Тундра для ненца – эликсир жизни!
Оленевод без тундры жить не может. Каждая тропинка и тундровая кочка узнаваемы и до боли знакомы. Знаю людей, которые давно уже покинули тундру и живут на Большой земле, но до сих пор хранят в шкафах и комодах угольки (ятамако) со своих родных кочевий.
Старики вспоминают, когда на заре советской власти и в послевоенное время оленеводов и овдовевших женщин с детьми начали оставлять в посёлках (в те годы у ненцев называвшихся просто базами), жители тундры задавали властям очень странный и непонятный им вопрос – в чём же мы провинились?
Базы – Шойна, Седи’’ яха (Кия), Хэху’’ яха (Несь), Хэта (Ома) или Пясты (Пеша), Пэ’’ яха – Чёрная и так далее (почти 20 поселений) – в те годы становились своеобразными резервациями для бывших оленеводов и их семей. Тундра была их родиной и домом. Если бы это смогли в то время понять тогдашние инспекторы и уполномоченные. Да что там говорить – в те времена никто и не пытался признать чум домом, его описывали как временное жилище кочевников. Было бы странно признать истину, но это жилище, под названием МЯ ’’ выдержало испытание временем, ему три тысячи лет. Неслучайно же именно чуму как вековому наследию предков, айнов, в 1996 году японцы поставили хрустальный памятник на острове Хоккайдо. На его открытии присутствовала делегация России, в составе которой был известный полярник Артур Чилингаров. Чум – идеальное жилище коренных народов. Он существует в разных вариациях у аборигенных жителей нашей планеты: вигвам, яранга, ненецкий мя’’, кильд – у саамов, юрта, суми у полинезийцев, якутские урасы, типи, каха у представителей африканских племён и так далее. Всего более ста различных вариантов.