Покорение неба Арктики — 6

Покорение неба Арктики — 6

К 70-летию открытия воздушных трасс в Ненецком округе.

На настоящий день Ненэцкой авиацией вновь открыты и эксплуатируются следующие трассы:
1. Няръян-Мар – Пеша – Мезень – Архангельск (726 км).
2. Няръян-Мар – Варандей – Амдерма (630 км). Этой трассой, имеющей союзное значение, открыт наикратчайший маршрут, связывающий Архангельск с Амдермой, общей протяженностью 1356 км, укорачивающей путь, если лететь через Устьцильму, на 350 км.
3. Пеша – Индига
4. Няръян-Мар – Индига
5. Няръян-Мар – Хоседа-Хард
6. Няръян-Мар – Устьцильма
7. Няръян-Мар – Тобседа
8. Няръян-Мар – Шапкинский оленсовхоз.

Общее протяжение воздушных трасс Ненэцкого округа равно 2470 км. Но это еще не все. Задача открыть и связать с Н-Маром следующие линии:
1. Тобседа – остров Колгуев.
2. Несь – Шойна.
3. Хабарово – остров Вайгач (Варнек и Я-мал-Сале).
4. Хаседа-Хард – Сявта – Воркута – рудники Ухтпечтреста.
5. Амдерма – Кара.

Вместе с уже освоенными, протяженность всех трасс будет составлять 3301 клм. Кроме того, проводились эпизодические полеты в Усу, Адзьва-Вом. Предполагаются на 1937 год полеты в Ямальский национальный округ – в гор. Обдорск и на Новую Землю. Таким образом, горизонт Ненэцкой исполкомовской авиации расширяется, и навигация будущего года должна дать лучшие результаты, как по налету часов, так и по своей полезной отдаче.

Кроме двух самолетов СП, Ненэцкий РОКК (Российское отделение Красного Креста – ред.) получил в апреле санитарный самолет типа С-1, на котором также были произведены полеты пилотами Клибановым и Сущинским по перевозке больных и переброске медперсонала на периферию. Санитарная помощь в округе на самолете имеет колоссальное значение, принимая во внимание незначительное количество медперсонала и отдаленность пунктов.

Всего санитарный самолет налетал 26 часов при 24 полетах.

Техническое обслуживание самолетов осуществлялось бортмеханиками Катушенком и Кавецким, авиатехником Зыряновым. Принимая во внимание особые трудности эксплуатации в условиях Заполярья с подогревами моторов, отсутствие тепляков и ангаров, самых необходимых запчастей и инструментов и, наконец, мастерских, – вполне понятно, как нужно было работать, чтобы прийти к концу зимнего сезона без единой аварии и поломки. К тому же на периферии совершенно отсутствовали мало-мальски знакомые с авиацией люди, для которых самолет вообще являлся новостью, виденной впервые. По вине техсостава срывов рейсов не было.

В предстоящую зимнюю навигацию 1937 г., начинающуюся примерно с середины ноября и кончающуюся в первых числах мая, общей продолжительностью около 7 месяцев, необходимо будет каждому самолету довести налет до 250 час. и 25 000 километров. Судя по погоде прошедшего года, можно ожидать 60-65 летных дней, что вполне обеспечит выполнение поставленной задачи. Полеты летом в округе смогут быть осуществлены по приобретению /амфибии/, на сухопутных самолетах летом полеты производиться не будут ввиду отсутствия аэродромов.

Конечная цель Ненэцкой авиации связать весь округ с гор. Няръян-Маром, увеличив продуктивность работы его работников, быстрая своевременная заброска почты, чтобы работники на местах имели центральную печать не через месяц по ее выходе, как это было до сих пор, а через 4-5 дней. Оказать содействие различным организациям в их повседневной работе, как Окружкому партии, Окрисполкому, связь с совхозами и колхозами, разведка морского зверя, перевозка больных, – вообще работа многообразная и ответственная, требующая от летного состава серьезное и вдумчивое отношение.

Надо отметить, что имеющаяся материальная часть не отвечает в полной мере требованиям эксплуатации в условиях тундры. Самолет СП с полезной нагрузкой 342 кгр, куда входит экипаж из пилота и бортмеханика при одном платном пассажире, нерентабелен. Бортмеханик необходим потому, что на местах на периферии техсостава нет, обслуживание самолетов при низких температурах порядка – 20° – 40° одному пилоту нет возможности, когда необходим подогрев мотора и сложность запуска, не говоря уже о прочем обслуживании.

Кроме того, возможность вынужденных посадок по метеоусловиям на сегодняшний день не отпадает, и запуск мотора силами пассажиров весьма опасен. В дальнейшем, когда на местах будут мотористы, полеты возможно будет осуществлять без бортмеханика с двумя пассажирами. Крейсерская скорость СП равна 100 километрам, и в периоды с ноября по февраль, т.е. четыре месяца при коротких днях, в ряд пунктов рейсы возможны будут только в один конец. Специфические особенности полетов в тундре при отсутствии жилья заставляют возить с собой большое хозяйство, значительное по весу, в результате чего понижается запас горючего, что, в свою очередь, отражается на и без того малый радиус действия самолета. (Вес всего имущества, как то: паек, чехлы, инструмент, лыжи и проч. около 40 килограммов. Полный же запас горючего у самолета СП 102 килограмма. Поэтому приходится брать 65 килограммов или лететь с перегрузкой).

Помимо всего самолет СП в условиях тундры сезонный только для зимы, летом простаивает, т.к. сухопутных аэродромов, как выше сказано, в округе нет.

Все это говорит о том, что будущий самолет для ненэцкой авиации это, первым долгом, амфибия с полезной нагрузкой порядка 600 килограммов, с крейсерской скоростью не меньше 150 километров и посадочной 65 – 70. Кабина закрытая – лимузин, четырех-пятиместная (считая экипаж пилота и борт-механика), с отоплением от мотора. Самолет должен обладать мощностью двести-двести пятьдесят сил, возможно, двухмоторный (2 М-11), обязательно воздушного охлаждения, легко запускающийся при низких температурах.
Такой самолет вполне удовлетворит условия полетов в округе и его должна дать наша советская промышленность.

Автор — Людмила КОРЕПАНОВА
(В материале сохранена орфография географических названий, принятая в то время)

Ссылка на источник — nvinder.ru от 12 января 2006 г.