспитательная работа инновационных школ должна подчиняться модернизированной системе принципов ее организации и проводиться в формах, отвечающих требованиям разнообразия, целевой направленности, адекватности тем...



error: Контент защищен !!