Чудо Каменного города

Чудо Каменного города

Побывать на западе нашего Ненецкого округа, в долине реки Белой, полюбоваться памятниками природы в первую очередь Каменным городом – моя давняя мечта.

И вот наконец я оказалась в этих благословенных местах!

Мы прилетели в Тиманскую тундру писать репортаж о праздновании Дня оленя. Молодой оленевод СПК «Индига» Роман Паньков (большое ему спасибо!) вызвался отвезти нас с фотокором Катей на квадроцикле в Каменный город. Мы проехали Ключ-шор, пересекли речку Каменная Виска, по дороге справа видели Белые сопки. И вот добрались. Такую красоту не описать словами!

Когда пересекали Каменную Виску, Роман сказал то ли в шутку, то ли всерьёз: «Мы тут недавно сёмгу поймали руками». А Белые сопки – это берега Каменной Виски в устье Ключ-Шора. Он интересен тем, что течёт только весной, а летом там ключи из-под земли бьют.
– Кто дал это название – Каменный город? – спрашиваем у нашего провожатого.

– Не знаю, это же давно было, – удивляется вопросу Рома. – Когда поднимается пар от реки, то кажется, что из тумана выступает город многоэтажный, мощный…

«Наверное, предки проснулись!»

«Наверное, предки проснулись!»

В Архангельской области множество диковинных мест, где хочется побывать. Вот – Кенозерье. В ноябре-декабре по деньгам получится совсем немного, по ощущениям – другая вселенная

Лошадки мохноногие

Лошадей зовут Мозайка, Чук, Игарка, Физичка, Канада, Кузен и как‑то ещё – запомнить сразу не получается. Но хочется. Должность их хозяйки, Розы Борисовны Захаровой, звучит солидно – заведующая сектором животноводства Кенозерского парка. Пока в секторе только мезенские лошадки и два забавных любопытных пони – Пеппи и Прайм. Но скоро будут козы, овцы, коровы, куры, гуси. Название уже придумали – экоферма «Конный двор». Потому что во дворе можно держать всех. А кого‑то и спасти. Северных короткохвостых овечек, например. Их уже очень мало осталось.

— Первую «мезенку» я купила лет пятнадцать назад и сразу влюбилась в эту породу, а вообще лошадьми занимаюсь уже больше двадцати лет. По специальности я ветеринарный фельдшер, – рассказывает Роза Борисовна. – Сначала их здесь было три – Заряд, Канада и Светлая. Потом парк купил ещё, да я привезла, да два родились. Сейчас их четырнадцать. А в прошлом году для них купили трактор и косилку, сено теперь в рулоны заворачиваем, красота!

Московский помор

Московский помор

Героя этой публикации знают все читатели «Няръяна вындер». По крайней мере, те, кто родился в конце прошлого века и в начале девяностых застал юмористические телепередачи «Оба-На», «Угол-шоу» и ряд других.

Ныне их автор и актёр Игорь Угольников – респектабельный джентльмен, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, заслуженный артист Российской Федерации и академик Международной академии телевидения и радио. Он давно убрал в дальний угол чёрно-белый клетчатый костюм, но всё также делит мир на чёрное и белое.

Место силы

Теперь Игорь Угольников ещё и почётный президент II кинофестиваля Arctic open, который состоялся совсем недавно в Архангельске. И с прошлого года – член Поморского землячества в Москве.

– Мои предки родом из Холмогор, – рассказал Игорь Станиславович на одной из пресс-конференций Arctic open. – Все они служили государству. Отсюда и особое отношение к северной земле, осознание сложностей, характерных для региона.

Поморские корни его семьи – в Холмогорском районе. Прадед Егор Угольников во время интервенции был расстрелян англичанами в 1918 году на острове Мудьюг, который называли островом смерти, там располагался концентрационный лагерь. Отец будущего актёра родился в Котласе, где сейчас живёт троюродный дядя Игоря Станиславовича – Александр Угольников, он же главный редактор газеты «Холмогорская жизнь»

В период моды на Арктику о Русском Севере принято говорить как о неком месте силы. Для нашего героя Поморье – возможность припасть к истокам, к силе своего рода. И это место заряжает как батарейка, так быстро иссякающая в шумной и суетной Москве.

– Северяне отличаются сильным характером, здесь суровый край и жить здесь нелегко, – говорит Игорь Угольников – И северные зрители отличаются от московской публики или кино-зрителей средней полосы России. Они более открытые и внимательные, но менее эмоциональные и спонтанные. Их аплодисменты идут от сердца.

Я злой и страшный

Линия жизни нашего героя, связавшая Архангельск и Москву, тянется из 1962 года. В середине декабря в семье московских инженеров Угольниковых родился мальчик Игорь. Рос он настоящим жигалкой – так по-поморски называют непосед. На скучную учёбу в школе у мальчишки не было ни времени, ни желания. Все силы будущий доктор Угол отдавал театральной студии и хоккею.

В интернете пишут, что отсчёт кинематографической карьеры актёра Игоря Угольникова начался в 1990 году с художественного фильма «Гулять, так гулять, стрелять, так стрелять». На самом деле в 1971 году первой его ролью стал мальчик Игорь в знаменитой комедии «Джентльмены удачи». Помните того самого пацанёнка, который на утреннике в детском саду должен был играть роль злого и страшного серого волка? Увы, под маскарадной маской будущего продюсера серьёзных военных кинолент «В июне 41-го», «Брестская крепость» и «Батальонъ» было не разглядеть. Первая роль Угольникова оказалась настолько мала, что её не обозначили в титрах. Но «злой и страшный серый волк» всё-таки показал свои зубы.

– Я перфекционист, – признался Игорь Угольников северным журналистам. – Поэтому со мной сложно работать. Не успокоюсь, пока в ходе создания военного фильма не будет сделано всё до мельчайших подробностей. Актёры должны прочувствовать на себе все реалии солдатской жизни. Одежда, оружие, обстановка – всё должно быть максимально честным. И я не хочу снижать планку. Поэтому на каждую картину намеренно беру нового режиссёра, так как хочу получить новые эмоции и новый опыт. Честно говорю, что иногда доходит до скандала, в том числе на съёмочной площадке. Слава Богу, режиссёр Вадим Шмелёв на съёмках «Ильинского рубежа» во многом был со мной солидарен. И так же, как и я, боролся за историческую достоверность.

Всё сошлось

На кинофестивале Arctic open Игорь Угольников представил новую киноленту «Ильинский рубеж». В её основе – подвиг подольских курсантов, которые стояли насмерть, обороняя Москву. Во время работы над картиной Угольников сделал невероятное открытие – нашёл информацию о своём деде, пропавшем в 1941 году. Сценарий киноленты был написан на основе документов из центрального архива Министерства обороны.

– С помощью друзей и архивных запросов выяснил, что мой дед погиб 6 октября под Москвой, – рассказал генеральный продюсер «Ильинского рубежа» на встрече с архангельскими зрителями. – В тот самый день, когда подольские курсанты приехали на рубеж. И тут всё сошлось… Три с половиной тысячи пацанов из подольского пехотного и артиллерийского училищ были выдвинуты на фронт. И две с половиной тысячи там остались навсегда. Им надо было простоять пять дней до прихода основных частей, а они продержались почти три недели.

Съёмки военной драмы завершились всего две недели назад. Впереди ещё год на монтаж, цветокоррекцию, компьютерную графику и прочее. Премьера состоится 9 мая 2020 года, в день 75-летия Великой Победы. Также планируется, что кинолента выйдет в четырёхсерийном формате на малые экраны.

Съёмки «Ильинского рубежа» проходили на месте событий. Команда народного проекта, а именно так называет Игорь Угольников своё детище, в точности воссоздала Ильинский рубеж и Варшавское шоссе. На съёмки было стянуто около ста единиц военной техники, в том числе – подлинные танки и пушки. Батальные сцены снимали как можно более реалистично и достоверно, стараясь свести к минимуму компьютерную графику. А молодых актёров обучали настоящие кадровые военные. Ведь даже винтовку снять с плеча – настоящая наука. Параллельно со съёмками шли поисковые работы.

– Было ощущение, что земля звенит, – не сдерживал эмоций Игорь Угольников. – К сожалению, не все останки бойцов можно было идентифицировать. Но когда мы видели белые косточки, то знали, что это немец. А когда они были серенькие, то значит, наш. У немцев было много кальция в организме от хорошей еды и напитков: молочных продуктов, мяса и шнапса.

А олени лучше

– Понимаю, что олени лучше! – вдруг улыбнулся фирменной улыбкой «Оба-На» усталый серьёзный продюсер на вопрос корреспондента «Няръяна вындер» о том, не хочет ли он в будущем снять фильм об оленетранспортных эшелонах. – Сейчас меня интересует уникальная история создания воркутинского драматического театра, основанного в 1943 году.

Гулаговский театр, он же театр за колючей проволокой – ещё одна трагическая история нашей страны. А сколько таких историй осталось пока неизвестными для юного поколения новой России?

– Я хочу, чтобы молодые люди расправили плечи и подняли голову, – признался Игорь Угольников. – Ни для кого не секрет, какая развернулась идеологическая война против нас. Мы в ней проигрываем и очень сильно, даже фатально. Но это не значит, что мы не должны бороться за своих детей. После показа «Брестской крепости» мне пришло интернет-сообщение. Мужчина написал, что его сын спросил после фильма: «Как же так получилось, что наши победили, если все умерли?» И долго потом расспрашивал про войну и затем сказал: «Пап, я буду защищать нашу Родину». Вот ради таких вопросов и надо работать. И делать это надо честно…

Так московский помор начал свою войну – за правду. И в этой борьбе нет места пятидесяти оттенкам серого. Только чёрное и белое.

– В жизни современного россиянина всегда есть место подвигу, – вновь лукаво улыбается доктор Угол. – Всё достаточно сиюминутно, достаточно вспомнить, как совсем недавно героем огромной страны стал футболист Дзюба. А если серьёзно, то сейчас в Музее Великой Отечественной войны мы будем помогать делать экспозицию под названием «Советский народ». Маршал Жуков сказал в своё время, что во Второй мировой войне победил наш народ. Не только человек с ружьём, но и те, кто ковал Победу в тылу. Вообще мне интересна история наших предков. Ведь воевала одна четверть населения, остальные-то как жили? Есть история эвакуации, санитарных поездов, заводов, сельского хозяйства и так далее. Ведь это тоже легенда, как и героическая история о 28 панфиловцах. К сожалению, многие герои оказались несправедливо забыты. Поэтому так важно сейчас создавать новые легенды…

А вместо заключения напоминаем: не забудьте 15 декабря поздравить Игоря Угольникова с днём рождения. Хотя бы в группе поклонников творчества артиста под названием «Оба-на (Угол-шоу)» в популярной социальной сети. И обязательно посмотрите «Ильинский рубеж» – страна должна знать и помнить своих героев.

Автор — Виктория АЛЁШИНА

Ссылка на источник — nvinder.ru от 13 декабря 2018

В Шиес со своим паролем

В Шиес со своим паролем

В Ленском районе побывали журналисты, чтобы увидеть, какие работы ведутся на станции Шиес и что думают об этом местные жители

Название этой небольшой станции в районе уже стало своеобразным паролем, по которому определяется, свой ли ты человек. А попытки местных жителей затормозить строительство, перекрыв дорогу, по которой ходит техника строителей, или, более того, повредить её, воспринимаются с здесь одобрением.

Этой теме была посвящена и встреча главы администрации МО «Ленский район» Алексея Торкова с представителями общественности Яренска, с активистами созданной в райцентре общественной группы «Чистый Яренск». Обсуждение шло нервно.

55 лет со дня выпуска. Год 1963

55 лет со дня выпуска. Год 1963

Прошло 55 лет со времени нашего выпуска из Нярьян-Марского педагогического училища, ныне социально-гуманитарного колледжа. В связи с этой датой хотелось бы поделиться воспоминаниями о дорогих учителях и однокурсниках.

Человек в Космосе!

Вот строгая, внешне суровая, слегка прихрамывающая, в строгом костюме светло-серого цвета Александра Николаевна Петракова – директор. Твёрдость и требовательность её и всех наших учителей, установленные порядки, как в урочное, так и во внеурочное время мы принимали с пониманием и уважением. Говоря об Александре Николаевне, не могу не вспомнить, как один яркий эпизод разрушил укоренившийся стереотип о её суровости. Большая перемена, 12 апреля 1961 года. Преподавателей и учащихся собирают в актовом зале. Входит Александра Николаевна, но не такая, как мы её привыкли видеть, а взволнованная, с сияющими глазами и светящимся лицом.