Современные проблемы науки и образования. Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования Методическая компетенция педагога дополнительного образования

Доклад по теме:

«Профессионально педагогическая компетентность педагога дополнительного образования».

Подготовила: Кайтукова В. Г.

педагог дополнительного

образования МКДОУ д/сад №7

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руко­водство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеуроч­ной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направ­лена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отве­чающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги допол­нительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

Быть чутким и доброжелательным;

Понимать потребности и интересы детей;

Иметь высокий уровень интеллектуального развития;

Обладать широким кругом интересов и умений;

Быть готовым к выполнению самых разных обязанно­стей, связанных с обучением и воспитанием детей;

Быть активным;

Обладать чувством юмора;

Располагать творческим потенциалом;

Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на раз­витие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или профессионализация педа­гога, - целостный непрерывный процесс становления лич­ности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разре­шается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием про­фессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого про­фессионального мастерства любого специалиста. Причем лич­ностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении чело­века к выполнению им профессиональной деятельности сви­детельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в дея­тельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом слу­чае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изме­нения.

Специалисты в области психологии труда разработали кон­кретные положения, характеризующие соответствие лично­сти профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

1) способности и предрасположенность к работе опреде­ленного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;

2) знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;

3) склонность и желание работать, иначе - воля и моти­вация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на позна­вательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессио­нальной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессиона­лизме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и чело­век восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обра­щений к работнику по проблематике, связанной с его профес­сиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адап­тироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью чело­века, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем разви­тия способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним отно­сятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очеред­ности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятель­ности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффек­тивность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворен­ных деятельностью, используя систему субъективных крите­риев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во многом зави­сит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состоя­ние, тем более что деятельность педагога подвержена силь­ным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал И.П. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуще­ствлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка централь­ной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утрен­няя гимнастика.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно упо­требляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится пред­метом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    Работа в методических объединениях, творческих группах;

    Исследовательская деятельность;

    Освоение новых педагогических технологий;

    Различные формы педагогической поддержки;

    Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

    Обобщение собственного педагогического опыта;

    Использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

    самоанализ и осознание необходимости;

    планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

    самопроявление, анализ, самокорректировка.

В педагогической литературе часто используются и уже „устоялись ” термины компетенция , компетентность.

Широкое применение терминов компетенция , компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия„компетентный ”в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев, Т. И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

    *управленческий аспект: как педагог анализирует,планирует, организует,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

    *психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;

    *педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно следу­ющим образом:

1. Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряже­ние пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление - выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют сни­жению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.

2. Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение «рож» перед зеркалом.

3. Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.

4. Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.

5. Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

Педагогическая направленность- важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

Педагогическое целеполагание- умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

Педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических задач;

Педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;

Педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Доклад

По теме:

«Профессионально педагогическая компетентность педагога дополнительного образования».

Подготовил: Кочергин С. А.,

Педагог дополнительного

Образования МКОУ ДОД СЮТ.

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
  • быть активным;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или профессионализация педагога, - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

  1. способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;
  2. знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;
  3. склонность и желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем развития способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним относятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очередности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворенных деятельностью, используя систему субъективных критериев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во многом зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состояние, тем более что деятельность педагога подвержена сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал И.П. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуществлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка центральной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утренняя гимнастика.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  6. Обобщение собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

В педагогической литературе часто используются и уже „устоялись ” термины компетенция , компетентность.

Широкое применение терминов компетенция , компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия „компетентный ”в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев, Т. И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  • *управленческий аспект: как педагог анализирует,планирует, организует,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  • *психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;
  • *педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно следующим образом:

  1. Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление - выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют снижению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.
  2. Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение «рож» перед зеркалом.
  3. Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.
  4. Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.
  5. Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

Педагогическая направленность- важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

Педагогическое целеполагание- умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

Педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических задач;

Педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;

Педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.


1

Дополнительное образование является важнейшим ресурсом для развития других систем образо-вания. Основой образовательного процесса в дополнительном образовании детей является реализация дополнительных общеобразовательных и предпрофессиональных программ, выходящих за рамки ос-новных. По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направ-ления, охватывая различные сферы жизнедеятельности. Выявленные нами особенности организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании обусловливают специфику профессио-нальной деятельности педагога дополнительного образования в целом. Для того, чтобы рассмотреть ха-рактер деятельности педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленно-сти мы разделили их на две большие группы: руководители художественных кружков (изостудий) и пре-подаватели детских художественных школ, осуществляющие свою деятельность в системе образования в сфере культуры. Общепрофессиональная компетентность руководителя художественного кружка (изо-студии) и преподавателя детской художественной школы характеризуется общепедагогической направ-ленностью и поэтому идентична. Их общеотраслевая компетентность определяется характером и содер-жанием деятельности по изобразительному искусству, в сравнении с учителем изобразительного искус-ства она характеризуется углубленным погружением в художественно-творческую деятельность, более узкими конкретными задачами, которые может решать педагог, вовлекая детей в творческую деятель-ность.

профессиональная компетентность

художественное образование

дополнительное образование

1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Проект от 10.04.2014 года.

3. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных про-грамм в области искусств: в 2 ч. Монография: сборник материалов для детских щкол искус-ств / Авт.сост. А.О. Аракелова. – Москва: Минкультуры России, 2012.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществ-ления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным програм-мам».

5. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1244-р «О Концепции развития обра-зования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы».

6. Рекомендации парламентских слушаний «О состоянии и перспективах развития си-стемы дополнительного образования детей в Российской Федерации» Комитет Совета Фе-дерации по науке, образованию и культуре от 17 апреля 2014 года.

7. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Рос-сийской Федерации до 2020 года». «Педагогическое образование и наука» Научно-методический журнал, 2012, № 8.

Постановка проблемы. Современные требования к качеству образования определили направления его развития на всех уровнях, изменили отношение к дополнительному образованию детей, в котором особое внимание уделяется развивающейся личности ребенка, а сущность определяется гуманистической природой педагогической деятельности. На данном этапе дополнительное образование является важнейшим ресурсом для развития других систем образования. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом» . Функции и ресурсы сферы дополнительного образования необходимо рассматривать как в широком контексте глобальных целей и задач образования, так и в соотношении с задачами и возможностями общего образования.

В проекте Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации определена миссия «дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования личности в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства в XXI веке». Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». В законе указывается на то, что это образование, которое направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, а также оно должно удовлетворять их индивидуальные потребности в разностороннем развитии.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы жизнедеятельности. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Содержание обусловливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами. Специфичность условий дополнительного образования детей заключается, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы.

В педагогической науке нет единства взглядов на то, какими компетентностями, знаниями, умениями и навыками, личностными свойствами должен обладать педагог дополнительного образования. Сама трактовка определения понятия «педагог дополнительного образования» осложняется различиями в содержании и направленности деятельности педагогов. Педагогами дополнительного образования детей называют: педагогических работников осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях начального профессионального образования (детские художественные школы (ДХШ) и детские школы искусств (ДШИ); руководителей кружков, студий; методистов учреждений дополнительного образования, функционирующих в режиме кружковой работы, культурно-досуговой деятельности; педагогов-организаторов культурно-досуговой деятельности.

Деятельность педагогов дополнительного образования любой направленности определяет Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». На основании анализа содержания документов была выявлена специфика дополнительного образования детей, которая предъявляет особые требования к профессионализму педагога дополнительного образования.

Во-первых, дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности. Фактически оно становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе и для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития.

Во-вторых, дополнительное образование детей не является обязательным, осуществляется на основе добровольного выбора детей, их семей в соответствии с их интересами и склонностями. Дополнительное образование не является унифицированным и ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при реализации общего основного образования.

В-третьих, в дополнительном образовании формируются необходимые для индивидов и общества установки и навыки (когнитивные, эмоциональные, социальные). В этом отношении дополнительное образование детей дополняет и расширяет результаты, обеспечиваемые в рамках основного общего образования.

В-четвертых, сфера дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течении всей жизни.

В-пятых, для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества ресурсов основного образования, дополнительное образование осуществляет компенсаторную функцию, компенсируя недостатки общего образования или представляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей. Дополнительное образование детей выполняет и функцию «социальной инклюзии».

В-шестых, дополнительное образование детей является также эффективным инструментом социального контроля, решая задачи позитивной социализации и профилактики отклоняющегося поведения за счет организации свободного времени.

В-седьмых, дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, передачи традиционных культурных практик. Содержание и формы дополнительного образования детей наиболее полно отражают особенности территории, традиции народов и местного сообщества.

В соответствии с повышением статуса дополнительного образования меняются требования к профессиональной компетентности педагога, реализации его педагогической роли, связанной с необходимостью осуществлять социально-педагогическое сопровождение ребенка, тьюторство и фасилитацию.

Выявленные нами особенности организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании обусловливают специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в целом. Для того, чтобы рассмотреть характер деятельности педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности разделим их на две большие группы: руководители художественных кружков (изостудий), осуществляющие свою деятельность в системе дополнительного образования и преподаватели детских художественных школ (ДХШ), осуществляющие свою деятельность в системе образования в сфере культуры.

Специфика профессиональной деятельности руководителя художественного кружка (студии) и преподавателя детской художественной школы во многом будет общей, и заключается в том, что каждый педагог системы дополнительного образования должен обладать следующими специальными компетентностями:

  • компетентность в создании условий для индивидуального развития личности ребенка;
  • компетентность в осуществлении компенсаторной функции дополнительного образования относительно общего образования;
  • компетентность в организации развивающих видов деятельности с опорой на интересы, личностные и возрастные особенности детей, применение широкого спектра форм, активных и интерактивных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса;
  • компетентность в способах удовлетворения творческих и познавательных потребностей обучающихся, содействии в выборе их индивидуальной образовательной траектории, создании каждому ребёнку ситуации успеха;
  • компетентность в планировании и прогнозировании результатов учебно-воспитательного процесса;
  • компетентность в организации обучающей и воспитательной деятельности разновозрастных групп, организации совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей;
  • компетентность в выявлении и развитии творческих способностей детей и подростков, наблюдение положительных изменений каждого в сравнении с самим собой, психолого-педагогическая поддержка одаренных детей и детей с девиантным поведением.

Руководитель кружков (студий) художественно-эстетического направления ориентирован на достижение разноплановых результатов: художественно-эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие обучающихся; формирование у детей умений и навыков практической художественной деятельности; приобщение к различным профессиям художественной направленности, помощь в профессиональном самоопределении; организация свободного времени детей и подростков; приобщение обучающихся к художественной и духовно-практической сфере деятельности разных народов, этнокультуре.

Специальные компетентности руководителя художественного кружка (изостудии) диктуют психолого-педагогические условия его подготовки, а именно: необходимость реализации интегративного подхода на всех уровнях подготовки с учетом всех этапов многоуровневого, структурно моделированного образовательного процесса; интеграция общенаучных, педагогических и психологических знаний, а также использование активных и интерактивных педагогических технологий, форм и методов обучения; инициирование педагогом ценностного отношения к организации образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей с учетом принципов системности, вариативности, сотворчества на основе определения специфики системы дополнительного образования детей; ориентация процесса подготовки педагога на способность обучающихся использовать теоретические знания и практический опыт в решении профессиональных задач в системе дополнительного образования.

Характер деятельности руководителя кружка (студии) по изобразительному искусству определяются местом, где работает педагог. Так кружки, творческие мастерские и студии художественного творчества могут быть организованы во дворцах, в домах и центрах детского и юношеского творчества, клубах по интересам при учреждениях культуры, этнических клубах, центрах эстетического воспитания детей и юношества при музеях, общинных центрах, при воскресных школах, на базе общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, центрах народных промыслов и др. Широкое развитие имеет практика культурно-образовательной работы с детской и подростковой аудиторией в музеях.

Так как детские художественные школы относятся к сфере дополнительного образования, то требования к профессиональной компетентности, которой должен обладать каждый преподаватель данной системы, идентичны в плане общепрофессиональной и общеотраслевой компетентностей. Однако они имеют свой характер деятельности, который влияет на специальную компетентность преподавателя ДХШ. Его деятельность регламентируется Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства, дизайна и архитектуры. Реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства ориентирована на следующие предполагаемые результаты:

Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

Формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и художественного вкуса;

Создание прочной основы для приобретения обучающимися опыта художественно-творческой практики и самостоятельной работы по изучению и постижению различных видов изобразительного искусства;

Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Федеральные государственные требования являются обязательными при реализации предпрофессиональных образовательных программ ДХШ и ДШИ с учётом обеспечения преемственности предпрофессиональных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств. На основании статьи 83 Федерального закона «Об образовании в РФ», можно определить некоторые особенности реализации образовательных программ в области искусств, которые реализуются в детских художественных школах, и принципиально отличают их от программ, которые реализует руководитель художественного кружка (изостудии). Эти особенности выражаются в том, что перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти. В Федеральных государственных требованиях определен минимум содержания, структура, условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. (ФЗ-273 п.3,4,5,6,7 ст. 83) Данная специфика будет оказывать влияние на характер деятельности преподавателя детской художественной школы и выразится в его специальной компетентности.

Общеотраслевую компетентность для педагогов системы дополнительного художественного образования можно расширить - это будет компетентность:

  • в мотивации детей на углубленное изучение разнообразных видов изобразительного искусства и творчества;
  • в углубленном освоении способов работы с различными художественными материалами;
  • в развитии у детей творческих изобразительных способностей, художественного вкуса, пространственного мышления, воображения, восприятия;
  • в организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей;
  • в мотивации обучающихся на участие в выставках и творческих проектах;
  • в создании художественно-образовательной среды, использовании наглядного представления художественных объектов и процессов;
  • в активизации творческой деятельности каждого учащегося, используя такие свойства изобразительной деятельности, как: возможность проявить себя через разнообразные художественные средства, творческое переосмысление реальности, преодоление трудности в получении результата, сравнение своего замысла с идеями других учащихся;
  • в формировании позитивного отношения к творческому процессу, к художественно-творческим проявлениям юных художников, независимо от качественного уровня этого проявления;
  • в развитии способностей учащихся к занятиям изобразительным искусством, в осуществлении индивидуального подхода, предоставлении обучающимся разноуровневых заданиями;
  • в мотивации обучающихся на продолжение профессиональной деятельности в области изобразительного искусства.

Список профессиональных компетенций педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления может быть дополнен и изменен в зависимости от личностных качеств и способностей самого педагога, от запланированных целей и задач на определенный период обучения детей, а также от содержания реализуемой программы обучения.

Таким образом, общепрофессиональная компетентность руководителя художественного кружка (изостудии) и преподавателя детской художественной школы характеризуется общепедагогической направленностью и поэтому идентична. Их общеотраслевая компетентность определяется характером и содержанием деятельности по изобразительному искусству, в сравнении с учителем изобразительного искусства она характеризуется углубленным погружением в художественно-творческую деятельность, более узкими конкретными задачами, которые может решать педагог, вовлекая детей в творческую деятельность. Специальная компетентность профессиональной деятельности руководителя художественного кружка (изостудии) и преподавателя детской художественной школы в целом зависят от выявленных нами особенностей организации учебно-воспитательного процесса в конкретных образовательных организациях.

Рецензенты:

Медведев Л.Г., д.п.н., профессор, декан факультета искусств ОмГПУ, г. Омск;

Соколов М.В., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой художественной ХОМ МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск.

Библиографическая ссылка

Сухарева А.П., Сухарев А.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДО-ПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НА-ПРАВЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16618 (дата обращения: 05.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Молочная Ирина Сергеевна
Должность: заведующий отделом имр
Учебное заведение: МБУДО БДДТ г.Белгорода
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: Профессиональные компетенции педагога дополнительного образования
Дата публикации: 31.01.2017
Раздел: дополнительное образование

Молочная И.С. Заведующий отделом информационно-методической работы Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода
Профессиональные компетентности

педагога дополнительного образования

(из опыта работы МБУДО БДДТ г. Белгорода)
Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Адольф Дистервег - немецкий педагог 18-19 вв.
Аннотация:
В статье автор рассуждает о профессиональной компетенции педагога дополнительного образования, о том, каким должен быть сегодня педагог дополнительного образования.
Ключевые слова:
профессиональная компетентность, педагог дополнительного образования, качества педагога, профессионализм, самообразование. Сегодня много говорят о профессиональном стандарте педагогов, которые введены в общем среднем и дошкольном образовании. Введение профессионального стандарта педагогов дополнительного образования отложен, но уважающий себя педагог должен к этому быть готов уже сейчас, должен задумываться, как он будет ве сти занятия, к а к и м и профессиональными компетенциями должен обладать современный учитель. Дополнительное образование нацелено на создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организацию реальных дел, доступных для всех детей и дающих конкретный результат. Главная задача – не только дать первоначальные знания по тому или другому направлению (как это было раньше на уровне кружковой работы), а отвечать запросам современного общества, обучая, развивая и воспитывая каждого учащегося как индивида социума. В связи с этим дополнительное образование подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка. А главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог. Только сегодня это должен быть педагог-профессионал, педагог-новатор, педагог исследователь, искатель, педагог-аналитик, так как именно от его профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта зависит качество образования.
Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач. Сегодня педагог дополнительного образования должен обладать такими профессиональными и лично стными компетенциями: - быть чутким и доброжелательным, понимать потребности и интересы детей; - иметь высокий уровень интеллектуального развития, обладать широким кругом интересов и умений; - быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей, быть активным; - располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть г о т о в ы м к п е р е с м о т р у с в о и х в з г л я д о в и п о с т о я н н о м у самосовершенствованию. Одним словом – педагог должен быть мастером своего дела, ведь только рядом с мастером может вырасти другой мастер, лишь у мастера можно научиться мастерству, что подтверждают слова Адольфа Дистервега, немецкого педагога, взятые эпиграфом. Профессионализм современного педагога – основа для формирования и развития личности ребенка. Если раньше у педагога дополнительного образования было право выбора детей, то современное общество требует от дополнительного образования включение в образовательный процесс всех желающих, разрабатывая под каждую группу учащихся, под каждого учащегося общеобразовательную общеразвивающую программу. Сегодня на педагогов дополнительного образования возложены большие надежды. Наши педагоги Дворца детского творчества постоянно ищут новые формы и методы обучения. Все педагоги включают в работу программы инклюзивного обучения. Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми и детьми, имеющими проблемы в развитии. Охвачены и включены в обучение учащиеся с девиантным поведением, зависимые, социально запущенными и социально уязвимыми, имеющие серьезные отклонения в поведении и так далее. Вот здесь и «срабатывают» профессиональные компетенции. Каждый педагог проводит систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению, разрабатывает и реализует программы индивидуального обучающего маршрута (ИОМ), оценивает образовательные результаты (формирование предметных и метапредметных компетенций). В нашем учреждении регулярно осуществляется мониторинг личностных характеристик учащихся, определяется совместно с учащимся, его родителями (законными представителями) наиболее продуктивный путь его ближайшего творческого развития. Педагоги не только осуществляют образовательную деятельность учащихся, но и организовывают досуговую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействия с родителями, осуществляют педагогический контроль и оценку освоения общеобразовательной общеразвивающей программы, разрабатывают программно-методическое обеспечение
реализации данной программы. Планируя занятие, педагоги ориентируются на то, что ребенок уже знает и умеет, как он овладел этими знаниями и умениями, как они изменяются в процессе обучения. Педагог должен владеть информацией не только о результативной, но и о процессуальной сторонах учебной работы учащегося, его умениях учиться. К сожалению, не все сотрудники согласны перейти к новым современным требованиям профессиональной компетенции, и это даже не зависит от возраста педагога. Одни с удовольствием принимают все новое и интересное, пробуют экспериментировать и ставить для себя более высокие критерии, ищут способы и самообразовываются. Другие – стараются «не выделяться» и работать, как и прежде. Не все педагогические сотрудники готовы работать с любым учеником, не все могут вовремя распознать педагогические, и даже психологические проблемы ребенка. Для повышения компетентности педагога и оказания методической помощи проводится мониторинг кадровых условий, выявляя уровень п р оя вл е н и я профессиональной компетенции, семинары и круглые столы. Квалификационные требования к педагогам сегодня включают в себя много вещей, которые превратили учреждения дополнительного образования в те учреждения, где дети «мешают» педагогам работать с документацией. Мы надеемся, что введение профессионального стандарта должно помочь освободить их от лишней документации, задаст высокие требования к профессиональной компетентности педагога, что неизбежно влечет за собой изменение стандартов его профессиональной подготовки, повышения квалификации. Педагог будет сам заинтересован в повышении квалификации, будет сам выступать инициатором прохождения курсов, посещения семинаров, тренингов, прохождения дистанционного обучения, включение в свою работу новых форм и методов, отвечающих требованиям современного общества.

Светлана Кулык
Коммуникативная компетенция педагога дополнительного образования

Коммуникативная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих :

Эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;

Установление контакта с учащимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими, коллегами по работе;

Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

Умение убеждать, аргументировать свою позицию;

Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

1. эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

Под восприятием человека человеком мы имеем ввиду получение субъектом восприятия от партнера по общению сведений относительно того, как, каким он воспринят. Обратной связью выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от собеседника, своего поведения, своего облика, сведений о самом себе. В этом случае воспринимающий выступает как коммуникатор обратной связи .

Формы, принимаемые обратной связью в процессе восприятия человека человеком, также весьма различны. Она может быть вербальной и невербальной, т. е. выражаться в слове или жесте, взгляде, мимическом движении; оценочной (например : “двойка” - за невыученный урок, характеристики - “хороший”, “плохой” и др.) и не содержащей оценки : исходящей от конкретного источника (например : “Я считаю, что ты. ”) или не определяющей источника (“По мнению некоторых….”) ; общей или специфический применительно к поведению человека (например : “Ну и глупец же ты!”- как вывод из поведения вообще; “Ты слишком чавкаешь за едой”-относится к конкретному поведению); эмоционально окрашенной (например : “Отстань от меня!”) и не несущей эмоциональной окраски со стороны коммуникатора (например, надпись на заявлении : “В просьбе отказать”) и т. д.

2. установление контакта с учащимися

Если всех, кто в группе или классе, изобразить на листке бумаги кружочками и провести стрелки, обозначающие взаимные связи и влияния, то одни кружочки будут связаны десятками стрелок, в другие упрутся только одна-две стрелы.

Учитель, объясняя урок, устанавливает связи между собой и классом, прямые и обратные . Прямая связь - влияние учителя на класс. Обратная - влияние класса на учителя. Учитель не в пустоту рассказывает, он следит за тем, как слушает и понимает его класс, и в зависимости от этого вольно или невольно меняет свой рассказ - говорит быстрее или медленнее, тише или громче и, главное, проще или сложнее, короче или подробнее.

Но и каждый из учеников влияет на работу учителя! Учитель управляет всем делом учения в классе, но ведь и дети тоже мешают или помогают учению. Стоит появиться в классе двум-трем сильным ученикам, как учителя начинает по-другому готовиться к уроку, по-другому и рассказывать : ему есть перед кем стараться. Если же учитель видит перед собой равнодушную массу людей, то будь он хоть семи пядей во лбу, он не сможет рассказывать ярко и увлеченно.

2.1. установление контакта с родителями (лицами, их замещающими)

Педагоги , работающие с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи педагогом . Как только родители почувствуют в словах педагога нотки обвинения , он либо постарается перейти в "контрнаступления", защищая своего сына или дочь, либо "закроется", смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог , но, не проявляя при этом никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему, устроит "головомойку" своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом .

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того она имеет и свое продолжение : после подобной "воспитательной" беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения.

Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога , можно использовать "принцип сэндвича": хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершения беседы проходит тоже на "хорошей ноте". Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятие второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит "диагноза". А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как "Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка :"

Педагог , в общении с родителем, должен использовать технику "Я - высказывания" - способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека. Оно оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Поскольку позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта, говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.

3. умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей

педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя; (пример : перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя);

педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей);

педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;

педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия, учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход. И получает при этом лучший результат.

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики».

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся : нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности ); педагогический такт ; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение детского воображения ; знание детьми творческих способностей и склонностей своего педагога .

4. умение убеждать, аргументировать свою позицию

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что необходимо убедить человека в том или ином аспекте. Есть различные способы убеждения : манипуляция, приведение доводов, аргументация своей позиции. Аргументация часто используется в профессиональных навыках. Её мы используем, чтобы отстоять свою позицию, показать верное решение, направить человека в нужное русло. Мы из тех людей, которые принимают решения, и часто выдвигаем наши мысли на обсуждение или пытаемся аргументировать свою позицию.

умение слушать! Именно услышать нашего собеседника является частью успешных переговоров и постановки своей позиции. Нам нужно понять, что хочет от нас противоположная сторона, чтобы правильно и корректно поставить свою позицию и свои взгляды. Порой, не услышав доводов, мы делаем скоропостижные выводы.

5. владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях.

Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет культура и техника речи.

Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога , его педагогические , и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.

И в завершении доклада о компетентности и я предлагаю один из видов оценки педагога . Если посмотреть глазами детей то выделяются такие Критерии оценки педагога учениками

1. Профессиональное мастерство

2. Ответственность

3. Чувство юмора

4. Организаторские способности

5. Творческие способности

6. Выразительность речи

7. Остроумие

8. Эмоциональность

9. Уважение к ученикам

10. Умение понять ученика и найти с ним общий язык

11. Доверие к ученикам

12. Доброта

13. Справедливость

14. Отходчивость

15. Строгость

16. Не обзывать учеников



error: Контент защищен !!