Шоинская средняя школа после объединения с Канинской семилетней

Петровский Дмитрий Алексеевич с учителями Кузнецовым Д.Н. и Третьяк И.А.Шоинская средняя школа после объединения с Канинской семилетней. По решению Канино-Тиманского райисполкома Канинская семилетняя и Шоинская средняя школы с 1959 года были объединены в одну Шоинскую общеобразовательную среднюю школу. Директором этой школы был Петровский Дмитрий Алексеевич – (сентябрь 1958 года – 10 аперля 1971 года).

К тому времени Канинская школа занимала два здания постройки начала тридцатых годов (учебный корпус и здание для проживания детей оленеводов во время учебного года). У Шоинской средней школы, с постройкой в 1957 году нового двухэтажного здания, также появилось второе здание. Все четыре здания стояли рядком невдалеке друг от друга.

После объединения школ в зданиях, теперь уже бывшей Канинской школы, стал размещаться пришкольный интернат. Здесь стали жить во время учебы не только дети оленеводов Канинской тундры, но и дети, прибывающие с близлежащих становищ,  деревень и поселков.

В старом здании школы размещались начальные классы, средние и старшие классы стали учиться в новом двухэтажном здании.

Своими воспоминаниями делится Валентина Ханзерова, бывший преподаватель Шоинской средней школы, заслуженный учитель школы РСФСР:

“Я работала в Шоинской средней школе с 1959-го по 1970-й год. Мне всю жизнь везло на директоров и коллег. Директором тогда работал Дмитрий Алексеевич Петровский, участник Великой Отечественной войны, историк. Умный, эрудированный человек, пользовавшийся авторитетом среди населения поселка, уважением учителей и учащихся. Мог без подготовки ответить на любой вопрос, читал лекции в Доме культуры, доклады к знаменательным датам без единой бумажки. Уроки истории Дмитрия Алексеевича инспектора из окроно считали образцовыми. Это был настоящий руководитель: внимательный и тактичный по отношению к подчиненным, строгий и требовательный и к себе, и к коллегам, и к ученикам, в то же время, уважал в каждом человека, будь то председатель сельского Совета или простой рабочий.

Казалось, директору все под силу, все умеет: может сам отремонтировать печку или показать печнику, как лучше сложить кирпич, чтоб тяга была сильнее. А с какой гордостью и со смехом рассказывала техничка Степанида Васильевна Бобрикова о том, как сам Дмитрий Алексеевич учил ее топить печи углем, как она говорила, по «унуке» (науке).

В памяти учеников он остался прекрасным учителем и добрым, внимательным человеком. А если и ругал, то за дело. Вспоминает Марина Григорьевна Хатанзейская (тогда Марина Латышева), ныне директор Карской школы:
– Дмитрий Алексеевич был очень задушевным человеком. В выходные всегда приходил к нам в интернат, интересовался всем, что касалось учеников, спрашивал, как нас кормят, чем мы занимаемся в свободное от уроков время. Приносил сырое мясо, айбурдал вместе с нами, он был интересным рассказчиком и замечательным учителем. Мы все его любили.

Коллектив педагогический был в большинстве молодым: от 22 лет (сразу после вузов), а пенсионеров не было. Завучем работал О.Е. Раменский, математиками – Р.И. Попова, А.Н. Борисов, Д.Н. Кузнецов, Н.В. Плотникова – биолог, У.Я. Носова – географ, Г.Г. Ястребов вел физкультуру.

Русский язык и литературу преподавали Елизавета Федоровна Назарова, Диана Семеновна Анашкина и Валентина Артемьевна Ханзерова (автор статьи). Нельзя не назвать замечательных учителей начальной школы, после объединения школ их стало больше: это Е.Н. Кузнецова, А.Е. Коткина, Л.И. Авдеева, А.М. Римских, Н.Ф. Варницына, Л.В. Бурдикова. Коллектив был большой, возможно, я не всех назвала, ведь прошло 37 лет, как мы переехали в Нарьян-Мар.

На хорошем счету в округе была наша пионерская организация имени Н. Крупской, а руководила ею еще совсем молодая Ангелина Павловна Подлубная. Какие были сборы, трудовые десанты, костры прямо на сопках, пионерские зарницы.

Большое место в воспитательной работе уделялось трудовому воспитанию детей. В интернате и в классах было самообслуживание, по субботам всем классом занимались генеральной уборкой: мыли стены, парты, полы. Девочки из интерната ухаживали за свиньями, курами, мальчики зимой под руководством директора Дмитрия Алексеевича ставили рюжи на реке, ловили рыбу для столовой интерната.
Классные руководители, учителя проводили большую воспитательную работу: классные часы, беседы на разные темы, готовили концерты, пьесы, выступали в ДК для населения, ходили в походы… Для выпускных вечеров сами ученики с классным руководителем зарабатывали деньги: пилили и кололи дрова. Одним словом, школа жила полной, интересной жизнью. Был хороший учительский хор, которым руководила директор ДК Зося Васильевна Христенко.

В Шоинской средней школе обучалось тогда около четырехсот учащихся: дети оленеводов, военнослужащих, ребята из Неси, Омы, Вижаса, Чижи, Кии… А какие умницы учились у нас в старших классах: Надя Ермолина – отличница, Коля Кузнецов, Вика Пуляевская, Наташа Чистякова, Таня Ружникова, Валя Анашкина, Володя Григорьев, Коля Мезенцев, Витя Бурдиков, Соня Герфанова и много, много других, разве можно всех перечислить. Наши выпускники успешно сдавали вступительные экзамены в вузы и техникумы страны.”

Материал подготовил Гудаев М.В., г. Новодвинск, 25 октября 2016 года.

Комментарии