Экзотика Крайнего Севера в гравюрах

Гравюры РябоконьЭкзотика Крайнего Севера в гравюрах. «Обычно, говоря о Григории Анисимовиче Рябоконе, все прежде всего отмечают, что он прекрасный художник-график, первоклассный мастер линогравюры, классик графического искусства на Севере. И все это — абсолютная правда. Как и то, что он всю свою творческую жизнь был верен одной теме, создавая художественную летопись ненецкого народа».

Эти слова из воспоминаний старшего научного сотрудника Архангельского музея изобразительного искусства Зои Кулешовой как нельзя лучше отражают идею новой выставки, открывшейся в Окружном краеведческом музее — «Образы ненецкой тунд-ры в графике Григория Рябоконя». На ней представлены графические работы художника, выполненные техникой линогравюры, где в черно-белом варианте, показан национальный колорит и многообразие жизни ненецкого народа.

Григорий Рябоконь родился в 1920 году на Полтавщине, но вся его жизнь связана с Севером: с Архангельском, с Беломорьем, с тундрой. Профессию художника он избрал уже в зрелом возрасте, закончив в 1951 году Саратовское художественное училище.

Первое его знакомство с Ненецким округом, которое состоялось в 1953 году, на всю жизнь вселило творческое беспокойство в душу художника и определило главную тему его творчества — жизнь людей тундры. В результате этой поездки на республиканской выставке в 1955 году появились два этюда: «У Шойны» и «Становище оленеводов».

Именно в гравюре он попытался выразить свои мысли и чувства. Так начался новый этап его творчества. С начала 60-х годов он создает графические серии, в которых повествует о современной жизни ненцев.

Экспозиционер данной выставки Лариса Талеева обратила внимание на четыре сюжетных линии, которые ясно прослеживаются в представленных гравюрах. Первая линия — это населенные пункты, взгляд приезжего со стороны. Далее, он погружается в мир мужчин ненецкой тундры. Влюбившись в Север, Григорий Анисимович часто и подолгу бывал в тундре, путешествовал по бесконечным тундровым просторам в мужском аргише. Третья линия посвящена оленям. Именно они — основа жизни в тундре. Еще одно направление — мир женщин тундры — хозяек чума и матерей.

В своих работах художник подробно повествует об особенностях уклада жизни людей заполярной тундры, в мельчайших деталях фиксирует одежду и предметы быта. Его гравюрами были проиллюстрированы книги ненецких поэтов и писателей Алексея Пичкова, Василия Ледкова, Прокопия Явтысого, Александра Канюкова и Пэля Пунуха.

Г.А.Рябоконь умер в Архангельске в 2001 году. Самая большая коллекция работ мастера находится в фондах Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». В Ненецком краеведческом музее хранится 32 произведения Григория Рябоконя, в том числе и живописные полотна.

Кстати

Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. Для начала художник наносит на линолеум рисунок, после чего с помощью металлических резцов, обводит его. Углубленные места на оттиске получаются белыми, затем сверху наносится краска, все накрывается бумагой и прогоняется через специальный станок. В итоге, на бумаге остается оттиск. Клише из линолеума можно использовать не один раз, размножая рисунок без использования ксероксов и сканеров.

Автор — Елена Боброва

Ссылка на источник — nvinder.ru от 9 ноября 2010 г.