Система мира по Декарту

Система мира по ДекартуСистема мира по Декарту. Сущность научной программы Декарта раскрывается  в его воззрениях на мир и его происхождение. Мир Декарта — это материальный континуум, протяжённая материя, или материальное пространство. Хотя этот мир создан богом, бог не принимает участия в его дальнейшем развитии, мир развивается по естественным законам. «Из одного того, что бог продолжает сохранять материю в одном и том же виде, следует с необходимостью то, что должны существовать известные изменения в её частях. Изменения эти, как мне кажется, нельзя приписать непосредственно действию бога, ибо это последнее неизменно. Поэтому я приписываю их природе. Правила, по которым совершаются эти изменениями и называю законами природы».

Законы природы достаточны для того, чтобы понять не только совершающиеся в ней явления, но и её эволюцию. Декарт допускает, что природа была создана богом в виде первоначального хаоса её частей и их движений. Законы природы, однако, таковы, что они «достаточны, чтобы заставить части материи распутаться и расположиться в весьма стройный порядок. Придя благодаря этим законам сама собою в порядок, материя наша приняла бы форму весьма совершенного мира». Вот эти-то положения Декарта о единстве материального мира, о его развитии в силу собственных законов и дали возможность Энгельсу назвать Декарта, наряду со Спинозой, блестящим представителем диалектики в новой философии XVII в.

Но отсюда ещё далеко до отождествления философии Декарта с философией диалектического материализма; как мы уже сказали, материализм Декарта — механистический. Кроме того, в философии Декарта имеет место теологическая непоследовательность. Он ещё не возвышается до идеи вечного материального мира, существующего и развивающегося в силу собственных законов: мир у Декарта создаётся богом. Наконец Декарту не удалось подняться до понимания мышления как высшей формы движения материи, и он оторвал мышпение, дух от материального мира, оставаясь на позиции дуализма.

Но эти, вполне объяснимые условиями времени недостатки системы Декарта не умаляют её революционного значения. Декарт — первый автор космогонической гипотезы. Основной предпосылкой его космогонии является гипотеза о дробимости однородной материи на части, имеющие различную форму и величину. В процессе дробления и взаимодействия части материи видоизменяются и в конечном счёте могут быть разбиты на три класса — три группы элементов.

Первый элемент состоит из весьма малых частиц разнообразной формы, легко подвижных элементов огня. Они заполняют промежутки между всеми другими частицами. Второй элемент состоит из отшлифованных частиц круглой формы — это воздух. Наконец, наиболее крупные, медленно движущиеся частицы составляют элемент земли. Твёрдость и жидкость тел обусловлены подвижностью частиц. Почти неподвижные сцеплённые частицы образуют твёрдые тела. Жидкие тела (к которым причисляется воздух, и пламя) состоят из подвижных лёгких частиц. Чем более мелки и подвижны частицы, тем более жидким будет тело.

По космогонической гипотезе Декарта все эти частицы вначале двигались хаотически и были перемешаны также хаотически. Создав этот первичный хаос, с определённым количеством материи, бог в дальнейшем, так сказать, «самоустранился» и предоставил природе действовать по собственным законам. Эти законы, или «правила», установлены Декартом в его основном сочинении «Начала философии», вышедшем в свет в 1644 г.

«Первое правило состоит в том, что каждая часть материи по отдельности всегда продолжает оставаться в одном и том же состоянии до тех пор, пока встреча с другими частями не вызовет изменения этого состояния». Другими словами, первое правило представляет собой обобщённую формулировку закона инерции. Обобщение, по сравнению с галилеево-ньютоновской формулировкой (см. гл. VII и VIII), заключается в том, что декартов закон инерции есть закон сохранения состояния. Состояние же частицы характеризуется её величиной (количество материи), формой, скоростью движения. Сам Декарт так поясняет своё первое правило:

«Иными словами, если частица материи обладает некоторой величиной, то она никогда не сделается меньшей, пока её не разделят другие частицы; если эта частица кругла или четырёхугольна, она не изменит этой фигуры не будучи вынуждена к этому другими; если она остановилась в каком-либо месте, она не покинет его до тех пор, пока другие её оттуда не вытолкнут, и если она начала однажды двигаться, то продолжает это движение постоянно с равной силой до тех нор, пока другие её не остановят или не замедлят её движения».

«Второе правило, предполагаемое мною, заключается в следующем: когда одно тело сталкивается с другим, оно может сообщить ему лишь столько движения, сколько само одновременно потеряет, и отнять у него лишь столько, насколько оно увеличит своё собственное движение».

Таким образом второе правило представляет собой закон сохранения движения. Это первичная формулировка закона сохранения энергии. Для того чтобы эта формулировка получила своё физическое содержание, необходимо определить значение количества движения, т. е. установить меру движения. Декарт полагал меру движения пропорциональной величине (массе) частицы и её скорости. Его мера, следовательно, совпадает с ньютоновской мерой количества движения — импульсом. Позднее Лейбниц выдвинул в качестве меры движения величину, пропорциональную произведению массы на квадрат скорости. Тогда возник знаменитый спор о двух мерах движения.

89«В виде третьего правила я прибавлю, что хотя при движении тела его путь чаще всего представляется в форме кривой линии и что невозможно произвести, как это было уже сказано, ни одного движения, которое не было бы в каком-либо виде круговым (Отсутствие пустоты и наличие движения Декарт согласует с допущением циклического характера движений: частица перемещается в место, освобождённое следующей за ней частицей, эта — в место следующей и т. д. Место же, освобождённое первой частицей, занимается ей предшествующей. Учение о циклическом, вихревом характере движения однородной материи — важнейший элемент физики Декарта),  тем не менее каждая из частиц тела по отдельности стремится продолжать движение по прямой линии. Таким образом, их действие, т. е. склонность к движению, которой они обладают, отлично от их движения».

Законом этим дополняется первый закон, так что тело обладает способностью сохранять не только величину, но и направление скорости. Тем самым закон инерции получает вполне общую формулировку и, наряду с законом сохранения количества движения, образует краеугольный камень физики Декарта. Осторожность, присущая Декарту, заставила его, как мы уже сказали, изложить свои космогонические идеи в виде вымысла («фабло») о воображаемом мире. Но рисунки, которыми изображаются уголки этого воображаемого мира, не оставляют сомнения, что речь идёт о реальной солнечной системе, о её развитии и о её связи с другими аналогичными мирами, Декарт полностью разделяет учение о множестве миров и гением своего ума рисует картину возникновения развития и сосуществования этих миров в таких чертах: из первоначального хаоса благодаря взаимодействиям частиц образовались вихри, каждый из которых имеет свой центр. Непрерывное трение частиц друг о друга шлифует их и дробит. Отшлифованные круглые частицы, находясь в непрерывном круговом движении, образуют материю «неба»,  раздробленные части выпираются к центру, образуя материю «огня». Этот огонь из тонких частиц, находящихся в бурном движении, и образует тела центральных светил: Солнца и других звёзд. Более массивные частицы вытесняются к периферии, сцепляются и образуют тела планет. Каждая планета вовлекается своим вихрем в круговое движение около центрального светила. Поэтому Декарт
считает, что его учение не противоречит тезису о неподвижности Земли — ведь Земля неподвижна по отношению к влекущему её вихрю. Но эта уловка Декарта не помешала конгрегации индекса включить книги Декарта в индекс запрещённых. Далее Декарт полагает, что кометы, имея такую же структуру, как и планеты, принадлежат к переходящим, пограничным вихрям, переходя из одного мира в другой.