Мурманско-канинские рыбные промыслы

Мурманско-канинские рыбные промыслыМурманско-канинские рыбные промыслы. “В настоящей статье я хочу сообщить те сведения, которые мне пришлось извлечь с 1906 по 1910 гг. включительно, участвуя в промыслах Западного и Восточного Мурмана и в водах Канинского полуострова, преимущественно в траловом, а попутно с ним и немного на ярусном и наживочном деле, на следующих пароходах:

пароход «Erling»а — с мая по август в 1906 г.,
»………..«Николай» — октябрь и начало ноября 1906 г.,
»………..«Николай» — с половины марта по октябрь 1907 г.,
»………..«Николай» — с конца апреля по октябрь 1908 г.,
»………..«Андрей Первозванный» — с конца апреля до половины сентября 1909 г.,
»………..«Север» — с начала июня до половины августа 1910 г.

Я был капитаном на этих пароходах, кроме «Erling»а, который был зафрахтован мною на время, и принадлежал норвежцам и плавал, следовательно, под норвежским флагом, а должность капитана на таком пароходе, в силу законов, должна быть предоставлена норвежскому подданному.

Промысел пикши в районе Канина в 30-е годы

ПикшаПромысел пикши. Пикша — один из основных объектов тралового промысла в Баренцевом море. В улове тресковых занимает второе место после трески. Уловы ее достигают 770 тыс. ц. Частично добывается ярусами и датскими донными неводами — снюрреводами. Наибольшие уловы бывают в восточной части Баренцева моря (район п-ва Канина и о. Колгуева) в июле — августе и ноябре — декабре, затем в западной части Баренцева моря весной (в марте — апреле). На западном Канине промысел пикши возник в 1937 г., когда Успешно был применен снюрреводный лов. В последующие годы снюрреводный промысел постепенно расширялся. В 1951 г., например, летом у западного Канина участвовало 27 мелких промысловых судов (сейнеров, малых траулеров, мотоботов), пришедших сюда из Архангельской области, из Карелии, с Мурмана.

Морская гидрометеорологическая станция

Метеорологические наблюдения в поселке Шойна были начаты 10 августа 1932 года по программе 2 разряда с открытием морской гидрометеорологической станции.

Метеорологическая площадка располагалась к западу от поселка на широкой возвышенной песчаной сопке в устье р. Шойна на берегу Белого моря.

Станция несколько раз переносилась. Последний раз это произошло 13 августа 1976 года, когда она была перенесена на 1.5 км к юго-востоку от прежнего местоположения на территорию аэрологической станции. Аэрологическая станция самостоятельно работала с ноября 1962 года в 2 км к югу от поселка Шойна. В 1976 году произошло объединение двух станций в одно подразделение непосредственно в поселке.

Наблюдения производились в три срока. Станция имела необходимые приборы и оборудование для выполнения установленной программы наблюдений: барометр-анероид, термометры в психрометрической будке, гигрометр Соссюра, дождемер и флюгер Вильда с тяжелой доской. Анероид в 1935 году заменен ртутным чашечным барометром, а дождемер в 1953 году — осадкомером Третьякова. В дальнейшем программа наблюдений расширялась, расширялся и совершенствовался парк метеорологических приборов.

Первыми наблюдателями на станции были Бобылев Евгений Матвеевич (1932-34) и Бульбяк Владимир Александрович (1934-35). С 1936 по 1937 год станцией руководил Ивановский Виктор Александрович при котором штат станции был увеличен.

В дальнейшем начальники и персонал станции неоднократно менялись. С 1962 по 1968 год начальником морской гидрометеорологической станции Шойна был Матвеев Анатолий Иванович, с 1969 по 1975 год — Утусиков Александр Васильевич.

Подвижник связи

Хомуненко НиколайПодвижник связи. Пятого декабря исполнилось бы сто лет Николаю Хоменко – одному из основателей радиосвязи и телевещания в НАО, почетному гражданину Нарьян-Мара. Николай Васильевич ушел из жизни в 2003 году, но память о нем хранят жители округа.

Николай Хоменко родился в 1914 году в Рязани и радиоделом увлекался с детства. Как рассказывал он сам, увлечение радио, которое тогда находилось в числе самых передовых технических новшеств, ему передал старший брат Сергей. Тот уже в начале 30-х годов держал связь с другими радиолюбителями с помощью самодельной коротковолновой радиостанции. К 18 годам Николай Хоменко освоил азбуку Морзе и в 1932 году поступил на работу в узел Наркомсвязи.

Грузовой теплоход «Академик Комаров» (1939)

Грузовой теплоход "Академик Комаров"Грузовой теплоход Северного государственного морского пароходства «АКАДЕМИК КОМАРОВ». … На основании акта приема от 1 апреля 1947 года, приказом СГМП от 30 апреля 1947 года за № 164 теплоход «АКАДЕМИК КОМАРОВ» был принят на баланс СГМП с 1 апреля 1947 года. Приказом ММФ за № 133 от 18 апреля 1947 года пароходству приказывалось определить работу теплоходу «АКАДЕМИК КОМАРОВ» совместно с пароходом «ЮШАР» по срочному расписанию на Печорской линии по 15-е августа, после чего использовать под перевозку пассажиров в Амдерминско-Дудинском направлении и обратно по одному рейсу в каждый из этих пунктов.

12