Стечение союзов. Запятая на стыке двух союзов. Придаточное, состоящее из одного слова

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Простые предложения в сложном предложении разделяются или выделяются запятыми:

[Солнце, (когда пришёл я), садилось].

[Садилось солнце], и [кончался день].

2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения:

[Он не слышал], (КАК повернулся ключ в замке) или (КАК лязгнул засов).

[Он злится] И (когда о нём забывают), И (когда слишком хорошо его помнят).

3. Если союз сложный (ПОТОМУ ЧТО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕХ ПОР КАК и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или перед всем союзом, или перед его частью ЧТО, ЧТОБЫ, КАК:

Он не был на занятиях, ПОТОМУ ЧТО заболел.

Он не был на занятиях ПОТОМУ, ЧТО заболел.

4. Не разбиваются запятой союзы ТАК КАК, ТОГДА КАК, ЛИШЬ КОГДА, ДАЖЕ ЕСЛИ:

Он не явился, ТАК КАК заболел.

5. Запятые при стечении союзов И ЕСЛИ, И ХОТЯ, И КОГДА, ЧТО ПОКА, ЧТО ЕСЛИ и др.

При стечении двух союзов запятая ставится, если нет второй части двойного союза ТО, ТАК, НО, ОДНАКО.

Январь выдался студёный, И, (ХОТЯ жарко топили печь), окна обмёрзли.(Нет второй части союза.)

Январь выдался студёный, И (ХОТЯ жарко топили печь), НО окна обмёрзли. (Есть НО.)

Ученику сказали, (ЧТО, (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), вызовут родителей. (Нет второй части союза.)

Ученику заявили, (ЧТО (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), ТО вызовут родителей). (Есть ТО.)

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ А26.

1. Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

(1) – союз И соединяет части сложного предложения - запятая ставится.

(2) между И и ДАЖЕ ЕСЛИ ставится запятая, потому что нет второй части союза.

(3,4) – границы придаточных в сложноподчинённом предложении - запятые ставятся.

ОТВЕТ: 1,2,3,4

2. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

(1) – нет запятой, так как обстоятельство здесь не выделяется.

(2) - нет запятой, потому что союз И соединяет однородные сказуемые ОБЕССИЛЕЛ И ЗАПЛАКАЛ.

(3) – есть запятая, потому что нет второй части союза.

(4,5) - эти запятые выделяют придаточное предложение.

ОТВЕТ: 3,4,5

3. Через пару часов, (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла, (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

(2) - не ставится, потому что союз И связывает однородные придаточные.

(4) - не ставится, потому что союз И связывает однородные сказуемые.

1. Между двумя рядом стоящими подчинительными союзами (или союзными словами) и между расположенными рядом сочинительным и подчинительным союзами (союзными словами) запятая ставится в том случае, если опущение придаточного предложения не требует перестройки главного, например: На собрание, где должна была решаться его судьба, Савичев шел с тяжелым сердцем, зная, что, если его исключат из партии, домой ему не вернуться (Первом.); Она сфотографировала радиста за работой, и, чтобы отблагодарить ее, а может быть, отвлечь от тревожных мыслей, он сказал, что на льдину заплывает огромная белая медведица с двумя медвежатами. (Первом.)

Если же при опущении придаточного предложения необходима перестройка главного, запятая между союзами не ставится, например: Думать об этом Варваре было тяжело - сразу же с общим большим вопросом связывался ее личный вопрос, который хоть и был для нее самым большим, но, возникая рядом с общим, начинал казаться маленьким и несущественным (Первом.); Николай шел нервными шажками и ничего не видел перед собою, и когда открылась дверь и его ввели в переднюю, то в глазах запестрело, замельтешило, будто кто-то сильно ударил в переносицу. (Алекс.)

2. Если сочинительный и подчинительный союзы (или союзное слово) находятся в начале сложного предложения, то запятая обычно между ними не ставится, кроме тех случаев, когда сочинительным союзом является слово однако, например: Но хоть Варвара старалась убедить себя в том, что думает о Костюченко, что повторяет прочитанные на лице его мысли и слова, это были ее мысли и слова, она думает о себе и о Костюченко вместе, как об одном существе (Первом.); Однако, когда Хорышев вместо ответа протянул ему одну из таранок, старик, не споря, взял ее и стал чистить. (Сим.)

Упражнение 350 . Перепишите, подчеркнув союзы (союзные слова). Объясните наличие или отсутствие запятой между стоящими рядом союзами.

1. Наташе казалось, что, когда она в первый раз увидела князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. (Л. Т.) 2. Ваш отец богат, однако ж, как он говорит, ему пришлось побывать и в машинистах, и в простых смазчиках. (Ч.) 3. Леночка настолько пристрастилась к чтению, что если бы не горбатенькая, то и хозяйство захирело бы. (Леон.) 4. Дом стоит на твердой почве, под ним не колышется черное чрево океана, там надежная земля, безгранично щедрая земля, которая еще подарит счастье, а если не тебе, то твоей Гале. (Первом.) 5. Володя явился к своему начальству раньше, чем к нему, и начальство все сделало, как было нужно, взяв на себя ответственность за судьбу и жизнь его мальчика, словно сознательно хотело снять тяжесть с отцовской души … Но хоть эта тяжесть и была снята с генерала Савичева, ему не стало легче от этого. (Первом.) 6. Володя пошел по длинной улице вверх, к той избе, в которой, как ему казалось, должен был стоять его отец. (Первом.) 7. Варвара, казалось, не слышала ни разрыва, ни голоса Костюченко, ни тяжелого сопения в углу окопа, где согнулся в три погибели лейтенант Кукуречный. Но если б она и слышала, теперь ей было уже безразлично, попадет ли снаряд в блиндаж или пролетит над ними и разорвется где-нибудь в лесу или на кукурузном поле. (Первом.) 8. Люда хорошо понимала природу человеческих отношений и, хоть не очень верила своему Мине, все же не могла предположить, что он на глазах у нее переметнется к другой. (Первом.)

Упражнение 351 . Укажите, при опускании каких слов возникает необходимость поставить запятую между союзами.

1. Лаптев знал фамилии всех известных художников и не пропускал ни одной выставки. Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи, и ему казалось, что у него много вкуса и что если б он учился, то из него, пожалуй, вышел бы хороший художник. (Ч.) 2. Дома у себя я застал гостя, старого приятеля, который, поздоровавшись, начал мне жаловаться, что пока он ехал ко мне, то заблудился в лесу. (Т.) 3. Всем тоже пришлось по нраву, что когда из колонии ленинградских детей явились на село за помощью сиротам, то Настя отдала им весь свой годовой запас весенней сладкой клюквы. (Пр.) 4. Мне снова почему-то подумалось, что хоть и сел аккумулятор, а «газик» заведется. (Ант.)

Упражнение 352 . Выпишите предложения, в которых пропущены запятые. Поставьте недостающие запятые.

1. Но хотя Вронский и не подозревал, что говорили родители, он, выйдя в этот вечер от Щербацких, почувствовал, что та духовная тайная связь, которая существовала между ним и Кити, утвердилась нынешний вечер так сильно, что надо предпринять что-то. (Л. Т.) 2. Маркушев знал по опыту, что-если полковник замолчал, то пробовать продолжать с ним разговор бесполезно. (Сим.) 3. Синцову показалось, что снаряд попал в амбразуру и разорвался внутри, хотя если б это было так, от них с Баюковым ничего бы не осталось. (Сим.) 4. Мои ростовские друзья удивлялись, узнав, что я собираюсь совсем переехать на Дальний Восток. Но когда я им сказала, что намерена жить с мужем в дикой тайге, они серьезно были обеспокоены: не сошла ли я с ума? (Федос.) 5. Это был смуглый, курчавый неаполитанец, шутник, весельчак, обладавший такими белыми зубами, что когда он смеялся, в машине становилось светлей. (Полев.) 6. Танк очень похож на мамонта с задранным хоботом,- так он был нарисован в книжке, которую она читала в детстве … Там было про охоту на мамонта, его обступали люди с дротиками и камнями, и он падал в большую, заранее вырытую яму и ревел, подняв длинную свою трубу. А этого остановили, когда он перевалил через холм, а если б не остановили, он раздавил бы окопы и людей в окопах. (Первом.) 7. Самолет пробивает толщу облаков, и хотя ей ничего не видно, она знает, что льдина уже совсем близко, что на подготовленном для посадки ледяном поле люди ждут самолета. (Первом.) 8. Вся катастрофа виделась Варваре в образе грозы, но что молния поразит ее, она сначала не думала, чувствуя себя за Сашей, как за каменной стеной. (Первом.) 9. Мы подружились в чрезвычайных обстоятельствах, когда проявляются самые лучшие или самые худшие свойства человеческого характера, а когда эти чрезвычайные обстоятельства окончились, разошлись каждый в свою сторону. (Первом.) 10. Это только кажется, что он взрослый, он еще совсем мальчик; ты думаешь, ему легко будет в небе на утлом самолете против немецких летчиков? Они горят, как спички, я сама видела в кинохронике, как горят немецкие самолеты, а если немецкие, то и наши, наверное, горят точно так же. (Первом.) 11. Он даже не кивнул ей головой на прощанье и чтобы показать, что разговор окончен, начал перебирать цветные карандаши в стоявшем на столе граненом чайном стакане. (Первом.) 12. А если надо отдать жизнь за мир и возможность труда? Не только за то, чтоб фашисты не топтали поля Отчизны, не гноили людей в концлагерях, не душили в газовых камерах, но и за то, чтобы женщина не шла в тяжелой робе под землю, чтоб не налегала тонкими руками на ручку компрессорного молотка,- за это тоже надо отдавать жизнь … И если отдают ее миллионы, то чем же он лучше любого среди этих миллионов, чтобы сохранить жизнь для себя, для собственного счастья? (Первом.)

1. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие придаточного предложения не требует перестройки главного предложения (практически - если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но , наличие которой требует такой перестройки), например: Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение (Л. Толстой) (придаточная часть чтобы кормиться может быть опущена или переставлена в другое место предложения без перестройки главной части); Наконец он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если теперь он сядет, ему уже больше не подняться (Б. Полевой) (придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить); А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Симонов) (при изъятии придаточного уступительного с союзом хотя предложно-местоименное сочетание от них становится неясным, но в структурном отношении такое изъятие возможно, поэтому запятая между сочинительным и подчинительным союзами в подобных случаях обычно ставится).

Если же за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится, например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Короленко) (придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить без перестройки подчиняющего предложения, так как рядом окажутся слова что и то); Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она говорила, то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням, словно пробуя этим утишить боль (Симонов) (при изъятии или перестановке придаточного времени с союзом когда рядом окажутся слова и и то ).

Ср. также: Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли все небо, стало темно, как в сумерки. - Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли все небо, то стало темно, как в сумерки (во втором случае после союза и, присоединяющего сложноподчиненное предложение, запятая не ставится); Сборы затянулись, а когда все было готово к отъезду, ехать не имело уже смысла (после противительного союза а запятая в этих случаях, как правило, не ставится, так как ни изъятие, ни перестановка следующего за союзом придаточного предложения невозможны).

В предложениях типа "Он давно уже уехал, и где он теперь, я не знаю" запятая после союза и не ставится.

2. Запятая обычно не ставится между присоединительным союзом (после точки) и союзом подчинительным, например: И кто вы такой, я знаю; А зачем это говорится, мне непонятно. Возможность постановки запятой после других присоединительных союзов связана с интонационно-смысловым выделением придаточного предложения, например: Однако, если вы так настаиваете на своем предложении, я готов его принять.

Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 36. Запятая на стыке двух союзов

1. При последовательном подчинении одна придаточная часть сложноподчиненного предложения может оказаться внутри другой и произойдет «встреча» двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова: Я думаю, что, когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать (М.Г.) - запятая разделяет подчинительные союзы что и когда; Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение (Л.Т.) - запятая разделяет союзное слово которая и подчинительный союз чтобы. Основанием для такой пунктуации служит то обстоятельство, что вторую придаточную часть можно изъять из текста или переставить в другое место - в конец сложноподчиненного предложения.

Однако не всегда такая несложная операция может быть проделана. Сопоставим два предложения с почти совпадающим лексическим составом, но с небольшим добавлением во втором из них: Он сказал, что, если будет свободен, вечером придёт ко мне. - Он сказал, что если будет свободен, то вечером придёт ко мне (добавлена вторая часть двойного союза если…то ). Пунктуация различна: в первом предложении (между рядом стоящими подчинительными союзами стоит запятая) вторую придаточную часть можно изъять или переставить без нарушения структуры предложения; во втором предложении этого сделать нельзя, так как с изъятием или перестановкой второй придаточной части рядом окажутся слова что…то, а такое соседство нарушает стилистические нормы литературного языка. Ср. также: Мечик почувствовал, что, если вновь придётся отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики (Ф.). - Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки (П.).

Таким образом, при «встрече» двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второй придаточной части не требует перестройки главной части (практически - если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так или но, наличие которой требует такой перестройки), и не ставится, если дальше следует указанная вторая часть двойного союза.

Ср.: (запятая ставится) Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась (Л.); …Он всегда чувствовал несправедливость своего избытка в сравнении с бедностью народа и теперь решил про себя, что, для того чтобы чувствовать себя вполне правым, он… теперь будет ещё больше работать и ещё меньше позволять себе роскоши (Л.Т.); …Оказалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л.Т.); Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (М.Г.); Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (М.Г.); Таким образом, противник сам для себя создаёт обстановку, в которой, если мы без колебания будем решительны и смелы, он сам подставит нам для разгрома свои главные силы (А.Т.); Этот беззвучный разговор взглядов так взволновал Лизу, что, когда она села за столик в большом зале, её глаза, не отвечая никому, тоже говорили о смущении (Фед.); Наконец он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если теперь он сядет, ему уже больше не подняться (Пол.);

(запятая не ставится) Собакевич… в четверть часа с небольшим доехал его [осетра] всего, так что когда полицмейстер вспомнил было о нём,.. то увидел, что от произведения природы оставался всего один хвост (Г.); У Антона Прокофьевича были, между прочим, одни панталоны такого странного свойства, что когда он надевал их, то всегда собаки кусали его за икры (Т.); За огородом следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но показывали довольство обитателей (Т.); Хаджи Мурат сел и сказал, что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско, то он ручается, что поднимет весь Дагестан (Л.Т.); Паром подвигался с такой медленностью, что если бы не постепенная обрисовка его контуров, то можно было бы подумать, что он стоит на одном месте или же идёт к тому берегу (Ч.); Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Кор.); Кто не знает, что когда больному курить захотелось, то это значит то же самое, что жить захотелось (Пришв.); Вот почему местные жители убеждены, что если бы можно было взорвать ущелья на падуне и понизить уровень озера, то и берега бы пообсохли и выросла бы трава хорошая (Пришв.); Но, вероятно, в мире уже что-то произошло или в это время происходило - роковое и непоправимое, - потому что хотя стояло всё то же горячее приморское лето, но дача уже не показалась мне римской виллой (Кат.).

2. Между сопоставительным и подчинительным союзами запятая не ставится: Не столько потому, что мать сказала ей, сколько потому, что это был брат Константина, для Кити эти лица вдруг показались в высшей степе ни неприятны (Л.Т.); О своих наблюдениях сообщите не толь ко когда начнутся испытания станка, но и в ходе всего эксперимента; Статья заслуживает внимания как потому, что затронутые в ней вопросы актуальны, так и по тому, что исследованы они серьёзно и глубоко.

3. При «встрече» сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится или не ставится в зависимости от условий, указанных выше (п. 1). Ср.:

(запятая ставится) Григорий, обожжённый внезапной и радостной решимостью, с трудом удержал коня и, когда последняя сотня, едва не растоптав Степана, промчалась мимо, подскакал к нему (Ш.) - при изъятии придаточной части с союзом когда предложно-именное сочетание к нему становится неясным, но в структурном отношении такое изъятие возможно, поэтому запятая между сочинительным и подчинительным союзами в подобных случаях обычно ставится; В господский дом Муму не ходила и, когда Герасим носил в комнаты дрова, всегда оставалась назади и нетерпеливо его выжидала у крыльца (Т.); Левин простился с ними, но, чтобы не оставаться одному, прицепился к своему брату (Л.Т.);

(запятая не ставится) Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она говорила, то рукой подгребала тёплую пыль к воспалённым ступням, словно пробуя этим утишить боль (Сим.) - при изъятии или перестановке придаточной части с союзом когда рядом окажутся слова и…то; Холодной ночью… мальчик стучал в незнакомые дома, выспрашивая, где живёт Ознобишин, и если ему не отвечало мёртвое молчание, то раздавался бранчливый окрик либо подозрительный опрос (Фед.); Николай Николаевич старается идти рядом с ним, но так как он путается между деревьями и спотыкается, то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку (Купр.); Печально поглядывал он по сторонам, и ему становилось невыносимо жаль и небо, и землю, и лес, а когда самая высокая нотка свирели пронеслась протяжно в воздухе и задрожала, как голос плачущего человека, ему стало чрезвычайно горько и обидно на непорядок, который заменился в природе (Ч.) - после противительного союза а запятая в этих случаях, как правило, не ставится, даже если дальше не следует вторая часть двойного союза то, поскольку ни изъятие, ни перестановка придаточной части невозможны без перестройки главной части; Звуки постепенно замирали, и чем дальше уходили мы от дома, тем глуше и мертвее становилось вокруг (М.Г.) - союз и присоединяет целое сложноподчиненное предложение; Он давно уже уехал, и где он теперь, никто не знает - союз и присоединяет целое сложноподчиненное предложение.

4. При «встрече» соединительного союза и и подчинительного союза возможны следующие случаи:

1) запятая ставится только перед союзом и (независимо от того, соединяет ли он однородные члены предложения, самостоятельные предложения или соподчиненные придаточные части), если после придаточной части следует вторая часть двойного союза то, как или но (в этом случае союз и присоединяет целое сложноподчиненное предложение): Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх (Ч.) - союз и соединяет однородные члены предложения; Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение (Пауст.) - союз и соединяет простые предложения; Врач сказал, что больному нужен покой, и если мы не хотим тревожить его, то должны выйти из палаты - союз и соединяет соподчиненные придаточные части; Выясните, пожалуйста, прочитал ли рецензент рукопись, и если прочитал, то каково его мнение о ней - союз и соединяет соподчиненные при даточные части;

2) запятая ставится только после союза и, если он соединяет два однородных члена предложения или две соподчиненные придаточные части и дальше не следует вторая часть двойного союза: Он думал удивить её своею щедростью, но она даже бровью не повела и, когда он от неё отвернулся, презрительно скорчила свои стиснутые губы (Т.); По-видимому, своим словам придавал он не малое значение и, чтобы усугубить им цену, старался произносить их врастяжку (Ч.); Выяснилось, что рукопись окончательно ещё не отредактирована и, пока не будет проведена дополнительная работа над нею, сдавать её в набор нельзя;

3) запятая ставится и перед союзом и, и после него, если он соединяет два простых предложения (причем после придаточной части не следует вторая часть двойного союза): Крепкий был человек Гуляев, и, когда он вернулся на Урал, за ним тянулась блестящая слава миллионера (М.-С.); Почему-то про него говорили, что он прекрасный художник, и, когда у него умерла мать, бабушка отправила его в Москву, в Комиссаровское училище (Ч.); Этот новорождённый барин особенно раздражал Самгина, и, если б Клим Иванович был способен ненавидеть, он ненавидел бы его (М.Г.); …В голове стало легче, яснее, всё как-то сгустилось, и, пока в голове происходило это сгущение, на улице тоже стало тише (М.Г.); Спокойно-красивую Елизавету Михайловну она разглядывала большими умилёнными глазами, и, когда та ласкала её мягкой и нежной рукой, у неё сладко замирало сердце (С.-Щ.); Лиза пошла безлюдной площадью, и, когда ноги её стали тяжело срываться с круглых лысин булыжника, она вспомнила, как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным (Фед.); Резвый ветер с моря надул паруса, и, когда солнце взошло, а городские стены остались за кормою последнего струга, громкая песня разлилась над простором Волги (Зл.); А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова её были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Сим.); На поворотах нарту бросало к берегам, и, чтобы она не разбилась об острые камни, торчащие из-под снега, Алитет отталкивался ногами (Сем.).

5. Постановка запятой между присоединительным союзом (в начале предложения, после точки) и следующим за ним подчинительным союзом зависит от значения союза:

1) как правило, после союза и запятая не ставится: И когда Левинсон, выполнив все будничные дела, отдал наконец приказ выступать, - в отряде наступило такое ликование, точно с этим приказом на самом деле кончались всякие мытарства (Ф.); И хотя погода значительно улучшилась, опасность засухи не миновала; И вместо того чтобы свернуть направо, по ошибке поехали прямо;

2) после присоединительного союза а запятая также не ставится: А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на снеговую вершину; А если верить сообщениям синоптиков, завтра должно наступить потепление;

3) после союза но запятая не ставится при отсутствии паузы между союзами и ставится, если пауза делается; ср.: Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь… и, не ожидая, пока его обнимут, сам стал обнимать и целовать всех, кто попадал в его объятия, что-то защемило в ране (Павл.); Но, если даже противнику удавалось отбить атакующих, пехота снова бросалась в атаку (Сим.);

4) после союза однако запятая обычно ставится: Однако, если обстоятельства того потребуют, я в стороне стоять не буду.

Примечание. Для различных случаев употребления присоединительного союза в самом начале предложения устанавливаются следующие правила:

1) запятая ставится после союзов и и но и не ставится после союза а, если дальше следует обособленный оборот (чаще всего - конструкция с деепричастием): И, задержавшись у выхода, он обернулся; Но, не желая возвращаться к сказанному, докладчик это место своего сообщения пропустил; А услышав эти слова, он воскликнул… (см. § 20);

2) запятая, как правило, не ставится после присоединительного союза, если дальше следует вводное слово или вводное предложение: И вероятно, вы его не дождётесь; Но может быть, вопрос ещё не рас сматривался; А впрочем, и этот вариант приемлем; И представьте себе, случайный ответ оказался верным (см. § 25, п. 6);

3) запятая ставится перед придаточной частью в зависимости от значения присоединительного союза и наличия или отсутствия паузы при чтении (см. § 36, п. 5).

Из книги 100 великих авиакатастроф автора Муромов Игорь

Катастрофы двух «Боингов-767» и двух «Боингов-757» в США 11 сентября 2001 года террористы-смертники захватили четыре пассажирских самолета, выполнявших внутренние рейсы в США. «Боинг-767-223ER» авиакомпании «Америкэн эйрлайнз» врезался в Северную башню Всемирного торгового

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Свобода союзов Свобода союзов, см. Право ассоциаций.

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

5.11.3. Правописание согласных на стыке частей слова В корнях русских слов двойные согласные встречаются редко: ссора, вожжи.Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной (главврач). В первой

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

6.86. Правописание предлогов, союзов и частиц; правописание сложных предлогов и предложных сочетаний; правописание союзов зато, также, тоже, чтобы в отличие от сочетаний за то, так же, то же, что бы; раздельное и дефисное написание частиц; разделение частиц не и ни при

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

6.86.2. Правописание союзов Дифференцирование союзов от омонимичных слов и словосочетаний происходит на основании различения функций в предложении. Особенные трудности на письме вызывают союзы и словосочетания зато – за то, затем – за тем, также – так же, тоже – то же,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня 1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) – возжжёшь (воз + жжёшь), также возжжённый. Примечание 1. При наличии звукового чередования

Из книги Энциклопедия юриста автора

XVI. Правописание союзов § 61. Слитное написание союзов 1. Союз чтобы пишется слитно в отличие от сочетания местоимения что с частицей бы; в последнем случае частицу бы можно переставить в другое место предложения. Например: а) Редактор встретился с автором, чтобы (для того

Из книги автора

§ 110. Запятая на стыке двух союзов 1. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие придаточного предложения

Из книги автора

§ 9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня 1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) - возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.Примечание 1. При наличии звукового чередования

Из книги автора

XVI. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ § 61. Слитное написание союзов 1. Союз чтобы пишется слитно в отличие от сочетания что бы (местоимение и частица), например: Редактор встретился с автора и чтобы (для того чтобы) согласовать внесенные в рукопись изменения; Важно, чтобы люди это

Из книги автора

§ 110. Запятая на стыке двух союзов 1. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие придаточного

Из книги автора

Группы согласных на стыке значимых частей слова § 84. Прилагательные с суффиксом?ск-, образованные от слов с основой на гласную + ск, оканчиваются на?сский, напр.: дамасский (от Дамаск), этрусский (этруски), сан-францисский (Сан-Франциско), баусский (Бауска); но: баскский (от

Из книги автора

Двойные согласные на стыке значимых частей слова § 93. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть

Из книги автора

Свобода союзов см. Право на объединение.

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Обучающая : Знать: условия постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; уметь: применять правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов; составлять сложноподчиненные предложения по предложенным схемам или на предложенную тему; использовать в речи сложноподчиненные предложения; анализировать, сопоставлять, формулировать мысли, выполнять проблемные задания.
  • Развивающая : на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию пунктуационного чутья, формированию умения анализировать и сопоставлять, формулировать мысли, развивать культуру речи, умению работать в группе.
  • Воспитательная : создать условия для высказывания суждений.

Оборудование : практические материалы, ключи, словарь

Тип урока: объяснение нового материала.

Эпиграф: Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. М. Карамзин)

Ход урока

І этап. Организационный (до 2 мин)

Психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.

ІІ этап. Учебная деятельность по принятию проблемы урока (до 6 мин)

Цель этапа (планируемый результат): активизация субъективного опыта учеников, познавательный интерес, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.

Педагогическая задача: актуализировать опорные знания и умения, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.

Деятельность учителя Деятельность учеников
2.1. Вступительное слово учителя

– С какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках? (Сложноподчиненное предложение)

– Как вы думаете, мы уже все изучили в данной теме? (Нет)

– Значит, сегодня мы будем продолжать знакомство со сложноподчиненными предложениями. Тем более что русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь. Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина, которые стали эпиграфом к нашему уроку: “Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному”.

2.1. Актуализируют знания
2.2. Формулировка темы, цели, проблемы урока

– Какова же тема нашего урока? Как видите, на доске нет никаких записей. Это потому, что тему урока должны определить вы. Поэтому мы начнем работу с выполнения задания. В ваших рабочих тетрадях даны сложноподчиненные предложения. Расставьте в них знаки препинания, используя знания, полученные на предыдущих уроках.

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт (Р. Тагор).

Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого (Л. Фейхтвангер).

Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант! (В. Белинский)

Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает (Г. Гейне).

Если не браться за дело, все равно не узнаешь, каким будет конец. (О. Погорелов)

2.2. Выполняют задание
2.3. Постановка учебной задачи

– Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом.

– Кто сделал 1 ошибку? 2 ошибки? 3 ошибки?

– Какое из предложений вызвало наибольшее затруднение? (3 предложение. )

– Почему? Чем это предложение не похоже на другие? (Рядом два подчинительных союза. )

– Какой возникает вопрос? (Как ставить знаки препинания, если рядом стоят два подчинительных союза. )

– Какова тема нашего урока? (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов .)

2.3. Проводят самоанализ. Определяют затруднения
2.4. Поиск решения учебной задачи

– Как же мы будем работать на уроке? Обратимся к вашим рабочим тетрадям. Используя глаголы, составьте программу действий, которая поможет изучить правило и научиться расставлять знаки препинания.

Находить...

Использовать...

2.4. Определяют для себя цели и задачи урока.

ІІІ этап. Обобщение и систематизация знаний по решению проблемы урока (27 мин)

Цель этапа (планируемый результат): решение проблемы урока с опорой на собственный опыт, знание теоретического материала; познавательная активность учащихся.

Педагогическая задача: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся, создать ситуацию творческих размышлений с целью решения проблемы урока.

Деятельность учителя Деятельность учеников
3.1. Создание условий для формулировки правила

– Итак, программа составлена. Для того чтобы сформулировать правило, предлагаю вам сравнить два примера.

1. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.

2. Старик предупредил, что если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать.

– Чем похожи и чем отличаются эти примеры?

– Готовы ли вы сформулировать правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух союзов? Как оно звучит?

– Проговорите правило друг другу

– Итак. Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя; что когда и т. п.), то между союзами ставится запятая. Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза - то или так.

3.1. Работают в группе, обсуждают, выделяют необходимую информацию в тексте, анализируют, ведут диалог, делают выводы.

Проговаривают правило друг другу.

3.2. Организация групповой работы. При работе группа пользуется опорой, предложенной учителем

– Сейчас я предлагаю вам, используя собственные знания и материал учебника, составить алгоритм рассуждения при применении данного правила. (В рабочей тетради.)

Алгоритм

Убедись, что перед тобой именно сложноподчиненное предложение.

Определи границы главного и придаточных предложений.

Определи ошибкоопасное место.

Посмотри, есть ли вторая часть союза.

Запятая не ставится Запятая ставится

3.2. Еще раз прорабатывают правило, составляют алгоритм применения данного правила
3.3. Презентация выполненных заданий с последующей корректировкой продуцируемых учащимися ответов 3.3. Представляют результаты работы группы. При необходимости проводится коррекция.
3.4. Организация первичного закрепления (фронтальная работа)

На практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно.

Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.

– Правило сформулировано. Теперь следует закрепить на практике его применение. Обратимся к заданию 5 в ваших рабочих тетрадях.

1) Он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя. (Гончаров)

2) Известно ведь, что когда паны дерутся, то у холопов чубы начинают трястись. (Константинов)

3) Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. (Соколов – Микитов)

4) На задаваемые вопросы он [Дерсу] объяснил, что, если в тихую погоду туман подымается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя. (Арсеньев.)

5) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (Пушкин)

6) Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро. (Чехов)

7) Я люблю эту бедную природу, может, потому, что, какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне. (Салтыков-Щедрин)

8) Я ждал ее рассказа, молчал, боясь, что, если спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону. (Горький)

9) Брат строго сказал Алеше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить свое обещание.

10) Сначала страшно показалось Вакуле, так что если б он не наклонился, то задел бы его шапкой. (Гоголь)

3.4. Работая фронтально, формируют навык постановки знаков препинания.
3.5. Страничка знатока

– Какой раздел языкознания изучает постановку знаков препинания? (Пунктуация.)

– К.Г. Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”. А знаете ли вы, когда появились знаки препинания и как они изначально назывались?

– С.И. Львов в книге “Язык и речь” приводит интересные сведения о знаках препинания. В середине XV в. типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности; она была принята большинством народов Европы и существует до настоящего времени.

Учеными установлено, что в древних рукописях точка появилась раньше, чем все остальные знаки препинания. Затем в XV в. стало употребляться двоеточие, немного позже – запятая и, наконец, точка с запятой (“полуточие”). До XVI века слова на Руси не разделялись вообще. Названия некоторых знаков препинания послужили основой создания фразеологизмов. Вот перечень фразеологических сочетаний: поставить точку над и; ставить точку; между ними запятая вышла; отправная точка; высказывать точку зрения. Ну а более подробно вы сможете познакомиться с историей знаков препинания дома, использовав материал “Это интересно”, который помещен в конце вашей рабочей тетради.

3.5. Слушают, расширяя свои представления о истории литературного языка.
3.6. Практикум

– Писатели, поэты, ученые делают свои наблюдения и формулируют яркие мысли, которые носят обобщенный характер. Это авторские пословицы. Именно с такими обобщенными наблюдениями вы начинали работать в начале урока. Вы знаете, как называются эти авторские пословицы? (Афоризмы )

– Дайте определение афоризма. Для этогоЗаглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь . (Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Шведовой ).

– Наша жизнь, как и язык, подчиняется системе правил, норм поведения. Но последнее время наше общество поразила под названием “кризис”. Это не только кризис экономический, это, что гораздо страшнее, кризис человечности. И самый главный симптом этого кризиса – равнодушие. Я хочу познакомить вас с высказыванием педагога В. Сухомлинского: “Равнодушие – еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце. Человек для эгоиста – это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений, а источник наслаждений или же совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы”.

Какое предложение у вас получилось? (Сложноподчиненное )

Как вы считаете, почему равнодушие в обществе можно назвать самым страшным симптомом разрушения человека? (С молчаливого согласия равнодушных людей совершается все страшное на земле. )

– Подберите антоним к слову эгоист (альтруист).

3.6. Осмысление высказывания Сухомлинского. Размышления. Формулировка собственной позиции.
3.7. Решение проблемной задачи с опорой на текст и собственный опыт. (Творческое (индивидуальное) задание)

– Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением Сухомлинского. Предложение начните так:

Я согласен (не согласен) с тем, что если....

Полагаю, что, для того чтобы....

Работа с предложенными схемами.

Форма работы: в парах

– Мы расставляли знаки препинания, строили сложноподчиненные предложения по предложенному началу, а теперь давайте попробуем, работая в парах, построить предложения по схемам.

1. [ глаг. ], (что, (когда…), ….).

2. [ глаг. ], (что (если…), то….).

3. [ глаг. ], (что, (хотя…), ….).

3.7. Выполняют задания, направленные на формирование навыка постановки знаков препинания, умений строить СПП по предложенной теме и схемам

ІV этап. Обобщение и систематизация по теме урока (7 мин)

Цель этапа (планируемый результат):

Педагогическая задача: создать ситуацию творческого поиска.

Деятельность учителя Деятельность учеников
4.1. Выходной контроль

– А сейчас предлагаю выполнить вам контрольный тест, чтобы проверить усвоение изученного материала.

1. Дерсу сообщил мне, что, когда начинают замерзать реки, все крупные пернатые хищники спускаются в низовья рек. (Арсеньев)

2. Ей все казалось, что, если надеяться, страстно желать, все обойдется. (Каверин)

3. Вы действительно согласны с тем, что когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую? (Погорелов)

4. Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом. (Маймин)

5. Мама всегда говорила мне, что, если уж обещание дано, так нужно выполнить его обязательно.

– Итак, задание выполнено. Сверьте свои результаты с ключом.

– Кто сделал ошибки? Какие?

(При наличии ошибок проводится коррекционная работа.)

Чтобы знания были впрок, следует повторить урок .

– О чем мы вели речь сегодня на уроке? Какое правило изучили?

– Как ставятся знаки препинания в сложноподчиненных предложениях на стыке двух подчинительных союзов?

– Какие сведения, полученные ранее, пригодились вам на сегодняшнем уроке?

4.1. Выполняют задание. Проводят самоанализ.

4.2. Обобщают изученное. Определяют личностную значимость изученного

V этап. Рефлексия (до 2 мин)

Цель этапа (планируемый результат): определение учащимися степени своего участия в учебной деятельности, ситуация успеха.

Педагогическая задача: создать условия для осознания учащимися личностных смыслов в изучении темы.

VІ этап. Домашнее задание (1 мин)

Цель этапа (планируемый результат): осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.

Педагогическая задача: подготовить учащихся к выбору домашнего задания.



error: Контент защищен !!