Как провожали теплоходы (продолжение)

КаменкаКак провожали теплоходы (продолжение)

Желающих уехать не было отбою. Обычно на морском вокзале – был и такой в Каменке – скапливалась у кассы очередь: уехать в Архангельск морем было и удобнее и, самое главное, выгоднее, многим оказывалось к тому же по карману, нежели лететь на самолёте. К тому же пароходы, следуя по беломорскому побережью, делали остановки в поморских деревнях, высаживая и принимая пассажиров, грузы, почту.

Но больше всего мы ожидали прибытия из Архангельска первого пассажирского парохода. Это был праздник, если не сказать больше – традиция: встретить не только первый, но и каждый последующий приходящий в порт пароход. А потом ещё – и проводить. На портовской пристани обычно собирались сотни каменцев – взрослых, подростков и детей. Среди них были не только встречающие и провожающие, но много таких, кто приходил просто так, в надежде увидеть друзей и знакомых, пообщаться друг с другом.

И только одной встрече мы не придали особого значения, когда в 1967 году в Каменку подошёл, впоследствии ставший легендарным, карбас “Щелья”. Мореход и полярник Дмитрий Андреевич Буторин и писатель Михаил Евгеньевич Скороходов, совершая плавание от Архангельска в древнюю Мангазею по древнему пути поморов, решили сделать короткую остановку в посёлке. Вот как описывает это событие писатель в своей книге “Путешествие на “Щелье”.

Как провожали теплоходы

Михаил БУТОРИНКак провожали теплоходы.

Об авторе:

Михаил БУТОРИН – уроженец Архангельской области. Сейчас проживает в Санкт- Петербурге, преподаёт в вузах города, но большая часть его трудовой жизни была связана с Севером.

Прошёл путь от фотокорреспондента до редактора газеты, работал в обкоме комсомола, правоохранительных органах, в исполкоме областного Совета народных депутатов. Избирался депутатом Архангельского областного Собрания депутатов.

Возглавлял областную общественную организацию “Совесть”. Немалый вклад внёс в увековечение памяти жертв политических репрессий. Организатор шести экспедиций “Щелья” по Белому морю.

Кандидат исторических наук. Доцент. Член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Нынешним летом М.В.Буторин, учёный-историк, преподаватель, общественный деятель вновь побывал в нашем районе, на своей малой родине. Встреча с ним состоялась в Долгощелье, в Каменке и в Мезени. На этот раз целью его поездки стало 50-летие плавания карбаса “Щелья”, на котором в 1967 году Дмитрий Буторин из Долгощелья и писатель-журналист Михаил Скороходов прошли по древнему торговому пути, проложенному когда-то поморами в “золотокипящую” Мангазею, преодолев за три месяца Белое, Баренцево и Карское моря.

Поморский карбас. Село Койда

Койда. Фото с сайта Евгения ШкарубаПоморский карбас. Село Койда.

“Выход в море пока не возможен. Пережидаем сильный ветер от севера.

Описывать наше житье в Койде я не берусь, потому что сие не подвласно моему перу. Традиция гостеприимства на Поморском Севере передается из поколения в поколение. В ней нет ничего нарочитого и на показ. Нас, пришельцев со стороны моря, поселили в «Доме приезжего» колхоза Освобождение. Приносили рыбу и водку, топили для нас баню. Главным событием трех дней нашего здесь прибывания стали праздники — День рыбака и День села Койда. Мы выступали в клубе с поздравлениями, ели уху из общего котла колхозников и рыбаков. Команда беломорский практиков отдохнула и выспалась.

Я заходил к своим давним знакомым Елене и Степану Петровичу. Скачивал прогноз погоды, слушал хозяев: «Завтра полнолуние. Полнолуние — это полвод отжилых вод. Как отжилые воды пойдут, так обязательно штормонет» — так Степан Петрович объясняет, что по мере увеличения амплитуды приливов в сизигию высока вероятность шторма на море.

«Народное судостроение должно стать брендом Поморья»

Встреча губернатора области Игоря Орлова и участников проекта «Поморский карбас»«Народное судостроение должно стать брендом Поморья». В Северном морском музее состоялась встреча губернатора области Игоря Орлова и участников проекта «Поморский карбас».

В разговоре о сохранении уникальной культуры северного мореходства и судостроения приняли участие представители краеведческого музея, Северного и Соловецкого морских музеев, САФУ, Кенозерского национального парка.

Один из авторов проекта «Поморский карбас», шкипер клуба «Морские практики» Евгений Шкаруба рассказал, что за 16 дней в селе Лешуконское местный мастер Виктор Кузнецов построил карбас, прототипом которого послужил макет судна из Архангельского краеведческого музея.

Он отметил, что сшитый так называемым мезенским стилем карбас (когда сначала из досок «рождается» оболочка, а потом только внутрь вставляются поперечные элементы жесткости) – легок и быстроходен.

Построенный карбас получил имя «Вашка» – это название притока Мезени. Судно и команда выдержали испытания перехода под парусами и на веслах из Лешуконского до Соловков. Там карбас останется на зимовку до нового сезона.