Затонувший в Арктике корабль оказался «Вайгачом» — это подтвердили учёные

Затонувший в Арктике корабль оказался «Вайгачом» — это подтвердили учёные.

Напомним, что неизвестный на тот момент подводный объект на глубине 27 метров недалеко от мыса Ефремов Камень нашли летом 2020 года.

Нашли его участники комплексной экспедиции «Главный фасад России. История, события, люди», организованной РГО и Северным флотом. Тогда историки экспедиции предположили, что это может быть «Вайгач».

Однако идентифицировать его удалось лишь в этом году — сделали это участники комплексной экспедиции «Помни войну». Её организаторами выступили РГО, Северный флот и морская инженерная компания «Фертоинг». Современные методы организации подводных работ и новейшее оборудование дали свои результаты: затопленное судно было тщательно обследовано, и теперь точно можно сказать, что в истории с пароходом «Вайгач» поставлена точка.

РГО напоминает, что именно «Вайгач» в 1914–1915 годах первым прошёл трассу Северного морского пути, но потерпел крушение спустя три года в Енисейском заливе.

В 1910–1915 годах под руководством капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого на судах «Вайгач» и «Таймыр» проходила гидрографическая экспедиция в Северном Ледовитом океане. Она прославилась открытием архипелага Николая II (ныне Северная Земля) и проходом от Архангельска до Владивостока.

В конце Первой мировой войны в связи с тяжёлым продовольственным положением в северных районах европейской части России был запущен проект доставки продовольствия Северным морским путём.

Так как в навигационном отношении этот путь оставался ещё плохо изученным, то одновременно с доставкой хлеба требовалось организовать гидрографическую экспедицию для исследования западной части Северного Ледовитого океана. Тогда «Вайгач» и «Таймыр» снова отправились в путь.

В сентябре 1918 года после захода на Диксон «Вайгач» потерпел крушение в Енисейском заливе недалеко от мыса Ефремов Камень и затонул. Причиной гибели судна стал скальный выступ, никак не обозначенный на картах. Сейчас это место известно как скала Вайгач.

На фото ледовый пароход “Вайгач”. Фото из научного архива РГО

Ссылка на источник — Правда Севера за 30 декабря 2021 года