Здесь надо сердцем

Здесь надо сердцем

Это был незабываемый вечер для учителей и одиннадцатиклассников Каменской средней школы. Вечер, соединивший прошлое, настоящее и будущее.

В День учителя 11 класс (а я являюсь его классным руководителем) пригласил педагогов в свой кабинет, который на время стал литературным салоном. За несколько недель до праздника у выпускников появилась идея обогатить своих наставников знакомством с художественными образами учителей в современной литературе и кинематографе.

Накануне на уроках литературы ребята познакомились с повестью А.А. Лиханова «Крёсна», а на классных часах посмотрели и обсудили шедевр мирового кино – французский фильм «Хористы» (современные произведения, раскрывающие смысл профессии учителя).

Решили создать проект «Педагогика сердца», посвящённый осмыслению педагогического призвания. Выбрали мысли, сцены и кадры, в которых проявляется призвание учителя, и принялись за творчество: одни инсценировали эпизоды из повести, другие учили наизусть самые глубокие и трагические строки, третьи – готовились представлять фильм, составляли текст комментария и презентацию. Предстояло подобрать реквизит и театральные костюмы (действие в повести происходит во время Великой Отечественной войны). И вот настал кульминационный момент – праздник учителей.

Столы в кабинете литературы накрыты для чаепития, стены празднично украшены, виновники торжества – учителя – в волнительном ожидании. Что на сей раз приготовили выпускники? Так случилось, что этот класс уже несколько лет подряд отвечает за подготовку праздника педагогов, и прежде наставники неизменно испытывали чувство удовлетворения.

Однако нынче задача стояла более сложная: создав доверительную обстановку за чашечкой чая и познакомив с произведениями о тайнах педагогического призвания, разговорить учителей, предложить им вспомнить истории из своей жизни, поделиться опытом.

Начали вечер с проникновенных цитат о современном положении учителя, о том, что это «служба благородная, почётная и ответственная». С помощью различных словарей растолковали значение и происхождение слова «призвание». Выяснили, что сознание русского человека понимает «призвание» как склонность к тому или иному делу, профессии, как назначение человека. А этимологический словарь уточняет, что это слово немецкого происхождения и первоначально имело религиозный смысл «призыв бога к людям».

Далее обратились к читательскому опыту. Перед гостями развернулось театральное действо на фоне школьного класса в военном тылу. Открыла повествование чтением наизусть прозаического посвящения Вика Чеснокова – неоднократный участник, победитель и призёр районных конкурсов «Живая классика». Её воодушевлённое выступление подчеркнуло основную идею: имя настоящего учителя незабвенно; писатель хотел выразить благодарность всех школьников, не забывших своих учителей.

Затем одиннадцатиклассники показали театральную постановку, в которой постарались воссоздать атмосферу военного времени и отразить глубокий образ учительницы из повести А. Лиханова. Роль главного героя проникновенно исполнил Коля Груздев, любимую учительницу Анну Николаевну трепетно сыграла Лиза Качегова (также победитель и призёр районных конкурсов выразительного чтения), а образ директора школы воплотила в жизнь Настя Попова. Остальные ребята представили учеников военной поры.

Особенно растрогала сцена последней встречи учительницы и бывшего воспитанника, ставшего писателем и навестившего свою наставницу через много лет после окончания школы, в которой педагог признаётся: «А знаешь, отчего я по ночам с испугом просыпаюсь? … От страха, что не успела проверить ваши тетради. А уже звонок на урок».

Торжественно и летописно прозвучали строки из повести Лиханова, вызывая у зрителей ностальгию по далёкому детству и осознание духовности, избранности учительской профессии.

В основе педагогического призвания должна лежать доброта – поддержал главную идею встречи следующий участник – Максим Ляпин. Он представил великолепный иностранный фильм о школе и учителях «Хористы» (режиссёр К.Барратье). Эта кинокартина в 2005 году была выдвинута на премию «Оскар» и награждена за лучшую музыку к фильму. И вот Максим Ляпин с честью и достоинством показывает подвижничество учителя на основе фрагментов из этой картины, обращая внимание на то, что учитель в ней не добивается справедливости, а поступает по любви.

Так на основе диалога с литературой и искусством кино у собравшихся укореняется представление: учительство – это служение детям и народу, «подвижничество». Воспитание – самое святое занятие из всех святых дел.

После обсуждения произведений искусства хозяева салона предложили учителям за чашечкой чая обменяться жизненными историями. И полился доверительный разговор о том, как «просыпается» в сознании учителя понимание своего призвания. Круг рассказчиков постепенно расширялся и оживлялся: каждый из гостей подарил собравшимся личное переживание. Вспомнили учителей и воспитателей, чьё имя «незабвенно». Были в этом списке и каменские, и мезенские, и деревенские педагоги. Жаль, что многие из них не слышали тёплых слов любви и уважения, которые звучали из уст продолжателей их дела – нынешних учителей. Рассказали о «выдумках» мудрых наставников; поведали о том, что повлияло на выбор профессии; назвали книги и фильмы, способные помочь осознать педагогическое призвание.

Наверняка каждый участник встречи – и выпускник, и педагог – расширил свои знания полезной мыслью или идеей, ушёл с перспективой чтения, деятельности, поставил перед собой вопросы.

А для одиннадцатиклассников это был незабываемый опыт общения, в процессе которого за повседневной жизнью и заботами учителей они могли увидеть их духовные усилия и творческий потенциал, осознать, что призвание педагога – это призыв бога к людям и служение сердцем.

Автор – Ирина Мартюшова, педагог словесности, Каменская школа.

Ссылка на источник — Сетевое издание «Север» от 19 ноября 2021 года