Юрий симонов: «дирижёр был персоной и музыкальным лидером…. Оркестр московской филармонии, юрий симонов, александр романовский Симонов юрий алексеевич большой театр

«Дирижёр был персоной и музыкальным лидером…»

Осенью 2015 года открывается II Всероссийский музыкальный конкурс (второй этап четырехлетнего цикла), посвященный специальностям: хоровое дирижирование a cappella, оперно-симфоническое дирижирование и камерный ансамбль (номинации: фортепианное трио и струнный квартет). Как и в 2011 году, Председателем жюри в номинации оперно-симфоническое дирижирование станет выдающийся российский дирижер, народный артист СССР Юрий Иванович Симонов . Нам удалось побеседовать с маэстро о состоянии дел в дирижерском искусстве на сегодняшний день, о «полезности» конкурсных состязаний, а также узнать его точку зрения на происходящее в современном музыкальном театре…

-Юрий Иванович, как складывается музыкальная судьба победителей I Всероссийского конкурса?

На I Всероссийском лауреатами стали: Д. Ботинис, М. Леонтьев и С. Кочановский. Диплом получил В. Валитов. Все четверо успешно работают. Ботинис - дирижёр-ассистент в оркестре Московской филармонии. Леонтьев - Главный дирижёр в Тамбове, Кочановский - в Кисловодске; Валитов возглавляет Юношеский симфонический оркестр России. Остальные 16 участников, выбранные для I тура из 77-ми приславших заявки, не вызвали сочувствия у жюри, несмотря на то, что некоторые из них уже работают по специальности. Это говорит о том, что в ряды действующих дирижёров продолжают проникать слабые профессионалы. Вспоминаются высказывания педагогов старшего поколения о том, что дирижёр - «штучный продукт». Что хороших дирижёров не может быть много и их воспитание нельзя ставить на поток.


Участник будет иметь полную возможность раскрыть себя. Для этого созданы специальные условия. Программа состоит из четырёх туров, на которых дирижёр может показать себя не только в увертюрах или частях симфоний, но и в крупной форме. Времени для работы с оркестром достаточно: 20, 30, 50 и 75 минут соответственно. Таким образом, каждый из четырёх конкурсантов, прошедших на IV тур, получит около 3-х часов работы с оркестром. Если дирижёр обладает культурой, артистическим темпераментом и понятными руками, то успех ему обеспечен.

-Ваше управление оркестром поражает артистизмом. Должен ли дирижер обладать актерскими способностями, искусством перевоплощения?

Впрямую ставить перед собой актёрские задачи не рекомендую. Лучше воспитывать в себе внутренний артистизм, формировать конкретное и личностное отношение к исполняемому произведению, пытаться услышать свой вариант фразировки и звучания. Это непременно отразится в характере жестов. Поэтому очень важно постоянно наращивать и оттачивать свой мануал. Логично организованная система движений помогает дирижёру, не прерывая репетицию, внедрять свои идеи и воплощать их в звучание конкретного оркестра. При этом техника должна быть не самоцелью, а эффективным средством достижения максимальной выразительности.


-В 1968 году вы стали первым советским дирижером - победителем международного конкурса. Это произошло в Риме. Что ощущали за дирижерским пультом? У вас была тогда какая-то стратегия в достижении такого высокого результата?

Никакой. Я был молод и наивен. Мой ленинградский профессор Н. С. Рабинович, узнав, что по инициативе К. П. Кондрашина, отвечавшего перед министром за комплектование советской делегации, я был выбран в качестве запасного участника, дал мне короткое и образное напутствие: «Вы уже сегодня должны быть счастливы тем, что на несколько дней попадёте в Рим, погуляете по его улицам и, продирижировав на I туре оркестром Академии Санта Чечилиа, полный незабываемых впечатлений вернётесь домой». Увидев на моём лице удивление (конкурс состоял из 5-ти туров), Николай Семёнович, заменив первый тур вторым, полностью повторил свою тираду… И так ещё три раза. Я терпеливо ждал… Он был мудрым человеком. Сам довольствовался немногим и нас приучал к терпимости. Его напутствия оказались полезными: в отличие от моих двух старших коллег, я воспринял конкурс не как опасное испытание, а как праздник, на который попал случайно. Возможно, поэтому, находясь за пультом одного из лучших итальянских оркестров того времени, я ощущал радость, мальчишеский азарт и… никакого страха!


-Густав Малер - Феликс Моттль - Николай Малько - Александр Гаук - Николай Рабинович - Юрий Симонов… Вы - пра-…правнук дирижерской школы великого композитора. Часто ли исполняете сочинения мастера?

К сожалению, не часто, поскольку бо льшую часть жизни я посвятил опере и оркестрам, нуждавшимся в насыщенной репетиционной работе. Малера лучше играть в высококлассных коллективах. И то - не во всех, а лишь в тех, где живы традиции исполнения этого композитора. Кроме того, Малер для меня, в первую очередь, - великий дирижёр типа Тосканини, Челибидаки, или Мравинского, мастер репетиционного процесса и рыцарь яркого исполнительского искусства. Уже много лет я осознанно стараюсь идти тем же путём, пожиная многочисленные трудности, которые лишь изредка озаряются достойными достижениями.

-В Большом вы работали с Б.Хайкиным, Ф.Мансуровым, А.Жюрайтисом и М.Эрмлером. И это, по вашим словам, был Театр! Что запомнилось из той былой творческой атмосферы?

Гордость за высочайший музыкальный уровень спектаклей и атмосфера уважения между дирижёрами. Несмотря на неистребимую страсть некоторых оперных солистов к интригам, дирижёрская коллегия решала многие вопросы вопреки капризам отдельных личностей. Репетиционный процесс был налажен как часы, дисциплина была железной, а режиссёры и художники не позволяли себе делать всё, что пожелают, не согласовывая свои действия с Художественным советом. В связи с этим не могу не упомянуть и других моих коллег: О. Дмитриади, А. Лазарев, А. Копылов, Р. Вартанян, В. Вайс, А. Лавренюк. Кроме того, на некоторые постановки мы приглашали М. Ростроповича, Е. Светланова, Г. Рождественского, Ю. Темирканова. Дирижёр в то благословенное для классической музыки время был персоной и музыкальным лидером. Публика шла послушать Рождественского в «Игроке», Ростроповича в «Онегине», Светланова в «Отелло», Темирканова в «Мёртвых душах». Попробуйте сегодня спросить вышедшего из театра зрителя: кто дирижировал спектаклем? Вам не назовут имени. Театральный дирижёр превращается в этакого дежурного официанта с музыкальным дипломом. Достаточно сказать, что в те годы скандал с «Тангейзером» был бы невозможен.


-Тема вагнеровского «Тангейзера» волнует сейчас многих; высказываются все, начиная от политологов и религиоведов, - кончая философами и культурологами. Как вы считаете, почему своё мнение в развернутом интервью не обозначил пока ни один современный дирижер
, если не считать самого дирижера этой оперы?

Дирижёр оперы поступил логично. Если он стоял за пультом в день премьеры, то обязан защищать свою работу. Курентзис также обнаружил свои взгляды на музыкальное искусство. Почему другие молчат - не знаю. Наверное, ещё не решили - нравится им постер, или нет. Но если постановщики спектакля держатся за него как за смысл жизни, то это может означать только одно: именно постер - главный акцент спектакля, его смысловая точка, принципиальная идейная платформа. Если же это не так, то… нет повода расстраиваться. Великие авторы прошлого: Глинка, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Шостакович - не такое переживали! И, слава Богу, не только остались живы, но ещё и выиграли…

-Эта постановка становится модной темой различных ток-шоу…

Кстати, обратите внимание на состав приглашённых телеканалами для обсуждения этой модной темы. Больше всех волнуются режиссёры драматических театров, хотя речь идёт об опере, где постоянным звучащим фундаментом является музыка. Но где дирижёры!? Видимо, последние настолько потеряли уважение в глазах народа и прессы, что их просто не замечают.

«Власть не валяется - её подбирают». Сегодня очевидно: власть, которую в конце прошлого столетия упустили дирижёры, подобрали режиссёры и, используя беззащитную классическую музыку, стали навязывать всем свои подозрительно оригинальные идеи. Если процесс пойдёт дальше, то скоро заговорят о режиссёрском терроризме в оперном искусстве.

Помню, в 70-е в Большом тоже поговаривали: «Театр не должен быть музеем! Он должен развиваться!» Разумные голоса объясняли: «Пожалуйста!.. Идите в Филиал и экспериментируйте, только оставьте в покое Большой. Эта площадка не для экспериментов. Большой - лицо русского оперного искусства!» В результате Б. А. Покровский создал «Камерный театр», что, как показала жизнь, было не только правильно, но и полезно для всех… Режиссёров можно понять: они хотят иметь свой театр, чтобы показать себя. Но таких театров мало. Может быть, государству ещё немного напрячься и построить несколько экспериментальных оперных театров? В результате, как говорится, - и волки будут сыты и… классики не покусаны…

Напоминаем, что Условия II Всероссийского музыкального конкурса по специальностям хоровое дирижирование a cappella , оперно-симфоническое дирижирование и камерный ансамбль (номинации: фортепианное трио и струнный квартет ), а также форма подачи заявки - на сайте http://www.muzkonkurs.ru . За дополнительной информацией можно обращаться по телефону 8-499-248-48-48.

Татьяна ЭСАУЛОВА

Фото Эдуард ЛЕВИН

и Ирина ШЫМЧАК

Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове в семье оперных певцов. Впервые встал на дирижерский подиум в неполные 12 лет, исполнив с оркестром Саратовской Республиканской музыкальной школы, в которой учился по классу скрипки, соль-минорную симфонию Моцарта. В 1956 г. поступил в специальную школу-десятилетку при Ленинградской государственной консерватории, а затем и в консерваторию, которую окончил по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969). Еще будучи студентом, Симонов стал лауреатом 2-го Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве (1966), после чего был приглашен в Кисловодскую филармонию на должность Главного дирижера.

В 1968 г. Ю. Симонов становится первым советским дирижером - победителем международного конкурса. Это произошло в Риме на IV-ом конкурсе дирижеров, организованном Национальной Академией Santa Cecilia. В те дни газета «Мессаджеро» писала: «Абсолютным победителем соревнования оказался советский 27-летний дирижер Юрий Симонов. Это большой талант, исполненный вдохновения и очарования. Его качества, которые публика нашла исключительными - таким же было и мнение жюри - заключаются в незаурядной способности входить в контакт с публикой, во внутренней музыкальности, в силе воздействия его жеста. Воздадим должное этому юноше, который безусловно станет поборником и защитником большой музыки». Е.А. Мравинский немедленно взял его ассистентом в свой оркестр и пригласил вместе с собой на гастроли Заслуженного коллектива Республики Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии по Сибири. С тех пор (вот уже более сорока лет) творческие контакты Симонова с прославленным коллективом не прекращаются. Кроме регулярных выступлений в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, дирижер принимал участие в зарубежных турах оркестра по Великобритании, Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Италии и Чехии.

В январе 1969 г. Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида» Верди, а уже с февраля следующего года, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен Главным дирижером ГАБТа СССР и занимал этот пост в течение 15-ти с половиной лет - срок рекордный для этой должности. Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры выдающихся творений мировой классики: «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя борода» и балет «Деревянный принц» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина. А поставленная в 1979 г. опера Вагнера «Золото Рейна» ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

И все же, наиболее важным вкладом в историю Большого театра следует считать кропотливую и поистине подвижническую работу Ю. Симонова с постоянно обновляющимися коллективами театра (оперной труппой и оркестром) по капитальному возобновлению и поддержанию высочайшего музыкального уровня спектаклей так называемого «Золотого фонда». Это: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Пиковая дама» Чайковского, «Садко» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Дон Карлос» Верди, «Петрушка» и «Жар-птица» Стравинского и другие... Ежедневная многочасовая работа дирижера в классах, регулярно проводившаяся с вновь организованной в те годы стажерской вокальной группой, стала прочным фундаментом дальнейшего профессионального роста молодых артистов после завершения творческой деятельности маэстро в театре в 1985 году. Впечатляет не только масштаб сделанного Юрием Симоновым в театре, но и то, что за один сезон он становился за дирижерский пульт в театре около 80 раз, и при этом не менее 10 названий на театральной афише в сезон находились под его непосредственным художественным руководством!

В конце 70-х годов Ю. Симоновым из молодых энтузиастов оркестра театра был организован Камерный оркестр, который успешно гастролировал по стране и за рубежом, выступая с И. Архиповой, Е. Образцовой, Т. Милашкиной, Ю. Мазуроком, В. Мальченко, М. Петуховым, Т. Докшицером и другими выдающимися артистами того времени.

В 80-е и 90-е годы Симонов осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 г. он дебютирует оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Covent Garden, а четыре года спустя там же ставит «Травиату» Верди. За ней последовали другие вердиевские оперы: «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште.

В 1982 г. маэстро получил приглашение продирижировать серией концертов Лондонского симфонического оркестра (LSO), с которым впоследствии неоднократно сотрудничал. Также выступал с симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в крупнейших международных фестивалях: Эдинбургском и Salisbury в Великобритании, Tanglewood в США, фестивалях Малера и Шостаковича в Париже, «Пражская весна», «Пражская осень», «Будапештская весна» и других.

С 1985 по 1989 год руководил созданным им Государственным Малым симфоническим оркестром (ГМСО СССР), много выступая с ним в городах бывшего СССР и за рубежом (Италия, ГДР, Венгрия, Польша).

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 год - Музыкальным директором Бельгийского Национального оркестра в Брюсселе (ONB).

В 2001 г. Ю. Симонов основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.

Вот уже более тридцати лет он является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, в котором за годы сотрудничества поставил почти все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга».

Кроме оперных постановок и концертов со всеми Будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 год проводил летние международные Мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более ста молодых дирижеров из тридцати стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма.

Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 год Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории. С 1985 года - профессор. С 2006 г. преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

Среди его учеников (в алфавитном порядке): М. Адамович, М. Аркадьев, Т. Богани, Е. Бойко, Д. Ботинис (ст.), Д. Ботинис (мл.), Ю. Ботнарь, Д. Бретт, В. Вайс, Н. Вайцис, А. Вейсманис, М. Венгеров, А. Викулов, С. Власов, Ю. Гандельсман, И. Головчин, Г. Гутьерос, П. Дабровский, Э. Дядюра, М. Жолтовский, С. Кальянов, Ким Е.-С., Л. Ковач, Я. Ковач, Ю.-П. Куусела, А. Лавренюк, Ли И.-Ч., Д. Лоос, А. Лысенко, В. Мендоза, Г. Менеши, М. Метельска, В. Моисеев, В. Небольсин, А. Оселков, А. Рамос, Г. Ринкявичус, А. Рыбин, П. Сальников, Е. Самойлов, М. Сахити, А. Сиднев, В. Симкин, Д. Ситковетский, Я. Скибинский, П. Сорокин, Ф. Стадэ, И. Сукачев, Г. Тертерян, М. Тургумбаев, Л. Харрелл, Т. Хитрова, Г. Хорват, В. Шарчевич, Н. Шнэ, Н. Шпак, В. Щесюк, Д. Яблонский.

Маэстро являлся членом жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В декабре 2011 будет возглавлять жюри по специальности «оперно- симфоническое дирижирование» на I Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

В настоящее время Ю. Симонов работает над учебником по дирижированию.

С 1998 г. Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской филармонии . Под его руководством оркестр в короткий срок возродил славу одного из лучших оркестров России. Во время выступлений с этим коллективом проявляются особые, характерные для маэстро качества: редкая по силе выразительности дирижерская пластика, умение устанавливать доверительный контакт с залом, яркое театральное мышление. За годы его работы с коллективом подготовлено около двухсот программ, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).

Юбилею работы Ю. Симонова с оркестром Московской филармонии (сезон 2008-2009) был посвящен абонементный цикл «10 лет вместе».

Основным событием 2011 года стало празднование 70-летия маэстро. Оно ознаменовалось новогодними концертами в Китае, двумя праздничными программами в Москве и концертами в Оренбурге в марте, туром по Испании и Германии в апреле. В мае прошли гастроли в Украине, Молдове и Румынии. Кроме этого, в рамках филармонической программы «Сказки с оркестром», Ю. Симонов провел персональный абонемент из трех составленных им литературно-музыкальных композиций: «Спящая красавица», «Золушка» и «Волшебная лампа Аладдина».

В сезоне 2011-2012 юбилейные туры продолжатся в Великобритании и Южной Корее. Кроме этого, 15 сентября состоится еще один юбилейный концерт - теперь чествовать будут сам оркестр Московской филармонии, которому исполняется 60 лет. В этом юбилейном сезоне с оркестром и маэстро Симоновым выступят выдающиеся солисты: пианисты Б. Березовский, Н. Луганский, Д. Мацуев, В. Овчинников; скрипачи М. Венгеров и Н. Борисоглебский; виолончелист С. Ролдугин.

В репертуаре дирижера - произведения всех эпох и стилей, от венских классиков до наших современников. Вот уже несколько сезонов подряд большой популярностью у слушателей пользуются составленные Ю. Симоновым сюиты из музыки балетов Чайковского, Глазунова, Прокофьева и Хачатуряна.

Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Юрий Симонов - народный артист СССР (1981), кавалер Ордена Почета РФ (2001), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год, «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006). Награжден также «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. В марте 2011 года маэстро Юрий Симонов был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Дирижер Юрий Симонов отпраздновал свое 70-летие 2011-05-22 18:10 6632

Дирижер Юрий Симонов дал концерт в Национальном театре оперы и балета — так музыкант отпраздновал свое семидесятилетие. В интервью Людмиле Ткаченко — корреспонденту «Известий в Украине» Юрий Симонов рассказал, почему для Киева он выбрал произведения Вагнера, о дебюте в Большом театре и почему мужчин в оркестре становится все меньше.

Подарочный тур

известия: Признайтесь, что вам сейчас больше по душе: гастроли с концертами по странам мира или педагогическая деятельность?

юрий симонов : Трудно сказать, но сейчас меня в основном интересует творчество. Я стремлюсь поменьше ездить и разговаривать,

лучше дирижировать своим оркестром, потому что самое главное для серьезного дирижера — оркестр, который он воспитывает. Нынешний приезд в Киев — это не та гастрольная форма жизни дирижера, когда каждую неделю он работает с другим оркестром, с другими людьми. Так я работал много лет, и умею это делать. Но сегодня это меня уже не очень интересует. Когда приезжаешь в другую страну, в другой театр, к другим людям, очень много сил и времени уходит на то, чтобы привыкнуть к ним, к звуку их инструментов. Надо, чтобы люди также привыкли к твоим рукам, жестам. Дирижер — это не фортепианный солист, тем более, не скрипач или виолончелист. Пианисту достаточно пробежать по клавишам рояля, услышать его звучание и, сказав себе, что здесь хороший рояль, можно отдыхать до начала концерта. Скрипач или виолончелист приезжают со своим инструментом. Им вообще репетировать не нужно. Десять минут «попробовали» акустику — и все. У дирижера все по-другому. На подготовку потребуется 4—5 дней, а то и неделя. А если спектакль — то и месяц. Поэтому стараюсь ездить уже меньше. Но в моем юбилейном году друзья сделали мне подарок — устроили тур по странам, включая Украину.

и: Как вы стали дирижером Большого театра Москвы?

симонов: После победы на международном конкурсе дирижеров Академии Святой Чечилии в Риме я был приглашен работать с Ленинградским филармоническим оркестром, а мой дебют в Большом театре состоялся в 1969 году с оперой «Аида». Так Верди положил начало моей дирижерской работе в Москве — я получил место главного дирижера, которое занимал до 1985 года.

и: Вы часто бывали в зарубежных турах?

симонов: Очень часто. Дебютировал с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден». Тогда же впервые дирижировал концертом Лондонского симфонического оркестра, с которым впоследствии не раз сотрудничал. Четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Неоднократно выезжал в зарубежные туры по Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Чехии. В 2001 году мне удалось основать оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. В качестве приглашенного дирижера выступал со многими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки. Кроме того, мы с женой живем на два дома: в Москве и Будапеште. Вот уже 34 года я сотрудничаю с Венгерским национальным оперным театром, в котором поставил практически все оперы Вагнера, в том числе «Кольцо Нибелунгов».

Сколько можно играть Чайковского!

и: Чем вы руководствовались, подбирая программу для концерта в Киеве?

симонов: Первые соображения: ехать на гастроли без солистов. Без солистов не страшно, ведь дирижер — тоже артист, хотя в наше время дирижеров вообще не показывают. Разве что когда он идет к яме, проходит к пульту, поздоровается — и все. И тут же зал переключает внимание на сцену, где главный герой — музыка. Дирижер должен показать залу голоса солирующих скрипок, валторн, саксофонов...

Я русский дирижер, значит, в программе должно быть русское произведение, конечно, любимое. Решил, что это балет Стравинского «Жар-птица», точнее короткая его редакция, сюита 1919 года. Потом подумал: еду в театр, где есть балет, значит, артистам или дирижерам будет интересно услышать именно эту музыку. Выбрал также оперу «Тристан и Изольда» Вагнера. Для меня немецкая дирижерская школа — это моя линия развития, потому что мой непосредственный педагог по дирижированию, профессор Ленинградской консерватории Николай Семенович Рабинович, ученик Александра Васильевича Гаука. У него в 30-е годы прошлого века был свой класс в Ленинградской консерватории. А Гаук — ученик Николая Малько, который был учеником Феликса Мотля. Мотль — ученик Густава Малера. Так что я прямой потомок немецкой дирижерской школы и горжусь этим. Первое отделение я посвятил мелодичной славянской музыке. Но согласитесь, приехать с пятой симфонией Чайковского — как-то немножко пошло. Сколько можно это играть!

и: Какой оптимальный срок работы над спектаклем?

симонов: Каждый артист, как каждый человек, привыкает жить так, как у него складывается жизнь в начале его пути. Моя удача — в оперном театре. Можно сказать, я там родился. Отец и мать были артистами хора в Саратовском оперном театре, и мою коляску, которая вечно стояла за кулисами, качали по очереди все артисты. Когда мне исполнилось три года, я научился во время спектакля забираться в темную директорскую ложу, взбираться на стул и начинал «дирижировать» непослушными ручонками, копируя местного дирижера Александра Гофмана. Билетеры, ругая родителей, за то, что оставляют малыша без присмотра, снимали меня со стульев, выдворяли из ложи, а я появлялся в другой — продолжая заниматься своим делом.

Ноты с картошкой

и: Когда же сбылась ваша детская мечта?

симонов: В 12 лет я дирижировал оркестром в музыкальной десятилетке, а когда учился в Оперной студии Ленинграда, которая была настоящим оперным театром, в 22 года впервые дирижировал «Русалку» Даргомыжского. Дипломной работой в консерватории стала опера Шебалина «Укрощение строптивой». В Оперной студии Ленинграда и Большом театре я научился глубоко работать над спектаклем. Для меня работа над одним спектаклем — полгода жизни. Потому что надо и партитуру разобрать, и что-то почитать. Это называется кабинетная работа. Первым делом надо подготовить концертмейстеров, которые занимаются с солистами в классах, побывать на их репетициях. Когда я служил в Большом театре, то каждый день давал по шесть уроков мастер-класса: четыре-пять утром и два вечером. В среднем до 500 уроков провожу. С солистами и пианистами каждую ноту разбираю: это потише, это немного погромче, тут немного подвинуть темп вперед, тут притормозить, а это нота слишком темная, ее стоит высветлить... Если работаешь в театре, нужно служить, как епископ в церкви. Если один состав оркестрантов — это легче, но опасно, лучше два. А я имел четыре. Представляете, сколько партитур нужно подготовить каждому артисту! Вчера из ложи вашего театра посмотрел на оркестр и увидел, что партии расписаны на плохой желтой бумаге, да еще корявым подчерком. Мы «картошкой» называем такие ноты. Дирижер должен взять партии домой, вычистить всю грязь, написать штрихи как следует.

и: Приходилось ли вам конфликтовать с режиссерами, которые навязывают свою постановочную часть спектаклю?

симонов: Приходилось, хотя я человек неконфликтный. И не потому что боюсь споров, просто не терплю конфликты. Меня это оскорбляет, обижает... Но это были тихие конфликты, я старался больше с этим человеком не работать. Как-то с одним дирижером поспорил из-за увертюры «Дуэньи» Прокофьева. Он считал, что увертюра в спектакле не нужна. Это его право. Но композитор почему-то пишет увертюру! Была такая традиция, а мы хотим от нее отказаться. Зачем? Если вы берете к исполнению классическое произведение, так дайте публике возможность послушать его в первозданном виде. Не нужно считать себя умнее автора.

и: Среди ваших учеников есть женщины?

симонов: Конечно. Но все зависит от того, какая женщина-дирижер. Если показывает во время работы, что она красавица — это одно. Если увлечена процессом игры и все делает правильно — это другое. Сегодня беда в том, что в оркестре мужчин становится все меньше. Они теперь больше занимаются бизнесом. Ведь не секрет, что музыка — не очень доходная статья. Чтобы быть музыкантом, надо иметь какую-то финансовую базу. А если у тебя семья, два-три ребенка, на зарплату не проживешь. Поэтому мужчины в скрипачи сейчас не идут. У меня в оркестре добрая половина женщин.

Его дирижерский дебют состоялся в 12 лет, когда Юрий Симонов впервые поднялся на подиум в Саратове, чтобы продирижировать оркестром музыкальной школы.

В его биографии уживались такие факты, как отчисление из Ленинградской консерватории, а затем - выбитое золотом имя на доске почета этого вуза; нежелание идти в оперные дирижеры и 15-летняя служба в Большом театре, где он стал не только самым молодым главным дирижером, но и долгожителем на этом посту.

Выступал с симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште. А в самый трудный для российской культуры период Симонов вернулся из Европы в Москву и возглавил Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Его позвали сами оркестранты. Симонов, не раздумывая, согласился: "Маленькая зарплата - не повод, чтобы пренебречь работой на родине". Это был донкихотский поступок. В дни юбилея народный артист СССР Юрий Симонов дал интервью "Российской газете".

Юрий Симонов: Образ Дон Кихота мне нравится, это символ упорства и желания во что бы то ни стало продолжать свое дело. И я так работал все последние годы. Сейчас государство дает оркестрам деньги. Но появился другой бич - наши музыканты уходят в другие коллективы, где платят на 5-10 тысяч больше. Я смотрю на это философски: если я воспитал сотню музыкантов, которые ушли в другие коллективы, значит, какую-то пользу стране я все-таки принес. Говорю это без иронии. Учить - это миссия. С удовольствием занимаюсь селекцией оркестра: выбираю людей, для которых музыка и жизнь в музыке имеет серьезное значение. Они согласны на небольшие зарплаты ради более высоких целей. Конечно, это пахнет идеализмом, но в искусстве без идеализма никуда, иначе это не искусство, а бизнес.

Российская газета: Как получилось, что в 29 лет вы стали главным дирижером Большого театра?

Симонов: Я был ассистентом у Мравинского и имел свой оркестр в Кисловодске - сочетание, о котором молодому дирижеру можно только мечтать. К тому же хорошо знал театральную изнанку (родители были оперными артистами) - она не вдохновляла.

Меня телеграммой вызвали из Кисловодска к министру Фурцевой. Екатерина Алексеевна задерживалась на политбюро и когда вошла в кабинет, с порога сообщила, что приказ о моем назначении она подписала и с 1 сентября я должен приступить к работе. Так, не успев и рта раскрыть, я был переведен из Кисловодска в Москву, в Большой театр. В декабре на гастролях в Париже мне было поручено дирижировать оперой "Князь Игорь", а в январе министр культуры вызывает снова: "Прекрасно работаете. С 1 февраля вы - главный дирижер Большого театра". - "Екатерина Алексеевна, это для меня слишком, я не готов..." - "Это - аванс. Работайте. Желаю удачи". Так я стал главным дирижером.

РГ: А то, что теперь происходит в этом театре, вас устраивает?

Симонов: Меня вообще не устраивает система организации оперного дела у нас в стране. Подражание западу - холопская русская привычка. Перенять западную модель, сделать из оперного театра концертную организацию и качать деньги - это неправильно. Мы должны сохранять русское оперное искусство. А это значит - постоянная оперная труппа, оркестр, хор, миманс и, конечно, - главный дирижер, без которого нет музыкального театра!

РГ: Вы убеждены, что для Большого театра ключевой является фигура главного дирижера?

Симонов: При условии, что это выдающаяся музыкальная личность, способная оплодотворить театр музыкальными идеями, а не человек, использующий имя Большого для поднятия собственного рейтинга. Музыкальная идея исходит с дирижерского пульта. А Большой - театр особый, в нем дирижеров должно быть не меньше пяти человек. Когда в нем одновременно работали Хайкин, Мансуров, Жюрайтис, Эрмлер и я - это был театр! Дирижеры с артистами разучивали партии по несколько месяцев. У некоторых вся партия состояла из одной фразы "Боярыня, царевна пробудилась" - даже с такими артистами я работал. И когда мы встречались на спектакле, - мы не были чужими людьми, как сейчас. Дирижер должен раскладушку поставить в театре и заниматься с труппой, чтобы не было, как на Западе: приехали, за месяц сварганили спектакль, прокатали и уехали - декорации продали другому театру. Деньги получили - все довольны. Получается, все ради денег и прославления собственной личности? Так русское искусство не сохранишь!

Большой театр - это лицо государства. Превратить его в плацдарм для режиссерских экспериментов и безвольной, формальной деятельности дирижеров среднего качества граничит с оскорблением моего чувства национальной гордости. Большой театр кажется мне таким пиком музыкального искусства, который не нужно понижать. Он должен оставаться исключительным явлением, эпицентром музыкально-вокальной культуры, Меккой русской оперы, храмом, если хотите. Кто хочет помолиться русской культуре - идите в Большой театр!

РГ: Вы по-прежнему востребованы на Западе, но продолжаете работать в России.

Симонов: И делаю это с удовольствием. В Лондоне, в Брюсселе прекрасные условия, большие деньги. Но почему русский человек должен свои знания, сердце, эмоции продавать где-то на стороне? Мы с оркестром с 2004 года объездили 27 городов России. Это большое счастье! Видишь живые лица, искренние улыбки, настоящие чувства.

Сейчас непростое для страны время: сколько проблем! Немножко не до искусства. Но я уверен, Россия переживет тяжелое время, и в стране займутся искусством. Моя задача дожить до этого времени.

В 1956 году Симонов переехал в Ленинград, где поступил в музыкальную школу при консерватории, а по её окончании - в саму консерваторию в классы альта Юрия Крамарова (окончил в 1965) и дирижирования - Николая Рабиновича (1968). В 1967-1969 руководил оркестром Кисловодской филармониии.


Родился в семье оперных певцов, и уже в детстве проявлял интерес к дирижированию. Обучался в музыкальной школе по классу скрипки, в двенадцать лет впервые встал за пульт школьного оркестра, продирижировав Сороковой симфонией Моцарта. В 1956 году Симонов переехал в Ленинград, где поступил в музыкальн

ую школу при консерватории, а по её окончании - в саму консерваторию в классы альта Юрия Крамарова (окончил в 1965) и дирижирования - Николая Рабиновича (1968). В 1967-1969 руководил оркестром Кисловодской филармониии. После победы на международном конкурсе дирижёров Академии Святой Чечилии в Риме

Симонов был приглашён работать с Ленинградским филармоническим оркестром (под руководством Евгения Мравинского), но проработал там лишь около года. В 1969 он дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида», а уже через год получил место главного дирижёра, которое занимал до 1985 года.

нов гастролировал за границей - в Европе, Японии и США - как с оперной и балетной труппой (руководил постановкой оперы Прокофьева «Война и мир» в Метрополитен-Опера в 1975 году), так и с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979. В том же году по инициативе Симонова в репертуаре Больш

ого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Вагнера (в частности, «Золото Рейна»). В 1982 Симонов дебютировал в Лондоне с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Уйдя с поста главного дирижёра Большого

театра, Симонов несколько лет руководил Малым симфоническим оркестром Московской филармонии и Малым государственным симфоническим оркестром. После распада СССР он продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным

приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1993 руководил постановкой «Пиковой дамы» в театре «Опера Бастилии», с 1994 по 2002 занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 с успехом дирижировал в Будапештской опере «Кольцом Нибелунга» В

агнера. В течение многих лет Симонов руководит симфоническим оркестром Московской филармонии, с 1975 по 1991 преподавал в Московской консерватории (с 1985 - профессор).

В репертуаре Симонова - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. Под его упра



error: Контент защищен !!