Скучаю по общению с детьми

Попа Сергей Григорьевич «Скучаю по общению с детьми».  Исполнилось 30 лет с начала педагогической деятельности начальника горуо Сергея Попы.

23 августа — именно в этот день 30 лет назад в трудовой книжке нынешнего начальника управления образования администрации Северодвинска С.Г. Попы появилась первая запись. И пусть всего года ему не хватило до того, чтобы встретить юбилей в качестве учителя, духовно выбранной профессии верен до сих пор. Педагог по натуре, что тут скажешь.

Однако в том, что станет именно им, не был уверен даже будучи студентом историко-филологического факультета Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова. Вырос в семье простых рабочих (мама была крановщиком, отец — слесарем), звезд с неба не хватал. Профессия выбрала сама: в 1977 году попал на практику в пионерский лагерь «Сигнал» в селе Кехте Холмогорского района, где был вожатым. Поработав с детьми, понял: ничем другим заниматься уже не сможет. В 1980 году, окончив вуз, по распределению попал в Ненецкий автономный округ.

— Когда я приехал в Нарьян-Мар, там стояла замечательная снежная погода: шел мокрый снег, была метель, — с иронией вспоминает Сергей Григорьевич. — Такое романтическое начало карьеры у меня было.
Отработав четыре года в средней национальной школе поселка Шойна в НАО, в 1984 году вернулся в Северодвинск — учить детей русскому языку и литературе в школе № 6. А затем на волне перестройки получил предложение от бывшего в то время начальником управления народного образования Валерия Зарецкого возглавить школу № 14.
— Мне было тогда 27 лет. Комсомольский билет лежал в кармане!
Сомнений перед уходом была масса (недостаток опыта, классное руководство в выпускном классе). Тем не менее на следующие 13 лет 14-я школа станет его родной. За это время из школы с углубленным изучением английского языка она перепрофилируется в гимназию, выпустит много талантливых учеников.
— Директор, глава учреждения, определяет все — это я совершенно точно могу сказать, — считает Сергей Григорьевич. — Но его идеями должна быть проникнута вся команда, иначе ничего не получится. Я всех обращаю в свою «веру».
Коллектив создавался непросто, но это дало свои плоды. Подстраивая образование под интересы ребенка, сделали немало интересных находок: например разделили классы с гуманитарным и математическим уклоном. Выпускники 14-й шли нарасхват в самых престижных вузах страны.
А потом 1 апреля 1999 года случился, как выражается Сергей Григорьевич, его «первый приход» в управление образования. Здесь он возглавил вновь созданный отдел образования. В этот период был задан вектор развития целому направлению. Именно тогда появились школы с углубленным изучением предметов (№ 6, 27, 5, 20, 32), многое было сделано и в до-школьном детстве.
— Мы шли в русле времени, когда активно менялось содержание самого образования.
Затем был год работы в должности заместителя директора информационно-методического центра. После которого судьба задала новый виток. Июнь, област-ной слет золотых медалистов на Белом море. Светлана Жилина, начальник управления образования, культуры, спорта и молодежной политики Новодвинска, привезшая сюда делегацию, предложила Сергею Григорьевичу возглавить гимназию в городе бумажников. Решение было принято в один день. Несколько лет потом Сергей Попа приезжал из Новодвинска домой только на выходные. Фактически жил в самой гимназии: приходил туда к 6.30, уходил в 21 час.
— Новодвинский период получился самым плодотворным в плане воплощения тех идей, которые у меня были. Мы пытались сделать школу еще более приближенной к ребенку, создать среду, которая бы шла от его интересов, а не от наших амбиций. Так, в начальных классах перешли на систему Эльконина-Давыдова, в старших — на индивидуальный учебный план, было организовано дополнительное образование во второй половине дня. Само здание гимназии делали таким, в котором хотелось бы учиться. К сожалению, педагоги мало сегодня заполняют внеурочное пространство общением с детьми. Из школы сегодня это уходит. В нашей профессии важен интерес к ребенку, и у директора в том числе. Некоторые удивлялись, как я, будучи директором гимназии, знал по именам полтысячи учеников и никогда их не путал. Это было несложно, потому что я все время интересовался их жизнью, их проблемами.
В Новодвинске Сергей Попа прошел через все то, что сейчас внедряется в образовательной системе нашего города, — финансовую самостоятельность, собственную бухгалтерию. Два года в хозяйственном ведении учреждения была школьная столовая — этот опыт сыграл на руку при организации у нас проекта «Школьное питание».
В июне прошлого года Сергей Попа возглавил управление образования Северодвинска. Никогда, даже во время работы в гороно, не отходил от педагогической деятельности. Фактически не преподает только первый год.
— Единственного, чего сейчас не хватает, — полновесного общения с детьми. А оно возможно только когда ты живешь в общей с ними среде. Я теперь кто-то сторонний. Вот это для меня непривычно, — подытоживает Сергей Григорьевич. — Мои действия как руководителя управления оценивают по-разному. Но могу сказать: все, что сегодня делается, — в интересах сферы образования. Есть моменты болезненные. Но ведь болезнь надо лечить, иначе потом будет еще хуже. Ряд перемен еще впереди: серьезного сокращения численности учреждений уже не будет. Продолжится процесс укрупнения юридических лиц ДОУ, в программе приоритетного развития должен появиться большой раздел по капремонту зданий. Возможно, будет пересмотрен статус ряда школ: не исключено, что некоторые из них станут специализированными. Будем исходить из потребностей образовательного пространства. Предстоит и еще одно серьезное мероприятие — реструктуризация самого управления образования. Сокращения тут неизбежны.

Екатерина Курзенева