Ненецкий округ в годы Великой Отечественной войны

provodi_prizivnikovНенецкий округ в годы Великой Отечественной войны. История порой слишком увлекается модой и поветриями. Краеведение кажется более серьезным и бережным в отношении своей родной земли и ее людей. Оно быт описует лета такими, какие они есть, без особых прикрас, но и без пробелов. По совести. Поэтому, положась на кровное родство истории и краеведения, очертим круг основных событий, происходивших на территории Ненецкого округа в годы Великой Отечественной войны.

Мы излагаем факты вне оценок. Эти факты сцементированы кровью фронта и потом надрывной работы в тылу. Какие-то комментарии здесь неуместны. Документы времени войны подтверждают: Ненецкий округ работал на Победу, не жалея сил и ресурсов. Оленеводы, рыбаки, охотники, авиаторы, рабочие и колхозники, речники, портовики, служащие учреждений и предприятий, домохозяйки и школьники стали настоящими героями, вложившими толику своего негромкого подвига в народное авторство великой Победы. (На снимке проводы призывников.1939 г.)

Войну тихий и мирный Нарьян-Мар, погруженный в будничные заботы, встретил готовностью встать на защиту Родины. По всему округу прошли митинги. В окружной столице перед собравшимися выступили секретарь горкома партии Звягин, председатель окрисполкома Попов, представитель горкома комсомола Дуркин и окрвоенком Панов. Многолюдные митинги состоялись в морском порту, на лесопильном заводе, на моторно-рыболовной станции. Выступавшие на них выражали решимость разгромить захватчиков и с утроенной отдачей трудиться в тылу. «Мы, водники Печорского порта, заявляем, что будем работать высокопроизводительно, четко, по-военному, не считаясь со временем, отдавая все силы, всю энергию для Победы». Это слова одной из резолюций митинга, каких было принято множество…

В военкоматы впервые дни войны поступили сотни заявлений от добровольцев с однойпросьбой: отправить на фронт, в действующую армию. Партии мобилизованных отправлялись одна за другой и зимой и летом, пополняя части РККА. Летом команды призывников уходили, как правило, на пароходах по морю. Зимой новобранцы добирались до ближайшей железнодорожной станции Ираель (Коми АССР) пешком, на перекладных. Почти 700- километровый путь в округе до сих пор называют Дорогой мужества.

В одной из первых сводок Совинформбюро прозвучали сведения о подвиге, совершенном экипажем бомбардировщика капитана Николая Гастелло. Среди фамилий героев, совершивших огненный таран, земляки услышали имя стрелка-радиста Алексея Калинина, уроженца села Нижняя Пёша…

На начало 1941 года в округе проживало 38 650 человек. В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии за годы войны было мобилизовано 9383 человека. С фронтов Великой Отечественной, как считалось до 1995 года, не вернулось 3046 человек. Современные исследования показали, что эта цифра больше минимум на треть. Установление имен всех жителей округа, павших на фронтах войны, ведется и по настоящее время. Наступит день, и мы назовем всех, отдавших жизнь за Отечество…

30 августа 1941 года немецкие бомбардировщики совершили налет на радиоцентр главного управления Севморпути на мысе Канин Нос. К концу года была организована система ПВО окружной столицы.

В сентябре 1941 года в Нарьян-Маре была создана школа медицинских сестер с шестимесячным сроком обучения, после окончания которой выпускницы отправлялись на фронт. С 1 октября на территории округа был развернут всеобуч по 110-часовой программе для подготовки военного резерва с привлечением населения 16–50-летнего возраста, а также организовано обучение по программе противовоздушной и химической обороне (ПВХО) населения в возрастном интервале от 16 до 60 лет. 26 октября в Нарьян-Маре было проведено первое двустороннее тактическое учениие с привлечением бойцов народного ополчения и всеобуча.

К 1943 году большинство населения округа уже прошло ПВХО, поэтому стали обращать внимание на подготовку не привлеченных к военному обучению категорий: снятых с военного учета мужчин и женщин. Задачей ОСОАВИАХИМа, помогала армии и флоту создавать кадры бойцов, и в военное время организация готовила для фронта стрелков, лыжников, истребителей танков, радистов, пулеметчиков.

В сентябре 1941 года отделение Красного креста (РОКК) в дополнение к школе медсестер организовало курсы медицинских сестер. За годы войны были сделаны два выпуска: в 1943 и 1944 годах.

Осенью 1941 года сбор средств в Фонд обороны был дополнен сбором теплых вещей для воинов Красной Армии. На 15 октября 1941 года в армию из округа было отправлено109полушубков, 18 меховых жилетов, 1222 пары рукавиц, 507 шапок-ушанок, 1083 пар нательного белья, 358 пар валенок, 908 пар шерстяных носков, 258 свитеров, 200 штук овчин, 110,2 кг шерсти, 155 пар липт, 81 пара тобоков и пим и многое другое. Специально для армейских нужд оленеводческие совхозы и артели округа шили меховую обувь — тобоки и липты. К 20 января 1942 года было изготовлено и отправлено на фронт 2636 пар тобоков и 1764 пары липт. Всего за годы войны на фронт послано более 31 тыс. различных теплых вещей.

Девушки и дети посылали на фронт подарки для бойцов. Началось движение по сбору денег на строительство танковой колонны для РККА, проводились многочисленные воскресники.

samoletНа снимке — наследники Победы у самолета, построенного на деньги нарьянмарцев в годы войны. Нарьян-Мар, 1953 г.

По инициативе школьников Оксино был начат сбор средств на постройку звена самолетов-истребителей «Комсомолец Заполярья» и «Пионер Заполярья». Развернулось движение охотников под лозунгом «Больше пушнины, больше куропатки!»

Народное хозяйство округа с первых дней войны перестраивалось под требования военного времени, под нужды фронта. Приоритетными задачами были определены ускоренное развитие оленеводства, увеличение рыбодобычи и заготовки пушнины.

5 октября 1941 года Архангельский обком партии обратился в ЦК ВКП(б) с докладной запиской, в которой предлагалось использовать на северном участке фронта ездовых оленей в качестве транспортного средства. Ссылка делалась на то, что оленьи упряжки успешно применялись в ходе финской кампании зимой 1939–1940 годов. 20 ноября Государственный комитет обороны своим постановлением одобрил инициативу северян.

22 ноября 1941 года военсовет Архангельского военного округа совместно с обкомом партии особым постановлением под грифом «совершенно секретно» обязал поставить для нужд Карельского фронта 6000 ездовых оленей, 1200 грузовых и легковых нарт с упряжью, мобилизовать для обслуживания этого хозяйства 600 каюров и людей, знакомых с оленеводством. Постановление со сроком реализации до 1 января 1942 года было переправлено для исполнения в Ненецкий округ.

Приказом ненецкого окрвоенкома Панова было определено сформировать четыре олене-транспортных эшелона. В ноябре–начале декабря 1941 года в Канино-Тиманском районе,наиболее близком к Архангельску, были сформированы и отправлены в путь три эшелона под командованием И. Г. Дитятева, С. П. Патюкова, И. Талева. Формирование их было проведено в сжатые сроки. Каждый эшелон включал в себя до 1000 оленей с соответствующим транспортным снаряжением и до ста человек обслуживающего персонала. Сильные морозы, короткий световой день и ряд других причин не позволили в срок выполнить постановление областных властей. Первые эшелоны, вышедшие с Канино-Тиманья, достигли Архангельска и поступили в распоряжение Приморского райвоенкомата только во второй половине января 1942 года.

В четвертый эшелон, в течение трех дней сформированный в районе Великовисочное-Коткино, вошло уже 3000 оленей. Командовали эшелоном начальник Б. В. Преображенский и комиссар А. С. Юсов. Вместе с эшелоном отправлялись в путь и мобилизованные в армию. К моменту выхода четвертого эшелона из Коткино, 15 декабря 1941 года, он состоял из четырех самостоятельных команд. Первая (командир С. С. Ноготысый, начальник оленстада А. С. Талев) имела 500 голов оленей из колхоза «Нарьяна ты». Остальные команды имели в своем составе по 1300 ездовых оленей. Вторая команда (командир Г. С. Мартяков, политрук П. И. Герасимов, начальник оленстада А. З Рочев) комплектовалась в Ненецком оленеводческом совхозе, Нарьян-Марской зональной станции, колхозе им. Горького.

Третья команда (командир Ф. П. Торопов, комиссар А. И. Рожин, начальник оленстада В. Г. Соболев) была скомплектована из оленеводов и оленей большеземельских колхозов им. Сталина и «Харп». Четвертая команда (командир И. П. Попов, комиссар Н. Н. Змывалов, начальник оленстада Я. Г. Выучейский) комплектовалась в Шапкинском оленеводческом совхозе. Четвертая команда в силу различных причин заплутала в пути и к контрольным срокам опоздала. 30 декабря 1941 года она была выведена из состава четвертого эшелона и на ее основе учрежден пятый эшелон во главе с начальником А. М. Селяниновым. 3 января, несмотря на пургу, пятый эшелон двинулся в путь от Нижней Пеши к Мезени через населенные пункты: Калино — Мосеево — Лобан — Сюмкино — Бычье.

Из Нижней Пёши команды четвертого эшелона следовали по маршруту: Вижас — Несь —Семжа — Каменка Мезенского района, далее по Пинежскому тракту через Кулой —Пинегу — Сояну — Ломоносово до конечного пункта — Рикасихи. Темп движения — 50километров в сутки. С первых же дней он не выдерживался, пройти за день удавалось не более 15–20 километров, несмотря на то, что шли по 9–10 часов. Ягельники, лежавшие на пути, были стравлены местными хозяйствами и ранее прошедшими стадами оленей. Не все маршруты были выбраны удачно. Встречались и организационные трудности. Животные страдали от бескормицы, голодали, превращаясь в сустуев. Команды вынужденно обрастали  дополнительными ветеринарными аргишами, везшими ослабших оленей в санях. Так дошли до Мезени. Дальнейший путь в Архангельск был утвержден по новому маршруту, более короткому и с хорошими ягельниками: Сояна — Кепино — Долгощелье — Ижма. Первая команда четвертого эшелона после долгого пути вышла в район Ломоносово Холмогорского района и… распустила стадо. Потребовались решительные действия руководства эшелона, чтобы восстановить порядок. В начале февраля 1942 года вторая и третья команды четвертого эшелона вышли к 29-му лесозаводу, что в пятнадцати километрах от центра Архангельска. Пятый эшелон, двигаясь от Мезени к Архангельску, следовал по маршруту: Бобровка —Сояна — Горшок — Кучема — Перекат — Кепино — Ключевая — Светлая — Имоозеро —Ижма. 14 февраля 1942 года этот эшелон прибыл к месту назначения. Общие итоги по перегону оленей из округа в областной центр: пройдено более 1000 км, утрачено четыре процента поголовья. 22 февраля ветеринары 295-го запасного полка приняли большинство оленей четвертного эшелона с оценкой «удовлетворительно». 28 февраля пятый эшелон также вошел в состав этого полка.

obuchenie_na_strelbisheНа снимке — обучение на стрельбище 1941г.

В последние дни февраля 42-го в Рикасихе на базе этого полка были сформированы 5-я и 6-я олене-лыжные бригады, укомплектованные личным составом из Архангельской области, Ненецкого округа и Коми АССР. В течение месяца железнодорожными эшелонами эти подразделения были переправлены на Карельский фронт, под Мурманск. Эти бригады влились в действующую 31-ю отдельную лыжную бригаду. Параллельно с ней действовали 7-й, 8-й, 9-й и 10-й олене-лыжные батальоны.

Оленьи упряжки использовались в условиях бездорожья, там, где местность не позволялапройти ни автомашине, ни трактору, ни лошадям. «Арктический танк» без отдыха мог перевезти зимой груз весом 300 кг (150 гранат или 50 снарядов к малокалиберной пушке ПТО) на расстояние 50 км. Летом вьючный олень мог транспортировать на то же расстояние до 40 кг груза. На оленьих упряжках перевозили раненых, легкие орудия, боеприпасы, продовольствие и прочие армейские грузы, совершали рейды по вражеским тылам, проходя до 16 тыс. километров и более. За период боевых действий бригады и батальоны вывезли с фронта на Мурмане более 10 тыс. раненых, доставили на передовую 8000 военнослужащих, перевезли 17 тыс. тонн боеприпасов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета. По окончании Петсамо-Киркенесской операции большинство оленетранспортных батальонов было распущено. В 1947 году в стадо колхоза «Нарьяна ты» с Кольского полуострова вернулось семь ездовых быков, одолевших в начале войны путь из Малоземельской тундры на Карельский фронт.

За годы войны из колхозов и совхозов Ненецкого округа на северные участки фронта было отправлено более десяти тысяч оленей. Поголовье стад 27 колхозов и трех совхозов в военную пору, вопреки ожиданиям, увеличилось: с 85 682 голов в 1940 году до 126 573 в 1945 году. Кроме того, хозяйства сдали государству 33 500 центнеров мяса и 74 250 штук оленьих кож. Добытая охотниками пушнина позволяла пополнять валютный фонд страны. На его средства воюющая держава приобретала за границей вооружение, стратегическое сырье, оборудование, технику и прочее, необходимое для оборонной промышленности и армии. Пушным промыслом в округе в годы войны занимались около 700 человек, они сдали государству в тот период пушнины на 6158 тыс. рублей.

Не меньшее значение имела рыбодобыча. Правительство страны и местные власти стремились эффективно использовать ресурсы моря для снабжения населения продуктами питания. В 1942 году Печорский рыбозавод освоил лов сельди и промысел морского зверя. Активизировалось социалистическое соревнование между рыболовецкими колхозами, отдельными бригадами и рыбаками. Планы по добыче рыбы ставились и перед оленеводческими хозяйствами, в которых создавались рыболовецкие бригады. Печорский рыбозавод помогал этим хозяйствам с изготовлением снастей, рюж и командировал специалистов-инструкторов для обучения делу. Так выполнялось постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О развитии прибрежного лова рыбы в Белом и Баренцевом морях», принятое в январе 1942 года. За годы войны рыбаки округа увеличили вылов рыбы и сдали ее государству около 280 тыс. центнеров. Для сравнения: в 1940 году рыбодобыча составила 29 870 центнеров, а в 1944 году — 109 843.

Вылов скупали четыре работавших тогда рыбозавода: Печорский в Нарьян-Маре, Индигский в Индиге, Канинский в Шойне и Чешский в Белушье. Они перерабатывали рыбу и выпускали в виде соленой, мороженой или сушеной продукции. В 1942 году на Печорском рыбозаводе был организован гослов, предприятие стало ловить рыбу собственными силами.

В 1944 году здесь был пущен в эксплуатацию консервный цех, где рыбу консервировалив собственном соку, в томате и масле. На 1 ноября 1944 года цех выдал 33,9 тыс. условныхбанок консервов.

В 1945 году на Печорском рыбозаводе был начат выпуск копченой продукции.На всех рыбозаводах округа с осени 1941 года шли строительные и ремонтные работы: возводились дополнительные помещения цехов, ледники, ремонтировалось старое и устанавливалось новое оборудование. Кадры судоводителей и рыбтехнологов выпускал Нарьянмарский рыбопромышленный техникум, начавший работу в декабре 1942 года. В этом же месяце лесозавод № 51 был передан в ведение Наркомрыбпрома СССР, поэтому кроме выпуска пиломатериалов он строил промысловые и рыбосборочные суда для предприятий отрасли. Лесозавод переименовали в судоверфь. На 20 мая 1943 года здесь было построено 29 карбасов и лодок длиной 5,5–8 м. Нарьянмарские корабелы освоили выпуск судов типа «кавасаки» и «кунгас». Их заложили в 1941 году, но в силу определенных обстоятельств спустили на воду только в 1945 году. Судостроением занимались пять плотников и четыре рыбака-колхозника, временно направленные на судоверфь Печорской МРС, а также десять женщин. Кроме того, предприятие поставляло брус и другие пиломатериалы для строительства домов переселенцев. Бондарный цех судоверфи и горпромкомбинат производили ящики и бочкотару для предприятий рыбной промышленности. Таким образом, уже к концу 1942 года в округе была создана полноценная рыбопромысловая база, обеспечивающая фронт и тыл рыбными продуктами.

С самого начала войны немецкий флот блокировал порты Баренцева моря. В зоне боевых действий оказалось побережье Северного Ледовитого океана от Мурманска до порта Тикси, а потому морские грузоперевозки были ограничены.

В 1941 году в водах Арктики началось столкновение военно-морских сил. Противник прикладывал немалые усилия, чтобы нарушить арктические перевозки грузов из восточных районов в порты Баренцева и Карского морей. В экипажах кораблей, шедших «дорогой смерти», были и выходцы с ненецкой земли. Гибли суда, и летели домой похоронки… Краткая хроника событий отражает меру опасности и мужественную самоотверженность советских моряков, бороздивших в ту пору арктические моря.

11 августа у мыса Святой Нос в Баренцевом море СКР-27 «Жемчуг» был торпедирован подлодкой U-451. Погиб весь экипаж — 59 человек.

28 августа на той же линии дозора у мыса Черный подлодкой U-752 был торпедировантральщик Т-898. Погибли все 30 человек экипажа.

18 октября в северной части Белого моря подлодкой U-132 торпедирован грузовой пароход «Аргунь». Жертв, к счастью, не было.

26 октября на дозорной линии в северной части Белого моря подорвался на мине и затонул СКР-11. Погибли два человека.

15 ноября в северной части Белого моря в районе губы Панфиловской тральщик Т-889торпедирован подлодкой U-752. Погибли два человека.

В период навигации 1942 года немецкие военно-морские силы провели несколько операций в арктическом районе СССР с целью нарушения судоходства в Карском море и на трассе Северного морского пути.

В январе по неизвестным причинам в дозоре со всем экипажем в 43 человека в севернойчасти Белого моря погиб СКР-24 «Айсберг».

В Малых Кармакулах 26 июля артогнем лодки U-601 уничтожено два гидросамолета ГСТ,на мысе Желания сгорели здание метеостанции, два жилых дома, склады. Один человек убит, четверо ранены.

1 августа 1942 года немецкая подлодка U-601 у острова Междушаровый потопила транспорт «Крестьянин», шедший без охранения из Нарьян-Мара в губу Белушье с грузом угля для кораблей. Погибли семь человек.

17 августа 1942 года U-209 атаковала у острова Матвеев караван небольших невооруженных судов, шедших без охранения. В состав каравана входили буксирный пароход «Комсомолец» с несамоходными судами (баржой П-4 и лихтером Ш-500) на буксире и буксирный пароход «Норд» с неисправным буксирным пароходом «Комилес» на буксире. Караван следовал из Хабарово в Нарьян-Мар. На судах находилось несколько сот рабочих и строительные грузы. Радистка буксира «Комсомолец», выпускница нарьянмарской школы № 1 Александра Кожевина успела дать тревожную радиограмму о нападении и погибла в радиорубке, разбитой артиллерийским снарядом. Были потоплены несамоходные суда (баржа, лихтер и буксир «Комилес»), подожжен буксир «Комсомолец». Буксир «Норд» сумел уйти от огня субмарины. Погибли 305 человек. В память о трагедии у острова Матвеев в Нарьян-Маре в 1968 году поставлен памятник (автор проекта инженер П. Я. Хмельницкий). Это событие оставило наиболее глубокий след в памяти жителей округа. В годы войны погибли более 120 работников Печорского порта. И это отнюдь не полный мартиролог войны в Арктике.

В годы боевых действий на этом театре активно «работала» немецкая авиация: самолеты противника в этот период совершили 269 атак и разведполетов в районах, прилегающих к Ненецкому округу. В небе над ненецкой землей летали и советские летчики. В схваткахс врагом наша авиация несла потери и здесь.

17 апреля 1942 года на Тимане в районе сопки Чашка при перелете из Нарьян-Мара на аэродром Ягодник, расположенный под Архангельском, самолет Г-2, принадлежавший 2-й авиагруппе ВВС СФ, потерпел аварию. Экипаж и пассажиры — 10 краснофлотцев — остались живы.

24 июля 1942 года самолет Р-6, принадлежавший 2-й авиагруппе ВВС СФ, в 20 км восточнее погранпоста Волосово на Канинском полуострове в тумане врезался в землю. Погибли пять человек: летчик старший лейтенант А. М. Николашин, штурман старший лейтенант В. Н. Некипелов, офицер управления ВВС СФ инженер-капитан В. П. Соколов и краснофлотец Морозов. Умер от ран в госпитале воентехник 2-го ранга борттехник Ф. К. Суржко. Были ранены и пострадали три человека: начальник аэродромного отдела ВВС СФ инженер-майор Евстифеев, стрелок-радист воентехник 2-го ранга Тыминский и краснофлотец Бычков.

24 ноября 1942 года близ горы Горелой на Канинском хребте в результате воздушного боя погиб экипаж тяжелого истребителя Пе-3 (бортовой номер 17) 95-го отдельного истребительного авиаполка ВВС СФ, в который входили командир старший лейтенант Б. И.Михин и штурман лейтенант Н. М. Никульников.

14 сентября 1943 года бомбардировщик СБ-2 из 16-го транспортно-авиационного отряда3-й авиагруппы Беломорской военной флотилии ВВС СФ при перелете с аэродрома Ягодник в Нарьян-Мар в районе высоты 222 на Тимане потерпел катастрофу. Погибли командир экипажа майор И. А. Крестьянов, штурман старший лейтенант В. А. Петухов, старший техник- лейтенант бортмеханик Н. И. Карцев, воздушный стрелок сержант В. В. Скоков.

29 октября 1944 года летающая лодка «Каталина» из 1-й авиа эскадрильи 44-го смешанного авиаполка ВВС Беломорской военной флотилии, вылетевшая по маршруту Нарьян-Мар —Архангельск, в условиях плохой видимости врезалась в землю в 500 метрах южнее сопки Лодка на Тимане. Погибли командир экипажа лейтенант И. И. Ветров, правый летчик сержант В. Ф. Дорофеев, штурман лейтенант А. И. Сорокин, второй штурман младший лейтенант Н. И. Гапонов, радист сержант Н. С. Дубошин, воздушный стрелок сержант В. П. Мелехин. В живых остался лишь бортмеханик М. В. Федоровых.

В 2005 году в аэропорту Нарьян-Мара открыта стела в память о павших авиаторах.Активные действия врага в водах и небе Арктики влияли прежде всего на ритмичность работы Печорского порта. Через него в 1941–1945 годах переправлялись лес, воркутинский уголь (до марта 1942 года, когда была пущена железная дорога Воркута–Печора), рыба, хлеб, соль, горючее, цемент и другие народнохозяйственные грузы. Общий грузооборот Печорского порта за этот период составил 196 тыс. тонн.

В зимнее время для вывоза из округа мясорыбной продукции использовался санный путь. Лошади были основной тягловой силой в городе и на селе. Осенью 1941 года была проведена мобилизация лошадей в армию. Все пригодные для службы лошади предварительно классифицировались и вносились в списки по группам предназначения: для артиллерии, обоза, вьючные или ремонтный молодняк (резерв). На 1 декабря 1941 года, как свидетельствует отчет окрземуправления, в фонд «Лошадь Красной Армии» было мобилизовано 114 лошадей. Одновременно велся сбор повозок, саней и телег с упряжью. К 1945 году поголовье лошадей в округе снизилось с 2298 в 1940 году до 2137.

В военные годы в округе получили развитие воздушные грузоперевозки. Самолетами вывозили главным образом пушнину и рыбу. Из-за отсутствия аэродрома и погодных условий рейсы были нерегулярными. 12 августа 1941 года постановлением бюро обкома партии было решено в срок до 1 сентября 1941 года построить сеть оперативных аэродромов, в том числе и в Нарьян-Маре. Силами нарьянмарцев аэродром был построен. К работе привлекалось все трудоспособное население, включая школьников. Строительство велось без праздничных и выходных дней.

С 1941 года в округе стала ощущаться нехватка рабочих рук. Многие оленеводы,  рыбаки, охотники, работники предприятий были мобилизованы в действующую армию. Пустующие рабочие места занимали женщины и подростки. 12–14-летние, они наравнесо взрослыми трудилась на рыбопутине, в оленьих стадах, на промысле пушнины. В Большеземельском районе 75 женщин-ненок работали пастухами. В том же и Канино-Тиманском районах проявили себя и женщины-охотники. Обязанности более половины председателей и секретарей сельских (тундровых) советов тоже выполняли женщины.

Нехватку рабочей силы было решено восполнить привлечением трудовых ресурсов из других регионов страны. Архангельский облисполком 30 декабря 1942 года принял соответствующее решение. В результате вербовочной работы в округ в 1943–1944 годах прибыло 1173 семьи общей численностью 5697 человек (среди них трудоспособных — 2743 человека). Большая часть переселенцев была направлена в рыболовецкие колхозы и на рыбозаводы. На первых порах люди жили у местных жителей. В это время строилось жилье для них, выдавались ссуды на строительство и приобретение домов, покупку скота и продовольствия.

С потерей южных промышленных и сельскохозяйственных регионов в стране сократились объемы производства хлеба, мяса, овощей. Завоз сельхозпродуктов в округ был уменьшен. Жители округа были поставлены перед необходимостью изыскивать внутренние продовольственные резервы, увеличивая добычу рыбы, производство мяса, картофеля, овощей в колхозах и совхозах. Поощрялось разведение коров, овец, коз в личных хозяйствах.

Дополнительные источники продовольствия были созданы в пригородном совхозе № 7, в подсобных хозяйствах судоверфи, Печорского порта, рыбкоопа «Полярный» и других организаций и предприятий. Число хозяйств, держащих скот в личном пользовании, по Нарьян-Мару увеличилось со 103 в 1941 году до 462 в 1945 году. Поголовье крупного рогатого скота в них постоянно увеличивалось в течение всего военного периода.

Наряду с традиционными отраслями в сельском хозяйстве округа получило развитие производство картофеля и овощей. Если в 1939 году под посевные площади в колхозах и совхозах, в личных и подсобных хозяйствах было занято 156 га, то в 1945 году — вдвое больше: 380 га, в том числе 113 га — в Нарьян-Маре. Труд на полях на первых порах был непривычен, но нарьянмарцы быстро перенимали опыт от переселенцев. В годы войны округ полностью снабжал себя картофелем и овощами.

13 мая 1942 года Архангельский обком комсомола рассмотрел вопрос «О направлении студентов и учащихся на заготовку яиц, тушек кайры и добычу рыбы на остров Новая Земля». Экспедиция стартовала 30 июня и прибыла в становище Малые Кармакулы 6 июля. По окончании работ 27 сентября 1942 года тральщик РТ «Сом» снял с острова 156 пассажиров и балгополучно прибыл в Архангельск. За время экспедиции молодые промысловики заготовили около пяти тысяч яиц, свыше 20 тыс. тушек кайры, выловили 360 кг гольца. По решению властей Архангельска заготовленные продукты были направлены в первую очередь в детские ясли, детсады и школы. Опыт арктической экспедиции на Новую Землю был успешно повторен в 1943 году.

Жители Ненецкого округа вносили свой вклад в Фонд обороны. Он складывался из добровольных пожертвований денежных средств, облигаций государственных займов, денежно-вещевых лотерей, отчислений части зарплаты и премий, трудодней, средств, заработанных на воскресниках, из поступлений теплых вещей для армии. За годы войны жители округа внесли на строительство танков и самолетов 4502 тыс. рублей деньгами и 120 тыс. рублей облигациями.

В феврале 1943 года было получено приветствие председателя ГКО И. В. Сталина с благодарностью за внесение жителями округа в Фонд обороны 3159 тыс. рублей и сдачу мяса и рыбы. В мае 1944 года руководитель обороны страны вновь благодарил нарьянмарцев за помощь Родине.

20 августа 1944 года коллектив Печорского порта, собравший деньги для строительства бомбардировщика «Работник Печорского порта», передал самолет командиру экипажа майору Томашевичу. В конце сентября портовики передали истребителю-асу Герою Советского Союза замкомэску 20-го истребительного авиаполка капитану А. К. Тарасову второй боевой самолет — «Нарьянмарский судостроитель». На этой машине он довел свой боевой счет до тринадцати сбитых самолетов противника, одержав на подаренном нарьянмарцами истребителе три победы. После войны капитан Тарасов привел самолет в окружной центр, возвратил в целости и сохранности. Долгие годы машина являлась одной из достопримечательностей города. Но со временем была утрачена…

На деньги трудящихся округа в 1944 году были построены и переданы Северному флоту два самолета: истребитель ЯК-9 и бомбардировщик ИЛ-4. Сбор средств от военных займов составил 17 711 тыс. рублей, от денежно-вещевых лотерей — 3611 тыс. рублей. Всего население округа дало взаймы государству 23 567 тыс. рублей. Из Москвы в Нарьян-Мар пришла телеграмма: «Секретарю Ненецкого окружкома ВКП(б) тов. Кузину, председателю исполкома Ненецкого окрсовета тов. Гудыреву. Передайте трудящимся Ненецкого национального округа, собравшим 1 020 000 рублей на эскадрилью самолетов «Трудящийся Ненецкого округа» для Беломорской флотилии, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Предприятия с самого начала войны включились в соревнование, шедшее под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» Широкое распространение получило движение ударников-«двухсотников» — за выполнение дневной нормы выработки на двести процентов. А ненецкие хозяйства, оленеводческие и рыболовецкие, работая на пределе сил, увеличивали производство и добычу в несколько раз. После окончания войны, с 1946 по 1950 год, состоялось массовое награждение отличившихся работников округа медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

den_pobedi_1945День Победы в Нарьян-Маре. 9 мая 1945 г.

Всего этой награды были удостоены 3404 рабочих, колхозников и служащих.

Факты, факты и ничего, кроме фактов… Полная история жизни и деятельности Ненецкого округа в годы Великой Отечественной войны еще не создана. Мы видим лишь общие черты объемной картины, вживленной в огромное полотно российской истории. Но, глядя из шестидесятилетней дали, мы с гордостью сознаем величие скромного подвига окраинной земли русской, отдавшей великой Победе все. И даже немного больше.

Ссылка на источник