Гераклит

ГераклитГераклит. Дальнейшее развитие идей ионийской школы связано, с именами Гераклита Эфесского в Малой Азии и Парменида в Элее в Италии. Воззрения обоих мыслителей полярно противоположны, но они связаны с более глубоким проникновением во взаимосвязь материи и движения, сущности и явления, которая у древних ионийцев ещё не была раскрыта. Ионийцы не уяснили принципа движения и, выдвинув представление о материальной первооснове всего сущего, не рассмотрели вопрос об источнике развития. Этот пробел был восполнен Гераклитом, жившим в первой половине V в. Гераклит считал первоосновой мира огонь, вечно движущийся, вечно развивающийся. Источником движения Гераклит считал борьбу противоположностей: «Противоборствующее соединяет, и из несогласия создаётся прекраснейшая гармония и всё бывает благодаря распре». В этой непрерывной борьбе единая сущность порождает многообразие вещей и явлений, составляющих вместе единую сущность: «из всего—единое и из единого — всё». Мир — это непрерывное развитие, непрерывное изменение, обновление существующего: «мы не можем дважды погрузиться в один и тот же поток». В этом непрерывном изменении огонь становится водой, вода — землёй, и обратно: земля — водой, вода — огнём. Оба противоположных процесса существуют вместе: «путь вверх и вниз — один и тот же». «Мир, единый из всего, не создан, никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». По поводу последнего высказывания Гераклита Ленин замечает, что это «очень хорошее изложение начал диалектического материализма».

Уделяя большое внимание движению, развитию, Гераклит не отрывал его от материальной основы. Всё изменяется, но вместе с тем существует: «всё истинно». Последователи Гераклита абсолютизировали изменение и утверждали, что все не истинное не существует. В реку нельзя войти и однажды. Это идеалистическое абсолютизирование диалектики Гераклита является яркой иллюстрацией к глубокой мысли Ленина: «Философский идеализм есть только чепуха с точки зрения материализма грубого, простого метафизического. Наоборот, с точки зрения диалектического материализма философский идеализм есть одностороннее развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленной».