Покорение неба Арктики — 5

Покорение неба Арктики — 5

К 70-летию открытия воздушных трасс в Ненецком округе.

Отсиживание пурги в тундре вне жилья принято называть в Ненэцком округе «куропачий чум», т.е. спрятаться в снегу, как куропатки во время пурги. В результате нескольких куропачьих чумов выяснилось, что сохранить самолет от поломок во время стоянки можно лишь, поставив его к ветру, опустив руль высоты. Правда, в этом случае страдает верхний трос элеронов, т.к. он вытягивается, но потом все же можно выбрать слабину. Укрепить самолет можно следующим образом: используются бидоны, чемоданы, ящики, которые кладутся под плоскостями и связаны веревками с узлами у стоек. Во время пурги снег заметет эти предметы и они будут крепко держаться, в свою очередь придерживая самолет. Укрепление на льду производится следующим образом: вырубается ямка, расширяющаяся вниз глубиной 40 см, в нее вставляется палка, которая затем поворачивается в горизонтальное положение и привязывается за нее веревка, идущая к стойке крыла, такая палка скорее сломается нежели ее удастся вырвать. Оба эти способа весьма полезны.

Покорение неба Арктики — 4

Покорение неба Арктики — 4

К 70-летию открытия воздушных трасс в Ненецком округе.

Неблагополучно дело обстояло и обстоит на сегодняшний день с метео- и радиообслуживанием самолетов. Бюро оповещения погоды в округе нет, и руководствоваться приходится исключительно метеосводками, а за неимением метеостанций на многих пунктах – без них. Причем сообщение о погоде из ряда мест носило содержание «либо дождик, либо снег»… Не говоря уже о том, что имеются места, где радиосвязи вовсе нет, так, например, Шапкинский оленсовхоз, Болванская губа и т.д. При таких условиях, не имея прогноза об ожидаемой погоде, летать рискованно, в чем и не раз приходилось убеждаться, если судить по вынужденным посадкам.

В практике летной работы приходилось самому быть «синоптиком». Получая за несколько сроков погоду и сопоставляя данные, составлялась картина погоды. Большое значение для пилота – уметь читать шифрованную метеосводку, таким образом лучше сопоставлять процесс происходящих перемен в атмосфере.

Покорение неба Арктики — 3

Покорение неба Арктики — 3

К 70-летию открытия воздушных трасс в Ненецком округе.

Вид тундры с воздуха, а также с земли неодинаковый. Главным образом она представляет из себя пустынную местность, преимущественно холмистую, с возвышающимися сопками. Имеются отдельные хребты небольшой высоты порядка до 250 метров, преимущественно идущие с севера на юг, так называемые мусюры и камни (Тиманский Камень, Белужий мусюр и т.д.). Есть ровные низменные места – лапты, главным образом морское побережье, местности очень ровные и незаметно сливающиеся с кромкой берега, благодаря чему трудно определить границу воды и земли. По всей тундре разбросано много больших и малых озер, речек и висок.

Растительность не всюду одинакова, резко обозначенных границ леса и тундры мало. В большинстве случаев лес постепенно переходит в лесотундру, затем группируется отдельными лесными островками, но, чем дальше на север, они уменьшаются и постепенно исчезают, уступая место кустарнику – яре, которая, в свою очередь, тоже постепенно исчезает. Причем растительность в тундру вдается клиньями, располагаясь на берегу рек и озер, с воздуха это выглядит в виде черных полосок, уменьшающихся на севере и увеличивающихся к югу. До некоторой степени это может служить ориентиром определения стран света. На мусюрах и лаптах, главным образом приморских, растительности вовсе нет, местность совершенно белая, а при плохой видимости над нею летать низко опасно.

Покорение неба Арктики — 1

Покорение неба Арктики — 1

К 70-летию открытия воздушных трасс в Ненецком округе

Осенью этого года исполнилось ровно 70 лет со времени образования на территории округа уникального транспортного подразделения – авиации Ненецкого окрисполкома.

3 сентября 1935 года Северкрайисполком, заслушав доклад тов. Мануйленко «Об организации авиабазы в Ненэцком* округе», постановил: «признать необходимым организацию в Нярьян-Маре при Ненэцком Окрисполкоме авиации для связи с отдаленными районами, оленсовхозами, рыбными пунктами и островами.

В связи с тем, что средствами воздушной связи будут обслуживаться районы Севморпути, просить Главсевморпуть принять участие в расходах по организации и содержании авиабазы.

Поручить председателю Ненэцкого Окрисполкома т. Выучейскому И.П. при поездке в Москву настаивать в ГВФ на выполнении решения ВЦИК от 10/03-1935 года по организации воздушной связи в Ненэцком округе».

Голос канинской земли

Алексей ПичковГолос Канинской земли. «Милый Канин, эту песню у ветров подслушал утром…»
Именно этому, удивительно прекрасному уголку земли, посвящены почти все стихи и проза замечательного ненецкого поэта Алексея Ильича Пичкова.

17 ноября в библиотеке Ненецкой школы-интерната им. А. П. Пырерки состоялась презентация литературного сборника Алексея Ильича с говорящим названием – «Живая тундра». Книга окунает читателя в мир детства.

Стихи о детях и для детей, воспоминания поэта о маленьком хитром лисенке Сятуке, принесенном пастухом в тундровое стойбище, своеобразно дополнены иллюстрациями, выполненными учениками окружных школ. Сам поэт говорит, что «Живую тундру» по праву можно назвать «самым ярким и красочно оформленным сборником», который когда-либо ранее издавался под его авторством.

Выход этой книги стал настоящим праздником для почитателей творчества Алексея Пичкова. Обращаясь ко всем присутствующим на презентации, он сказал: «Сегодня я услышал о себе столько добрых слов, как мои стихи читают дети, и понял – моя поэзия еще нужна. Может быть, я не заслуживаю тех высоких оценок, которые вы дали мне и моему творчеству, но скажу одно: это очень обязывает, я обещаю, что буду писать больше, не остановлюсь на достигнутом!»

12