Перекресток семи дорог

Перекресток семи дорог.

Программа субботней поездки высшего должностного лица региона в Несь, его встречи с жителями этого села и содержание бесед с ними в очередной раз подтвердили: залогами успешной будущности окружной глубинки Александр Цыбульский считает проявление инициативы самими людьми, их личное участие в преобразованиях, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и развитие малого бизнеса.

Покинув борт вертолета, все дружно сделали несколько глубоких вдохов, наслаждаясь свежим воздухом после долгого пребывания в душноватой атмосфере салона винтокрылой машины. Как-никак три часа от Нарьян-Мара сюда добирались, сделав посадку в Нижней Пеше для дозаправки топливом.

Сокращая расстояния
Первым объектом, куда направились, стало небольшое и оказавшееся внутри весьма уютным здание аэропорта. И это хорошо предусмотрено и сделано, что людям есть где скоротать время в ожидании рейса. До села далековато, а погода всякой может быть – и мороз, и дождь проливной.

Тем более что пассажирские авиаперевозки в Неси востребованы. В этом селе вообще всегда были легки на подъем, само его местоположение служит тому причиной.

Издавна, с конца XVIII века, Несь играет роль важного опорного пункта на перекрестке торговых путей и маршрутов, связывающих полуостров Канин и Нижнепечорье с Мезенью и Архангельском.

Через Несь в былые времена по зиме беспрестанной чередой в разных направлениях шли обозы. С канинских берегов, с рыбацких станов в Чёшской губе до тридцати тысяч пудов наваги вывозили в Поморье и далее, вплоть до Москвы и Санкт-Петербурга. А встречь этим обозам везли хлеб, имевший прежде в наших краях цену немалую.

Однако вернемся в наши дни. И поныне проезжий люд, путники Несь стороной не обходят – своя она, близкая для жителей Шойны, Нижней Пеши, Омы, Индиги. Многим удобнее именно отсюда, а не из Нарьян-Мара на Большую землю выбираться. Оно зачастую и дешевле получается.

Во время разговора в аэропорту глава муниципального образования «Канинский сельсовет» Галина Варницына назвала некоторые иллюстрирующие данный факт цифры.

Скажем, билет на рейс из Неси в Архангельск стоит 8 090 рублей, а в Нарьян-Мар – 8 674 рубля. Поэтому и желающих улететь в Архангельск больше. Тем не менее, если в 2015 году в столицу НАО отправились 3 500 пассажиров, то в прошлом году – уже 3 800. Кстати, с 1 марта цена такого полета возрастет до 9 020 целковых.

Корреспондентом «НВ» был задан вопрос о транспортном сообщении с Мезенью, до которой рукой подать. Ответ Галины Варницыной стал хорошей новостью: Нарьян-Марский объединенный авиаотряд в период массовых летних отпусков, с июня до сентября, будет каждый четверг выполнять рейсы по маршруту Несь – Мезень на самолетах Ан-2. Стоимость билета по регулируемому тарифу составит 2 820 рублей. Первый такой рейс запланирован на 7 июня.

Дружны со спортом
Чтобы всюду успеть, по Неси наша делегация перемещается на снегоходах и ТРЭКОЛе. Село-то из больших, вдоль берега реки широко раскинулось. Крупнее его в Ненецком округе только Нарьян-Мар и поселок Красное.

Следующая остановка у физкультурно-оздоровительного комплекса, филиала окружной спортшколы «Труд». Посещаемость спортивного сооружения, по словам заведующего филиалом Александра Коткина, высокая, причем заниматься приходят не только школьники, молодежь, но и – по вечерам – пенсионеры.

Забегая вперед, скажу, что приверженность земляков к физкультуре и активному образу жизни «главный по спорту» в Неси ничуть не преувеличил. На состоявшейся чуть позже встрече с жителями села именно пенсионеры обратились к руководителю региона с просьбой о том, чтобы посодействовал он организации поездки в Несь Ирины Терещенко, председателя клуба скандинавской ходьбы «Пойдем ходить», дабы она рассказала и показала, как правильно этим заниматься надо, опытом поделилась. Врио губернатора НАО пообещал по возвращении в Нарьян-Мар лично поговорить с Ириной Ростиславовной на эту тему, и выразил надежду, что просьба непременно будет встречена с пониманием.

…Спорткомплекс производит хорошее впечатление. Александр Цыбульский интересуется, хватает ли всего необходимого для проведения тренировок и занятий. Участник поездки, руководитель Департамента образования, культуры и спорта НАО Илья Иванкин тотчас информирует, что утверждена смета на оснащение дополнительным инвентарем и спортивными снарядами, их доставят в марте.

Показывает перечень: в нем футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи; наборы для бадминтона и настольного тенниса; гири, палки для скандинавской ходьбы и многое другое, включая свисток. В смете учтен и тот факт, что на потолке высоченного зала периодически необходимо менять осветительные лампы, а подъемника нет, приходится возводить строительные леса.

Галина Варницына добавляет, администрацией муниципального образования приобретен специальный стол для армрестлинга, и привезут его к 23 февраля.

Будет где заправиться
Как уже сказано, это село можно без преувеличения назвать транспортным узлом межрегионального значения. Но до сей поры водителям снегоходов и всесезонного автотранспорта, отправляясь в дальние поездки через Несь в разные стороны, приходилось брать с собой немалый запас горючего. Обременительно и невыгодно, лучше бы какой другой полезный груз прихватить.

Так что автозаправочная станция здесь придется весьма и весьма кстати. И она вскоре появится. По словам Владимира Горбачёва, представляющего архангельскую фирму «ИнтрансТЭК», заправочный комплекс заработает в III квартале этого года, не позднее. Предприниматель говорит, что основное оборудование, насосы, емкости для горючего уже находятся на месте, смонтированы.
Да, мы это видим.

Но вполне ожидаемо звучит пожелание к окружным властям. Как бы, мол, сделать так, чтобы изыскать возможность компенсировать (в форме некой дотации) часть затрат на транспортировку в Несь горюче-смазочных материалов и на оплату электроэнергии. В этом случае и цены на бензин могли бы здесь немногим отличаться от мезенских и тех, что сложились в Нарьян-Маре.

Александр Цыбульский сразу же отсекает перспективу бюджетного субсидирования транспортных расходов. А вот по поводу электроэнергии сказал, что вопрос стоит изучить. Не исключено, найдутся легитимные основания для оказания поддержки частному инвестиционному проекту и создания льготных условий его реализации.

Корреспондент «НВ» поинтересовался, что мешает установить собственный дизельгенератор на 10–15 киловатт, который обеспечит автозаправку автономным энергоснабжением. Так ведь, собственно, поступают на отдаленных нефтепромыслах и буровых, которых множество в НАО.

Владимир Горбачёв развел руками: дескать, стационарные трехфазные моторы на заправочных колонках требуют соответствующего генерирующего оборудования, а переделывать их обойдется себе дороже.

– Надо будет проанализировать объемы потребления топлива, когда начнете работать. Тогда и поговорим о спецтарифах на электроэнергию, – резюмировал Александр Цыбульский. – Поскольку речь идет не только о ваших коммерческих интересах и выгодах, но и об интересах потребителей, населения, о социальной направленности проекта – постараемся оказать содействие.

(Нарьян-Мар – Несь – Нарьян-Мар)
Продолжение следует.

Автор — Михаил Веселов