Особый статус для полуострова

Особый статус для полуострова.

Экспедиция на север полуострова Канин подтвердила высокую природную ценность этой территории.

Всемирный фонд дикой природы предлагает придать территории полуострова особый статус охраны. Для этого надо расширить региональный заказник «Шоинский». Об этом сообщает пресс-служба WWF России.

– Полуостров Канин как никогда нуждается в охране. Мы постоянно получаем сигналы о том, что территорию бесконтрольно посещают туристы – на вертолётах, квадроциклах, снегоходах, яхтах и попутных морских судах в любое время года. Браконьеры занимаются нелегальной охотой и рыбалкой, – цитирует пресс-служба координатора проектов WWF России в НАО Сергея Уварова. – Для включения территории в состав регионального заказника нужные свежие научные данные, а последние серьёзные исследования проводились на полуострове Канин несколько десятилетий назад. Поэтому данные экспедиции, которая состоялась при поддержке WWF России, крайне важны – и для экологов, и для природы Ненецкого края.

Маленьких тундровиков готовят к школе

Маленьких тундровиков готовят к школе.

Кочевой детский сад работает в ненецкой общине «Канин».

Ещё в начале августа вертолёт доставил сюда учебные пособия, литературу, спорт­инвентарь, обучающие игры и другие необходимые для занятий принадлежности. Готовят юных тундровиков к школе два педагога из Неси. Они кочуют вместе с оленеводческими бригадами.

Как сообщили в департаменте образования, в этом году работа с детьми оленеводов организована в двух бригадах общины «Канин». Образовательная программа включает занятия по речевому, познавательному, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию, а также физическому воспитанию.

Без невесты и ипотеки. Как живёт свободный народ “оленных” людей

Без невесты и ипотеки. Как живёт свободный народ “оленных” людей

Вся жизнь кочевого народа вращается вокруг оленя. Он — основа, источник пищи, доходов, средство передвижения. За ним от летнего пастбища к зимнему и обратно идут ненцы и коми. Такой уклад не менялся сотни лет. Сейчас кочевники почти забыли свой язык, традиционного образа жизни придерживаются только те, кто остался в тундре.

С учётом северной логистики

С учётом северной логистики

Ненецкая нефтяная компания намерена подготовить комплекс предварительных проектных работ для строительства круглогодичной автодороги Мезень – Несь.

О старте проекта объявили во время видеоконференции участников программы «Кол­арктик 2014–2020».

В перспективе первая круглогодичная дорога соединит два соседних региона: Архангельскую область и Ненецкий автономный округ. Магистраль планируют построить в рамках приграничного сотрудничества «Коларктик 2014–2020».

На носу хищной птицы

На носу хищной птицы

Попасть на мыс Канин Нос чрезвычайно сложно – он практически недоступен для туристов. На самом северном архипелаге – Земле Франца-Иосифа – их бывает в десятки раз больше, чем здесь

Священная тишина тундры

Расположен он между Баренцевым и Белым морями, в водное пространство вторгается носом хищной птицы канюк – отсюда и название. Ненцы называют его Япто-Сале, то есть тонкий мыс. Сейчас этот край отрезан от цивилизации – только научные экспедиции и редкие профессиональные путешественники могут пройтись здесь летом по отполированным камням и упругим мхам, зачерпнуть горстью янтарной ягоды морошки, полюбоваться местными достопримечательностями. А зимой экстремалы на автомобилях и снегоходах добираются сюда, чтобы побывать на краю Земли и посетить одно из самых ветреных мест материковой России.

Днем с углем

Днем с углем

Пять населенных пунктов НАО полностью обеспечены углем. Это село Коткино, деревни Щелино, Тошвиска, Лабожское и Чижа.

В целом по информации главного оператора северного завоза МП ЗР «Севержилкомсервис», на сегодняшний день в рамках кампании в населенные пункты округа по морю и реке доставлено более 15% каменного угля от планового объема.

Как сообщили в муниципальном предприятии, вчера судно с углем прибыло в Харуту, началась разгрузка. На прошлой неделе в Харуту и Хорей-Вер были отправлены первые партии дров. Также в эти дни идет доставка дизельного топлива в Хорей-Вер и Несь.

Маршрут прежний, формат новый

Маршрут прежний, формат новый.

Выслушать, проверить и оценить. В ходе рабочей поездки в Несь и Ому глава региона Александр Цыбульский оценил ход исполнения поручений, данных им в феврале этого года. В центре внимания по-прежнему эффективность бюджетных затрат и совершенствование муниципальной инфраструктуры.

Маршрут прежний – юго-запад округа. А вот формат рабочей поездки иной. Без лишних слов и марш-бросков по муниципалитету. Обстоятельный и конкретный разговор по каждому из поручений.

Перемен дождались

Первым делом отправляемся в Ому. В рабочем кабинете главы муниципалитета Екатерины Михеевой собрались руководители учреждений и предприятий Омского сельсовета, местные депутаты и активисты села. По другую сторону стола – главы департаментов округа, Заполярного района и главный федеральный инспектор по НАО. Разговор, что называется, начистоту.

Отговорила школа кочевая…

Отговорила школа кочевая…

Кочевая школа, которую сейчас преподносят как нечто новое и современное, на деле таковой вовсе не является. Это скорее забытое старое, нежели современный подход к национальному образованию в нашем регионе.

На недавнем съезде оленеводов тема кочевых школ и кочевого детского сада приводилась в качестве возможного альтернативного варианта обучения детей тундры. Упор делали на новаторство и эксклюзивность. Однако это далеко не так.

Дело в том, что кочевая школа (как понятие современное и тем более своевременное) сегодня мало кем воспринимается в качестве альтернативного способа обучения детей коренных малочисленных народов.

На протяжении десятилетий ее признавали вынужденной мерой, напрямую связанной с ликбезом. Это было «дитя» начала 30-х годов. Первая кочевая школа в стране появилась именно на территории нашего региона.

Ее родиной по праву можно считать Канинскую тундру, а родителем – Николая Степановича Карпова. Тогда во исполнение партийных директив с целью подготовки будущих национальных кадров для ненецких тундр и создали эту школу, которую назвали кочевой. Но ее следовало бы признать передвижной. Она перемещалась параллельно кочующим оленеводам от поселения к поселению: с Канина до Неси через Горбы, Шойну, Чижу, Яжму.

Птица 2018 года – скопа

Птица 2018 года – скопа.

Ежегодно Союз охраны птиц России выбирает Птицу года. Кампания способствует привлечению внимания россиян к птицам и вопросам их охраны.

Изящная скопа с красивым контрастным опереньем в 2018 году названа Птицей года. Это очень редкое пернатое занесено в Красную книгу РФ.

Хищная птица, распространенная в обоих полушариях за исключением Антарктиды, единственный представитель семейства скопиных (Pandionidae).

В Ненецком автономном округе прилет скопы наблюдали на территории п-ова Канин и, предположительно, на реке Суле.

Фотоателье в тундре

Фотоателье в тундре - снег настоящий, ели нарисованыеФотоателье в тундре. В истории Ненецкого округа было много разных событий: великих и масштабных, имеющих отношение к жизни всего заполярного региона, и менее значительных, связанных с судьбами отдельных людей. О «великих» память сохранилась, а вот более конкретные, частные, чаще всего как-то выпали из обоймы публичной известности, и их приходится восстанавливать по крупицам.

Старые фотографии – бесценная кладезь, сохранившая лица давно ушедших людей и поколений, образы эпохи. Некоторые фотографии, обнаруженные где-либо в заброшенном доме на чердаке, постоянно дают повод для воспоминаний и размышлений, потому что нашу большую историю творили эти люди, имена которых мы сегодня и пытаемся восстанавливать в рубрике «Старая фотография».

Удивительно, но после многих напечатанных старых фотографий, редакция практически сразу получает отклики читателей, узнавших на снимках своих близких: молодых родителей, дедов или прабабушек. Все-таки сильна память земляков, помнят они предков и хранят в сердцах память о них. Надеемся, что и сейчас с вашей помощью «старая фотография» вернет истории имена тех, кто на ней был запечатлен в конце 30-х годов прошлого века.

Сегодня мы представляем читателям «НВ» фотографию, сделанную примерно в 1938-1939 годах. На Канин тогда прилетел первый рейсовый самолет и приземлился то ли в Шойне, то ли в Кие – столь большой разброс объясняется тем, что на фото не указано точное место, где произошла встреча летчиков и привезенного ими фотографа с представителями Канинской тундры.

12