Основные задачи и направления развития сестринского дела в российской федерации. Пути реформирования сестринского дела. Роль менеджера Результаты реформирования сестринской службы

  1. Изменения в системе образования, т.е. подготовке и переподготовке:
    • внедрение нового образовательного стандарта;
    • переход на многоуровневое сестринское образование;
    • обучение новым технологиям с позиции новой философии С.Д.
  2. Изменения в трудовой сфере:
    • повышение престижа профессии - возможность профессионального роста;
    • мотивация медсестёр к самостоятельной научно – исследовательской работе;
    • пересмотр обязанностей, тарифных сеток, нагрузок, перечня должностей;
    • внедрение стандартов сестринской деятельности.
  3. Создание нормативно-правовой базы сестринского дела.

В 1994 году создана Общероссийская общественная организация "Ассоциация медицинских сестер России" . Президент - Саркисова Валентина Антоновна. Омская ассоциация представлена более чем 10 000 представителями - одна из самых многочисленных в стране. Президент – Зорина Татьяна Александровна.

Задачи ассоциации:

  • активное участие в Государственной политике в здравоохранении;
  • поддержка научных исследований в сестринском деле;
  • разработка и издание методической литературы;
  • управление внедрением новых сестринских технологий;
  • осуществление юридической защиты медицинских сестёр;
  • отстаивание профессиональных интересов медсестер в системе здравоохранения;
  • улучшение условий труда и повышение заработной платы;
  • расширение информационного пространства в сестринском деле;
  • возрождение традиций сестринского милосердия;
  • международное сотрудничество.

Ассоциация медицинских сестер России в течение 10 лет является членом Европейского форума сестринских, акушерских ассоциаций и ВОЗ, а в 2005 году была принята в Международный Совет медицинских сестер. С этого момента Ассоциация принимает активное участие как в формировании глобальной, мировой политики в области сестринского дела, так и реализует стратегические планы политики здравоохранения в России.

Сестринское дело является важнейшей составной час­тью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и об­щественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды.

Роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а так же общим уровнем состояния здоровья того или ино­го общества. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике.

На протяжении нескольких десятилетий в России воп­росам сестринского дела не уделялось должного внима­ния. Развитие сестринских технологий с учетом современ­ной науки в развитых странах привело к отстава­нию сестринского дела в России.

Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции "Новые сест­ры для новой России" была принята философия сестринс­кого дела, положившая начало этому процессу. Постанов­лением Правительства РФ от 05.11.97 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и меди­цинской науки в РФ" предусмотрено осуществление ре­формы, направленной на повышение качества, доступнос­ти и экономической эффективности медицинской помощи населения в условиях формирования рыночных отноше­ний.

Сущность реформы заключается в осуществлении не­обходимых изменений в кадровой политике на основе на­учно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, обеспечения рацио­нального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом, возрождению категории младшего медицинского персонала, организации новых видов помо­щи, связанных не только с болезнями или патологически­ми состояниями, но и с проблемами сохранения и поддер­жания индивидуального и общественного здоровья. В на­стоящее время в нашей стране изучается международный опыт, проводится его анализ, коррекция и адап­тация к социально-экономическим условиям с учетом тра­диций народов Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения РФ N 4 от 9 января 2001 года утверждена отраслевая программа раз­вития сестринского дела в РФ, отражающая сущность ре­формы сестринского дела. Сестринское дело располагает значительными кадровыми ресурсами и реальными потен­циальными возможностями. Сегодня в России около 1,5 млн. средних медицинских работников. Это самая массо­вая медицинская профессия.

Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:

1. Формирование оптимальных условий для повыше­ния эффективности и усиления роли средних меди­цинских работников, совершенствование системы управления.

2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели отражаются ос­новные принципы первичной медико-социальной по­мощи (ПМСП). Еще сегодня действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из составля­ющих элементов является роль медсестры как по­мощника врача с крайне ограниченной профессио­нальной самостоятельностью.



3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических, профессиональных подходов, способ­ных удовлетворить потребность населения в доступ­ной медицинской помощи;

4. Усиление профилактической направленности здра­воохранения.

5. Проведение системных преобразований в сестринском деле -- в области образования, научных исследовани­ях, практическом здравоохранении, содействие в создании и раз­витие профессиональных сестринских ассоциаций.

6. Повышение статуса сестринского персонала как про­фессионального, так и социального, обеспечение со­циальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.

Подготовку специалистов сестринского дела и внедрение сестринского процесса в лечебно-профилактические учреждения относят к первоочередным задачам органов здравоохранения. Для рационального и эффективного использования имеющегося кадрового потенциала важное значение в сложившейся ситуации приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.

В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации разработана Государственная программа развития сестринского дела. Программа была разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года N 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации".

Определены следующие направления развития и совершенствования деятельности сестринского персонала:

первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу;

лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного стационарного лечения и ухода;

реабилитационная помощи и медико-социальная помощь хроническим больным, старикам и инвалидам;

медико-социальная помощь инкурабельным больным и умирающим.

Задачи реформирования сестринского дела определяются установленными направлениями развития профессии, а именно:

повышение роли сестер в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев и т.д.,

обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными, расширение участия сестринского персонала в новых формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и др.

В связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интенсивности лечебно-диагностического процесса важное значение приобретает профилизация деятельности и рациональное использование сестринского персонала. Возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающей мониторинг состояния пациентов, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.

Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре и распространение практики ведения планов сестринского ухода и документирование деятельности сестер. Особое внимание планируется уделить формированию административно-управленческого направления сестринского дела, так как определяющая роль в организации всех направлений деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб различных уровней.

Сделаны первые шаги в совершенствовании управления сестринскими службами. Введена новая номенклатурная единица - главный специалист по сестринскому делу органа управления здравоохранения субъектов Федерации. Вводится должность заместителя главного врача по работе с сестринскими кадрами, в крупных ЛПУ - несколько должностей главных сестер, а также такая новая единица, как сестра-преподаватель.

Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом ставят на повестку дня задачу реорганизации системы планирования и распределения кадрового потенциала. Эта реорганизация позволит изменить соотношение врач/сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами. С целью обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующий качество предоставляемых населению медицинских услуг, выдвигается задача создания эффективной системы сертификации и аттестации.

Реформирование здравоохранения не могло не затронуть систему медицинского и фармацевтического образования. От того, по какому руслу пойдут реформы образования, каково будет их наполнение, зависит, какими будут выпуски специалистов с медицинским образованием в 21 веке. Главной целью реформы образования является подготовка совершенно нового поколения специалистов, хорошо знающих свое дело, ориентированных на достижение высоких результатов в охране здоровья населения, воспитанных в духе лучших традиций и достижений отечественной и мировой культуры, способных работать в условиях рыночной экономики и демократического общества.

Принятые в последние годы законы и постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента России по вопросам здравоохранения и образования выдвигают требования повышения качества базовой и последипломной подготовки кадров.

Профессиональное образование. Профессиональный рост специалистов со средним медицинским образованием может способствовать подъему престижа в обществе. Отсюда особое место в условиях реформы здравоохранения занимает система дополнительного профессионального образования.

Минздраву России, одному из немногих ведомств, удалось не только сохранить систему повышения квалификации, но и дать определенный импульс для ее развития. В связи с выходом приказа Минздрава России от 19.08.97 N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" был пересмотрен перечень направлений дополнительного профессионального образования, новый перечень был утвержден приказом Минздрава России от 05.06.98 N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием".

Перед системой профессионального образования стоит задача обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг. Важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению является развитие государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров. Система включает четыре профессионально-образовательных уровня, каждому из которых соответствует обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки по специальности:

базовый уровень в колледжах и училищах;

повышенный уровень в колледжах;

высшее сестринское образование в вузах;

послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспирантура).

Высшее образование. Особое место в условиях реформы здравоохранения и повышения престижа сестринской специальности как в отрасли, так и в обществе в целом занимает высшее сестринское образование. Решение всех вопросов по реформированию системы подготовки сестринских кадров осуществлялось на основе предложений практического здравоохранения. В 1995 г. впервые в России двухмиллионное звено медицинских работников пополнилось новыми молодыми специалистами - медицинскими сестрами с высшим образованием. В том же году в России защищена первая докторская диссертация по проблемам подготовки сестринских кадров, эту работу выполнила декан факультета высшего сестринского образования Медицинской академии им. И.М. Сеченова Г.М. Перфильева.

Однако потребность практического здравоохранения в использовании сестринского потенциала реализуется не полностью, так как остается несовершенной правовая основа деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты. В качестве приоритетного направления развития медицинской науки Министерство здравоохранения Российской Федерации рассматривает развитие научных исследований в области сестринского дела и смежных с ним дисциплинах.

Научные исследования призваны обеспечить практику новейшими разработками и идеями. Отсутствие системных научных исследований в области сестринского дела не позволяет, в частности, дать обоснованных рекомендаций по рациональному использованию кадровых ресурсов.

Таким образом, можно заключить, что среди направлений реформирования сестринского дела в России четко наметились те моменты, которые были предложены ВОЗ еще в 70-е годы и по неизвестным причинам не приняты в нашей стране, а именно:

Сестринский процесс,

Многоуровневая подготовка специалистов,

Менеджмент,

Сестринские исследования.

Современное сестринское дело в данный период переживает этап активного реформирования. Деятельность современной сестринской службы осуществляется в определенных направлениях, которые разработаны и изложены в программе развития сестринского дела в Российской Федерации. В 1997 г. в соответствии с Приказом РФ от 31 декабря 1997 г. № 390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации» была составлена программа развития сестринского дела в России.

Средний сестринский персонал составляет доминирующую часть среди работников здравоохранения. Осуществляемая реформа сестринского образования дала положительные результаты. В России с 1995 г. стала осуществляться подготовка медицинских сестер с высшим образованием. В программе развития сформулированы современные понятия и термины. Сестринское дело рассматривается как одна из главных составляющих здравоохранения. В него входит деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи нуждающимся. Медицинские сестры осуществляют медицинскую помощь в специальных медицинских учреждениях, а также на дому. Сестринский персонал должен иметь образование по специальностям: «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело (фельдшер)». В реализации программы развития сестринского дела было выделено 2 этапа.

1-й этап: с 1998 по 2000 г.: разработаны и приняты нормативно-правовая база и материально-техническая база для работы медицинских сестер.

2-й этап: с 2000 по 2005 г.: реализация экономически эффективных способов работы сестринских служб в системе здравоохранения.

Программа развития сестринского дела обеспечивается благодаря финансированию из федерального бюджета, средствам бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников. Контроль за качеством при реализации данной программы осуществляется непосредственно Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В программе развития сестринского дела указаны задачи развития сестринского дела в Российской Федерации.

1. Создание условий для развития сестринского дела и оказания помощи на федеральном уровне и непосредственно в субъектах Федерации.

2. Способствование более эффективному использованию ресурсов в здравоохранении.

3. Развитие новых методов организации и технологий сестринской помощи.

4. Более совершенная квалификационная подготовка сестринского персонала.

5. Обеспечение высокого качества сестринской помощи всем слоям населения.

6. Совершенствование правовой базы и системы управления сестринской службой.

7. Повышение статуса профессии медицинской сестры.

8. Поддерживание социальной защищенности сестринского персонала.

9. Развитие сестринских ассоциаций.

Программа развития сестринского дела в России строится на четких, определенных принципах.

1. Принцип всеобщности. Медицинская помощь должна оказываться всем нуждающимся людям вне зависимости от их социальной принадлежности, пола, возраста, вероисповедания.

2. Принцип доступности. Медицинская помощь должна быть доступна каждому человеку независимо от места и района его проживания и других факторов.

3. Принцип профилактики и своевременного укрепления здоровья каждого человека.

4. Принцип эффективною использования трудовых, материальных и экономических ресурсов.

Если раньше медицинская сестра рассматривалась как помощник врача и была обязана в точности выполнять все его назначения, то на современном этапе развития здравоохранения полномочия медицинской сестры расширились: она имеет право самостоятельно принимать решения при оказании помощи населению.

Деятельность современной медицинской сестры имеет определенные направления и задачи.

1. Оказание первичной медико-санитарной помощи. Осуществление профилактических работ среди населения. Медицинская сестра должна активно осуществлять санитарное просвещение больных: формировать здоровый образ жизни у каждого пациента, производить первичную и вторичную профилактику населения. Первичная профилактика направлена на предотвращение развития заболевания у здорового человека. Вторичная профилактика - это мероприятия по снижению рецидивов у человека с хроническими заболеваниями. Медицинская сестра должна участвовать в решении вопросов полового воспитания населения, в планировании семьи.

2. Оказание лечебной и диагностической помощи пациентам, высококвалифицированный уход за больными. Поликлиники, стационары, фельдшерско-акушерские пункты для более качественной работы должны быть снабжены современным оборудованием и достаточным количеством лекарственных препаратов, перевязочных средств, средств для инъекции и другими медицинскими изделиями.

3. Оказание реабилитационной и медико-социальной помощи нуждающимся: хроническим больным, инвалидам, пожилым.

4. Обеспечение паллиативной помощи онкологическим больным. Создание хосписов и сестринских больниц для нуждающихся людей. Создание службы патронажа больных и обслуживание их на дому.

5. Принцип обеспечения качественной медицинской сестринской помощи всему населению.

6. Принцип привлечения населения к активному участию в решении вопросов здравоохранения.

В современных условиях возрастают требования к профессиональной подготовке медицинских сестер. Возрастает потребность в среднем медицинском персонале, который умеет работать на современной лечебной и диагностической медицинской аппаратуре: электрокардиографе, рентгеновских установках, физиотерапевтических аппаратах, аппаратах для реанимации и мониторинга больного. Кроме этого, медицинская сестра должна владеть основами психологии, знать сестринский процесс и уметь применять знания непосредственно на практике. Медицинская сестра должна знать основы правовой базы и уметь правильно заполнять медицинскую документацию.

Важная роль в организации работы сестринской службы принадлежит руководителям сестринских служб на различных уровнях: старшей медицинской сестре, главной медицинской сестре, менеджерам медицины. Для более эффективной работы сестринской службы должны существовать тесная профессиональная связь и сотрудничество медицинских сестер с врачами, административной частью, Министерством здравоохранения и социального развития, другими специалистами и подразделениями.

В настоящее время имеется много недоработок и недостатков в организации работы сестринской службы. Важно дальнейшее улучшение ее организации и управления в Российской Федерации. Необходимы разработка и введение в деятельность медицинских сестер общих принципов и подходов к организации работы сестринского персонала. В настоящее время отсутствует общая, единая система управления. Это отрицательно сказывается на работе медицинских сестер, а значит, и непосредственно на здоровье пациентов. Для более эффективной организации сестринской службы необходимо организовать многоуровневую систему управления. Основное здесь - появление специалистов по сестринскому делу в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Главная медицинская сестра должна владеть основами управления и иметь высшее образование по специальности «Менеджер медицины». Лучше, качественнее обеспечат организацию работы сестринской службы разработка и внедрение в практическую работу стандартов профессиональной деятельности медицинской сестры в амбулаторно-поликлинической области и стационарах. Для того чтобы медицинская сестра качественно выполняла свою работу и удовлетворяла потребности пациента (по Маслоу), она должна не только четко и профессионально выполнять предписанные манипуляции. Основой профессионально выполненной работы медицинской сестры должны стать соблюдение культуры деонтологии, этических норм, уважительное отношение к каждому пациенту.


Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 1. …Соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации.


Обучение пациентов и семьи оценка потребностей человека и его семьи определение проблем, которые могут быть решены путем сестринских вмешательств вовлечение пациента и его ближайшего окружения в профилактику и реабилитацию Оценка знаний и навыков членов семьи подготовка и предоставление адекватной информации помощь пациенту и ближайшему окружению в освоении необходимых навыков Осуществление сестринского ухода с включением сестринских вмешательств по профилактике по реабилитации по психологической поддержке человека или семьи Функции сестринского персонала (бюро ВОЗ по сестринскому делу)


Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 2. Низкая заработная плата сестринского персонала. 3. Уравнительные подходы к оплате труда. 4. Низкая социальная защищенность медицинских работников со средним медицинским образованием. 5. Низкий престиж профессии.


Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 6. Несоответствие ФГОСа среднего профессионального и высшего сестринского образования современным потребностям здравоохранения. 7. Невысокое качество преподавания. 8. Отсутствие системы непрерывного медицинского образования




Низкая мотивация работников здравоохранения Низкая мотивация работников здравоохранения Недостаточный уровень оплаты труда Средняя заработная плата в здравоохранении составила 8870 рублей, Средняя заработная плата среднего медицинского персонала 4546 рублей У 38% работников здравоохранения зарплата ниже прожиточного минимума Разница в финансировании на уровне субъектов РФ достигает 12 раз, а на уровне муниципалитетов - 50 Разница в финансировании на уровне субъектов РФ достигает 12 раз, а на уровне муниципалитетов


Наиболее важные проблемы в области управления здравоохранением низкая заработная плата и уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкая социальная защищенность и престиж профессии, несоответствие ФГОС среднего медицинского образования современным потребностям здравоохранения, отсутствие системы непрерывного медицинского образования, низкая информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации 12


Основные приоритеты Программы развития сестринского дела в России до 2020 года развитие государственной и общественной системы развитие государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью, управления сестринской деятельностью, создание правовых, организационных и экономических создание правовых, организационных и экономических условий развития сестринского дела в России, условий развития сестринского дела в России, повышение качества и доступности сестринской помощи, повышение качества и доступности сестринской помощи, мотивация населения к сохранению и укреплению мотивация населения к сохранению и укреплению здоровья, формирование культа здорового образа жизни. здоровья, формирование культа здорового образа жизни. Автор слайда И.МИСКАРЯН 13


Цель развития сестринского дела повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала, обеспечивающего повышение качества и продолжительности жизни населения, способствующего удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг, их доступности и экономичности. 14


Задачи развития сестринского дела Формирование условий для повышения Формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению путем совершенствования нормативной правовой и материально - технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами; 15


Задачи развития сестринского дела совершенствование системы управления совершенствование системы управления сестринской деятельностью путем повышения эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении, информационного обеспечения; совершенствование системы оплаты труда совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела, с учетом специфики их работы, уровня образования, а также по результатам труда; 16


Задачи развития сестринского дела совершенствование системы профессиональной совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в каждом регионе, путем формирования высоко квалифицированного специалиста сестринского дела, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции; обеспечение управления сферой научной обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела; 17


Первый этап: гг. Подготовка нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов с различным уровнем сестринского образования в сфере здравоохранения и определяющих дифференцированную нагрузку на сестринский персонал с учетом контингента пациентов, применения новых сестринских технологий ухода и вида сестринской помощи 18


Первый этап: гг. завершение разработки профессиональных стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи специалистами со средним медицинским образованием, информатизация деятельности сестринского персонала, внедрение информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи. 19


Первый этап: гг. осуществление мероприятий по переходу на новую систему организации медицинской помощи, формирование интегративной системы непрерывной подготовки кадров, основанной на единой кадровой политике, разработка и внедрение программы технологий профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний специалистами со средним медицинским образованием. 20


Первый этап: гг. Продолжение реализации национального проекта « Здоровье » по направлениям: развитие первичной медико - социальной помощи и совершенствование профилактических мероприятий, повышение доступности и качества специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, формирование мотивации здорового образа жизни у населения Российской Федерации, снижение заболеваемости и смертности от социально - значимых заболеваний. 21


Второй этап: гг. повышения статуса специалиста со средним медицинским образованием, создание системы социальной защиты сестринского персонала, осуществление поэтапного перехода к саморегулируемой системе организации оказания медицинской помощи, проведение повсеместной компьютеризации рабочих мест, 22


Второй этап: гг. внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения региона, стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним медицинским образованием, обеспечение преемственности действий медицинских служб каждого уровня на всех этапах лечения для достижения наилучшего результата, 23


Второй этап: гг. придание приоритета профилактической работе для всех категорий персонала со средним медицинским образованием в системе первичной медико - санитарной помощи, развитие патронажно - реабилитационной медицинской помощи, включающее создание сети учреждений восстановительного лечения, реабилитации, медицинского ухода, унифицированное оснащение ЛПУ оборудованием в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи. 24


1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе сестринской. 2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела. 1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе сестринской. 2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ


3.Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения. 4. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала. 5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. 3.Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения. 4. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала. 5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ


6. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи. 7. Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест. 6. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи. 7. Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ


8. Формирование информационной инфраструктуры отрасли с использованием систем и технологий, телекоммуникационных сетей. 9. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины. 10. Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности. 8. Формирование информационной инфраструктуры отрасли с использованием систем и технологий, телекоммуникационных сетей. 9. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины. 10. Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ



Читайте также:
  1. АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. Актуальные проблемы истории в Российской историографии.
  3. Акты Конституционного Суда Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного Суда и их влияние на развитие правовой системы Российской Федерации.
  4. Акты Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
  5. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
  6. Анализ основных недостатков современной российской финансовой системы
  7. Билет №29. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации.

Сегодня к реформе здравоохранения приковано внимание и общества, и государства. Руководители страны осознают, что резкое ухудшение показателей здоровья населения и демографический кризис, проявившиеся в 90-е годы, становятся серьезным фактором снижения уровня национальной безопасности. Обществу жизненно необходимы качественные и, вместе с тем, более доступные медицинские услуги, отражающие современный уровень развития медицинской науки и технологий. В решении этого вопроса значительную помощь способно оказать использование потенциала сестринской составляющей здравоохранения. Сестринское дело, занимавшее второстепенную позицию в течение многих десятилетий, испытывающее на себе весь комплекс современных социально-экономических проблем, требует прогрессивных перемен.

Реформирование системы медико-санитарной службы является одной из приоритетных задач во многих государствах-членах ВОЗ, что вызвано низким уровнем медицинской помощи, финансовым кризисом, неудовлетворенностью потребительского спроса, отрицательным отношением к структурам, контролируемым центральными органами и рядом идеологических мотивов. Перед странами встает сложная задача создания новых систем, которые могли бы более эффективно решать насущные проблемы в то время, когда существует дефицит человеческих ресурсов и финансовых средств, и когда переход от планируемой централизованной экономики к смешанной или рыночной достиг уже такой стадии, на которой старая система неприменима, а новая пока не работает.

Комплекс политических, социально - экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Увеличение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) не может обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью. С переходом к ОМС возникла потребность в новой ресурсосберегающей системе организации в здравоохранении.

Государственная политика в области российского здравоохранения ориентирована на получение максимального эффекта от имеющихся ресурсов и, в частности, сестринского персонала, услуги которого рассматриваются как наиболее ценный источник здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи. Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении проблем медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.



Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи.

ВОЗ подтверждает, что укрепление и развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством:

ü разработки стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;

ü создания нормативной правовой базы для развития сестринского дела;

ü обеспечения условий для эффективной деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских работников.



Важнейшими детерминантами, определяющими потребность в развитии сестринского дела, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения; ухудшение состояния здоровья населения; хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний, в частности СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг. Это требует более широкого использования сестринских кадров, усиления деятельности сестринского персонала в профилактической направленности здравоохранения.

Система здравоохранения в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, малоэффективного использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что оказывает существенное влияние на качество медицинской помощи. Идёт отток сестринских кадров, возрастает нагрузка на остающийся сестринский персонал, растёт его неудовлетворённость и социальная напряжённость. Реальная кадровая диспозиция «сестринский персонал – врачи» сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями:

Увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;

Принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки.

Последнему фактору способствует исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.

Сложившееся положение дел в отечественном здравоохранении по-своему уникально: соотношение врачебного и сестринского персонала составляет 1:2,28, в то время как по международным стандартам эффективное функционирование и развитие системы здравоохранения, в том числе с точки зрения экономических показателей, возможно при соотношении не ниже 1:5. На практике негативное влияние актуальной ситуации выражается в том, что на сестринский персонал ложится чрезвычайно высокая нагрузка, что не позволяет предоставить каждому пациенту качественный и достойный уход, ведет к многочисленным ошибкам в работе. Государство тратит значительную часть ресурсов на проведение дорогостоящего лечения на самом современном уровне, однако результаты лечения не закрепляются должным восстановлением и реабилитацией пациентов, а зачастую вообще сводятся на нет вследствие невозможности предоставить пациенту профессиональный уход.

На протяжении последних десятилетий в стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию (примерно на 20 лет) в этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно - профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи.

Проблема нехватки сестринских кадров носит глобальный характер и находится в центре внимания Всемирной организации здравоохранения, Международного совета медсестер, органов управления здравоохранением большинства государств мира. Развитие сестринского дела рассматривается в качестве ключевого направления в прогрессе всей системы здравоохранения будущего.

В последние годы Минздравом России совместно с территориальными органами управления здравоохранением проведена значительная работа, способствующая возрождению, повышению социальной значимости и престижа сестринской профессии. Подтверждением тому является внедрение Государственной программы развитие сестринского дела в Российской Федерации, исполнение решений коллегий Минздрава РФ от 20.04.94 «О состоянии и перспективах развития сестринского дела в РФ», от 04.06.97 «О развитии медицинского и фармацевтического образования в РФ», ряд международных семинаров «Новые сестры для новой России». Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.

В условиях экономических преобразований в России стратегия развития сестринского дела должна соответствовать меняющимся потребностям здравоохранения, быть социально - приемлемой, при этом гарантировать высокое качество оказания медицинской помощи населению (Приказ МЗРФ № 4 от 09.01.01 «Об отраслевой Программе развития сестринского дела в Российской Федерации»).

Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением:

Развитием первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;

Реструктуризацией лечебно-профилактических учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в стационаре;

Расширением объемов помощи на дому;

Увеличением реабилитационных мероприятий;

Формированием больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;

Внедрением хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим.

Перечисленные факторы требуют совершенствования образовательной системы подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела с учетом потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров. Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно - обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и медицинскими сестрами.

Препятствиями для осуществления необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском образовании до настоящего времени остаются слабая материально - техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров и др.

Ключевая концепция, делающая упор на совершенствование области сестринского дела, заключается в определении такой роли медсестры, которая соответствовала бы нуждам здоровья людей больше, чем нуждам системы здравоохранения. Это означает фундаментальную перестройку концепции традиционной роли медсестры как лица, обслуживающего врача. Она должна быть хорошо образованным профессионалом, чей уникальный и значительный вклад в здравоохранение приветствуется всеми коллегами, и кого считают равным партнером в медицинской бригаде. Основной ее практической деятельности является непосредственно работа с пациентом или группой населения, а именно работа, направленная на улучшение здоровья людей. Таким образом, реформирование здравоохранения, приведение его организационной структуры в соответствие с современными требованиями невозможно без совершенствования и изменения существующих подходов в организации работы медсестры.

Для проведения реформ в сестринском деле в Российской Федерации требуется решение следующих проблем:

Совершенствование системы профессиональной подготовки и использования сестринского персонала;

Совершенствование нормативной правовой, материально - технической и организационно - методической базы;

Совершенствование управления сестринской деятельностью;

Информационное обеспечение организации сестринского дела.

Подготовку специалистов сестринского дела и внедрение сестринского процесса в лечебно-профилактические учреждения относят к первоочередным задачам органов здравоохранения. Для рационального и эффективного использования имеющегося кадрового сестринского потенциала важное значение в сложившейся ситуации приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.

В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации разработана Государственная программа развития сестринского дела с целью конкретизации и реализации направлений и положений, связанных со всеми аспектами сестринского дела. Программа была разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года № 390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации». Каждый регион должен иметь свой план реализации этой Программы.

Основными задачами Государственной программы являются:

· оказание содействия на федеральном уровне и в субъектах Федерации органам и учреждениям здравоохранения, образования, науки по созданию оптимальных условий для развития сестринского дела;

· повышение эффективности использования ресурса средних медицинских работников;

· развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи;

· совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров;

· обеспечение качества сестринской помощи населению;

· совершенствование системы управления сестринскими службами и правового регулирования;

· повышение профессионального и социального статуса медицинской сестры.

В соответствии с установленными приоритетами определены следующие направления развития и совершенствования деятельности сестринского персонала:

· первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу;

· лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного стационарного лечения и ухода;

· реабилитационная помощи и медико-социальная помощь хроническим больным, старикам и инвалидам;

· медико-социальная помощь инкурабельным больным и умирающим.

Задачи реформирования сестринского дела определяются установленными направлениями развития профессии, а именно:

· повышение роли в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям как, например, формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев и т.д.

· обеспечение обучения населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами

· расширение участия сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и др.

В связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интенсивности лечебно-диагностического процесса важное значение приобретает профилизация деятельности и рациональное использование сестринского персонала. Возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающих мониторинг состояния пациентов, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.

Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре и распространение практики ведения планов сестринского ухода и документирование деятельности сестринского персонала. Особое внимание уделяется формированию административно-управленческого направления сестринского дела, так как определяющая роль в организации всех направлений деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб различных уровней.

В целях получения максимальной кадровой отдачи на каждом этапе от управления сестринским делом до оказания сестринской помощи необходим пересмотр структуры штатного расписания с учетом изменения должностных обязанностей среднего медперсонала.

Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом ставят на повестку дня задачу реорганизации системы планирования и распределения кадрового потенциала. Эта реорганизация позволит изменить соотношение врач/сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами. С целью обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующее качество предоставляемых населению медицинских услуг, выдвигается задача создания эффективной системы сертификации и аттестации.

Для создания экономических стимулов к повышению эффективности труда и рационального использования ресурсов, необходимых для производства услуг, ставится задача реформировать систему оплаты труда сестринского персонала с целью достижения максимально возможного соответствия размера вознаграждения объему и качеству выполненной работы.



error: Контент защищен !!