История Канинской — Шоинской школы

Выступает Ханзерова Валентина АртемьевнаИстория Канинской — Шоинской школы.

Передвижная (кочевая) школа на полуострове Канин. (1930 — 1935 годы. Основатель и директор школы — Карпов Николай Степанович.)

В 1930 — 35 годах на полуострове Канин Нос была создана своеобразная передвижная (кочевая) школа. Основателем и директором школы все эти годы был Николай Степанович Карпов. В 1930 году его направили на Канин чтобы создать кочевую школу для детей и молодежи полуострова. Это была вторая школа для ненецких ребятишек.  До этого была создана ненецкая школа в Нижней Пеше, где обучалось около тридцати детей. Во всех отношениях школа была необычной.

Она положила начало кочевому ликбезу, когда учителя выезжали в отдаленные оленеводческие стойбища и вели там просветительскую работу, учили «будущее тундры» читать и писать, внушали родителям, что грамота человеку нужна в новой жизни как кислород, что грамотному открыты все пути-дороги.

Одновременно с кочующими с летних пастбищ на зимние оленеводами учителя и школьники во главе с директором передвигались разными видами транспорта до села Несь через Горбы, Шойну, Чижу, Кию, Яжму. Учились по пути в Горбах, Кие, жили в частных домах. Эту первую на Канине школу не совсем верно называли кочевой, потому что она не кочевала по тундре вместе с оленеводческими бригадами. Она была сезонной и собирала детей и подростков в поселениях, через которые проходили оленеводческие стада канинских ненцев. Именно эта «очень своеобразная школа» и положила начало созданию школ в большинстве населенных пунктов Канинской тундры.

Канинская ненецкая начальная школа. (1935 — 1940 годы. Директор — Николай Степанович Карпов, с 1940 года — Анашкин Анатолий Петрович).

К 1 сентября 1935 года в становище Шойна были построены здание школы и интерната для детей оленеводов. Одноэтажные, длинные деревянные здания школы и интерната были построены рядом, а между ними нехитрые спортивные снаряжения: качели, перекладина для подтягивания, длинное круглое бревно на ножках, большая деревянная бочка, крутящаяся на железном стержне, прикрепленном к двум невысоким столбам. В том же ряду, недалеко от интерната было здание русской школы, тоже одноэтажное, но гораздо больше ненецкой. Новый 1935/36 учебный год начинался, как во всех школах страны, с 1-го сентября. Это было большое событие как для учителей, так и для учеников и их родителей. В то время журналист газеты «Няръяна вындер» Валентин Левчаткин писал: «Теперь уже ненецкая детвора собирается к началу учебного года в Шойне, где их ожидают просторные, светлые классные комнаты стационарной школы, теплые, убранные заботливыми руками воспитателей и работников школы спальни интерната. И учеников в школе уже не 27, а 100».

С годами школа совершенствовалась, укреплялась материальная база, делалось все, чтобы дети, почти на целый год оторванные от родителей, жили в нормальных условиях, чувствовали себя хорошо. Канинские дети в то время на каникулы не ездили, родители зимовали в районе мезенских лесов. Первым директором Канинской школы /1930 – 1941 гг./ был замечательный педагог Николай Степанович Карпов. Его труд высоко оценен: первым в округе в 1939 году награжден орденом Ленина, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Имя Николая Карпова внесено в Книгу Почета Ненецкого окрисполкома и окружкома. Его супруга Мария Герасимовна работала в школе воспитателем, была очень доброй, внимательной, старалась, насколько это возможно, заменить ненецким ребятишкам мать. С 1941 года Канинская ненецкая начальная школа была реорганизована в Канинскую семилетнюю школу.

Шоинская начальная школа и неполная средняя школа.

В 1932 году в становище Шойна была открыта начальная школа для детей, родители которых непосредственно проживали в становище Шойна и работали на предприятиях и в организациях, проживающих в самом посёлке. Кроме того эта школа выполняла задачу ликвидации неграмотности взрослого населения. С 1934-1935 учебного года начальная школа  была реорганизована в неполную среднюю школу. В годы войны школа получает статус Шоинская семилетняя школа. Директорами Шоинской школы были Домятницына – (декабрь 1932 года — июнь 1933 года), Богданов Николай — (по июнь 1938 года), Прокопьев Иван А. — (с сентября 1938 года по март 1942 года).

Канинская семилетняя школа в годы войны. (1941 — 1945 годы. Директора: с сентября 1941 года по март 1942 года — Анашкин Анатолий Петрович, 1942 — 1945 — Полежаева Елизавета Петровна)

Итак, с сентября 1941 года, в год начала Великой Отечественной войны, Канинская ненецкая начальная школа была реорганизована в Канинскую семилетнюю школу. Школой руководил Анашкин Анатолий Петрович, но вскоре он ушел на фронт, как и другие учителя-мужчины. В школе остался только женский коллектив. Директором работала Полежаева Елизавета Петровна. Русский язык вела Анастасия Игнатьевна Овчинникова, математику – Галина Степановна Медведева, географию – Надежда Всеволодовна Плотникова (Лобанова), историю – Аполлон Дмитриевич Коновалов. Как и везде по стране в Шойне было трудно, дети да и взрослые болели, умирали. Были случаи, когда над шоинскими сопками и домами летали немецкие самолеты. При таких налетах дети и взрослые прятались в бомбоубежище, сделанном в песчаной сопке. Дети трудились за взрослых и в становище, где учились, и в тундре.

Шоинская семилетняя школа в годы войны.

В годы войны Шоинская неполная средняя школа получает статус семилетней школы. Директорами школы были: Прокопьев Иван А. — ( по март 1942 года), Суровцев Иван Иванович — (21.03.1942 года — 03.07.1944 года), Краюшкин Анатолий И. — (05.07.1944 года — ноябрь 1946 года).

Канинская семилетняя школа в послевоенные годы. (1945 – 1958 годы. Директора: По возвращения с войны и до 1953 года – Анашкин Анатолий Петрович, с 1953 по 1955 годы – Юшманова Г.Я., с 1955 по 1957 годы – Сядейский Тихон Иванович, с 1957 по 1958 годы – Плотникова Надежда Всеволодовна).

Своими воспоминаниями делится бывшая учащаяся Канинской семилетней школы заслуженный учитель школы РСФСР Валентина Артемьевна Ханзерова. Использованы также материалы ее дочери, журналистки газеты «Нярьяна Вындер» Ирины Ханзеровой:

Анашкин Анатолий Петрович

«Все мои ровесники, я уверена, с благодарностью вспоминают Канинскую школу, ее директора и коллектив. Анатолий Петрович пользовался непревзойденным авторитетом и доверием родителей и учеников. Он знал всех ненцев и коми с Канина поименно, а тундровики звали его «Хари’’ хибяри» – Свой человек. Может ли быть что дороже, чем такое признание его как человека и учителя? Поэтому родители были спокойны, насколько может быть спокоен родитель, оставляющий свое дитя почти на год.Анатолий Петрович был прекрасным педагогом, любил свою работу и детей. Он преподавал ненецкий язык, свободно владел им. Дети отвечали ему взаимностью, называли его самым дорогим словом «нисява”» – наш отец, хотя тогда у всех были отцы. Если кто-то из окна столовой увидит, что идет директор, мгновенно, как по эстафете, передавалось от стола к столу: «Нисява” яда – идет отец». Наступала тишина, все подтягивались, даже самые озорные. Хотелось быть на высоте в его глазах, не огорчать, сделать ему приятное. И мы старались.»

«В 1957 году я приехала по назначению в Канинскую школу уже в качестве учителя. Прошло десять лет после ее окончания, но, казалось, ничего не изменилось за это время: те же здания, те же воспитатели, обновился только коллектив учителей и директор уже не Анатолий Петрович, а Надежда Всеволодовна Плотникова».

Шоинская семилетняя  и средняя школа в послевоенные годы.

В послевоенные годы семилетней школой руководили: Мезенцев Василий Иванович (1946-47 г.г.), Краюшкин Анатолий Ильич (1947-48 г.г.), Вольский Павел Константинович  (1948-50 г.г.), Кашинцев Дмитрий Васильевич (1950-58 г.г.). В 1952 году Шоинская семилетняя школа была реорганизована в Шоинскую среднюю школу. В 1957 году было построено новое двухэтажное здание для Шоинской средней школы. С 1958 года Шоинскую среднюю школу возглавил Петровский Дмитрий Алексеевич.

Первый выпуск учащихся со средним образованием был в 1955 году. Тогда окончило среднюю школу 7 человек. Второй выпуск – 9 человек, третий выпуск – 11 человек.
Своими воспоминаниями делится Валентина Ханзерова, бывший преподаватель Шоинской средней школы, заслуженный учитель школы РСФСР:

“Шоинская средняя школа была для меня стартовой площадкой к учительской профессии. В 1956 году, после окончания института, я была направлена сюда подменным учителем русского языка и литературы в старших классах. Полгода – в Шойне, полгода – в Оме. Начинать работу со старших классов в русской школе было очень трудно. Классы были по 30–40 человек. Директором работал тогда Дмитрий Васильевич Кашенцев, глубоко образованный, интеллигентный человек”.

О директоре школы Вольском Павле Константиновиче:” Один из первых учителей Ненецкого национального округа, получивший звание Отличника народного просвещения. Родился в 1894 году. Организатор одной  из первых сельхоз — промысловых Коммун в НАО. Один из организаторов партизанского движения по борьбе с интервентами на территории Шенкурского района. Его жена Калерия Ивановна, родилась в 1907 году, работала завхозом школы, дочь священника, расстрелянного в 1937 году на Соловках. В 1-ю империалистическую войну награжден 2-мя Георгиями, член партии с 1918 года”.

Шоинская средняя школа после объединения с Канинской семилетней.

По решению Канино-Тиманского райисполкома Канинская семилетняя и Шоинская средняя школы с 1959 года были объединены в одну Шоинскую общеобразовательную среднюю школу. Директором этой школы был Петровский Дмитрий Алексеевич – (сентябрь 1958 года – 10 аперля 1971 года).

К тому времени Канинская школа занимала два здания постройки начала тридцатых годов (учебный корпус и здание для проживания детей оленеводов во время учебного года). У Шоинской средней школы, с постройкой в 1957 году нового двухэтажного здания, также появилось второе здание. Все четыре здания стояли рядком невдалеке друг от друга.

После объединения школ в зданиях, теперь уже бывшей Канинской школы, стал размещаться пришкольный интернат. Здесь стали жить во время учебы не только дети оленеводов Канинской тундры, но и дети, прибывающие с близлежащих становищ,  деревень и поселков.

В старом здании школы размещались начальные классы, средние и старшие классы стали учиться в новом двухэтажном здании.

Своими воспоминаниями делится Валентина Ханзерова, бывший преподаватель Шоинской средней школы, заслуженный учитель школы РСФСР:

“Я работала в Шоинской средней школе с 1959-го по 1970-й год. Мне всю жизнь везло на директоров и коллег. Директором тогда работал Дмитрий Алексеевич Петровский, участник Великой Отечественной войны, историк. Умный, эрудированный человек, пользовавшийся авторитетом среди населения поселка, уважением учителей и учащихся. Мог без подготовки ответить на любой вопрос, читал лекции в Доме культуры, доклады к знаменательным датам без единой бумажки. Уроки истории Дмитрия Алексеевича инспектора из окроно считали образцовыми. Это был настоящий руководитель: внимательный и тактичный по отношению к подчиненным, строгий и требовательный и к себе, и к коллегам, и к ученикам, в то же время, уважал в каждом человека, будь то председатель сельского Совета или простой рабочий.

Казалось, директору все под силу, все умеет: может сам отремонтировать печку или показать печнику, как лучше сложить кирпич, чтоб тяга была сильнее. А с какой гордостью и со смехом рассказывала техничка Степанида Васильевна Бобрикова о том, как сам Дмитрий Алексеевич учил ее топить печи углем, как она говорила, по «унуке» (науке).

В памяти учеников он остался прекрасным учителем и добрым, внимательным человеком. А если и ругал, то за дело. Вспоминает Марина Григорьевна Хатанзейская (тогда Марина Латышева), ныне директор Карской школы:

– Дмитрий Алексеевич был очень задушевным человеком. В выходные всегда приходил к нам в интернат, интересовался всем, что касалось учеников, спрашивал, как нас кормят, чем мы занимаемся в свободное от уроков время. Приносил сырое мясо, айбурдал вместе с нами, он был интересным рассказчиком и замечательным учителем. Мы все его любили.

Коллектив педагогический был в большинстве молодым: от 22 лет (сразу после вузов), а пенсионеров не было. Завучем работал О.Е. Раменский, математиками – Р.И. Попова, А.Н. Борисов, Д.Н. Кузнецов, Н.В. Плотникова – биолог, У.Я. Носова – географ, Г.Г. Ястребов вел физкультуру.

Русский язык и литературу преподавали Елизавета Федоровна Назарова, Диана Семеновна Анашкина и Валентина Артемьевна Ханзерова (автор статьи). Нельзя не назвать замечательных учителей начальной школы, после объединения школ их стало больше: это Е.Н. Кузнецова, А.Е. Коткина, Л.И. Авдеева, А.М. Римских, Н.Ф. Варницына, Л.В. Бурдикова. Коллектив был большой, возможно, я не всех назвала, ведь прошло 37 лет, как мы переехали в Нарьян-Мар.

На хорошем счету в округе была наша пионерская организация имени Н. Крупской, а руководила ею еще совсем молодая Ангелина Павловна Подлубная. Какие были сборы, трудовые десанты, костры прямо на сопках, пионерские зарницы.

Большое место в воспитательной работе уделялось трудовому воспитанию детей. В интернате и в классах было самообслуживание, по субботам всем классом занимались генеральной уборкой: мыли стены, парты, полы. Девочки из интерната ухаживали за свиньями, курами, мальчики зимой под руководством директора Дмитрия Алексеевича ставили рюжи на реке, ловили рыбу для столовой интерната.

Классные руководители, учителя проводили большую воспитательную работу: классные часы, беседы на разные темы, готовили концерты, пьесы, выступали в ДК для населения, ходили в походы… Для выпускных вечеров сами ученики с классным руководителем зарабатывали деньги: пилили и кололи дрова. Одним словом, школа жила полной, интересной жизнью. Был хороший учительский хор, которым руководила директор ДК Зося Васильевна Христенко.

В Шоинской средней школе обучалось тогда около четырехсот учащихся: дети оленеводов, военнослужащих, ребята из Неси, Омы, Вижаса, Чижи, Кии… А какие умницы учились у нас в старших классах: Надя Ермолина – отличница, Коля Кузнецов, Вика Пуляевская, Наташа Чистякова, Таня Ружникова, Валя Анашкина, Володя Григорьев, Коля Мезенцев, Витя Бурдиков, Соня Герфанова и много, много других, разве можно всех перечислить. Наши выпускники успешно сдавали вступительные экзамены в вузы и техникумы страны.”

Шоинская общеобразовательная средняя школа (70-80).

Не смотря на резкое сокращение численности жителей поселка Шойна в 60 – е годы в связи закрытием и реорганизацией предприятий (запретили прибрежный лов) Шоинская общеобразовательная средняя школа продолжала существовать и давать детям образование. Директорами в эти годы были: Попова Роза Федоровна – (10 апреля 1971 года – 1 сентября 1971 года, Рукавишников Владимир Тихонович – (1 сентября 1971 года – 3 июля 1973 года), Плотникова Надежда Всеволодовна – (3 сентября 1973 года – 20 августа 1976 года),  Гудаев Михаил Васильевич – (20 августа 1976 года – 2 июля 1984 года), Дерягин Константин Семёнович – ( 1984 года – 1990 год).

Шоинская, общеобразовательная национальная средняя школа, 1976 – 84 годы. Из воспоминаний директора школы Гудаева М.В.

«В 1976 году окончил институт по специальности учитель математики и был направлен работать директором школы в п. Шойна. Принял школу у Плотниковой Надежды Всеволодовны. В тот период в школе обучалось более 300-х учащихся, из которых более 200 проживали в пришкольном интернате. Все дети, проживающие в интернате, находились на полном государственном обеспечении. Это дети из поселков Чижа, Несь, Кия, одиннадцати оленеводческих бригад колхоза «Северный Полюс». В школе было 12 классов — комплектов с 0 по 10 класс. Школьный городок состоял из 6 зданий: 2 учебных здания, 3 здания пришкольного интерната и здание столовой. Общая площадь зданий 4 300 кв.м. Все здания, кроме 2-х этажной школы, были постройки 30-х годов и отслужив по 40-50 лет требовали капитального ремонта. Особенно требовался ремонт отопительным приборам (печам) и электропроводке. Водяное отопление было только в здании начальной школы, в остальных зданиях было отопление печным.

За период моей работы 2-х этажное учебное здание было теплофицировано, заменена электропроводка. Была построена отдельная котельная. В строительстве котельной принимали участие работники школы во главе с директором, местные жители и военнослужащие. Ежегодно проводились ремонты во всех зданиях учебного городка. Активное участие в ремонтных работах принимали работники школы, родители и учащиеся. Школа была переименована в Шоинскую национальную среднюю школу.

В школе обучались русские, ненцы, коми, украинцы и дети других национальностей. Учебный процесс был переведен на кабинетную систему. Занятия проходили с 9 часов утра в одну смену. В учебных корпусах было оборудовано 12 классов-кабинетов, в том числе кабинеты физики , химии, математики, русского языка и литературы, НВП, немецкого языка, географии, домоводства. Через Архангельский магазин Главснабпрома школа ежегодно пополнялась учебным оборудованием, наглядными пособиями, ТСО. В кабинетах имелись киноустановки, кодоскопы, эпидеоскопы, проигрыватели, диапроекторы. Все классы имели возможность зашторивания. Для хранения учебно-наглядных пособий, дидактических материалов в кабинетах была установлена необходимая мебель. Для уроков труда имелись 10 швейных машин, верстаки, инструмент и оборудование. В школе был оборудован радиокласс, кабинет по профориентации, оформлены коридоры. В школьной библиотеке было более 11 тысяч книг. Все дети обеспечивались учебниками через библиотеку бесплатно. Подписка на газеты и журналы для библиотеки на год состояла: (Газеты: Северный комсомолец — 2 экз., Учительская газета — 1, Комсомольская правда — 2, Пионерская правда — 4, Нарьяна Вындер — 3, Красная Звезда — 3. Журналы: Советский воин — 1, Юный натуралист — 1, Юный техник — 1, Костер — 2, Пионер — 2, Мурзилка — 4, Веселые картинки — 1, Ровесник — 1, Комсомольская жизнь — 1, Начальная школа — 1, Воспитание школьника — 1, Сборник приказов — 1, Народное образование — 1, Агитатор — 1, Вестник знаний — 1, Календарь знаменательных и памятных дат — 1, Квант — 1 ).

Путем постоянных летних ремонтов были улучшены, по возможности, условия проживания детей в пришкольном интернате. Дети младшего звена были переведны в здание начальной школы, имеющее водяное отопление. В этом же здании находились и классы для их обучения. Девочки были переведены в отдельное третье здание (бывшие ясли), а мальчики перешли в здание, где проживали до этого девочки. В освободившееся здании интерната для мальчиков были переведены библиотека, кастелянская, мастерские для уроков труда с мальчиками. Для детей, проживающие в пришкольном интернате, было организовано 4-х разовое питание в столовой интерната. Продуктами питания столовая снабжалась через Шоинский рыбкооп (председатель Римских Л.Г.). Детодень составлял 1 руб. 92 коп.

При школе работал учебно-консультационный пункт Нарьян-Марской заочной школы. Руководил УПК учитель истории Рукавишников Владимир Тихонович. Успешно сдали здесь экзамены и получили аттестаты 6 человек.

Дети интерната на весенние и зимние каникулы выезжали к родителям. Для этого  организовывались специальные авиарейсы самолетов АН-2 и вертолетов.  Дети выезжали в Несь и Чижу, в оленеводческие бригады, расположенные в зимний период в Пинежских и Мезенских лесах. Были дни когда выполнялось до 12 рейсов самолетами. Детей привозили с каникул обратно в Шойну. В обратную сторону самолеты загружались навагой, выловленной бригадами Гослова в реке Шойна и везли уже замороженную и упакованную в коробки рыбу в Мезень.

Помню, когда в Шойне появилась первая телевизионная тарелка «Орбита», я слетал в Мезень и привез первых несколько телевизоров, которые установили в пришкольном интернате.

Работа директора проходила в постоянном контакте с работой поселкового сельского Совета руководимого Широким Евгением Егоровичем, а позднее Сопочкиным Александром Аркадьевичем; незаменимым серетарем исполкома Богдашиной Еленой Дмитриевной, бухгалтерами Сахаровой Евдокией Степановной и Зезеговой Клавдией Петровной. Постоянными помощниками были руководители организаций и предприятий поселка Христенко Зося Васильевна — директор Дома культуры, Римских Леонид Григорьевич — председатель Шоинского рыбкоопа, Широкий Федор Семенович — заведуюших рыбоприемным пунктом, Коткина Серафима Яковлевна — колхоз «Северный полюс» и другие.

Директору приходилось заниматься и жилым фондом учителей и воспитателей, обеспечивать, как и школу, педагогов углем и дровами. При школе был трактор и работники школы в весенне-летний период выезжали на заготовку дров, а в зимний период вывозили эти дрова с берега моря в поселок. В апрельские субботники все от мала до велика выходили на распиловку, колку и укладку дров. Более сотни кубометров дров заготовлялось только силами самой школы, но помогали организации поселка, родители.

Вместе со мной начинали 1976-77 учебный год: Попова Роза Федоровна, завуч школы и учитель математики. Учителя начальных классов: Варницина Наталья Федоровна, Римских Анна Михайловна, Авдеева Людмила Зосимовна, Коткина Анна Егоровна.  Учителя предметники: Рукавишников Владимир Тихонович — история, обществоведение и право, Плотникова Надежда Всеволодовна — биология и химия, Сядей Галина Павловна — русский язык и литература, Насонова Надежда Васильевна — русский язык и литература, Носова Устина Яковлевна — биология, география и природоведение, Кузнецов Дмитрий Николаевич — математика и труды, Капишева Людмила Викторовна — математика, Капишев Николай Степанович — физика и военное дело, Остроухова Диана Николаевна — немецкий язык, Гапчич Людмила Анатольевна — художественное руководство, Ушакова (Лазарева) Галина Борисовна — рисование, черчение и домоводство, Волкова Елена Анатольевна — русский язык и литература. Воспитатели: Канюкова Татьяна Николаевна, Ванюта Надежда Аркадьевна, Кузнецова Елизавета Николаевна, Рюмина Анна Степановна, Малышева Мария Михайловна, Охремяк Вера Ивановна. Заведующая интернатом Кисляк Гетта Анатольевна. Старшая пионервожатая — Дмитриева Маргарита Семеновна.

Школа из года в год пополнялась и новыми педагогическим кадрами в основном выпускниками Архангельского педагогического института и Нарьян-Марского педагогического училища. В период с 1976 по 1984 год в школу пришли работать: Петров Николай Константинович – учитель химии и биологии, Попа Сергей Григорьевич – учитель русского языка и литературы, Петрова (Скворцова) Людмила Леонидовна – учитель немецкого языка, Канюкова Нина Ивановна – учитель русского языка и литературы, Батманова Елена Викторовна — учитель музыки и художественный руководитель, Широкая Татьяна Павловна – учитель математики и организатор внеклассной работы, Казанская Антонина Игнатьевна – старшая пионервожатая, Воротилина Людмила Ивановна – учитель физики, организатор внеклассной работы, Христенко Олег Валентинович — военрук. Пришли также новые воспитатели:
Дитятева Галина Петровна, Мойстрович Ольга Анатольевна, Бобрикова Светлана Владимировна, Рочева Ольга Александровна, Малыгина Лариса Демьяновна, Бобрикова Вера Максимовна, Кузнецова Ольга Романовна.

В школе работали выпускники школы – Гудаев Михаил Васильевич — директор школы (1965 год), Канюкова Нина Ивановна — учительница русского языка и литературы (1972 год), Канюкова Татьяна Николаевна — воспитатель (1966 год), Бобрикова Светлана Владимировна — воспитатель (1976 год), Майстрович (Широкая) Ольга Анатольевна — воспитатель (1977 год), Коткина Антонина Игнатьевна — старшая пионерская вожатая (1977 год).

В школе работала большая армия вспомогательного и обслуживающего персонала. Назову некоторых из них: Пантюхова Л. Т. — библиотекарь, Божок Е. Д. — лаборант, Белоусова А.Н., Малыгина Л.И., Любова А.Г- повара, Грязева О. П. — кастелянша. Заведующими хозяйственной частью были — Пятибратов Владимир, Саломатов Александр, Назарова Анна Егоровна. Кочегарами — Качегов А.М., Саломатов С.А., Гудаев Г.В., Коткин И.А., Малыгин А. П. Ночные няни – Широкая Л.Г., Гирфанова Б. К., Коптякова К. П., Малыгина А. В., Шишкина Е. В., Госкоева О.Ф., Казанская У., Григорьева Е.П., Мезенцева П.И., Шарыпова Ф.Н. Уборщики – Полякова Н.П., Канюкова А.Ф., Нечаева Е.М., Медведева Л.М., Канюкова Н.М., Сенькив С.А., Канюкова Е.С., Канюкова А.И.

Дети были заняты не только учебой. Школа жила интересной и полезной внеклассной и внешкольной работой. Под руководством организаторов по внеклассной работе Воротилиной Людмилы Ивановны и Широкой Татьяны Павловны, при активном участии всего педколлектива, школа отметила такие знаменательные даты, как 50 — летие Ненецкого автономного округа, 60 — летие со дня образования СССР и Пионерской организации имени В.И.Ленина.

Пионерская дружина школы носила имя Героя Советского Союза Юрия Смирнова. Пионеры выступали с приветствиями в Доме культуры к праздникам. Участвовали во всех проводимых в школе мероприятиях.

В день рождения пионерской организации 19 мая каждого года зажигался пионерский костер на песчаной сопке. Дети пели пионерские песни, жарили картошку, играли в мяч, смотрели, как  в небе  пролетали возвращавшиеся в родные места с юга на север, стаи птиц.

Комсомольцы школы провели большую работу по подготовке достойной встречи 19 съезда ВЛКСМ. Комсомольцами школы проводились субботники с перечислением заработанных средств в «Фонд солидарности», была построена спортивная площадка и полоса препятствия для занятий по начальной военной подготовке.

Лучшие комсомольцы поощрялись фотографированием у знамени комсомольской организации школы. Дети выполняли посильный труд по самообслуживанию в школе, интернате, ремонте книг в библиотеке. В летний период старшие работали в оленбригадах, в торговле, в детском саду, клубе, больнице, на заготовке сена, на ремонте школы и интерната.

Выпуск школьных стенгазет к каждому знаменательному дню. Проходили уже ставшие традиционными общешкольные линейки и праздники: «Первый звонок», «Всесоюзная радиолинейка», «День учителя», «Красной звездочки», «Букваря», «Посвящение в читатели», «Смотр строя и песни», «День юного героя-антифашиста», «Последний звонок» и другие. К праздникам в школе проходили вечера отдыха и смотры художественной самодеятельности, выезды в шефскую воинскую часть.

В коридорах школы были оформлены и постоянно дополнялись стенды: «Пионеры-герои»,»60-летию Пионерии», «Экспозиция Архангельского краеведческого музея», «Офицер — профессия героическая», «Герои комсомольцы», «Оперативная фотоинформация», «Все работы хороши», «Куда пойти учиться», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Ими гордятся в школе», «Учком в школе», «Выпускные экзамены» и другие.

Были оформлены выставки детских рисунков и поделок. Оформлена витрина «Богатства Канина» из материалов, подаренных школе геологами, проводившими экспедиции на Канин-камне.

В школе работали кружки: фото – Гудаев М.В., изокружок – Ушакова Г.Б., математический – Воротилина Л.И., по киноискусству – Попа С.Г., хоровой – Батманова Е.В., стрелковый – Дмитриев С.К., ОФП, лыжный, борьбы – Насонов Е.М., немецкого языка – Скворцова Л.Л. и другие.

Спортивно-массовая и военно-патриотическая работа в школе проходили под руководством учителя физкультуры Насонова Евгения Михайловича и военрука Христенко Олега Валентиновича.

Военизированный КВН и соревнования по стрельбе учащихся 9 — 10 классов школы и воинов шефствующей части. Учащиеся 10 класса проходили трехдневные полевые сборы на базе воинской части.

Вся школа принимала участие в общепоселковом построении по случаю открытия памятника погибшим воинам. В этот день была сильная метель. Сильный ветер со снегом посыпал построившихся вокруг памятника учащихся с подготовительного до выпускного класса. Как и все присутствующие на открытии жители поселка, учащиеся школы с честью отдали дань Памяти погибшим воинам.

Концерты и смотры художественной самодеятельности готовились с учащимися под руководством учителей музыки Гапчич Людмилы Анатольевны и Батмановой (Шпак) Елины Викторовны. Большую помощь в организации концертов оказывала директор ДК Христенко Зося Васильевна.

За восемь лет моей работы директором школы 10 классов окончило более двух сотен учащихся и около трехсот учащихся окончили восемь классов.

Средняя общеобразовательная школа п. Шойна в новом тысячелетии.

С 1991 года школу поселка Шойна возглавляет Широкая Татьяна Павловна.
Шоинская средняя школа за эти годы была дважды переименована: с 24.03.2004г. на основании решения № 9 сессии депутатов МО «Шоинский сельсовет» в «Муниципальное унитарное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Шойна», а с 2011 году  на основании Постановления Администрации муниципального района «Заполярный район» в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района «Средняя общеобразовательная школа п. Шойна».

Материал подготовил Гудаев М.В.
Использованы воспоминания заслуженного учителя школы РСФСР Валентины Артемьевны Ханзеровой.