Если душа родилась крылатой по лирике цветаевой. Сочинение: Если душа родилась крылатой. По лирике Цветаевой. Мой любимый поэт

На позапрошлой неделе еще выступала наконец-то со своим сочинением по Цветаевой. Еще где-то в ноябре!!! нам дали темы на выбор по поэтам. Каждый должен был написать сочинение на выбранную тему и потом читать в классе. Мне довольно сложно было выбрать, так как я в первый день, когда дали темы отсутствовала и уже многие мои любимые темы разобрали. Но потом я увидела, что есть одна тема по Цветаевой. И хотя звучала она слишком расплывчато и настораживающе ("Если душа родилась крылатой" по лирике Цветаевой), но я долго не раздумывала и выбрала эту тему, просто потому, что она по Цветаевой.

Я люблю лирику Марины Цветаевой. Я иду в ногу с ней что ли...Я читаю ее стихи, которые она писала вв 16-17 лет и ее мысли в них очень схожи с тем, о чем и я думаю сейчас. Ахматову (там были и по ней темы) я тоже люблю и скорее вот именно уважаю. Есть у нее мной очень любимые стихи. Но она как бы для меня где-то там, высоко, в недосягаемости...А Цветаева близка, понятна и словно свой человек что ли...

Думала написать сочинение заранее. Хотела на зимних каникулах (даже в Австрию книгу брала, чтобы писать), и на весенних потом. Но (какова все же человеческая сущность, а!!!) все откладывала и откладывала. И вот писала в ночь перед сдачей, на позапрошлой неделе. Вот так ведь бывает!!! Но, может, так оно и правильно...По крайней мере, в декабре я бы так не написала. Мне многое дали заметки о Контио...свободнее стало писаться. А тут еще такая тема, что вступление можно писать свободное. Да и все сочинение такое лиричное что ли...

Одним словом, сочинение удалось. Это не я так считаю. Я лично свои сочинения всегда перечитываю с отвращением, хотя меня за них и хвалят иногда. Какой-то мне язык примитивным кажется и вообще...Но за это сочинение меня вновь (после года почти паузы) похвалила наша учительница. Так сказала, когда я прочла: "Хорошее сочинение, да, ребят? Вот скажите мне, среди тех, из которых вы будете 2 июня списывать, среди всех этих золотых и бриллиантовых будут вот такие?..Вот кому надо деньги платить, чтобы писали". :) Я редко хвастаюсь, но в этот раз уж позвольте.

Вот само сочинение. Пусть здесь хронится. Когда-нибудь будет забавно это перечитать...

Сочинение на тему: «Если душа родилась крылатой».

Жаркою кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

(Марина Цветаева)

21 век. Москва. Город. Осень. Раннее утро. Торопится, движется толпа людей, спешат москвичи на работу, бегут, опаздывая, студенты на занятия. Одно и тоже каждый день, повседневность, будничность. Все смотрят в землю, на серый асфальт, такой же серый, как и предстоящий день. Но вот вдруг разливается звон колоколов, такой непривычный в современной Москве, но еще сохранившийся местами, такой светлый, щемящий душу, заставляющий задуматься, вспомнить… Поднимаешь взгляд, смотришь ввысь, и сразу в глаза бросаются ярко-красные, будто пылающие кисти рябины. И все вместе это тот час рождает только одну возможную, единственно верную ассоциацию - Марина Цветаева. Конечно, не все в этот момент вспоминают о ней, но и не я одна. Рябина, колокола, яркость впечатления, рваность слога, сила стиха и, несомненно, божественность дара - все это она. То самое утро, когда родилась Марина Цветаева, - значимая дата: в тот день родился настоящий поэт. Цветаева всегда признавала божественность своего дара, признавала его врожденность. «Если душа родилась крылатой»…Если она такой родилась, значит, она будет петь, она не сможет не творить, что и доказала Цветаева своим творчеством. Посмотрим же, как эволюционировала, развивалась, насыщалась и приобретала особые, только ей присущие черты муза Марины Цветаевой.

Уже в 21 год Марина пишет стихотворение «Моим стихам написанным так рано».

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Это стихотворение подчеркивает некую обреченность появления стихов Цветаевой. Ее стихи - это стихи, «сорвавшиеся» невольно, а потому такие естественные, легкие, тонкие, прочувствованные. «Что и не знала я, что я поэт», - эта строчка подтверждает божественность творческого дара поэтессы. Ее стихи, вот они, лежат написанные перед ней. Но она писала их не потому, что это модно, что это делали многие или просто от нечего делать. Нет. Она писала потому, что не могла не писать. Это было настоящее, нисшедшее свыше вдохновение. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», - утверждает Цветаева, и можно с полной уверенностью подтвердить ее пророчество уже в наши дни. Мне кажется, что в этой фразе не самодовольство, не уверенность, что ее стихи лучшие. В них просто естественное понимание того факта, что пишущееся спонтанно, случайно, легко, под вдохновением, обречено на то, чтобы пережить многие годы и сохранить свою прелесть и актуальность. «Формула - наперед - всей моей писательской (и человеческой) судьбы», - так говорила сама Цветаева про последнюю строчку этого стихотворения.

В стихотворении 1918 года вновь появляется тема вдохновения.

В черном небе слова начертаны —
И ослепли глаза прекрасные...
И не страшно нам ложе смертное,
И не сладко нам ложе страстное.

В поте — пишущий, в поте — пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий,—
Дуновение вдохновения!

Слова подобрать помогает именно «черное небо», на котором и начертаны слова. По-моему, эта метафора означает, что чаще всего озарения приходят именно ночью и сопровождаются некой вспышкой («И ослепили глаза прекрасные») В этом стихотворении уже чувствуется, что это самое вдохновение, муза становятся более четкими, индивидуальными, наделяется какими-то чертами. Также здесь уже звучит «мы» («нам знакомом иное рвение»), то есть Цветаева уже осознает себя частью некого целого, мира поэтов.

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»

Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.

Стихотворение написано хоть и тоже в 1918 году, но позже предыдущего. Здесь Марина Цветаева уже говорит не только о божественность поэтического дара, но и о его назначении. Поэты, по Цветаевой, те же открыватели, ученые. Они тоже призваны, чтобы открывать людям какие-то невиданные до того вещи, расширять их представление о мире. Другое дело, что открытия эти немного другого плана: «Певцом - во сне - открыты закон звезды и формула цветка». Поэты призваны открывать законы чудес и формулы красоты.

В стихотворении «Не смущаю, не пою» Цветаева рассуждает вновь о своем даре, говоря про свою правую руку: «Той которою пишу то, что Богом задано». Здесь уже появляется явное утверждение того, что движет ее рукою воля Бога. А также Цветаева замечает, что ее правая рука, именно та, которой она пишет свои стихи, «праведная», что значит безгрешная, нелживая. Мы понимаем из этого стихотворения, что помимо того, что муза Марины Цветаевой божественна, она еще и наделена праведностью, правдивостью, что дает понять читателю, что писать она будет только правду, в ее стихах не будет места притворству.

Однако Цветаева сама приходит к пониманию того, что писать стихи не так просто, это вовсе не механическое конспектирование мыслей и нужных слов, принесенных порывом вдохновения. Это тяжкий труд, причем не только моральный, но и физический. Так в 1922 году появляется фраза «выдышаться в стих». Именно «выдышаться». Цветаева, когда пишет стихотворения, вкладывает в каждую строчку целую лавину чувств. Если она пишет о боли, ей больно, о счастье - ей легко и светло. Так что мы понимаем, что творчество - это действительно труд, это ярая самоотдача.

Примечательно стихотворение Цветаевой, посвященное тридцатилетию «союза» поэтессы и ее верного письменного стола. В этой серии стихов звучит обращение к столу, как к одушевленному предмету, спутнику по жизни, помощнику во время невзгод. Цветаева благодарит стол за то, что он был всегда с ней:

Так будь же благословен -
Лбом, локтем, узлом колен
Испытанный, - как пила
В грудь въевшийся - край стола!

«В грудь въевшийся край стола», - эта фраза звучит болью, истощением, истязанием. Однако Цветаева согласна на эту жертву во имя творчества, не отрекается от своего дара из-за тяжести и страданий, которые оно несет. Напротив, она благодарит высшие силы за свой дар и обращается к столу: «Будь же благословен».

В цикле «Поэты» Цветаева рассуждает о пути поэта вообще и приходит к выводу, что «путь комет - поэтов путь». Она приравнивает путь поэта к пути кометы, делая акцент на то, что путь поэтов «не предугадан календарем», что он «жжет, а не согревает», «рвет, а не взращивает». В последнем стихотворении цикла самая последняя строчка, такая искренняя и полная отчаяния, вопрошает читателя, глядя на него жирным знаком вопроса на конце:
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший — сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!
Ответа на этот вопрос сама Цветаева не дает.

«Если душа родилась крылатой». Что же тогда делать? Как быть? Радоваться или плакать? Восхвалять Бога или проклинать? Бороться, сопротивляться или принять как есть? Каждый истинный поэт по-своему отвечает на эти вопросы. Не была исключением и Марина Цветаева. На примере ее стихов о поэзии мы постарались определить, как же воспринимала, чувствовала поэзию Цветаева, как бы она ответила на приведенные выше вопросы. Для нее поэт - это было призвание. Она согласилась на все тяжести, которые будут ее сопровождать, она не отреклась от своего дара. Она свято верила в то, что пишет и признавала божественность своего дара, а вслед за этим (а вовсе не из-за самодовольства) и то, что ее стихи будут жить вечно. Добавить стоит, пожалуй, лишь цитату самой Цветаевой, в которой коротко и ясно заявлено, что для Цветаевой значит ее поэтический дар: « Стихи мне нужны как доказательство: жива ли я еще?»

Имя Марины Цветаевой, наряду с именами Владимира Маяковского, Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, определяет целую эпоху русской поэзии первой трети 20 века. Сейчас их имена перестают быть только собственными именами реальных людей, а становятся названиями поэтических миров. Индивидуальность Марины Цветаевой многолика, мироощущение противоречиво, судьба глубоко трагична, а поэтический мир целен и един. Он существовал, существует и будет существовать под знаком особой «окрыленности», которая чувствуется во всем творчестве поэтессы. Что же входит в это понятие?
На мой взгляд, образ «крылатой» души лирической героини Цветаевой можно интерпретировать в двух направлениях. Во-первых, если душе даны крылья, значит она способна подниматься на миром, обществом и, соответственно, изменять свое представление об окружающей ее действительности. За этим же следует и особое ее отражение, в данном случае, в творчестве поэтессы. Ее душа, возможно, ищет крылья Пегаса, символ поэзии, и они, возвышая ее над обыденностью, позволяют чувствовать все гораздо острее, чем обычные люди, родившиеся без крыльев. Такой вывод мне показалось возможным сделать, прочитав «Предисловие» Цветаевой, размещенное в сборнике «Из двух книг», относящиеся к раннему ее творчеству. Там она пишет: «Цвет ваших глаз и вашего абажура, разрезательный нож и узор на обоях, драгоценный камень на любимом кольце, - все это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души».
Таким образом, можно почувствовать, еще даже не обращаясь непосредственно к лирике поэтессы, «окрыленность» ее души, своеобразие ее мироощущения, позволяющее с такой уверенностью заявить об обособленности ее творчества. Я также полагаю, что «крылатая» душа Цветаевой - это душа свободная, и свобода эта чувствуется не только во всей ее поэзии, но и в жизни. Уже тот факт, что поэтесса никогда не принадлежала ни к одному литературному направлению и не стремилась к созданию своей собственной школы, говорит о ее свободолюбии, так как подчинение поэтической стихии власти какого-либо направления в литературе означало бы для нее потерю индивидуальности и живости стихов. Уже в «Волшебном фонаре» появляется стихотворение «В.Я.Брюсову», в котором Цветаева решительно отвергает символистское восприятие жизни как повода для литературных упражнений и утверждает жизненный, а не литературный характер своей поэзии, ставшей для нее лирическим дневником, которую невозможно изменить по приговору «литературных прокуроров». В стихотворении поэтесса пишет:
Нужно петь, что все темно, Что над миром сны нависли.
Так теперь заведено. -
Этих чувств и этих мыслей
Мне от Бога не дано!
Мироощущению героини Цветаевой сродни что-то цыганское, проявляющееся в стремлении жить и дышать полной грудью, не стесняя себя всяческими условиями. В стихотворении «Молитва» 1909 года она пишет:
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой...
Лирическая героиня Цветаевой стремится к свободе во всем: в любви к человеку, к Родине и даже в одиночестве, приносившей ей страдания. Она видит в последнем положительные стороны, так как одиночество дает возможность уйти в себя и там, внутри, обрести свободу:
Уединение: в груди Ищи и обретай свободу...
Для человека, остро чувствующего свою отчужденность в окружающем мире, необходима простая человеческая любовь, согревающая страдающую душу. Она была необходима Цветаевой, и поэтесса умела ее ценить, но все же поэтическая натура брала свое и тяготела больше к несчастью свободы, а не к счастью подчиняющей любви. Свобода давала ей иную любовь, к которой она стремилась всю жизнь, и ничто не могло ей этого заменить:
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает - и бездна пролегла
От правого - до левого крыла!
«Крылатая», свободная душа, по мысли Цветаевой, может существовать только в свободной стране. Именно такой видит поэтесса Россию. Свобода личная для нее неотделима от свободы Родины, и об этом пишет она в стихотворении «Если душа родилась крылатой»:
Если душа родилась крылатой -Что ей хоромы - и что ей хаты! Что Чингис-Хан ей и что - Орда!
Так, через все творчество Марины Ивановны Цветаевой красной нитью проходит мысль о ее «окрыленности» -окрыленности поэзией и свободой. Две эти стихии, без которых не мыслила своего существования поэтесса, имеют и по сей день огромную силу воздействия на духовную жизнь людей.

Марина Ивановна Цветаева – талантливая и своеобразная поэтесса. Читая её стихотворения, так и хочется взлететь ввысь. На мой взгляд, чувство «окрылённости» проявляется в стремлении к счастью и свободе.

В своих произведениях русский поэт, как любила себя называть Мария, затрагивает тему полёта души в небо. Это можно заметить в строчках стихотворения «На заре». В нём поэтесса сравнивает свою сущность с полётом птицы, в которую она перевоплощается после смерти.

На заре - наимедленнейшая кровь,
На заре - наиявственнейшая тишь.
Дух от плоти косной берет развод,
Птица клетке костной дает развод.

Тоже можно сказать и о стихотворении «Что другим не нужно – несите мне». Цветаева перевоплощается в птицу Феникс, которая считается символом бессмертия: смерти и возрождения в огне. Но Мария Ивановна горит не ради себя, а ради других, чтобы освещать их дорогу. В этом образе чувствуется свобода.

Птица - Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю и горю до тла,
И да будет вам ночь светла.

Поэтесса в своих произведениях хочет дышать полной грудью, вдыхая свежий воздух, не разменивая свою жизнь на условности. Она не хочет жить в клетке. Мария воображает себя амазонкой, которая с радостью пойдет в бой и никто не осудит её за это.

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой…

М.И. Цветаева считала, что Родина должна «окрылять» своих граждан. И она верила, что Россия это делает.

Если душа родилась крылатой -
Что ей хоромы - и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и о - Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных - и сытость сытых!

Таким образом, через творчество Марии Ивановны Цветаевой можно проследить за необычным полётом мысли, за «окрылённостью» её души. Цветаева очень рано покинула наш мир, в 48 лет, но свет её сердца останется с нами ещё на многие века.

































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Добрый день, любители русской классической поэзии, сегодня для вас сотрудники Детской библиотеки проведем мероприятие из цикла литературной гостиной «Пока горит свеча», посвящённое замечательному человеку, талантливому поэту.

1 слайд

Марина Цветаева - русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века.

2 слайд

День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях.

Чтец:

Красной кистью
Рябина зажглась.
Падали листья;
Я родилась,
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

3 слайд

Ведущий:

Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его супруги Марии, профессиональной пианистки. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Марины.

Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.

4 слайд. Видео

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,


Высокая пена морская!
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

5 слайд

Ведущий:

Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, и больше всего – по-французски.

Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии.

6 слайд

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом.

7 слайд

Первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году. В основном он включал ее творения, написанные в школьные годы. Довольно быстро творчество юной поэтессы привлекло внимание знаменитых литераторов.

8 слайд

видео ("Вот опять окно")

9 слайд

Чтец:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Ведущий:

Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появляется глубокая страсть – книги.

И эта страстность – на всю жизнь.

10 слайд Видео (Писала я на аспидной доске)

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб всем было известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.

11 слайд

Ведущий: 5 мая 1911 года Марина приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих.

12 слайд

На пустынном, усеянном галькой морском берегу она встретилась с семнадцатилетним Сергеем Эфроном, только что приехавшим туда из пансиона. Любовь с первого же взгляда – и на всю жизнь.

"Они встретились на пустынном, усеянном мелкой галькой берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый юноша, почти мальчик - с огромными, в пол-лица глазами;

Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от нее, зеленых,- вложил ей его в ладонь, розовый, внутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь.

13 слайд видео ("Под лаской плюшевого пледа")

14 слайд

Чтец:

Мы с тобою лишь два отголоска:
Ты затихнул, и я замолчу.
Мы когда-то с покорностью воска
Отдались роковому лучу.
Это чувство сладчайшим недугом
Наши души терзало и жгло.
Оттого тебя чувствовать другом
Мне порою до слез тяжело.
Станет горечь улыбкою скоро,
И усталостью станет печаль.
Жаль не слова, поверь, и не взора,-
Только тайны утраченной жаль!
От тебя, утомленный анатом,
Я познала сладчайшее зло.
Оттого тебя чувствовать братом
Мне порою до слез тяжело.

15 слайд видео (Мне нравиться, что вы больны не мной)

16 слайд

Ведущий: Обвенчались Сергей и Марина в январе 1912 года.

Чтец:

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны!
Под крыльями раскинутых бровей
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху!
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.

17 слайд

Ведущий: Через год у них родилась дочь Аля – Ариадна Эфрон, которая станет для матери и ребенком, и подругой, и первым читателем.
Я назвала ее Ариадной, вопреки Сереже, который любит русские имена… Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. Ариадна – ведь это ответственно! Именно поэтому.

(звучит инструментальная мелодия без слов)

Чтец:

Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной - и всем чужой.
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.
И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала -
И всех молодых поэм.
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И всё, что мне - только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Всё будет тебе покорно,
И все при тебе - тихи.
Ты будешь, как я - бесспорно -
И лучше писать стихи...
Но будешь ли ты - кто знает -
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.

18 слайд

Ведущий:

Цветаева всегда стремилась дать детям как можно больше для души. Несмотря на свой возраст (ей было 20 лет) она вкладывала в них Поэзию, Музыку, Романтику, Природу и Любовь.

19 слайд

Так было и сыном Муром. Он стал для матери идолом. «Пока я живу, ему должно быть всегда хорошо», - говорила Марина. Дети были частью Сережи, любимого мужа, счастье с которым быстро сменилось тревогой за него.

20 слайд

В 1914 году Сергей Эфрон, студент 1 курса Медицинского Университета, отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. В ноябре 1917 года их разлучили революционные события. Сергей уехал в Ростов, где формировалась добровольческая армия Корнилова – так понимал он тогда свой долг русского офицера.

(Звучит фрагмент песни Зои Ященко «Белая гвардия»)

21 слайд

Ведущий: Во время гражданской войны Марина прониклась сочувствием к белому движению. В тот период она пишет стихи для сборника «Лебединый стан», а также большие поэмы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне» и романтические пьесы.

Чтец:

Что делали? - Да принимали муки,
Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом: долг напишут слово: Дон.

Ведущий: Превратно понятые идеи товарищества, верности присяге, вскоре возникшее чувство обреченности «белого движения» и невозможности изменить – именно обреченным уводят Сергея самым скорбным, ошибочным и тернистым путем в Чехию и Францию.

22 слайд

А что же Марина? Она в Москве, с двумя маленькими дочками.

(звучит «Мелодия слёз»)

Чтец:

Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста, встаю – холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины, тряпки – везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре.

Потом уборка, стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием, оттуда в столовую (на карточку от сапожников), к бывшему Генералову – не дают ли хлеб – оттуда опять в детский сад за обедом, оттуда – по черной лестнице, обвешенная кувшинами и жестянками, по черной лестнице – домой. Сразу к печке. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды – в одну кастрюльку – суп вроде каши. Кипячу кофе. Пью. Курю. В десять часов день окончен; в одиннадцать или двенадцать я уже в постель. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папироской, иногда – хлебом…

Ведущий: (по щелчку)

В феврале 1920 года умерла младшая дочь – Ирина. Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь… Долгая разлука с мужем, невыносимая боль.

23 слайд слайд видео (Расстояние: версты, мили...)

Чтец:

Расстояние: версты, мили...
Нас расставили, рассадили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Расстояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

24 слайд

В 1921 году Марина Ивановна узнала, что ее муж жив – она получила от него первую весть.

Чтец:

Наша встреча с Вами была величайшим чудом, и еще большим будет наша встреча грядущая. Когда я о ней думаю, сердце замирает: страшно – ведь большей радости и быть не может, чем та, что нас ждет.

Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то во всяком случае – каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела.

Ведущий:

Марина принимает решение – ехать к мужу, поскольку ему, недавнему белогвардейцу, в те годы обратный путь был заказан и невозможен.

На этом заканчивается первая часть горькой и невероятной судьбы у Марины Цветаевой и начинается вторая – после России.

25 слайд

Чтец: В понедельник, ярким днем 15 мая 1922 года Марина Ивановна с Алей сошли на вокзале в Берлине, а в июне она впервые после долгой разлуки увидела, наконец, мужа. Как долго стояли они оба, обнявшись, как стали вытирать друг другу мокрые от слез щеки.

Ведущий: Именно этот летний вечер предопределил другую разлуку – долгую, семнадцатилетнюю разлуку с Россией. Цветаева едет в Европу. Прага, Париж, Вандея… Долгие версты и годы.

26 слайд

Ведущий: В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому они постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину.

27 слайд видео (В огромном городе моем ночь)

Чтец:

В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.

28 слайд

Ведущий: В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном.

29 слайд

Чтец: Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.

30 слайд

Ведущий: Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой.
Город Елабуга: последнее земное пристанище неукротимой души поэта. 31 августа 1941 года поэт Марина Цветаева простилась с земной жизнью.

Ведущий: Сын ничего не смог передать: Аля отбывала срок, Сергей Эфон был расстрелян, сам же Георгий Эфрон, известный всем домашним под ласковым именем Мур, погибнет на фронте в годы второй мировой войны.

31 слайд

На кладбище в Елабуге есть такая надпись: «В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева».

Чтец:

Бога просила молитвенно, ранено,
чтобы ей дали белье постирать.
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
там, где вы жили, чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую:
"Пытка под старость - незнамо за что.
Ходют и ходют - ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто.
Сирые сени. Слепые. Те самые,
где оказалась пенька хороша,
где напослед леденяющею Камою
губы смочить привелось из ковша.
Бабушка, я вас прошу как о милости, -
только не спрашивайте опять:
"А отчего она самоубилась-то?
Вы ведь ученый. Вам легче понять".
Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече.
Есть лишь убийства на свете, запомните.
Самоубийств не бывает вообще.

32 слайд Видео

Ведущий: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…» – так звучат пророческие строчки известного стихотворения Марины Цветаевой. И действительно многие её произведения сегодня как никогда актуальны и востребованы.

«Если душа родилась крылатой...»

(Образ М.И.Цветаевой в воспоминаниях современников)

I . Введение

Если душа родилась крылатой -

Что ей хоромы и что ей хаты!

М.И.Цветаева

Среди самых замечательных имен в русской поэзии XX века мы справедливо называем имя Марины Ивановны Цветаевой. «Некоторые исследователи литературы считают Цветаеву самым ярким представителем русского поэтического авангарда 20-30-х годов. В любом случае её литературная родословная связана прежде всего с культурой серебряного века» 1 .

К сожалению, в нашем школьном учебнике литературы (автор В.Я.Коровина) тематический раздел поэзии серебряного века отсутствует, и мы не изучаем на уроках литературы лирику М.Цветаевой. В этом плане интересной для нас оказалась тема учебно-исследовательской работы «Если душа родилась крылатой...», основанная на изучении книг, статей, эссе, воспоминаний о Марине Ивановне Цветаевой. Данная работы была организована в рамках республиканской научно-практической конференции. Нашим руководителем является учитель русского языка и литературы Питеркина З.А.

Выбор темы (I этап исследования) – очень серьёзный этап, во многом определивший работу над исследованием в целом. Здесь большую роль сыграла наша заинтересованность и желание узнать не только о фактах из биографии и творчестве поэтессы, но и о личных качествах М.Цветаевой. Мы поставили перед собой конкретную цель учебно-исследовательской работы: на основе изучения книг, статей, эссе, воспоминаний о Марине Ивановне Цветаевой выявить главные качества её личности.

Гипотеза исследования: Мы считаем, что личные качества и особенности характера человека проявляются в его плодотворной творческой деятельности.

Затем были определены задачи по этапам работы:

    изучить литературу по теме исследования; сформировать навыки работы с различными источниками информации, т.е. научиться конспектировать, делать ссылки, грамотно цитировать;

    познакомиться с литературно-критическими работами о М.И.Цветаевой;

    выявить особенности характера и личных качеств поэтессы на основе прочитанной литературы;

    подготовить сообщение о Марине Цветаевой для урока литературы в своём классе, познакомить одноклассников с её стихами.

Как видно, объектом нашей работы является жизнь и творчество замечательной поэтессы М.И.Цветаевой. Предмет исследования - книги, статьи, эссе, воспоминания современников и родных о Марине Ивановне Цветаевой. Мы не ставили перед собой задачу полного анализа творчества поэтессы, а лишь попытались составить своё личное представление о М.И.Цветаевой как о поэте и человеке.

С объектом и предметом исследования связан выбор методов нашего исследования: сбор и анализ материала по теме исследования, его систематизация и обобщение, библиографический поиск. Эффективное их использование, последовательный переход от одного метода к другому позволило успешно реализовать поставленные перед нами задачи.

Выбрав тему исследования, мы приступили к изучению литературы и материалов о жизни и творчестве М.И.Цветаевой. На данном этапе мы обращалась к самому разному

______________________

1 Болдырева Е.М., Леденев А.В. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001, с. 328

материалу: это книги, письма, статьи современников поэтессы, которые мы нашли в библиотеках, Интернет-ресурсы. Понятно, что поиск информации при составлении списка литературы, отбор литературы для учебно-исследовательской работы в большей степени лёг на плечи научного руководителя. Мы же, изучая и конспектируя литературу по теме исследования, получили практический опыт работы с первоисточниками, научилась конспектировать, делать ссылки, грамотно цитировать.

II . Актуальность исследования

Мы живем в переломное время. В такие периоды люди становятся стихийными историками, то есть, стремясь понять настоящее, начинают особенно внимательно вглядываться не только в прошлое, но и оценивать людей, живших когда-то. Ведь любая судьба связана с историей страны. А история - это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, её судьба складывается из историй отдельных людей. Именно память о прошлом позволяет современному человеку сохранять достоинство и неустанное стремление к духовным корням. Человеку нужна память о прошлом, чтобы творить жизнь, чтобы, связав прошлое и настоящее, стремиться к счастливому будущему. Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности нашего народа (куда в полной мере можно отнести жизнь и творчество М. И. Цветаевой) - задача каждого из нас.

Таким образом, актуальность нашей научно-исследовательской работы «Если душа родилась крылатой...»обусловлена усилением внимания к поэту, чьё творчество занимает достойное место в истории поэзии. В наше время ее стихами интересуются, их читают, заучивают наизусть. Как известно, каждая книга – это учебник жизни. Так вот каждый стих Цветаевой по праву может называться учебником жизни.

Учебно-исследовательская работа помогла реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса истории и литературы, познакомиться с жизнью и творчеством поэта серебряного века. народа.

III . Исследовательская часть работы

В начале своего исследования мы составили план нашей работы по изучению тех материалов, которые нам помогут решить поставленные задачи. Свою поисковую деятельность мы дополнили информацией из Интернета. Затем составили таблицу, в которой обозначили результаты нашего поиска:

Изучив необходимую литературу по теме исследования, собрав достаточный материал, мы приступили к выполнению нашей следующей задачи - выявить особенности характера и личных качеств Марины Цветаевой на основе воспоминаний о ней её друзей, соратников по перу, близких людей. Собранный материал мы оформили в режиме «тройного дневника»:

«В жизни Марина Ивановна отчётливая, твердая, с яс-ным умом... На одержимую она не похожа... она бывает одержима только в своем творчестве»

«Вскоре я узнала её привычку писать с самого раннего утра. Никакие силы, никакие обязательства не могли заставить уклониться её от этой работы»

О.Колбасина-Чернова. Из статьи «О Марине Цветаевой»

Цветаева много и плодотворно работала

Стихотворчество - образ жизни Цветаевой, без него она просто не мыслила своего существования.

«Одним из её девизов была фраза: «Вся моя жизнь - роман с собственной душой». В ней никогда не остывала эта потребность: писать... Когда родилась дочь Ариадна, Марина Ивановна день за днем фиксировала свои наблюдения об обожаемом первенце...»

А.А.Саакянц. Из статьи «Биография души поэта»

Цветаева воспринимала поэзию как живое существо. Святая любовь к поэзии требовала от неё, чтобы она всегда оставалась искренней и честной

«Взрослая, зрелая жизнь Цветаевой прошла в лишениях и одиночестве, и лишь фанатическая преданность поэ-зии... придавала ей силы переносит удары судьбы»

Ал. Михайлов. Из книги «Марина Цветаева. Стихотворения»

Цветаева стойкая и сильная женщина

«Марина Цветаева - статная, широкоплечая женщина с широко расставленными серо-зелёными глазами. Её русые волосы коротко острижены, высокий лоб спрятан под чёлку. Куда бы ни шла эта женщина, она кажется странницей, путешественницей. Широкими мужскими шагами пересекает она Арбат и близлежащие переулки, выгребая правым плечом против ветра, дождя, вьюги, - не то монастырская послушница, не то только что мобилизованная сестра милосердия. Всё её существо горит поэтическим огнём, и он даёт знать о себе в первый же час знакомства».

П.Г.Антокольский

Цветаева – женщина с неординарной внешностью.

«Марине Ивановне Цветаевой, когда я с нею познакомился, было двадцать пять лет. В ней поражало сочетание надменности и растерянности: осанка была горделивой - голова, откинутая назад, с очень высоким лбом; а растерянность выдавали глаза: большие, беспомощные, как будто невидящие - Марина страдала близорукостью. Волосы были коротко подстрижены в скобку. Она казалась не то барышней-недотрогой, не то деревенским пареньком».

И.Г. Эренбург

Марина совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, высокомерность и застенчивость, книжный романтизм и душевную простоту


«Марина Ивановна была чрезвычайно умна. У неё был острый, сильный и резкий ум - соединявший трезвость, ясность со способностью к отвлечённости и общим идеям, логическую последовательность с неожиданным взрывом интуиции. Эти её качества с особенной яркостью проявлялись в разговорах с теми, кого она считала достойными внимания.

M.Л. Слоним

Она была исключитель-ным собеседником, искала и ценила людей, понимавших её с полуслова.

«Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика... Легка и быстра походка, легки и стремительны – без резкости – движения. Лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности... Умела слушать, никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна... Была блестящим рассказчиком».

Из книги воспоминаний Ариадны Эфрон

Марина Цветаева очень любила своих детей.

«Любовь счастливая и несчастная, разделенная и отвергнутая, мимолетная и пожизненная, целомудренная и страстная, разлука, ревность, отчаяние, надежда - вся хроматическая гамма любовных взаимоотношений... О чем бы ни писала, ни говорила Марина Цветаева, где-то рядом с темой первого плана подразумевается, затаенно дышит, а то и заглушает все остальное любовная радость или любовная тоска. ...Когда же она впрямую говорит о своей любви, когда сама любовь диктует ей открыто, - голос Марины приобретает заклинающую и колдовскую силу».

М.С.Шагинян

Испокон веков женская сущность глубже и ярче всего проявляется в лирике. Марина Цветаева не исключение. Ее поэзия на редкость богата в этом отношении.

«Когда читаешь её книгу, минутами становится нелов-ко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и посмотрел сцену, видеть которуюне должны посторонние».

В. Брюсов

(книга Турковой А.М., Саакянц «А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы»)

Прославленный поэт обнаружил в стихах Цветаевой глубокую интимность, обнажённость чувств.

«Это был характер сильный и в тоже время легкоуязвимый, трудный для окружающих и для неё самой…»

«Шли годы, и горечь личных переживаний всё больше, всё чаще переплеталась с другой болью - по оставленной родине, по людям, с которыми, казалось, уже не суждено увидеться…»

Туркова А.М.

Статья в книге «А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы»

В эмиграции Цветаевой было тяжело: безденежье, бесприютность, бездомье…

Проделав определённую работу по теме исследования «Если душа родилась крылатой…», мы выявили особенности характера и личные качества Марины Ивановны Цветаевой.

Теперь мы можем решить ещё одну задачу, которая стояла перед нами в начале исследования - создать образ М.И.Цветаевой, подготовить сообщение о ней для урока литературы в своём классе, познакомить одноклассников с её стихами.

Марина Цветаева в воспоминаниях современников

(краткий конспект выступления на основе исследования)

Марина Ивановна Цветаева - поэт самобытный, смелая и яркая женщина. Прежде всего обращает на себя внимание то, что в воспоминаниях современников она предстает перед нами как человек с трагической судьбой, бесконечно любящий свою родину. «Истоки её характера - в любви к родине, к России, к русской истории и русскому слову. Она пронесла эту любовь через все скитания, беды и несчастья…» 1

______________________

1 Михайлов Ал. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дет. лит, 1990, с. 1

По словам современников, она безумно любила жизнь во всех её проявлениях, много и плодотворно работала, не представляла свою жизнь без стихов, без словотворчества. Цветаева воспринимала поэзию как живое существо. Святая любовь к поэзии требовала от неё, чтобы она всегда оставалась искренней и честной.

В то же время Марина Цветаева была очень сложным человеком. У нее были свои собственные взгляды на жизнь, на отношения. В ее стихах можно увидеть все: страх, боль, страдание, любовь, отчаяние, счастье - всё то, что она переживала сама.

Прочитанные нами материалы говорят о том, что Цветаева была исключительным собеседником, искала и ценила людей, понимавших её с полуслова, предъявляла к себе и окружающим высокие требования.

Таким образом, Марина Ивановна Цветаева на основе нашего исследования предстаёт как великий поэт и стойкая женщина, патриот и гражданин своей родины. Этот яркий, талантливый, незаурядный человек тесно связан с родной землёй, с традициями отечественной культуры и традициями народности. В настоящее время Цветаева признана одним из главных поэтов России ХХ века. Наконец-то, сейчас стихи Марины Цветаевой оказались понятыми и признанными.

III . Заключение (общие выводы)

Итак, в своей исследовательской работе мы постарались на основе изучения воспоминаний современников о Марине Цветаевой выявить главные качества её личности. Гипотеза исследования о том, что личные качества и особенности характера человека проявляются в его плодотворной творческой деятельности подтвердилась в ходе нашей работы.

Систематизировав и обобщив результаты работы по теме «Если душа родилась крылатой...», мы пришли к следующим выводам:

    Работа с книгами, статьями, воспоминаниями современников позволила собрать большой материал для изучения жизни и творчества М.И.Цветаевой;

    На основе воспоминаний о Цветаевой можно выявить особенности характера и личные качества поэта;

    Собранный материал по теме исследования помог нам подготовить доклад для урока литературы в 7 классе.

IV . Библиографический список

    Болдырева Е.М., Леденев А.В. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001.

    Михайлов А. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1990.

    Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Проза. – М.: Современник, 1989.

    Туркова А.М., Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. – М.: Сов. Россия, 1988.

Информационные ресурсы:

(О Марине Цветаевой глазами современников)

(биография М.Цветаевой)

(Сайт, посвящённый Марине Цветаевой)



error: Контент защищен !!