Оценка философии Бэкона

Оценка философии БэконаОценка философии Бэкона. Таблица Бэкона и его «примеры» дают яркое представление об уровне научных знаний его эпохи. Сам Бэкон чувствует крайнюю недостаточность фактических знаний естественной истории его, Бэкона, времени и неоднократно сетует, что приходится ограничиваться предположениями и догадками. Но вместе с тем насколько поразительны догадки и предсказания Бэкона. «Ведь если каждое естественное действие совершается при посредстве самых малых частиц или, по крайней мере, слишком малых для того, чтобы поразить чувство, то пусть никто не надеется, что он сможет управлять природой или изменять её, пока должным образом её не поймёт и не узнает» — вот какое программное заявление делает Бэкон, — «лучше же всего подвигается вперёд естественное исследование, когда физическое завершается в математическом», «не существует ли… действительное время и кажущееся время так же, как действительное место и кажущееся место». Гипотеза о чрезвычайной быстроте, но всё же конечности скорости света, правильный вывод о теплоте, как форме внутреннего движения, программа опытов по тяготению и многое другое являются примерами здравого и тонкого суждения. К этому надо добавить глубокие замечания Бэкона о коллективной научной деятельности, о необходимости учреждения особого «Дома Соломона», дома науки. Эти указания Бэкона явились исходным пунктом в организации научных обществ — «академий» (см. следующую главу).

Бэкон был неутомимым глашатаем нового знания, влияние которого на последующие поколения учёных (в первую очередь в Англии) было мощным и неоспоримым. Он с полным правом мог сказать: «что касается имени моего и памяти, то я предоставляю это благосклонному суждению людей, чужеземным народам и следующему веку». Вот как оценивает один из величайших деятелей следующего века — Маркс — заслуги Бэкона: «Истинным родоначальником английского материализма и вообще опытных наук новейшего времени был Бэкон. Естествознание является в его глазах истинной наукой, а физика, опирающаяся на свидетельство внешних чувств, — важнейшей частью естествознания. Анаксагор с его гомеомериями и Демокрит с его атомами часто приводятся им как авторитеты. По его мнению чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперименты суть главные условия рационального метода. Первым и самым важным из прирождённых свойств материи является движение, — не только как механическое и математическое движение, но ещё больше, как стремление, как жизненней дух, как напряжение, или, как выражается Яков Бёме, как мучение (Qual) материи. Первичные формы материи суть живые, индивидуализирующие, внутренне присущие ей, создающие специфические различия, существенные силы.

В Бэконе, как первом творце материализма, в наивной ещё форме скрыты зародыши всестороннего развития этого учения. Материя улыбается своим поэтическим чувственным блеском всему человеку. Но изложенное в афористической форме учение Бэкона ещё полно теологической непоследовательности»

Комментарии для сайта Cackle