Профессиональное развитие педагога. Курсовая работа: Особенности развития личности педагога дополнительного образования Рефлексивно-инновационная модель обучения


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Росток» город Чебоксары Чувашской Республики Профессиональное развитие педагога дополнительного образования - необходимость сегодняшнего дня


Стратегической целью государственной политики в области образования заявлено повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Для реализации этой цели в качестве одной из приоритетных задач: предлагается «обеспечить качество образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая развитие системы долнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми».


«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»


Педагог должен обладать определенными знаниями Педагог должен обладать определенными знаниями Общая культура, широкий культурный кругозор.Знание базовой программы по профилю дополнительного образования.Знание педагогических технологий и инноваций.Знание методики воспитания и образования детей и подростков.Знание возрастной психологии.Знание диагностических методик.Знание индивидуальных особенностей учеников


ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛА ОТЛИЧАЕТ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛА ОТЛИЧАЕТ Любовь к детям, открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка) и вера в силы и возможности учеников Любовь к детям, открытость к принятию позиции другого (взрослого и ребенка) и вера в силы и возможности учеников Интерес к внутреннему миру ребенка Интерес к внутреннему миру ребенка Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учеников Стремление постоянно соотносить свои действия, поступки, намерения, интересы с интересами своих учеников Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность Ценность красоты, гармонии - эстетическая направленность Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность Нравственность, чувство моральной ответственности, долга, гражданственность Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство бучения и воспитания) Позитивная направленность на воспитательную деятельность (единство бучения и воспитания) Творчество в педагогическом процессе Творчество в педагогическом процессе Любовь к своей профессии Любовь к своей профессии Потребность в передаче знаний Потребность в передаче знаний Самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей. Самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, выявлению и развитию своих способностей и возможностей.


Слово «компетентный» происходит от лат. сompetentis – «соответствующий, надлежащий, способный». Профессиональная компетентность это характеристика Слово «компетентный» происходит от лат. сompetentis – «соответствующий, надлежащий, способный». Профессиональная компетентность это характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализация себя в профессиональном труде. Компетентность интегральная. Важным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Компетентность интегральная характеристика, отражающая деловые и личностные качества специалистов. Это способность успешно действовать, решать задачи определенного рода деятельности на основе знаний, умений, навыков, опыта. Важным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение педагога самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика. Профессиональная компетентность педагога включает в себя психологопедагогическую компетентность трех составляющих труда учителя: 1)педагогическую деятельность, 2) педагогическое общение, 3) личностное развитие педагога.


Гностические умения: Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования Умение систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег Умение добывать знания из собственной педагогической практики Умение изучать личность каждого ученика и способности для выявления уровня развития Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и соответственно перестраивать свою деятельность. Умение методически анализировать и практически оценивать образовательные программы, пособия, средства обучения и творчески их использовать;


Конструктивные умения: Конструктивные умения:.Выбор оптимальных приемов и способов работы с учениками с учетом общих и частных целей педагогического процесса Отбор и дозировка необходимого материала с учетом уровня развития обучающихся. (образовательная программа) Умение сделать учебный материал доступным для усвоения учеников. Определение способов контроля усвоения материала и уровня Определение способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений. Умение предусмотреть возможные затруднения учеников в тех или иных видах деятельности, выбрать соответственно формы работы. Рациональное распределение различных видов деятельности по времени.


Проектировочные умения: Планирование системы воспитательно-образовательной работы Планирование работы с учениками с учетом результатов диагностики Умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом Определение наиболее рациональных видов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками по различным разделам программы обучения по преподаваемому виду деятельности


Коммуникативные умения:. Умение устанавливать и поддерживать контакты с учениками..Умение устанавливать и поддерживать контакты с коллегами..Умение устанавливать и поддерживать контакты с родителями..Умение встать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями.Умение строить отношения в педагогическом коллективе, сотрудничать.Умение слушать и слышать другого.Умение оказывать эмоциональную поддержку тому, кто в ней нуждается.Умение предотвращать и разрешать конфликты.


Каковы могут быть результаты самообразования: - повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся; - разработка новых форм, методов, приемов обучения; - выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий; - разработка и проведение открытых уроков; - создание комплектов педагогических разработок; - обобщение опыта по исследуемой теме;



Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, является острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития.

Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития.

Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается внутренним источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Для развертывания процесса саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приёма формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания не высоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своём сознании идеальный образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом её должен быть самоанализ . Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности педагога называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и др.

Составной частью профессионального саморазвития педагога является его самообразовательная работа. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий, и др.

Заключительная часть.

3.1. Итог изложения материала лекции.

1. В чем заключаются социальные функции педагога?

2. Какие из профессиональных функций педагога Вы считаете наиболее сложными и почему?

3. Назовите особенности педагогической профессии.

4. Какой законодательно-нормативный акт определяет структуру системы образования в Донецкой Народной Республике?

5. Назовите уровни профессионального образования в ДНР.

6. На что направлена деятельность педагогов дополнительного образования?

7. Определите профессионально значимые качества педагога дополнительного образования.

8. Что лежит в основе профессионального саморазвития педагога дополнительного образования?

3.2. Задание для самостоятельной работы:

Составить опорный конспект по теме;

Ознакомиться с квалификационной характеристикой педагога

дополнительного образования;

Выполнить творческую работу на тему «Почему я выбрал (а) профессию педагога дополнительного образования»;

Заполнить таблицу «Профессиональные обязанности педагога дополнительного образования».

АОС (адрес обратной связи): [email protected]

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

АНО ВПО

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

МИНИ-РЕФЕРАТ

по программе профессиональной переподготовки "Педагогика общего и дополнительного образования детей"

Тема:

«Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования в контексте современных требований»

Реферат подготовила:

Рослякова Ольга Валентиновна

г. Гатчина, Ленинградская область

1. Введение

2. Педагог как субъект образовательного процесса

3. Теоретические основы изучения влияния личности педагога на развитие личности ребёнка

4. Основные функции педагога дополнительного образования

5. Профессионально значимые качества личности педагога дополнительного образования

6. Заключение

7. Литература

1. ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране, большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей. В современных условиях дополнительное образование детей выполняет сложную задачу обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации подрастающего поколения к жизни в обществе. Это повышает значимость профессиональной деятельности основного субъекта названной образовательной сферы - педагога дополнительного образования детей.

Современная педагогика характеризует термином "дополнительное образование" всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. педагог ребенок дополнительный образование

При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста (педагога, консультанта, руководителя), то или иное объединение увлеченных единомышленников.

Методологической базой дополнительного образования детей является парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства.

Дополнительное образование детей можно рассматривать как основное условие, своеобразную «стартовую площадку», пролог в становлении творческого, интеллектуального потенциала страны.

В самодеятельных объединениях детей как бы проектируется, моделируется, культурная среда обитания, отношения увлеченных людей, учитываются психологические особенности детей и подростков, она ориентирована на гуманистические ценности образования. На этих же ценностных позициях выстраиваются научно-методическая работа, процессы программирования и аттестации педагогических кадров, рекреативно-досуговая деятельность. Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей - тип образовательных учреждений, основное предназначение которых - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Их основная задача - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения (в том числе допрофессионального) и социализации в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования.

Данная образовательная система сориентирована на запрос ребёнка и его семьи, на запрос социума, в ней нет жёсткого государственного стандарта образования. В дополнительном образовании четко выражена субъектная позиция ребёнка, которому дано право выбора педагога, вида творческой или социальной деятельности, коллектива, режима занятий. Личностное, творческое развитие воспитанника учреждения дополнительного образования не приходит в противоречие с необходимостью выставления ему нормативной оценки за творческий результат, личностное достижение. Мотивационный компонент учебной деятельности не разрушается сравнением ребенка с другими, соотнесением его уровня развития с возрастными нормативами и государственным стандартом образования.

Таким образом, очевидно, что в образовательных учреждениях дополнительного образования детей образовательный (воспитательный) процесс ориентирован на ребенка, на его возрастные и личностные особенности, на его социальный заказ и субкультуру.

Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его человеческой уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога.

2. ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В новых изменившихся социальных, экономических условиях, в условиях модернизации образования общество и государство предъявляют к педагогическим кадрам, уровню их профессиональной компетентности новые требования. Стратегической целью государственной политики в области образования заявлено повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Для реализации этой цели в качестве одной из приоритетных задач предлагается «обеспечить качество образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая развитие системы дополнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми».

Повышение компетентности, профессионализма педагога - одно из условий повышения качества образования. Современная образовательная парадигма основывается на принципах государственной политики в области образования в части обеспечения его гуманистического характера, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.

Специалисты, работающие в учреждениях дополнительного образования детей, являются носителями содержания предлагаемых детям разных видов внешкольной деятельности. Это содержание воплощается в самых разнообразных формах.

Сложность заключается в том, что педагоги УДОД, являясь специалистами в каком-либо виде деятельности, порой не имеют педагогической подготовки, поэтому для решения целей обучения и воспитания необходимо повышение их психолого-педагогической компетентности. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования связано с процессом повышения его квалификации.

Решающая роль в формировании психолого-педагогической компетентности педагога УДОД принадлежит его личности: сущностную характеристику профессиональной компетентности педагога составляет потребность в самопознании и самоизменении себя, гибкое применение способов учебно-воспитательной деятельности, методов воздействия на учеников с учетом закономерностей развития личности, направленность на ученика как главную ценность своего труда. Постоянно развивая и совершенствуя свою педагогическую деятельность, он формируется как личность. А это, в свою очередь, одно из необходимых условий формирования личности учеников.

Социальная ситуация в обществе в настоящее время сложна и противоречива, и это накладывает отпечаток на формирование нравственной позиции педагога.

Большую трудность в деятельности педагога составляет умение правильно, адекватно возрасту и индивидуальным особенностям детей оценивать их поступки, разрешать конфликтные ситуации, не теряя выдержки и самообладания.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА

В основе личностного общения лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию. В детстве происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. В этом заключается важность и большое значение Учреждения дополнительного образования как организационной и общественной формы воспитания и развития ребенка.

Проблему педагогического общения изучали: Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и другие выдающиеся отечественные психологи.

Основы личности закладываются в детстве, поэтому к мастерству, личности, уровню духовного развития педагога предъявляются повышенные требования. Богатство личности руководителя творческого объедиенния - непременное условие эффективности воздействия на ребенка и многогранности его мироощущений. Изучению субъект-субъектного аспекта данного взаимодействия посвящено значительное число работ (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.).

В содержании вышеуказанных, а также других исследований подробно проанализирована роль педагога в интеллектуальном, нравственном развитии младшего школьника, в развитии у него гуманистической направленности общения, формировании предпосылок высокой обучаемости, развитии речи и других качеств, умений и навыков. Однако не меньшего внимания заслуживает проблема влияния личностных характеристик педагога на развитие личности обучающегося.

В педагогических инновациях конца 20 века, в деятельности талантливых представителей «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенко, М.П. Щетинин, Е.Я. Ямбург и др.) уже были выражены личностные черты гуманистической позиции учителя, заложена теоретическая и практическая основа гуманистической парадигмы российского образования, выявлены основные характеристики гуманистической личности. К ним относятся:

· творческое мышление,

· диалоговое общение,

· «преобразовательные способности»,

· педагогическая рефлексия,

· положительные этические качества (добродетели),

· высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям).

Формирование этих качеств связано, в первую очередь, с изменением мотивационно-ценностных ориентаций, отходом от авторитаризма. Преодоление старого стиля отношений, обусловленного, по мнению Ю.П. Азарова, такими факторами, как низкий уровень культуры, установкой на достижение результата любыми способами, незнание психологии ребенка и др. связано, прежде всего, с развитием аффективно-эмоциональной сферы учителя. К сказанному можно добавить, что тенденция к вербализации и рационализации образования затронула не только содержание образования, но и личность педагога.

В ходе педагогического общения со стороны педагога возможно осуществление осознаваемого и неосознаваемого, прямого и косвенного педагогического воздействия. Поэтому особо важна форма общения.

Для демократичной формы характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке детей, их поведения. Авторитарная форма имеет ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Педагоги значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, вводимые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко.

Каждая форма общения и воздействия оказывает особое влияние на развитие личности ребенка. Воспитанники педагога-«демократа» значительно чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, самостоятельности, коммуникабельности, нежели дети, воспитывающиеся у “автократа”. Пагубное воздействие авторитарности может выразиться и в депривации (подавлении через отсутствие стимуляции) потребности детей в эмоциональном контакте со взрослыми, которая так необходима ребенку. В общении с детьми авторитарный стиль не просто нежелателен, а недопустим

4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов.

Профессиональные функции -- это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.

Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функций педагога дополнительного образования детей:

5. образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

6. воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

7. креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

8. компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

9. рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

10. профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

11. интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

12. функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

13. функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Решающую роль в формировании психолого-педагогической компетентности играют черты характера и личность педагога. При этом черты характера отражают действия человека, а черты личности - то, ради чего он действует. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: так, применяя одни и те же способы, добиваешься личных целей и, наоборот, добиваться одной и той же цели различными способами. Важно, чтобы в работе педагога способы были адекватны целям и основывались на высших ценностях личности.

Ценностные ориентации являются внутренним регулятором деятельности педагога, который определяет его отношение к окружающему миру, к себе, к другим людям. Необходимо подчеркнуть, что «у человека между фактором рождения и обретением своей родовой сущности - пропасть. В отличие от животного человек не снабжён набором инстинктов и врождённых навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществлять свою родовую природу».

Человек не становится тем, кем является по сути вне культурной среды, вне воспитания. Исходя их этого, огромную роль и ответственность в формировании личности своих воспитанников играет педагог. Ведь одна Личность может быть воспитана лишь только другой Личностью. К условиям и критериям развития личности относятся: «отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек»; способность к самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий, характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни».

Необходимо, чтобы педагоги руководствовались, в первую очередь, этическими, эстетическими и экзистенциальными ценностями, к которым относятся: любовь, смысл жизни, ответственность, справедливость, отзывчивость, благородство, бескорыстие, гражданственность, патриотизм и др.

Одна из сторон направленности личности педагога - это педагогическая направленность - комплекс профессиональных интересов, профессионально ориентированных мотивов и психологическая установка на работу со школьниками. Основой профессиональной направленности является интерес к профессии педагога, находящий своё выражение в положительно-эмоциональном отношении к воспитанникам, родителям, педагогической деятельности в целом и к определённым её видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями. Базой педагогического признания является любовь к другим людям. Это базовое качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития основных профессионально-значимых качеств, которые характеризуют профессионально-педагогическую направленность.

Таким образом, можно обозначит следующие составляющие для самооценки направленности личности педагога дополнительного образования:

· открытость к принятию мнения другого (ребёнка и взрослого), любовь к детям, вера в силы и возможности обучающихся;

· интерес к внутреннему миру воспитанника;

· свои действия, намерения, поступки и интересы всегда соотносить с интересами школьников;

· эстетическая направленность (ценность гармонии и красоты);

· чувство нравственной ответственности, мораль, долг, гражданственность;

· положительная направленность на воспитательную деятельность - единство воспитания и обучения;

· любовь к профессии педагога;

· творчество в педагогическом процессе;

· стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, выявлению и развитию собственных способностей и возможностей;

· потребность в передаче знаний.

Особую роль П.П. Блонский отводит самосовершенствованию и самовоспитанию педагога: «Для меня образование учителя менее важно, нежели воспитание его, и в этом я сильно расхожусь с теми, кто ещё не перестал думать, что главная роль учителя - сообщать «суммы знаний».

Личная направленность является «вертикалью» человека. «Высота» идеалов и ценностей определяет «величину» личности педагога. В истории часто великие личности имеют сложный, плохой характер и они могут себе это позволить, но педагог должен иметь равные друг перед другом главные составляющие характера и личности. Если педагог обладает «золотым» характером, но «мелкой» личностью - его интересы не выше «привычного» уровня и такому педагогу не дано воспитать другую Личность. Способы поведения, обусловленные во многом характером человека, должны соответствовать профессии. Черты характера отражают отношение человека к другим людям, вещам, себе, к труду. Характер педагога должен являться фундаментом, базой, инструментом личности.

Профессионально-значимые качества, которые способствуют успешной педагогической деятельности:

· педагогическое целеполагание - это умение определить важность педагогических задач в зависимости от определённых условий;

· педагогическая направленность - это важнейшее качество, представляющее доминирующую систему мотивов, которая определяет поведение педагога и его отношение к профессии;

· педагогическая рефлексия - это способность педагога к самоанализу;

· педагогическое мышление - это овладение системой средств решения педагогических задач;

· педагогический такт - это отношение педагога к воспитаннику как главной ценности.

Отличие педагогического призвания от педагогического интереса (что может быть созерцательным) заключается в склонности, которая вырастает из конкретных способностей к педагогическому делу.

Выделяются следующие профессионально-значимые способности педагога:

· развитое воображение;

· ясность и критичность ума;

· гибкость мышления;

· эмпатия (способность сопереживать);

· умение сделать доступным учебный материал;

· хорошая дикция;

· способность просто и ясно излагать материал;

· внимание;

· наблюдательность;

· артистические способности.

Таким образом, все эти специальные способности и качества относятся к трём взаимосвязанным сторонам деятельности по получению знаний, умений и навыков таких, как: обучение, учение, научение.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие личности каждого человека обеспечивается через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально- экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен постоянно быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы педагогической пауки.

Таким образом, педагогические способности и личностные качества учителя играют важнейшую роль в успешности осуществления профессиональной деятельности, являются залогом его профессионального становления и развития.

Сущность деятельности педагога дополнительного образования состоит в управлении возможностями детско-подросткового объединения учреждения дополнительного образования и окружающей среды для реализации программы дополнительного образования по отношению к каждому обучающемуся.

УЧИТЕЛЬ - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.

Для развития личности педагога дополнительного образования необходимо наличие конкретной сферы его интересов, направления деятельности. Для благоприятного развития личности ребенка также совершенно необходимы особые условия, на базе которых будет происходить усвоение знаний и способов деятельности в предлагаемых областях образования, развитие психологических механизмов применения усвоенных способов; развитие общих свойств личности. В ценностных приоритетах учреждение дополнительного образования отдает предпочтение личностно- ориентированному подходу в воспитании и образовании, концепции гуманизма по отношению к личности. При этом личное осознание каждым педагогом ценностей результатов развития и саморазвития является необходимым условием, обеспечивающим процесс развития личности обучаемого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

2. Асафова Т.Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в Российской провинции второй половины XX века: Автореф. дис.. … канд. пед. наук. Кострома, 2002.

3. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М.:МИУПУ, 2006.

4. Большая современная энциклопедия “Педагогика”. / Под ред. Е.С. Гапацевич. Минск, 2005

5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гумат. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 2: Процесс воспитания.

6. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред.

7. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стер. М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. - М.: Педагогическое общество России,2004.

9. Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей. // Внешкольник. Дополнительное образование. - 2006. -№ 9. - С. 14-18.

10. Степанов П.В. Качественные характеристики личности. // научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2005. - № 4. - С. 141-142.

11. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

12. Гурьянова М.П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен. // Педагогика. -2006. - №10. - С. 43-50.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Педагог как субъект образовательного процесса. Функции, профессионально-значимые личностные качества, инновационная деятельность и профессиограмма педагога дополнительного образования, порядок реализации и особенности системного подхода в его работе.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2010

    Творческий потенциал личности как определяющий фактор успешности педагога дополнительного образования. Развитие субъектности и развитие интеллекта педагога как актуальные проблемы психологии образования. Характеристика модели профессионального развития.

    реферат , добавлен 16.03.2016

    Значение воспитания в системе дополнительного образования на формировании личности ребёнка. Определение роли педагога дополнительного образования в воспитательном процессе. Обоснование методов и форм воспитательной работы с детьми в объединении.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2015

    Общая характеристика и особенности деятельности педагога дополнительного образования. Сущность основных понятий дополнительного образования, оценка его значимости для детей. Анализ взаимодействия педагога и ребенка в детском творческом объединении.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2010

    Профессионально-значимые качества педагога. Соотношение личного творчества учителя и ученика на занятиях. Выразительные средства керамики. Задачи обучения керамике в системе дополнительного образования. Формы коллективной изобразительной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 08.03.2011

    Оценка роли современной системы образования в процессе формирования личности. Ценность творческого развития и роль дополнительного образования с позиции ученика. Взаимодействие дополнительного и общего образований. Основные направления деятельности.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2012

    Изучение роли системы образования в процессе формирования личности. Анализ материалов интервью с работниками системы дополнительного образования р.п. Северо-Енисейского. Ценность творческого развития и роль дополнительного образования с позиции ученика.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Анализ системы дополнительного образования детей и подростков в рамках их работы в направлении развития творческой личности воспитанников. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, их роль в становлении личности.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2013

    Изучение функций учреждений дополнительного образования, а также различий школьного и дополнительного образования. Формы организации досуга детей и развития их творческих способностей на примере клубной деятельности внешкольного учреждения г. Мозыря.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Основные функции, принципы и модели дополнительного образования. Условия интеграции основного и дополнительного образования. Формирование целостного образовательного пространства в СОШ №10 на основе интеграции основного и дополнительного образования.

Профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА И ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА

С. А. Исаева, А. В. Зырянова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Статья посвящена проблеме профессионального развития педагогов дополнительного образования в системе повышения квалификации. Актуальность, рассматриваемого вопроса обуславливается характером динамики обновления содержания требований к уровню профессионального развития педагогов

Повышение квалификации является важным компонентом системы профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования. Оно охватывает весь период профессиональной деятельности человека и поэтому является обязательной составляющей системы непрерывного образования.

Изучение традиций и тенденций подготовки педагогов дополнительного образования осуществлялось с учетом основных аспектов развития непрерывного образования взрослых, исторического развития профессии (внешкольник работник, культпросвет работник, руководитель кружка, педагог дополнительного образования].

Важнейшие черты непрерывного образования - опережение, инновационность, самостоятельность, адаптивность, гибкость, мобильность, интегральность, многопрофиль-ность, многоуровневость, междисциплинарность, креативность.

Эти аспекты, характеризующие систему непрерывного образования как универсальный, интегрирующий механизм постоянного общекультурного и профессионального развития, подтверждают целесообразность ее внедрения в систему повышения квалифика-

ции специалистов социально-культурной сферы, в частности педагогов дополнительного образования. Всепроникающий характер системы непрерывного образования способствует профессиональной мобильности человека, развитию у него потребностей в саморегуляции и самоконтроле, актуализации ценности форм и методов организации свободного времени. Тенденции непрерывного образования свидетельствуют о появлении динамично развивающейся системы повышения квалификации педагога дополнительного образования.

Перед системой повышения квалификации педагогов дополнительного образования стоят следующие задачи: стимулировать потребность специалиста в деятельности по потреблению и воспроизводству ценностей актуальной культуры (от культуры труда до художественно-эстетической культуры); вовлекать специалиста в систему социокультурного творчества; развивать профессионально важные качества и свойства личности специалиста; адаптировать человека к профессиональной деятельности; компенсировать дефицит профессиональных знаний, умений и навыков, отсутствие опыта про-

фессиональной деятельности; расширять профессиональные возможности специалиста.

Становление системы повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы происходило в контексте непрерывного образования и под влиянием процессов, происходящих в производственной, политической, экономической, социальной и духовной сферах общества.

Педагоги дополнительного образования, а еще ранее руководители кружков стали правопреемниками специалистов, которых выпускал Институт внешкольного образования, открытый в 1918 году в Петрограде. Реализуя одно из направлений советской идеологии «культура в массы», культпросвет работники взяли на себя функцию организации внешкольных объединений и руководства ими.

Впервые повышение квалификации было включено в систему профессиональной культурно-просветительной подготовки накануне Великой Отечественной войны, когда началась активная переподготовка кадров клубных работников для частей Красной Армии, кораблей и баз Военно-Морского флота. Организацию переподготовки и повышения квалификации осуществляли Ленинградский коммунистический политико-просветительный институт имени Н. К. Крупской, Московская, Ленинградская и Харьковская школы профдвижения, политпросвет школы, Центральный институт повышения квалификации кадров народного образования .

Следующей вехой в процессе становления системы повышения квалификации стала середина XX века, когда расширение сферы деятельности культурно-досуговых учреждений, усложнение форм и содержания социально-культурной деятельности требовали создания системы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов - организаторов культурно-просветительной работы. Поэтому начинается укрепление позиций повышения квалификации в системе подготовки организаторов культурно-просветительной работы. Ведется активная работа по созданию отраслевых и межотраслевых институтов, факультетов, курсов повышения квалификации в вузах и учреждениях культуры и искусств. В 1962 г. при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств был создан факультет повышения квалификации (ФПК)

на правах курсов повышения квалификации, в 1985 г. Межотраслевой факультет повышения квалификации работников и специалистов культуры (МФПК), в 2004 г. - Факультет дополнительного профессионального образования (ФДПО). Его деятельность заключалась в организации повышения квалификации и переподготовки работников Домов и Дворцов культуры, библиотек различного профиля, руководителей художественных коллективов, специалистов по работе с детьми и подростками.

В общей системе подготовки организаторов культурно-просветительной работы повышение квалификации было направлено на углубление профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств руководящих работников и специалистов; ему же отводилась роль посредника между вузом и общественными организациями, учреждениями культуры.

В этот же период (60-е годы XX века] были сделаны первые попытки реализации программ дополнительного образования для студентов в рамках деятельности Факультетов общественных профессий (ФОП). Уникальность Факультетов общественных профессий, как подчеркивали В. П. Чумаченко и

Н. С. Мазало , заключалась в разностороннем развитии индивидуальных способностей, в расширении кругозора учащихся, повышении их культурного уровня и уровня их успеваемости на основе активной практической работы. Студенты получали дополнительную квалификацию к основному высшему и среднему специальному образованию на отделениях массовиков -затейников, художественного чтения, руководителей театральных, хоровых, хореографических коллективов, агитбригад, фотолюбителей. Е. Е. Витрук, Н. С. Мазало, В. П. Чумаченко и другие исследователи рассматривали Факультеты общественных профессий как мощное средство воспитания и профессиональной адаптации студентов.

Начавшаяся в XX веке реструктуризация социально-культурной сферы и, как следствие, появление новых направлений и форм в деятельности общественных организаций, учреждений культуры и искусств поставили перед профессиональным образованием задачу - обеспечить этот процесс высококвалифицированными кадрами. Встраивание культурно-досуговых учреждений в экономику привело к расширению границ специ-

альности. Как следствие, в 1998 году в системе среднего специального образования появилась новая квалификация: педагог дополнительного образования. Этому предшествовало в 1992 году появление новой должности в культурно-досуговых учреждениях -педагог дополнительного образования.

Высокие требования к уровню профессионализма педагогов дополнительного образования выдвигают на приоритетные позиции в системе повышения квалификации модель развития педагогического творчества.

Ориентация на творческое развитие личности специалиста является отличительной особенностью повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования.

У специалистов дополнительного образования наблюдается недостаточный уровень подготовки по педагогическим специальностям. Поэтому, вопросы педагогического творчества, развития креативности как качества личности и связанного с этим инновационного развития учреждения дополнительного образования детей становятся особенно актуальными.

Анализ практики учреждений дополнительного образования детей Кировской области показал, что в их деятельности не учитываются этапы развития педагогического творчества:

Постановка педагогической проблемы, требующей творческого решения;

Мобилизация необходимых знаний и опыта для постановки гипотезы, для определения путей и способов решения проблемы;

Достижение поставленных задач и обобщение полученных результатов;

Проверка социальной ценности продукта творчества.

В постоянно меняющихся условиях образовательного процесса от педагогического коллектива требуются оптимальные и нестандартные педагогические решения, глубокие и всесторонние знания, их критическая переработка и осмысление, способность к импровизации, к педагогической интуиции, умение видеть «веер вариантов» решения проблем.

Соответственно, в основе модели развития педагогического творчества педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации лежит идея творчества как важнейшая категория педагогической науки. Творчество рассматривается как

активная деятельность педагога и коллектива, направленная на поиски эффективного решения педагогических проблем. В состоянии творческого поиска педагогический коллектив проверяет, исследует и на основе достигнутого предлагает собственный вариант педагогических решений, совершенствует свое профессиональное мастерство.

Основными компонентами модели развития педагогического творчества педагогов дополнительного образования являются: мотивационный, содержательный, организационно-педагогический, технологический, рефлексивный, результативный. Главным интегрирующим механизмом этих компонентов модели является программа дополнительного профессионального образования «Педагогика творчества» .

Программа состоит из нескольких образовательных модулей: «Философия творчества», «Теория творчества», «Педагогика творчества», «Психология творчества» «Методика развития педагогического творчества коллектива» и др. Каждый модуль содержит ключевые понятия, теоретический и практический материал, литературу и вопросы для самоподготовки. Специально для каждого модуля разработан дидактический, информационный материалы. Слушатели могут изучать предложенные модули отдельно или в режиме коллективного субъекта.

Ожидаемым результатом программы дополнительного профессионального образования является динамика развития педагогического творчества согласно следующим уровням:

1. Уровень понимания - педагог понимает цели, проблемы и перспективы своего развития.

2. Уровень подражания - педагог осваивает в системе повышения квалификации современные педагогические технологии, активно их использует в практической репродуктивной деятельности.

3. Уровень построения творческих инноваций - действует формула интеграции, когда сумма слагаемых качественно выше итоговой арифметической суммы:

ах + а2 + аз + ... ап > X ап.

4. Уровень педагогического созидания. На этом уровне создаётся авторская концепция развития педагогического творчества коллектива.

Реализация разработанной модели даёт ный процесс развития педагогической дея-

возможность каждому педагогу дополнитель- тельности и способствовать проникновению

ного образования включаться в инновацион- педагогических идей во все сферы жизни.

Литература

1. Санатулов Ш. З. Подготовка общекультурного развития специалиста в системе повышения квалификации: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 1993. - 31 с.

2. Ильин Г. В. Культурно-просветительная работа в СССР накануне Великой Отечественной войны. - М.: МГУКИ, 1985. -С. 38-49.

3. Чумаченко В. П., Мазало Н. С. Факультет общественных профессий (Из опыта работы). - Минск: Урожай, 1967. - 25 с.

4. Исаева С. А. Теоретико-методологические основания модели развития педагогического творчества коллектива учреждения дополнительного образования детей в системе повышения квалификации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - №1(3). - С. 74-78.

5. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий,

2000. - С. 486-487.

6. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. - М.: Знание, 1980. - С. 9-10.

7. Шаронин Ю. В. Синергетика в управлении учреждениями образования // Высшее образование. - 1999. - №4. - С. 14-18.



error: Контент защищен !!