Чем кормить гостей будем?

Чем кормить гостей будем?

«Россиянам нужна арктическая диета», — к такому выводу пришли участники дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики («ПОРА»), обсуждая возможности Севера, как поставщика экологических чистых продуктов для остальной России.

Открыл дискуссию генеральный директор «ПОРА» Борис Тарасов, подчеркнувший, что Арктика богата не только нефтегазовыми ресурсами, но и продуктами питания, которые прекрасно могут дополнить рацион жителя средней полосы.

Будучи кандидатом медицинских наук, Тарасов обратил внимание собравшихся на то, что уровень смертности среди коренного населения Севера от сердечно-сосудистых заболеваний гораздо ниже, чем в остальных регионах. По его мнению, на этот фактор влияет рацион питания местных жителей Арктики.

Это подтвердил и.о. проректора Сибирского федерального университета, директор Экофонда СФУ, профессор Михаил Гладышев. Он сообщил о том, что полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в пище северных народов, в частности, арктических рыбах, позволяют снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 30%.

По его словам, на этот феномен учёные обратили внимание ещё в 70-х годах прошлого века, когда изучали здоровье эскимосов, живущих в Гренландии и Дании. В первом случае проблем с сердцем зафиксировано не было, тогда как во втором картина болезни соответствовала обычной норме датчан, поскольку эскимосы питались, как европейцы.

Гладышев считает, что необходимо оценить пищевые ресурсы российской Арктики, чтобы понять, сколько их можно взять у природы, не нарушая экологический баланс.

«На Севере надо жить хорошо и есть полезную пищу», — отметил Координатор программ «ПОРА» Александр Стоцкий, подчеркнув, что эта практика должна быть распространена и на другие регионы РФ, а также европейские страны. По данным Стоцкого, например, в Германии заинтересованы в экспорте российской оленины, как полезного и экологически чистого мяса.

Клюква

развесистая

Советник заместителя губернатора Архангельской области — руководителя представительства Архангельской области при правительстве РФ, кандидат экономических наук Алексей Алтынцев напомнил, что помимо оленины и рыбы, в Арктике есть и другая отрасль, которую успешно освоили в США и Канаде — выращивание и сбор дикорастущих ягод.

В Архангельской области имеется частное предприятие по выращиванию клюквы, но поскольку полный производственный цикл занимает не менее шести лет, местные фермеры нуждаются в серьёзной финансовой поддержке со стороны государства.

10 октября 2017 года в ягодном кооперативе «Архангельская клюква» прошла торжественная закладка маточника для будущей клюквенной плантации. В мероприятии приняли участие пайщики и потенциальные инвесторы кооператива, учёные и специалисты- практики из Костромской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Карелия, Республики Коми, Москвы и Санкт-Петербурга.

По информации районной администрации, в Мезенском районе так же «разработан прекрасный инвестиционный проект по переработке дикоросов — так называемый, алгоритм действий, но нет инициатора, который бы взялся за реализацию этого бизнеса».

Как считают в администрации района, «для развития нашей непростой, самой северной территории Архангельской области собственных, естественных ресурсов маловато — даже для развития деятельности по переработке дикоросов. Тут нужны более мощные рычаги, во-первых, надежные инвесторы, потому что без солидного стартового капитала раскрутиться простому фермеру тут навряд ли удастся. Во-вторых, нам нужны сильные менеджеры, организаторы, дальновидные руководители». (Цитаты взяты из документов, предоставленных администрацией Мезенского района).

Эксперты же полагают, что развитие производства дикорастущих культурных растений на Севере перспективно, прежде всего, для потребителя, поскольку убираются посредники в лице перекупщиков ягод у населения, которые накручивают цены.

Брюност от Будейкина

А вот бывший мезенский, а ныне — архангельский предприниматель Владимир Будейкин в своём проекте «Фермерская слобода» не только показывает туристам фермерскую жизнь, но и кормит их поморскими деликатесами, миногой, например.

Для взрослых и детей проводятся экскурсии «Птичий дворик», «Кроличья деревушка», «Козья ферма», «Миножья гавань». О проекте Владимира мы планируем рассказать подробнее, пока же сообщим, что ради развития своего тур-проекта по «Фермерской слободе» он придумал рецепт уникальных конфет из коричневого брюноста. Вообще этот продукт — брюност — придумали в Норвегии. Он даже спас в 19 веке целую провинцию, Гюдбрандсдаль, от обнищания, когда жена одного из фермеров первая решила добавить сметану в сыворотку для получения «прима» — мягкого, сладкого коричневого сыра. Этот её «жирный сыр» стал продаваться лучше прима и масла. В основном, брюност делают из козьего молока с различными добавками — даже ягодами можжевельника.

В России этот продукт из Норвегии не продаётся, но мезенец Владимир Будейкин освоил рецептуру, и теперь в Архангельске делают не только брюност, но и конфеты из него.

— Начинается новый этап нашей деятельности — теперь наши гости могут попробовать сырные конфеты, — комментирует Владимир Будейкин. — Мы добавляем в них орехи, цукаты и шоколад. Шоколад и орехи, естественно, приходится закупать, но сыр наш! Как и рецепт этих конфет. Количество пока очень ограничено, но мы постараемся со временем включить это предложение в постоянный ассортимент.

На данный момент поморскими конфетами из коричневого сыра интересуются в других городах, в том числе и в Москве.

«Сделано в Арктике»

Анна Попова, начальник отдела развития туризма министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, поделилась опытом создания туристической площадки «Сделано в Арктике», функционирующей в регионе с 2014 года.

По её словам, люди, которые посещают Мурманскую область, интересуются местной кухней и это способствует продвижению северных продуктов в ресторанах и кафе, где для туристов создано специальное меню «Вкус Арктики».

Кроме того, немало трудностей арктическим производителям доставляет часто меняющиеся ветеринарное и экологическое законодательство, которое не учитывает особенностей того или иного региона. «В тундре соблюдать законы, придуманные в Москве, — проблематично и слишком дорого», — резюмировал Ружников.

Историк кухни, писатель Павел Сюткин высказал свою позицию. Он считает, что производители северных продуктов должны будут подстроиться под потребности покупателей из других регионов. Но прежде всего, еду из Арктики нужно сделать привлекательной для туристов.

Представители мурманского кооператива «Лавка-Лавка» Ирина Сардарова и Михаил Баринов рассказали, что их предприятие активно развивается. Построено два цеха — для переработки ягод и добычи морской соли из Северного Ледовитого океана. В планах — создание цеха для обработки грибов, которых много в Мурманской области.

«Нет проблем со сбытом», — констатировала Сардарова.

Однако их землячка Татьяна Сидорова, член представительства Мурманской области в Москве, считает, что промышленное развитие дикорастущих ягод требует общероссийского централизованного проекта и серьёзных финансовых вливаний в него.

Другой бизнесмен, директор интернет-магазина «Лавка деликатесов» Виктор Михайлов посетовал, что в России не знают северных продуктов, путая арктического омуля с байкальским, северного оленя с оленем благородным и периодически удивляясь, что оказывается, корюшка ловится не только в Петербурге.

По его словам, необходима большая разъяснительная работа, в первую очередь, в СМИ и социальных сетях.

Начальник отдела департамента стратегического развития и инноваций министерства экономического развития РФ Сергей Майоров считает, что для северных продуктов — оленины, рыбы и дикоросов — нужно сформировать устойчивый рынок сбыта.

Он полагает, что одним из основных «потребителей» полезной и здоровой северной пищи могло бы стать Министерство здравоохранения России. По его мнению, от морской рыбы и оленины не отказались бы в школьных и детсадовских столовых по всей стране. Сергей Майоров предположил, что экологическая продукция заинтересовала бы также спортсменов и военных. «Для широкого же рынка нужна фишка, узнаваемый бренд арктических продуктов», — подчеркнул он.

По его мнению, развитие Северного морского пути позволяет реализовать поставку рыбы и оленины в различные регионы страны, развивая при этом малый бизнес и улучшая рацион питания россиян.

Олени и Мезень

У предпринимателей — свой взгляд на проблему. Коммерческий директор АО «Мясопродукты» из города Нарьян-Мар Игорь Ружников заявил, что накормить олениной всю Россию — невозможно. Хотя бы в силу ограниченного поголовья оленей, сложной логистики и немалой стоимости.

По его словам, Ненецкий автономный округ не имеет постоянного наземного сообщения с Большой землей, а строительство дороги продолжается вот уже 30 лет. А это, в свою очередь, влияет на цену оленины, доставляемую в другие регионы страны.

Вот тут-то Мезенский район и мог бы стать подмогой, что, собственно, и было в советское время, когда оленьи стада забивались именно на Мезенском мясокомбинате, куда они шли своим ходом, а не вывозились, как сегодня, вертолётами.

По итогам дискуссии принято решение издать всероссийский каталог полезной арктической продукции на некоммерческой основе, куда войдут крупные, средние и мелкие компании, которые сегодня занимаются именно этим регионом.

Также вскоре состоится запуск goarctic.ru — портала, который будет объединять все актуальные арктические темы, в частности и раздел, связанный с «арктической диетой», едой, продуктами питания, гастрономией и в целом с кухней северных народов.

Мы же со своей стороны также планируем поддерживать на страницах газеты «Север» темы туризма, гастрономических брендов, развития предпринимательства в этих направлениях. О том, как принимают в сельских гостевых домах района, мы уже писали. На очереди — материалы о том, чем кормят гостей на Мезени и что от нас можно увезти в качества сувенира.

Ссылка на источник — http://север 16/02/2018/