Внутренняя политика александра 1 1815 1825 конспект. Внутренняя политика Александра I

Последнее десятилетие царствования Александра вошло в историю как аракчеевщина – по имени главного доверенного лица царя А.А. Аракчеева.

Для этого времени характерно сохранение либеральной фразеологии, при почти полном свертывании реальных преобразований. Отказ Александра от реформ был обусловлен победой в Отечественной войне, давшей неоспоримые аргументы консерваторам, отсутствием либерально настроенного окружения, тяжелыми личными переживаниями, связанными со смертью его дочерей и выпавшими на долю России испытаниями. Все больше угнетало Александра чувство вины за убийство отца. Кроме того, он боялся повторить судьбу Павла.

В 1815 г. Польше была дарована конституция. В марте 1818 г., на открытии польского Сейма (парламента), император пообещал ввести конституцию во всей России, когда народ будет готов к этому. Однако проект конституции Новосильцева («Уставная грамота Российской империи ») так и остался на бумаге. Та же судьба постигла и весьма умеренный проект отмены крепостного права Аракчеева, предусматривавший постепенный выкуп государством помещичьих крестьян.

В 1816-1819 гг. закончилась отмена крепостного права в Эстляндии (Эстонии) и Лифляндии (Латвии). Однако это не имело серьезного значения для остальной страны.

С другой стороны все более заметными во внутренней политике становятся охранительные мероприятия. Так, начинается наступление правительства на автономию университетов. Общественная жизнь проникается идеями мистицизма и религиозности.

С 1816 г. (первые попытки делались и ранее) начинается создание военных поселений в Псковской и Новгородской губерниях. Их организация должна была воздать возможность для резкого увеличения численности армии в военное время и перевести армию на частичную самоокупаемость, так как в одном лице соединялись солдат и крестьянин. Этот эксперимент оказался крайне неудачным и вызвал мощные восстания военных поселенцев, которые беспощадно подавлялись правительством.

Движение декабристов

Движение декабристов, хотя и содержало некоторые признаки дворцовых переворотов прошлого, стало первой попыткой совершения буржуазной революции в России.

Причины движения декабристов:

8. Неспособность правительства провести обещанные реформы. Выросшие в ожидании либеральных преобразований, молодые дворяне были разочарованы в Александре I и пытались взять процесс демократизации жизни российского общества в свои руки.

9. Заграничный поход русской армии (1813-1814 гг.), во время которого русские офицеры воочию убедились в отсталости России, острее почувствовали ужасающее бесправие русского общества.

10. Необходимость отмены крепостного права, чреватого новой пугачевщиной.

11. Активное участие крепостных крестьян в Отечественной войне 1812 г. Эти события заставили многих русских помещиков по иному взглянуть на своих рабов, увидеть в них полноценных людей. Молодые офицеры были возмущены нежеланием императора дать свободу крестьянам-участникам войны.

12. Знакомство дворян с трудами европейских философов-просветителей, через которые в Россию и проникали либеральные идеи.

13. Крайне реакционная политика самодержавия после 1815 г. Особенно возмущало будущих декабристов создание военных поселений.

Среди либерально настроенной дворянской молодежи особое место занимали гвардейские офицеры А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, которые и стали инициаторами создания в 1816 г. Союза спасения ». «Союз» объединил около30 человек и носил строго конспиративный, заговорщический характер: предполагалось захватить власть путем вооруженного переворота в 1817 г., во время летних маневров (т.н. «Московское восстание»), а затем отменить крепостное право и начать другие реформы. Из-за отсутствия плана восстание в последний момент отменили, а «Союз» распустили, решив изменить тактику действий.

Во многом под влиянием конституционных обещаний Александра, в 1818 г. был создан «Союз благоденствия », который включал около 200 членов и ставил перед собой те же цели, что и его предшественник. Но добиться их члены новой тайной организации пытались путем пропаганды своих взглядов. Таким образом, декабристы пытались подготовить общество к принятию конституции. Впрочем, до народа их пропаганда все равно не доходила. Руководящий орган организации назывался Коренной управой . У «Союза» был свой устав – «Зеленая тетрадь ».

К 1820 г. члены «Союза благоденствия» разочаровались в просветительских методах борьбы. Наиболее радикально настроенные декабристы организуют его роспуск и вновь начинают подготовку к восстанию. В 1821 г. в Петербурге возникает Северное , а на Украине – Южно е общества декабристов. Формально оба общества считались частью одной организации. Представителями этих обществ – Н.М. Муравьевым и П.И. Пестелем, соответственно – были разработаны проекты программных документов. Параллельно с Северным и Южным союзами действуют и другие тайные организации. Одной из наиболее заметных было Общество соединенных славян , основанное на братьями Борисовыми на Украине в 1818 г.

Н.М. Муравьев в своей «Конституции » предлагал ввести в России конституционную монархию. Царь становился главой исполнительной власти, а власть законодательную получал двухпалатный парламент («Народное вече» и «Державная дума»), избираемый на основе довольно высокого имущественного ценза. Крепостное право отменялось. Каждый выходящий на волю крестьянин наделялся двумя десятинами земли. Остальную землю (исходя из принципа неприкосновенности частной собственности) предполагалось оставить помещикам. Россия должна была стать федеративным государством, состоящим из 15 частей, со столицей в Славянске (Нижний Новгород).

«Русская правда » П.И. Пестеля была радикальнее во всех отношениях. Сразу после восстания власть должна была быть передана временному правительству, наделенному диктаторскими полномочиями. Затем Россия должна была стать республикой, все органы которой – и законодательный («Народное вече»), и исполнительный («Державная дума» (орган исполнительной власти из пяти человек, один из которых переизбирался ежегодно)), – формировались бы на основе всеобщего равного избирательного права (только для мужчин). Глава исполнительной власти – Президент (один из членов Державной думы). Крепостное право предполагалось отменить, причем каждый земледелец должен получить в пользование только абсолютно минимальный надел. Остальная земля делилась на две части: государственный фонд и земли помещиков. Крестьяне могли покупать землю у государства или арендовать ее у помещиков.

Новые организации готовили переворот, который должен был произойти летом 1826 г. Однако, 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно умер Александр I. Декабристы решили воспользоваться возникшей после его смерти путаницей с наследниками престола (Константин Павлович тайно отрекся от престола и императором, неожиданно для всех, стал Николай Павлович) и провести восстание досрочно.

14 декабря 1825 г. Северное общество вывело на Сенатскую площадь в Петербурге некоторые гвардейские части, пытаясь сорвать присягу Сената новому царю – Николаю I. Однако, Сенат присягнул еще рано утром и, поэтому восстание потеряло всякий смысл. Кроме того, оно было плохо организованно – отсутствовал четкий план действий. Диктатор (руководитель) восстания, С.П. Трубецкой, на площадь не явился и восстание осталось без руководителя. Позднее им был провозглашен М.П. Бестужев-Рюмин. Восстание продолжалось почти целый день, потому что правительственные войска не решались стрелять в своих товарищей. Ситуация в корне изменилась, когда П.Г. Каховский застрелил героя войны 1812 г., генерал-губернатора Петербурга, М.А. Милорадовича, приехавшего уговаривать восставших. Восстание было жестоко подавлено. Еще одной из причин поражения стало нежелание декабристов обратится за помощью к народу. Боясь повторения ужасов пугачевщины, они остерегались привлекать простолюдинов к борьбе – действовали по принципу «Для народа, но без народа ».

29 декабря Южное общество во главе с С.И. Муравьевым-Апостолом организовало восстание Черниговского полка, так же подавленное войсками.

Николай I жестоко расправился с декабристами. Большинство оказались в ссылке и на каторге, а пятеро – К.Ф. Рылеев (поэт, герой Бородинской битвы), П.Г. Каховский, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин – были повешены.

Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.)

Направления внутренней политики Николая I:

14. Борьба с любыми проявлениями свободомыслия и оппозиционности, способными перерасти в революцию.

15. Укрепление государственной системы Российской империи.

16. Предпринимаются серьезные попытки решения крестьянского вопроса.

17. Проведение экономических преобразований.

Династический кризис и восстание 14 декабря 1825 г. наложили серьезный отпечаток на царствование Николая I и придали ему ярко выраженный реакционный характер.

1826 г. – создание III Отделения императорской канцелярии – тайной полиции для контроля за общественными настроениями. В ведении III Отделения находился корпус жандармов (шефом обоих подразделений стал А.Х. Бенкендорф).

1826 г. – издание жесткого цензурного устава («Чугунный устав »).

В 1828 г. министр образования С.С. Уваров разработал Теорию официальной народности . Ее основные принципы – православие, самодержавие и народность – утверждали исконность и незыблемость самодержавия, базирующегося на православии и безграничной любви народа к монарху. Таким образом, был установлен контроль над идеологическим содержанием образования. Кроме того, Теория должна была поставить непреодолимый барьер для проникновения в Россию западных идей и настроений. Это казалось очень важной задачей, т.к. Николай считал движение декабристов частью общеевропейского революционного заговора. В том же году запрещен прием в средние и высшие учебные заведения детей из непривилегированных сословий. С.С. Уварову принадлежат слова: «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно».

Внутренняя политика Николая была не только реакционной. Предпринимались серьезные усилия по совершенствованию государственного строя.

Одной из важнейших государственно-правовых проблем этого времени было отсутствие стройной системы права. Формально, еще продолжает действовать безнадежно устаревшее Соборное уложение 1649 г. Фактически же, в течении XVIII-первой четверти XIX вв. была создана громадная абсолютно бессистемная масса законов, часто прямо противоречащих друг другу. С целью кодификации (упорядочивания) законов в 1826 г. создано II Отделение канцелярии во главе со М.М. Сперанским. 1832 г. – публикация Полного собрания законов Российской империи (все законы в хронологическом порядке, 45 томов). 1833 г. – издание Свода законов Российской империи (действующие законы, 15 томов).

Николай I был озабочен сохранением крепостного права («пороховой бочки под Россией»), которое, во-первых, было чревато революцией, а, во-вторых, тормозило развитие экономики. Однако, прекрасно понимая необходимость его отмены, император не мог пойти на этот шаг. Отмена крепостного права должна была, по его мнению, привести к глобальным социальным потрясениям и революции. Поэтому речь могла идти только о его смягчении.

По Указу об обязанных крестьянах (1842 г.) помещик мог предоставить крепостным личную свободу, оставив землю в свой собственности. Однако часть этой земли он должен был передать освобожденным крестьянам в пользование на условиях отбывания ими повинностей.

В 1847 г. была проведена инвентарная реформа , носившая обязательный характер для дворянства. При составлении «инвентарей» – описей помещичьих имений – устанавливались нормы барщины и оброка, которые владелец поместья не имел права нарушать. Однако реформа эта охватила только Киевское генерал-губернаторство (несколько губерний) и была направлена на защиту прав православных крестьян от притеснений помещиков-католиков.

Немало внимания уделял Николай и улучшению положения государственных крестьян. В 1837 г. создается Министерство государственных имуществ , возглавляемое генералом П.Д. Киселевым, которое и проводит реформу государственной деревни. Создавались элементы местного самоуправления, в деревнях строились больницы и школы, производилось переселение крестьян в малозаселенные районы. Было упорядочено взимание государственных повинностей. Для защиты крестьян от последствий возможного неурожая создается общественная запашка (совместно обрабатываемая земля с общими результатами труда), на которую обычно высаживается картофель. В начале 40-х годов по стране прокатилась волна «картофельных бунтов», т.к. введение общественной запашки воспринималось крестьянами как государственная барщина и вызывало острый протест.

За годы правления Александра I экономическое положение России было основательно подорвано. Теперь возникла необходимость укрепления этой сферы. Министр финансов Е.Ф. Канкрин проводил протекционистскую политику и в то же время стремился максимально снизить государственные расходы (на железнодорожное строительство, Кавказскую войну и т.д.)

1839-1843 гг. – Финансовая реформа Канкрина. Проведена замена обесценившихся бумажных ассигнаций на серебряную монету (рубль).

В результате мероприятий Николая I произошло некоторое укрепление российского государства, которое, впрочем, сопровождалось его бюрократизацией, делала его громоздким и неповоротливым. Настоящая власть была сосредоточена в руках безликой бюрократии. Именно это означала фраза Николая I: «Россией правят столоначальники».


Похожая информация.


Либеральные меры:

Аракчеев, а затем специально созданный секретный комитет, по поручению царя разрабатывают проекты освобождения помещичьих крестьян, но все они остаются на бумаге.

Проведена крестьянская реформа в Прибалтике, по которой крестьяне получали личную свободу, но без земли.

В 1816-1819 гг. снижаются таможенные пошлины. С помощью этой меры Александр надеялся укрепить экономические связи со странами Европы и тем самым сблизиться с Западом.

В 1815 г. Польше предоставляется конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в составе России.

В 1818 г. по указанию царя несколько сановников под руководством П.А. Вяземского начинают разработку Государственной Уставной грамоты для России на принципах польской конституции и с использованием проекта Сперанского. Однако и эти планы остаются нереализованными.

Реакционное правление:

Крестьянский вопрос:

1815 Указ запрещавший крестьянам "отысчкивать вольность"

1822 Помещикам вернули право ссылать крестьян в Сибирь за "дурные поступки"

=> с 1818 большое количество серьезных крестьянских выступлений

Создание военных поселений .

Цели :

Сделать армию самоокупающейся и, таким образом, сократить огромные военные расходы.

Создать систему комплектования армии за счет "естественного прироста населения" в военных поселениях и, тем самым, ликвидировать рекрутские наборы, которые вызывали недовольство крестьянского населения страны.

Поставить под жесткий контроль государственное крестьянство, на базе которого создавались эти поселения.

Создать из военных поселян особую касту профессиональных военных, готовых выполнить любые приказы начальства.

Организация жизни в поселениях:

Все взрослые мужчины несли военную службу и одновременно исполняли сельскохозяйственные работы. Мальчики, достигшие совершеннолетия, зачислялись в полк. Режим службы, работы и быта - казарменный: под барабан и сигнал полковой трубы. Введение воинской дисциплины и наказаний за неповиновение.

Итоги:

Расходы на устройство образцовых деревень перекрывали расходы на армию

Треть армии стала относительно экономически самостоятельна.

Военные поселения неоднократно восставали; а поскольку они были вооружены и обучены военному делу, то эти восстания стали представлять угрозу государству.

Государственные деревни, ранее исправно платившие налоги и жившие в достатке, после превращения их в военные поселения превращаются в убыточные и существуют за счет казны.

Военные поселения были отменены только в 1857 г. Александром II.

В армии восстанавливается палочная дисциплина, одним из результатов которой стали волнения 1820 г. в Семеновском полку (против Шварца, телесных наказаний, запрета на зарабатывать на вольных работах)

В 1821 г. подверглись "разгрому" Казанский и Петербургский университеты. Начались гонения на прогрессивных профессоров и нелояльных студентов. Усилилась цензура, преследующая свободную мысль.

В 1822 г. последовал указ о запрещении тайных организаций и масонских лож. Невиданного размаха принял надзор за "неблагонадежными" людьми.

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А.А.Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями - сеймом. Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты.

Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбиралось дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 - на гминных (волостных) собраниях. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью, а также прочие владельцы недвижимости, фабриканты, хозяева мастерских, профессора, учителя и т.д. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер. Так, если во Франции в 1815 г. избирательные права получило 80 тыс. человек, то в Польше при населении, в несколько раз меньшем по численности, чем население Франции, этими правами обладало 100 тыс. человек.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 г. в речи, произнесенной на открытии польского сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н.Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты); Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.



В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - А.А.Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А.Аракчеева получили одобрение императора.

Тем не менее, планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение права на перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. «Вольных» батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений.

К 1821-1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823 гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815 г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности становилось наступление реакции по всем линиям.

Жесткая и бессмысленная муштра насаждалась в армии. Наиболее зримым воплощением утверждавшегося в стране полицейского режима явились военные поселения. Впервые в царствование Александра I они были организованы еще в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. К концу правления Александра I на положение военных поселян было переведено примерно 375 тыс. государственных крестьян, что составляло около трети русской армии, которую, очевидно, в перспективе предполагалось всю сделать «поселенной». Созданием военных поселений самодержавие рассчитывало решить сразу несколько проблем.

Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии, что было чрезвычайно важно при расстройстве финансов в последние годы царствования Александра I. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Таким образом, вооруженные силы переводились на «самоокупаемость». С другой стороны, «поселение» армии должно было обеспечить ее комплектование в мирное время за счет естественного прироста в военных поселениях. Тем самым в перспективе можно было ликвидировать рекрутчину - одну из наиболее обременительных крестьянских повинностей. В лице военных поселян создавалась особая каста, изолированная от основной массы крестьянства, а потому, как казалось правящим кругам, способная быть надежной опорой существующего порядка. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней.

Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал А.А.Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Военные поселяне испытывали на себе двойные тяготы - солдатской и крестьянской жизни. Их дети с 12 лет отбирались от родителей и переводились в разряд кантонистов (солдатских детей), а с 18 лет считались находящимися на действительной военной службе. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний.

Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги. Однако Александр I, убежденный в целесообразности «поселения» армии, с упорством, достойным лучшего применения, отстаивал взятый курс, заявив как-то, что военные поселения «будут во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова».

Наступление реакции проявилось и в политике правительства в области образования. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. Влияние религии на культурную жизнь страны возросло. Сразу же началась атака на университеты. В 1819 г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку.

В 1821 г. началось наступление на только что учрежденный Петербургский университет. Виднейшие ученые - М.А.Балугьянский, К.И.Арсеньев, К.Ф.Герман и другие были изгнаны оттуда по обвинению в пропаганде идей Французской революции. Значительно ужесточалась цензура, которая не пропускала в печать даже рецензии на игру актеров императорских театров, поскольку актеры находились на казенной службе и их критику можно было расценивать как критику правительства. Активную деятельность развернули различные кружки религиозного, мистического характера.

Особенно выделялось в этом отношении основанное еще в 1812 г. Библейское общество. Оно стремилось объединить представителей различных христианских исповеданий для борьбы с интернациональными идеями прогресса и революции, противопоставив им космополитические религиозные начала. Впрочем, проявлявшаяся в деятельности и Библейского общества и Министерства духовных дел и народного просвещения тенденция к известному уравнению православия с другими исповеданиями вызвала недовольство православного духовенства, не желавшего поступаться своим привилегированным статусом. В итоге Библейское общество оказалось в опале, а в 1824 г. был восстановлен прежний порядок заведования делами православной церкви и народного образования, которые снова перешли соответственно в компетенцию двух независимых друг от друга инстанций - Синода и Министерства народного просвещения.

Консервативно-охранительные начала воплотились и в практических мерах, принимавшихся самодержавием в отношении крестьянства. Так, до 1815 г. формально сохранял силу закон, в соответствии с которым только крестьяне, записанные за помещиками по первым двум ревизиям, не могли «отыскивать вольность». Теперь этого права лишились и все остальные категории помещичьего крестьянства.

Усиление реакции с начала 20-х годов XIX в. ярко проявилось, опять-таки, в мерах, направленных на укрепление власти помещиков над крестьянами. В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение». Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Единственное отличие между прежним, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение. В соответствии с разъяснением, последовавшим в 1823 г., судебные инстанции не должны были заниматься делами ссылаемых на поселение крестьян. Таким образом, даже те ничтожные уступки крепостным, на которые Александр I пошел в начальный период своего правления, существенно урезались.

Изменения претерпела с начала 20-х годов XIX в. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию, После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. Таким образом, в итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.

Перемены во внутренней политике

Победа в войне с Наполеоном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возможности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух говорило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западноевропейским, послаблений в национальной политике. С этими настроениями Александр I не мог не считаться.

Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западноевропейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление старых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом.

С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях Негласного комитета и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые проекты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.

«Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России

Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше. Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом . Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о предложении об их принятии на имя императора. Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете.

Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российской империи. Она сняла на время напряженность в отношениях между властью и польским населением. Император Александр I для принятия конституции лично приехал в Варшаву в 1815 г. Он предстал перед публикой облаченным в польский мундир и перепоясанный лентой польского ордена Белого Орла. Все это привело польское дворянство в состояние восторга и вселило надежды на дальнейшее расширение независимости Царства Польского и рост его территории за счет украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой.

Эти настроения прошли очень скоро. Если поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, то император Александр полагал, что и так сделал для Польши слишком много. Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование. Наряду с принятыми ранее законами для Финляндии, он рассматривал «польский эксперимент» как начало пути всей России к общей для нее конституции. Выступая в Варшаве в 1818 г. на открытии сейма, он прямо заявил слушателям: «Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры». Свидетелей этого выступления поразили и другие слова императора, который сказал о том, что «непрестанно помышлял» уже долгие годы о введении в России конституции.

Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева

Менее чем через год после выступления царя в Варшаве к нему на стол лег проект конституции, составленный Н. Н. Новосильцевым.

Николай Николаевич Новосильцев (1761-1838) воспитывался в доме графа А. С. Строганова, поскольку был незаконнорожденным сыном его сестры. В 1783 г. он начал военную службу в чине капитана. Он отличился в войне со Швецией в 1788- 1790 гг. Вскоре Новосильцев подружился с Александром Павловичем. На службе он не только отличался воинской доблестью, но и проявил себя как талантливый дипломат и государственный деятель. Новосильцев вошел в число членов Негласного комитета, пользовался особым доверием царя. С 1813 г. он служил на различных постах в Царстве Польском.

Именно ему Александр и поручил разработку конституционного проекта. Этот выбор объяснялся не только личной близостью Новосильцева к императору, но и необходимостью учета «польского опыта», а также удаленностью автора реформы от двора, что давало возможность обеспечить секретность проекта.

В 1820 г. проект Новосильцева был готов. Он назывался «Уставная грамота Российской империи». Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.

Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство страны, разделенной на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограниченна. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были.

Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.

К концу царствования император Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту своего отца он понимал, чем это может ему грозить.

Одновременно во всей Европе нарастало революционное движение, которое влияло на российское общество, вызывало опасение царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой - страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы.

Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов.

Нерешенные проблемы общественной жизни накладывались и на личные переживания Александра I, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру. В этом, как и в пожаре Москвы в 1812 г., и в страшном наводнении 1824 г. в Петербурге, царь видел Божью кару за мученическую смерть отца. Отсюда усиление у императора религиозности, а затем и мистицизма . «Призывая к себе на помощь религию, - говорил Александр, - я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». В интересах Русской православной церкви он запретил деятельность ордена иезуитов, ведшего пропаганду католицизма в стране. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях значительно увеличили количество часов, отводимых на религиозное обучение.

Основные итоги внутренней политики Александра I

Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? Главной причиной стала боязнь Александра разделить участь погибшего отца, который в своей политике пытался не считаться с интересами большинства дворян.


Важной причиной было и то, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов - не хватало умных, способных людей. Александр как-то в сердцах воскликнул: «Где их взять? ...Вдруг все не сделаешь, помощников нет...» Очень небольшим было и число последовательных сторонников реформ в обществе. Другой причиной была противоречивость общего замысла преобразований - сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию - с самодержавием, освобождение крестьян - с интересами большинства дворян. Секретность разработки реформаторских планов делала весьма легким отказ царя от уже готовых проектов. Немалую роль во всем этом играли и личные качества императора - неустойчивость его настроения, двуличие, развившаяся с годами склонность к мистицизму.

Задание 1. Какие факторы влияли на продолжение реформ, а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны?

Стимулировали реформы Сдерживали реформы
- Социально-патриотический подъем и общее ожидание перемен.
- Влияние европейского свободомыслия и революционных идей.
- Прогрессивный настрой широких слоев русского общества.
- Включение в состав страны территорий, ранее живших по европейским законам.
- Консервативные слои дворянства и чиновничества.
- Нерешительность и непоследовательность Александра I.
- Развитие революционного движения в Европе и волнения внутри страны.
- Международная позиция России (охранительные принципы Священного союза).

Задание 2. Составьте рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также ее основных положениях со слов польского шляхтича и российского дворянина-консерватора. Напишите план такого рассказа.

Польский шляхтич: «Царь Александр решил даровать конституцию полякам, привыкшим жить свободно. Это правильный шаг, чтобы сгладить противоречия, ведь поляки с воодушевлением и радостью поддержали Наполеона, восстановившего Польшу. Необычайный восторг вызвала присяга русского царя. Поляки получили гражданские и политические права. Польский язык стал государственным, все государственные посты отныне могли занимать только поляки. Право законодательное дано сейму, в нижнюю палату которого избирались шляхтичи и представители городов. Вся исполнительная власть принадлежит госсовету, а русский царь не может самолично принимать ни одного решения. В поляках укрепилась надежда, что эта конституция только первый шаг к еще большей свободе родной страны!»
Русский дворянин-консерватор: «Все это заигрывание с поляками не приведет к добру. Как можно части страны даровать такие свободы, ведь это дает пример и всей остальной империи. Дать гражданские права всему населению - это же поставить холопов наравне с благородными! Кто же будет работать на нас и обрабатывать господскую землю и как, позвольте, приказывать мужику, если дать ему права, равные нашим, сделать личность неприкосновенной и запретить наказания?»
План рассказа: 1) причины принятия, 2) основные положения, 3) характер конституции и отношение к ней в обществе, 4) ожидания от конституции.

Задание 3. Заполните таблицу.

Прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.

Задание 4. Объясните значение понятий.

Конституция - основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также судебную систему.
Гражданские свободы (права) - права, приобретаемые человеком при рождении независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальности, вероисповедания. Например, право на жизнь, свободу и неприкосновенность, свободу передвижения, вероисповедания, право на судебную защиту и др.
«Уставная грамота Российской империи» - проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым в 1819.
Мистицизм - в широком смысле - признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы.
Орден иезуитов - мужской католический монашеский орден, образованный И. Лойолой в 1534 году. Активно занимался наукой, образованием и миссионерством.

Задание 5. Укажите правильный ответ.

Согласно конституции 1815 г., главой Польского государства являлся:
а) польский король (см. примечание) ;
б) русский царь;
в) российский генерал-губернатор;
г) наместник русского царя.

Примечание. Русские цари (Александр I и Николай I ) короновались польскими королями . Только в 1831 году после польского восстания коронование было отменено и Царство Польское стало «польскими губерниями» в составе Российской империи.

Задание 6. Заполните таблицу.

Проект «Уставной грамоты Российской империи»

Прогрессивные черты Консервативные черты
- Принцип разделения власти
- Создание двухпалатного Государственного сейма и двухпалатных сеймов на местах
- Утверждение сеймом бюджета и законов
- Выборность представительской и судебной властей
- Предоставление избирательного права
- Предоставление гражданских свобод
- Свобода печати
- Независимость судебной власти и равенство подданных перед законом
- Суверенитет императорской власти
- Исключительное право законодательной инициативы и право вето у императора
- Вся полнота исполнительной власти в руках императора
- Имущественный избирательный ценз, что предопределяло состав сейма
- Предоставление избирательных прав и гражданских свобод только представителям свободных сословий
- Не затрагивался вопрос крепостного права

Задание 7. Составьте таблицу на основе материалов § 1, 3, и 6.

Основные итоги внутренней политики Александра I

Задание 8. Дайте характеристику императора Александра I, предварительно составив план доклада.

План доклада. 1) Обстоятельства прихода к власти; 2) Характеристика; 3) Характеристика царствования; 4) Заключение.

Александр стал царем после убийства собственного отца, о котором он знал и счел возможным не предотвратить. В дальнейшем это наложило отпечаток на все его правление и некоторые черты характера.
По словам современников, Александр был человеком светлого ума и добрый сердцем. Он был прекрасно образован и воспитан. Его образ мыслей во многом сформирован благодаря влиянию Лагарпа. Но то, что было заложено в него природой, было извращено действительностью. Он был нерешителен и слаб характером, его слабость в принятии решений, подчас, доводила его до упрямства. Он был злопамятен, но не «казнил» человека, а преследовал его медленно и методично. Зная о судьбе отца, Александр был скрытен, неискренен, изворотлив, доходя до двуличия. Он был эгоистичен и равнодушен к судьбам своих сподвижников. В нем была страсть к актерству и позерству.
Мне кажется ошибочным делить царствование Александра на либеральный и консервативный периоды. Придя к власти и будучи человеком умным, он понимал непригодность методов отца и умел выжидать, прислушиваться к настроениям и быть изворотливым в способах достижения цели. Пока его власть была слаба, Александр заигрывал с различными группировками дворян, лавировал. Но, по мере укрепления власти, политика Александра приобретала все более определенные черты и была направлена на укрепление самодержавия.
Царствование Александра очень точно охарактеризовал Ключевский: «...Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.»

Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.



error: Контент защищен !!