Душой молодая всегда

Душой молодая всегда

Именно так говорят о Татьяне Зосимовне Гуриной – почётном работнике общего образования, ветеране педагогического труда.

Каждый год, 25 января, в День российского студенчества она отмечает свои именины. Для неё Татьянин день – особый.

Девочка не с детскими глазами

Передо мной старая фотография девочки пионерского возраста с очень серьезным взглядом и внимательными, почти недетскими глазами. Белый фартук, белый воротничок…

Дети послевоенного поколения… Пусть они родились уже после Дня Победы, но, всматриваясь в их лица, понимаешь, откуда эта печать взрослости во взгляде. Страна поднималась из руин, и ответственность за её будущее чувствовали все – от мала до велика.
Но дети, конечно, оставались детьми. И Татьяна любила зимой бегать со сверстниками по крышам сараев, прыгать в сугробы, играть в прятки, в голик. Игр у ребятишек того времени было много, в четырёх стенах не сидели.

Девчушка посещала разные кружки Дома пионеров, занималась шахматами, теннисом, участвовала в театральных постановках. Ей всё было интересно, всё увлекало!

– Одним из ярких впечатлений дошкольной поры, – вспоминает Татьяна Зосимовна, – была поездка с бабушкой к родственникам в Шойну, на самый крае­шек российского Заполярья. Шли туда на морском пароходе «Юшар», ставшем позднее легендарным. В посёлке сразу пора­зило обилие песка. Куда ни глянь, везде он. И дома, и высокий маяк словно вросли в него. Там ещё была морская промысловая база, где шла разделка китов и белух. В этом месте стоял какой-то особый запах, который запомнился навсегда.

На обратном пути девочку одолел приступ морской болезни, и тогда незнакомый военный, сидевший рядом с ней, отрезал и предложил ей кусочек твердой колбасы.

– Пожуй, – говорит, – легче станет.
И действительно, вскоре дурноту как рукой сняло…

Школьные годы чудесные

1 сентября 1957 года наша герои­ня отправилась в первый раз в первый класс школы № 4, которая в те годы размещалась в двухэтажном здании слева от поч­ты на улице Смидовича. Встречала первоклашек классная мама Лидия Григорьевна Рожина.

– Добрая, внимательная, спокойная и в то же время требовательная, она для нас была эталоном красоты и элегантности, – вспоминает Татьяна Зосимовна. – Когда я попала в больницу, Лидия Григорьевна находила время навещать меня. Такое отношение учителя к ученику не забывается никогда.

Татьяна вспоминает, что атмосфера в школе была радостная, все не только учились, но и занимались общественно полезным трудом. До сих пор её память бережно хранит торжественность октябрятских и пионерских сборов и праздников, смотров строя и песни, как дружно и весело собирали металлолом и макулатуру.

А ещё ходили в походы, получали первые навыки работы на земле, трудились на пришкольном участке. Выращивали не только цветы и зелень, но и капусту, картофель, морковь, репу…

– В школе был замечательный коллектив педагогов, – продолжила рассказ Татьяна. – До сих пор помню интересные, яркие уроки русского языка и литературы Анны Григорьевны Викуловской, географа Зои Васильевны Казаковой, историка Александры Михайловны Сосульниковой, которая в старших классах была нашим классным руководителем. Всегда с доб­рыми чувствами вспоминаю учителя домоводства Ольгу Константиновну Серебрянникову, Антонину Александровну Витязеву, директора школы Николая Алексеевича Викуловского.

Здравствуй, студенческая жизнь!

После восьмилетки Татьяна поступила в Нарьян-Марское пед­училище: она мечтала стать учителем начальных классов.

Студенческая жизнь была не менее увлекательной, чем школьная. Поездки на сенокос, субботники, вечера отдыха… Необыкновенно талантливый хор учебного заведения, в котором пела и наша героиня, был широко известен во всём округе. И педагогический коллектив наставников заслуживал всяческих похвал. Чего только стои­ли незабываемо-глубокие и тщательно продуманные уроки Тамары Андреевны Дуркиной, которая не только передавала молодым людям знания, но и прививала любовь к русскому языку и литературе.

– Она была великая труженица! – с восхищением говорит Татьяна Зосимовна. – Все, кто слушал её лекции, навсегда запомнили уникальный тембр её чётко поставленного голоса. Когда училась в педучилище, мне посчастливилось проходить практику в родной четвёртой школе. До сих пор с ностальгией вспоминаю свой 4-й класс и его классного руководителя Галину Ивановну Протопопову. Она очень внимательно относилась ко мне: и уже не как к ученице, а как к будущей коллеге. Большую помощь получала и от Дарьи Никитичны Самохиной, Лидии Михайловны Зайцевой и других педагогов.

Педагог с большой буквы

После окончания педучилища Татьяну направили работать во вспомогательную школу учителем пения, рисования, черчения и физкультуры. Однако, после рождения дочери, первое время она исполняла обязанности старшего пионервожатого.

Потом был первый её класс, за ним другой… Со временем, после поступления в пединститут имени Герцена на факультет олигофренопедагогики, получила назначение на должность завуча школы.

Шло время, и возникла необходимость объединить усилия психологов, дефектологов и логопедов для оказания помощи всем детям с проблемами обучения. В 1993 году была создана психолого-диагностическая служба окружного управления образования, позднее преобразованная в центр «Дар». Около 20 лет Татьяна Зосимовна возглавляла его.

– За эти годы, – рассказывает ветеран, – мы с коллегами в составе рабочей группы побывали с командировками практически во всех школах НАО. Консультировали и оказывали помощь родителям, детским садам, учителям в работе с детьми. Не считаясь со временем и личной жизнью, с первых дней создания психологической службы трудились такие специалисты, как врач-психиатр Надежда Юрьевна Романова, медицинская сестра Лариса Ивановна Чебыкина, педагоги-психологи Клавдия Афанасьевна Вокуева и Галина Викторовна Дрыгалова, учитель-логопед Юлия Василь­евна Попова и многие другие.

Все эти замечательные профессионалы своего дела оставили заметный след в становлении и развитии центра «Дар», всей психолого-диагностической службы округа.

Жизнь учреждения всегда была насыщена интересными событиями. Сотрудники центра участвовали в окружных смотрах-конкурсах кабинетов логопедов, психологов, дефектологов. Проводили Дни здоровья, конференции, семинары…

Спустя годы она вновь вернулась в родную коррекционную школу, учила ребятишек в спецклассе. Завершая трудовую деятельность, работала руководителем музея социально-гуманитарного колледжа имени И. П. Выучейского.

Почёт по заслугам

В прошлом году Татьяна Зосимовна решила выйти на заслуженный отдых.
Более чем 50-летний трудовой стаж в сфере просвещения говорит о многом. И теперь беседуя с теми, кто встречался с ней по работе, в жизни, слышу о незаурядных качествах нашей героини, её таланте организатора и добром отношении к людям. О высоком профессионализме и стремлении всегда прийти на помощь всем, кто в ней нуждается.

В конце лета Татьяна Гурина отметила своё 70-летие. Она по-прежнему полна оптимизма и молодого задора, готова к освое­нию новых интересных для неё занятий. В её доме много вещей, сделанных своими руками. Так она, как теперь говорят «классно», вкладывается в домашнее творчество в технике декупаж. Украшает разные вазочки, бутылочки, которые потом дарит своим родным и близким.

А ещё делает такие замечательные куклы-скрутки, что их впору на выставках показывать. Кроме того, остаётся постоянной участницей хорового коллектива «Встреча с песней», главной особенностью которого является исполнение песен о Великой Оте­чественной войне.

Воспитав с супругом трёх замечательных дочерей, Татьяна Зосимовна теперь всю доброту своего большого сердца и заботу отдаёт внукам, которыми очень гордится. А как иначе, ведь старшие – Данил и Григорий – золотые медалисты! Да и младшие радуют бабушку и согревают ей душу.

Дочь Ирина, накануне дня именин своей мамы, процитировала такие проникновенные строчки в её честь:

Ты мой ангел-хранитель. Любовью твоей
И земля эта держится, мама.
В нашей жизни мы все под крылом матерей,
Хоть и рвёмся на волю упрямо.

В День Татьяны зима заметает следы
Неудач и ошибок невольных.
Знаю, мама, что это заботишься ты,
Чтобы падать мне не было больно.

Справка «НВ»
Декупáж (фр. découpage – «резка») – техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности.

Автор- Андрей Чуклин

Ссылка на источник — nvinder.ru от 23 января 2021 года