О событиях в стране в 1984-1999 годы

О событиях в стране в 1984-1999 годы

Чем же были знаменательны эти годы в целом и в образовании в частности? В эти годы, как и вся страна, мы жили, как минимум, в трёх периодах: советском, перестроечном и “революционном периоде свободного плавания”.

Работа школы, как и любого учебно-воспитательного учреждения, в той или иной степени зависит от положения в стране, от того кто находится у руля власти и какую политику проводит.

В 1982-85 годах, после смерти Л.И.Брежнева, трижды происходит смена лидеров партии и страны. Вначале Ю.В.Андропов, с февраля 1984 года К.У.Черненко и с марта 1985 года М.С.Горбачев.

12 апреля 1984 года вступило в силу Постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы». В этом документе была определена основная задача советской школы: «…Давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение, применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение…».

Министерством просвещения СССР был разработан и утвержден новый «Типовой учебный план общеобразовательной школы», согласно которому в средней школе вновь должен быть осуществлён переход на 11-летний срок обучения, и в нее стали принимать детей, достигших 6-летнего возраста. Завершить переход школы на этот учебный план планировалось за шесть лет, к 1990 году, а полная смена учебников ожидалась к 1989 году.

Ещё 5 января 1984 года Совет Министров СССР принял Постановление за №5 “Об общеобразовательных школах-интернатах, детских домах и других интернатных учреждениях”.

В марте 1985 года на внеочередном Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С.Горбачёв. На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС был провозглашён курс на перестройку и ускорение социально-экономического развития страны. В июне–декабре 1985 года А. А. Громыко был избран на пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, а Н. И. Рыжков назначен Председателем Совета Министров СССР.

В связи с начавшейся в стране общей перестройкой в 1985 году на первый план выдвигаются другие социально-экономические и политические вопросы. Перестройка внесла некоторые коррективы в школьную реформу, реализация которой началась в 1984 году. В духе лозунга на «ускорение» была выдвинута задача всеобщего компьютерного обучения школьников. На практике реформа свелась к введению 11-летнего срока обучения, частичному пересмотру учебных программ и повышению зарплаты учителям.

25 февраля — 6 марта 1986 года XXVII съездом КПСС были приняты в новой редакции Программа и Устав партии, утверждена концепция «ускорения».

В ноябре 1986 года принят Закон СССР об индивидуальной трудовой деятельности.
В результате реформы обучение в начальной школе увеличили на год: с первого по четвертый классы. А детей стали принимать с шести лет, так что теперь у родителей был выбор, с какого возраста отдать детей в школу. Классы, в которых учились шестилетки, называли «нулевками». Их устраивали или при школах, или просто в помещениях детских садов. Чтобы ребята не уставали, уроки длились всего 35 минут, а не 45, а занятия часто проводили в игровой форме. В расписании дня обязательно отводили время прогулке, обеду и даже полуторачасовому дневному сну.

В январе 1987 года Пленум ЦК КПСС провозгласил политику «гласности». Вышло Постановление Совета Министров СССР о порядке создания и деятельности совместных предприятий с участием советских и зарубежных организации и фирм.

Ноябрь 1987 года. Выступление М. С. Горбачева с докладом на торжественном заседании в честь 70-летия Октябрьской революции, в котором были пересмотрены многие оценки советской истории и возобновлена резкая критика сталинизма.

Декабрь 1987 года. Официальный визит М.С. Горбачева в США. Подписание советско-американского договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

28 июня — 1 июля 1988 года. XIX Всесоюзная конференция КПСС, приняты решения о реформе политической системы, о демократизации советского общества, о борьбе с бюрократизмом, о межнациональных отношениях, о гласности и правовой реформе.

1 октября 1988 года. Избрание М. С. Горбачева на заседании Верховного Совета Председателем.

17-18 февраля 1988 года состоялся Пленум ЦК КПСС, рассмотревший вопрос о ходе перестройки средней и высшей школы. одним из ключевых, революционных решений Пленума стало решение о демократизации образовательных учреждений и создания в них советов, в которые должны были войти учащиеся.

На Всесоюзном съезде работников народного образования 20-23 декабря 1988 года был взят новый курс в развитии школы: отказ от тотальной унификации и профессионализации общеобразовательной школы, всесторонняя демократизация и гуманизация образования. Суть новой реформы заключалась в смене статичной модели образования, ориентированной на воспроизведение существующей структуры, на динамичную, нацеленную на будущее. Предусматривалось введение обязательного образовательного минимума в объеме девятилетнего обучения. Среднее 11-летнее образование объявлялось не обязательным, как раньше, а всеобщим, т.е. государство гарантировало его доступность. Снижение обязательного образовательного минимума должно было улучшить качество обучения и избавить школы и ПТУ от «балласта».

В июне 1989 года состоялся I Съезд народных депутатов СССР, избранных на основе изменений в Конституции СССР.

В декабре 1989 года, после встречи на Мальте М.С. Горбачева и президента США Дж. Буша-старшего было заявлено о прекращении «холодной войны». II Съезд народных депутатов СССР.

Завершён возврат к 4-х-летней начальной школе, 9-летней неполной и 11-летней средней. Вновь появляется неприжившийся в 60-е 11-ый класс со сдвигом всех классов, начиная с четвёртого, на год вперёд. (4-й стал пятым, 5-й — шестым и т.д. до 10-го, который стал одиннадцатым.

1989 год — начало образования негосударственных школьных учреждений со своей программой обучения — лицеев и гимназий. То, от чего старательно и кропотливо уходили большевики в далёких 30-х годах.

12-15 марта 1990 года – III Внеочередной съезд народных депутатов СССР. Принято решение об отмене 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе. В соответствии с дополнениями к Конституции был учрежден пост Президента СССР, на который 14 марта избирается М. С. Горбачев. Председателем Верховного Совета СССР становится А. И. Лукьянов.

Июнь 1990 года – Избрание Б. Н. Ельцина Председателем Bepxoвного Совета РСФСР. Принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Июль 1990 года – XXVIII съезд КПСС. Создание фракций при сохранении принципа демократического централизма. Генеральным секретарем ЦК КПСС вновь был избран М. С. Горбачев.

В 90-е годы происходил переход к новой схеме функционирования культуры: образование, наука должны были приспособиться к рыночным отношениям, искусство — искать меценатов для своего существования. Происходит глобальная коммерциализация культуры, полная ее зависимость от рекламодателей.

В начале девяностых годов школа получила возможность отказаться от обязательного государственного минимума предметов, появилось множество скоропалительно составленных учебников, что привело к нарушению преемственности средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников. Обязательным и бесплатным осталось только девятилетнее образование, бесплатность полного среднего образования не гарантировалась.

Июнь 1991 года. Избрание Президентом РСФСР Б. Н. Ельцина. Август 1991 года. Опубликование текста нового Союзного договора. Августовский путч. М. С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС и обратился к ЦК с призывом о самороспуске.

Попытка государственного переворота в СССР (путч ГКЧП). Ноябрь 1991 года. Указ Б. Н. Ельцина о запрещении деятельности на территории РСФСР КПСС и роспуске партийных структур.

Декабрь 1991 года. Подписание в Беловежской Пуще близ Минска договора о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) руководителями Белоруссии (В. Шушкевич), России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и роспуске СССР. Официальное заявление М. С. Горбачева о своей отставке с поста Президента СССР. Конец перестройки. Подписание Беловежских соглашений о создании Россией, Украиной и Белоруссией Содружества Независимых Государств.

Переименовано Министерства образования СССР в Министерство образования Российской Федерации в связи с изменением наименования государства.

Январь 1992 года. Либерализация ценообразования в России. Начало монетаристского реформирования экономики методами «шокотерапии».

Февраль 1992 года. Декларация России и США о прекращении «холодной войны».
Март 1992 года. Парафирование Федеративного договора республик в составе Российской Федерации.

Сентябрь 1993 года. Указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Начало политического кризиса.

Октябрь 1993 года. Столкновения в Москве между сторонниками парламентской оппозиции и милицией. Захват военными подразделениями Белого дома, арест А.В. Руцкого и Р.И. Хасбулатова. Принятие Конституции Российской Федерации.

Декабрь 1993. Выборы в Государственную Думу и Совет Федерации РФ.
Январь 1994 года. Начало работы первого состава Государственной Думы и Совета Федерации РФ.

В 1996 году Б.Н. Ельцин избран на должность президента Российской Федерации.
Новая редакция закона «Об образовании» в январе 1996 г. закрепила полное среднее образование в качестве общедоступного и бесплатного.

В августе 1998 года экономический кризис в России, дефолт.

31 декабря 1999 года в результате добровольного ухода в отставку Президента России Бориса Ельцина исполняющим обязанности президента Российской Федерации становится Путин В.В.

Выше перечисленные события этих лет в целом в стране находили отражение в регионах, областях, районах, городах и населенных пунктах. Не могли они не отразиться и на работе любого учреждения в стране в том и числе и такого, как наша школа-интернат.