Новый маяк в Шойне

Маяк пос. ШойнаНовый маяк в Шойне. Старый, деревянный Шоинский маяк прослужил до 1960 года. Продолжающееся освоение районов Крайнего Севера привело к тому, что к концу пятидесятых годов интенсивность движения судов вдоль полуострова Канин значительно возросла.

Было принято решение о строительстве в поселке Шойна нового маяка. Сюда в 1958 году были завезены военные строители, материалы, техника и оборудование. Все это строительство происходило непосредственно рядом с поселком, на глазах тех, кто там проживал. Говорили, что в те годы таких маяков в мире было еще не много. Люди гордились, что такой красавец маяк строился именно у них.

Для строительства была выбрана самая высокая песчаная сопка. Она была ближе к поселку и как бы возвышалась над ним. Хотя расстояние до моря было на порядок больше. Ровная поверхность от сопки до берега моря и высота сопки создавали отличный обзор маяка с моря.

Много работ было выполнено по созданию надежного фундамента под башню маяка. Сколько туда ушло кубометров бетона сейчас, наверное, уже никто не скажет. Все-таки грунт песчаный, а песок, как известно, имеет способность передвигаться под воздействием ветров.

Красавец маяк был построен за год, полтора. Цилиндрическая железобетонная башня высотой 32,5 метра, окрашенная белыми и красными горизонтальными полосами. Высота огня над уровнем моря с учетом высоты сопки 50 метров. Маяк светил белым проблесковым огнем на 20 миль.

Вместе с башней были построены: техническое здание для радиомаяка, жилые и подсобные помещения.

Сигналы радиомаяка п. Шойна в связке с маяками Святоносский и Канинский помогали кораблям определять местоположение в море.

Маяк Святоносский установлен на полуострове Святой Нос (Кольский п-ов). Высота башни от основания 22 метра. Высота огня от уровня моря 94 метра. Дальность видимости 22 мили.

Маяк Канинский находится на границе Белого и Баренцева морей. Высота башни 23 метра. Осветительный аппарат расположен на высоте 75 метров от уровня моря, светит на расстояние до 22 миль.

Новый маяк “Шойна” прослужил верой и правдой полвека с 1960 по 2010 год.

Историческая справка: На протяжении тысячелетий свет маяков указывал безопасный путь мореплавателям. Отечественная маячная служба ведет свою историю с сигнального огня, зажженного более 300 — х лет назад – 4 апреля 1704 года, на Петропавловской крепости. Бум отечественного маячного строительства пришёлся на 1955-1975 годы.

Увидев в расчётное время и в расчётном месте обнадёживающий свет маяка, штурман корабля облегчённо вздыхал. Значит, всё в порядке, судно следует верным курсом.

Старые капитаны вспоминают, что, когда во время Великой Отечественной войны многие маяки были разрушены и погасли, в море было пусто и неуютно, как в покинутом доме. Эта привязанность – не только многовековая морская привычка высматривать в ночи сигнал с далёкой земли. Каждый маяк – это контрольный ориентир.

Маяк — высокое, в виде башни, строение, стоящее на морском берегу, на пути следования судов — для указания пути мореплавателям.

Основное требование, предъявляемое к маякам, это возможность их обнаружения и безошибочной идентификации в любую погоду и в любое время суток с использованием, как средств визуального наблюдения, так и средств радиолокации и обнаружения по звуку.

Главная задача смотрителя маяка – не допустить поломок на маяке. От этого зависят жизни моряков. Чтобы ни произошло, какие бы штормы ни бушевали вокруг, в любое ненастье, в праздники и будни, в мирное время и в тревожные дни маяк должен светить. Перегорели лампы, сломался дизель, потекла крыша – смотритель маяка должен справиться с любой проблемой в самый краткий срок.

Каждый маячный смотритель – мастер на все руки. Приходят в эту профессию разными путями. Часто смотрителями становятся морские офицеры в отставке, для которых смысл жизни – служба морю.

Гудаев М.В. г. Новодвинск, 16 октября 2016 года