По льдам Белого моря прошёл первый караван судов

По льдам Белого моря прошёл первый караван судов

Тридцатиградусные морозы, грянувшие в конце января, властвовали на Северо-Западе России всего лишь неделю

Но и этих несколько дней было достаточно, чтобы Белое море (до того времени чистое ото льда) полностью преобразилось. Снимки из космоса, которые Штаб ледовых операций получает регулярно, наглядно демонстрируют: первый день февраля – на всей акватории моря увеличился прибрежный припай, ещё через двое суток – покрылись льдом Мезенский и Кандалакшский заливы, к концу недели – ледяные поля заполнили Горло моря, Онежский и Двинский заливы.

Опыт прошлых лет подсказывал: «Белое море зимой – это Арктика в миниатюре», течения и ветра могут даже из тонкого льда создать непроходимые для судов торосы. И потому Штаб ледовых операций заранее направил на трассу линейный ледокол «Диксон». Из тех 12 судов, что за прошлую неделю выходили или заходили в Архангельск, помощь в преодолении ледовых перемычек потребовалась только танкеру-бункеровщику «Двина». Другие, более мощные, пользуясь информацией от ледокола, проходили тяжёлые участки самостоятельно.

Первым со сложной ледовой обстановкой ночью седьмого февраля встретился теплоход «Механик Котцов». Приняв в трюма и на палубу пилолес, он вышел из устья Северной Двины назначением на английский порт Гулль. Но от острова Мудьюг смог пройти всего десять миль; дрейфующие под действием западных ветров ледяные поля плотно закрыли Двинский залив. Радиограмма о необходимости ледокольной проводки с борта «Механика Котцова» была отправлена в адрес Штаба и ледокола «Диксон». Той же ночью заявки на проводку от лоцманского буя до кромки льда подали выходящие из Архангельска теплоходы «BBC Adriatic» и «Lady Hester». Ранним утром караван из трех судов начал движение на север.

В судовождении ледовое плавание вполне обоснованно называют самым сложным. Ледокол, принявший суда под проводку, требует держать дистанцию между ними минимальную, а скорость – максимальную. И потому все время движения за ледоколом на ходовом мостике находится капитан, в машинном отделении – старший механик. Всю вахту штурман не отходит от радиолокатора, следит за дистанцией до судна, идущего впереди. Через каждый час меняются матросы-рулевые. Взломанные мощным корпусом, миля за милей уходят за корму полосы серого и поля белого льда, гряды торосов. Только через 20 часов, на траверзе острова Сосновец, звучит в эфире долгожданная команда: «По каравану, я – ледокол «Диксон». Впереди чистая вода, проводку заканчиваю. Всем счастливого плавания!».

Пришедшая на Север России очередная оттепель снова принесла мокрый снег и слякоть. Однако плюсовые температуры никак не изменят ледовую обстановку на море; водная стихия не подвержена быстрым переменам. Гидрологи прогнозируют, что в феврале кромка льда сохранится к югу от мыса Терско-Орловский. В центральной части моря будут наблюдаться дрейфующие поля серого льда и ниласа.  В Двинском заливе будет преобладать серый и серо-белый лед сплоченностью 9 – 10 баллов. В порту Архангельск толщина льда достигнет 35 сантиметров. В Онежском заливе обстановка похожая – серо-белый 9-10 балльный лед, в порту Онега лед толщиной 35 сантиметров. Припай в Кандалакшском заливе достигнет толщины 50 сантиметров.

Автор — Александр МИХАЙЛОВСКИЙ. Фото из судового архива ледокола «Диксон».

Ссылка на источник — Правда Севера за 10.02.2020 год